МЕТОДЫ И СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Л.С. Выготский писал, что «научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли».
Задача учителя – организовать эту активность ребенка, сформировать у него действия, необходимые для усвоения предметных знаний.
Традиционные методы и формы обучения направлены, прежде всего, на передачу готовых знаний учащимся, а новый стандарт биологического образования ставит другие цели, среди которых - развитие творческих способностей школьников. Для этого необходимы совершенно другие методы и приёмы.
Актуальным является использование креативных заданий - именно такие задания развивают фантазию, воображение, абстрактное и логическое мышление, формируют навыки совместной работы, развивают познавательный интерес, именно такие задания пополняют опыт творческой деятельности учащихся.
Креативность - это такие творческие способности человека, благодаря которым человек может создавать принципиально новые идеи, смотреть по-другому на старые вещи, а также отклоняться от традиционного шаблонного мышления и создавать новое.
Креативность с рождения свойственна всем, но теряется большинством при взрослении и становлении под воздействием общепринятой сложившейся системы воспитания, образования и т.д.
Для развития креативности существует множество различных упражнений. Известным и широко применяемым является «мозговой штурм», индивидуальный или групповой, где предлагается участникам написать как можно больше новых идей и разнообразных нестандартных решений по одному запросу.
Но существуют и другие техники для развития креативности, которые можно использовать, как индивидуально, так и в группе. Некоторые из них могут показаться смешными, банальными и забавными, но они помогают перестроить мыслительную деятельность учащихся. Примерно так же, как новый вид физических упражнений позволяет размять мышцы, о существовании которых человек даже не подозревал. Ниже кратко описаны некоторые техники развития креативности.
Методы креативной педагогики.
1. Метод образного видения.
Опишите амёбу обыкновенную, используя только прилагательные
(Одноклеточная, крошечная, кляксовидная, симпатичная)
2. Метод смыслового видения
Больной жалуется врачу на боли в желудке. Анализ показал, что у него нулевая кислотность. Переваривание, каких веществ затруднено в желудке? Как можно помочь больному?
Зимой пруды в рыбных хозяйствах покрываются толстым льдом, и рыба может погибнуть от недостатка кислорода. Как быть? Предложите дешевое и простое решение проблемы.
Яйцо взвесили перед началом и в конце инкубации. Изменился ли вес яйца?
(В конце инкубации масса яйца должна быть меньше, т.к. часть веществ расходуется в энергетических процессах, необходимых для развития цыпленка, а продукты окисления удалены из яйца через поры в скорлупе)
Путем рассуждения школьники приходят к выводу, содержащему новую информацию.
3. Метод символического видения
Придумайте ребусы: о земноводных, пресмыкающихся и птицах.
4.Метод эвристических вопросов
Составьте вопросы о крокодиле, используя вопросы: кто? что? зачем? где? чем? когда? как?
Составьте вопросы о внутреннем строении млекопитающих, которые будут начинаться словами: Почему? Сравните…, "Что случится, если...?", "Какие условия нужны, чтобы…?" Докажите…
5.Метод ошибок
Найдите в тексте биологические ошибки:
Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем. Мы пропалывали, поливали, выбирали из почвы дождевых червей, чтобы они не повредили корни растений. После работы мы мыли руки с мылом – ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печёночных сосальщиков – опасных паразитов человека. А однажды на бабушкину капусту напали белые планарии и стали объедать сочные нежные листья. Мы всех червей собрали и уничтожили. Летом мы поработали на славу, а осенью собрали небывалый урожай!
Найдите в стихах биологические неточности:
А эта весёлая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме, который построил Джек. С. Я. Маршак.
6. Метод фактов
Нарисуйте зоошутку – необычное животное, которого не существует в природе.
7. Метод эмпатии (вживания)
Представьте себе, что вы – лягушка. Как вы себя чувствуете на суше и в воде? Где вам нравится больше? Почему?
Представьте себе, что вы – путешественник. Опишите свои ощущения, путешествуя по кровеносному руслу.
8. Метод эвристического исследования
Почему мы так говорим
- как рыба в воде
- как сельди в бочке?
- как с гуся вода
- лучше синица в руках, чем журавль в небе
- слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
- пусти козла в огород
- медведь на ухо наступил
- здоров, как бык
Верно ли это с биологической точки зрения?
Творческие задачи позволяют на уроках повторить, обобщить и усвоить учебный материал; развивать творческие способности, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление.
Стереотипы мышления и поведения в наше время – главный тормоз развития человека, общества, государства. И для педагога важно быть готовым к принятию нестандартных решений со стороны учащихся, обладать гибкостью мышления и поведения, если варианты решения детей не совпадают с его вариантами решения.
Список литературы:
1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. Москва «Просвещение», 1991г
2.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Народное образование, 2008 г.
4. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль. 1997г.
5. Хуторской А.В. Развитие творческих способностей.- М.: Владос, 2000 г
http://www.trizland.ru/trizba/books/1763
http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/12/21/sbornik-neobyazatelnykh-domashnikh-zadaniy-biologii-dlya-7