Приготовьте микропрепарат кожицы лука. Для это с нижней поверхности чешуи лука пинцетом отделите и снимите прозрачную кожицу. Положите ее в каплю воды на предметное стекло. Расправьте кожицу препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.
Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.
Зарисуйте в тетради клетки кожицы лука. 1) Укажите увеличение, при котором вы рассматривали микропрепарат.
2) Укажите, в чем отличие внешнего вида клеток кожицы лука при малом увеличении микроскопа от их внешнего вида при большом увеличении.
3) Укажите тип растительной ткани, к которому принадлежит кожица лука. Ответ свой обоснуйте.
4) Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?
Оформление задания в тетради.
1. Клетки кожицы лука.
Выводы:
Я рассматривал(а) микропрепарат при увеличении равном ____.
При большом увеличении _____________________.
Кожица лука принадлежит к ______________ ткани, потому что ____________________________________.
4) Под микроскопом я рассмотрел(а) следующие части клетки: _______________________________________.
Лабораторная работа 3: “Обнаружение органических веществ в растении”
Книжные материалы: учебник по биологии 5 класс Пасечник В.В. “Линия жизни”
Цель работы: изучить химический состав органических веществ, научиться определять химический состав.
Опыт 1. “Обнаружение углеводов”
Ход работы. Возьмите чайную ложку муки и заверните её в мешочек из марли. Опустите в стакан с водой и промойте его. Что наблюдаете? Образуется мутная взвесь. Перелейте часть мутной жидкости из стакана в пробирку и капните 2-3 капли раствора йода. Жидкость приобретёт синий цвет. Возьмите на кончике пинцета крахмал и размешайте в пробирке с водой. Капните в эту пробирку 2-3 капли раствора йода. Вода тоже станет синей. Сделайте соответствующийвывод.
При взаимодействии с крахмалом йод придает синюю окраску раствору. Крахмал –это сахар (углевод). Как получают муку? Вывод: в состав живого организма входит…
Опыт 2. “Обнаружение жира”
Ход работы. Откройте учебник на стр.28. Что видим на бумаге? Вывод: в составе живых организмов есть…
Изучите вещество, оставшееся в марлевом мешочке после промывания муки. Какое оно? Почему это вещество назвали клейковина? Клейковина-это белок. Вывод: в состав живого организма входит…..
Самостоятельно проведите опыты. Установите, в каком из опытов происходит окрашивание образца синим цветом после добавления раствора йода. Отметьте эти образцы. 1 вариант исследует следующие продукты: Белый хлеб, виноград 2 вариант: кусковой сахар и картофель. Запишите выводы и результаты в тетради.
Домашнее задание: ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА. В состав семян входят … и … вещества. К органическим веществам семени относятся …, …, … . Неорганическими веществами семени являются … и … . В присутствии йода крахмал … . Много крахмала в семенах таких растений, как … . Много белка в семенах таких растений, как … . Масличными культурами являются … .