kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлена исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии»

Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии.

Среди всех предметов естественнонаучного цикла биология как учебный предмет располагает возможностью наиболее полно показать учащимся процесс познания: от наблюдаемых биологических явлений к формулировке проблемы и далее выдвижению гипотезы, логическое развитие гипотезы и построение теории, вывод из нее теоретических следствий, их экспериментальная проверка и практическое применение. Этот процесс познания не мыслим без применения методов науки, поэтому возникает необходимость в раскрытии процесса познания с помощью основных методов и знакомства со структурой и методологическим аппаратом исследования. Уроки исследования позволяют привить учащимся интерес к биологии, почувствовать вкус исследовательской работы, развивают познавательный интерес. Следует отметить, что понятия урок- исследование и исследовательская деятельность не тождественны. Понятие исследовательская деятельность гораздо шире. Урок- исследование ограничен временными рамками и перед учащимися ставится исследовательская задача, которая решается к концу урока. В основе учебно- исследовательской деятельности по биологии (в частности на уроке- исследовании) лежит овладение учащимися техникой проведения опытов, наблюдений, практических работ. Любая практическая работа, лабораторные опыты проводятся по инструктивным карточкам. В подавляющем большинстве пособий по методике обучения биологии после указания цели работы и ее темы определяется порядок действий наблюдателя. В конце инструкции учащимся предлагается заполнить таблицу, требующую систематизации и обобщения полученных знаний. При традиционном построении инструктивной карточки учащемуся сначала предлагается сделать действие, а затем ответить на вопрос. Это не всегда согласуется с общей логикой научного исследования, ограничивает мыслительную деятельность учащихся. На уроках – исследованиях структура инструкций для учащихся должна быть изменена. Она должна содержать цепочку познавательной деятельности:

1.      Анализ фактов на основе проведенных наблюдений.

2.      Постановка проблемы на основе анализа фактов,

3.      Выдвижение гипотезы.

4.      Эмпирическая проверка гипотезы – постановка эксперимента.

5.      Анализ полученных результатов, теоретические выводы о справедливости гипотезы, возможные практические применения результатов исследования.

Научившись применять такую цепочку в ходе урока исследования, учащиеся приблизятся к освоению методологии естественных наук.

Проследим, какие исследования можно провести в лабораторной работе:

« Утомление при статической работе». Формулировка проблемы: Занятия в школе, дома приводят к утомлению. Сидение за партой - не пассивный процесс, а активное состояние мышц, поддерживающих туловище в определенном положении. Мышцы находятся в статическом напряжении, а это труднее, чем динамическая работа. В письме участвуют мышцы плеча, предплечья и мелкие мышцы кисти, которые у школьников недостаточно развиты. Происходит утомление. Здесь может быть поставлена следующая учебно- исследовательская задача: «Решите, какая работа, статическая или динамическая более утомительна? Почему? Докажите экспериментально ваше предположение». При решении такой задачи происходит реализация сразу пяти этапов учебно- исследовательской деятельности: анализ фактов, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, проверка и обоснование гипотез и формулирование выводов.


Ход размышлений и исследований удобно описывать в таблице:

Результаты наблюдений

Формулировка проблемы

Рабочая гипотеза

Результаты эксперимента

Теоретические выводы

Находясь в одном и том положении у человека наблюдается утомление мышц.

Занятия в школе, дома приводят к утомлению.

Если переключаться с одного вида деятельности на другой, то утомление проходит.

Время удержания груза одной рукой составляет 3 мин.

При статической работе мышечное сокращение не связано с движением частей тела. При динамической работе утомление наступает позже.

При проведении лабораторной работы: ««Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга» в начале урока ставится проблемный вопрос «Можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек?». Для ответа на данный вопрос предлагается рассмотреть познавательные задания:

1) Вес мозга И.С.Тургенева – 2012 г, Анатоля Франса – 1017г, а у Луи Пастера, как показало вскрытие, после перенесенной болезни вообще не работала половина переднего мозга. Выскажите ваше мнение.

2) У слона самый большой мозг, но он не самое «умное» животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? Выскажите ваше мнение.

Учащиеся приходят к выводу, что ответ кроется в строении мозга человека и важно знать функции разных отделов мозга. Работа организуется в парах: один ученик – испытуемый, другой – исследователь. Обучающиеся работают по инструктивной карточке, где указаны действия каждого из них (первая и вторая колонки выше представленной таблицы). В ходе выполнения работы они заполняют графу «Что наблюдали?». Для того, чтобы сделать вывод и ответить на вопрос: «Какой отдел ЦНС действовал?», учащиеся должны изучить материал параграфа. В заключение урока подводятся итоги работы.

Таким образом, уроки исследования и исследовательская деятельность на уроках позволяют привить учащимся интерес к биологии, почувствовать вкус исследовательской работы, развивают познавательный интерес.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии

Автор: Васильева Генриэта Евгеньевна

Дата: 24.06.2023

Номер свидетельства: 634358

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Доклад "Развитие навыков исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_razvitie_navykov_issledovatelskoi_deiatelnosti_na_urokakh_biologii_i_vo_v"
    ["file_id"] => string(6) "480929"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1539759343"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии при реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(94) "orghanizatsiiaproiektnoiiissliedovatielskoidieiatielnostinaurokakhbiologhiipririealizatsiifgos"
    ["file_id"] => string(6) "289062"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454734675"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Статья "Проектная деятельность на уроках биологии""
    ["seo_title"] => string(49) "statia_proektnaia_deiatelnost_na_urokakh_biologii"
    ["file_id"] => string(6) "608093"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1653550265"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКАХ  БИОЛОГИИ                        КАК  СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  ЛИЧНОСТИ "
    ["seo_title"] => string(104) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-uchashchikhsia-na-urokakh-biologii-kak-sriedstvo-razvitiia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "145877"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419007240"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Проектная исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(148) "proiektnaia-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-uchashchikhsia-na-urokakh-biologhii-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "245183"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446070309"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства