Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий
Стаья о применении в образовательном процессе современных образовательных технологий, рассмотрено несколько видов современных образовательных технологий: здоровьесберегающие технологии, технологии личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, проблемно-поискового и развивающего обучения. Материал может быть использован учителями биологии при подготовке к аттестации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий »
Использование в образовательном процессе
современных образовательных технологий
Автор: Слесаренко С.П.,
учитель биологии и географии
МБОУ СОШ № 11
с. Шабельское
МО Щербиновский район
2014 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………2
Основная часть………………………………………………………………..3
Заключение……………………………………………………………………9
Список литературы…………………………………………………………..10
Введение.
Современный этап развития образования диктует новый подход к организации учебного процесса. Сегодня неактуально давать обучающимся знания в так называемом готовом виде, для того, чтобы он их усвоил. В век научно-технического прогресса объём таких знаний возрастает, а в век нанотехнологий идёт интеграция многих знаний, а значит и учебных предметов. Поэтому становится ещё более актуальной и востребованной задача создания условий для развития потребности личности обучающихся к самореализации и саморазвитию на основе учёта их учебных возможностей, психофизиологических и личностных особенностей. А значит необходимо формировать человека деятельного, умеющего добывать знания и применять их в практической деятельности.
Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении. Современный спектр личностно-ориентированных технологий обучения предоставляет педагогу широкие возможности выбора и адаптации этих технологий, их реализации в соответствии с особенностями детей возможностями самого педагога, а также возможности интеграции этих технологий между собой. Если это необходимо, возможно сочетание с традиционной системой обучения. Современные образовательные технологии решают задачи, которые ранее в педагогике не были решены.
На уроках биологии и географии я стараюсь применять разные технологии обучения, как личностно-ориентированные, так и традиционные, сочетаю их между собой для достижения наиболее высоких результатов в развитии, обучении и воспитании.
Основная часть.
Как сделать уроки биологии и географии интересными, увлекательными? Как привить ученикам разумное отношение к предмету? Результатом школьного образования должно быть опережающее развитие: учащиеся должны понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формировать интересы и осознавать возможности. Продиктовано это тем, что обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, правильно выражать свои мысли.
Для этого надо внести определенные изменения в содержание и организацию процесса обучения. В этом помогут образовательные педагогические технологии и ИКТ. На мой взгляд, серьезную помощь в достижении поставленных целей может сыграть использование в процессе обучения биологии и географии сочетания элементов основных педагогических технологий:
Технология личностно-ориентированного и дифференцированного обучения
Технологии проблемно-поискового обучения
Технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии
Технология личностно-ориентированного
и дифференцированного обучения.
На современном этапе обучения личностно - ориентированное обучение актуально, так как оно помогает развивать индивидуальные способности учащихся, формировать саморазвивающуюся личность.
Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации, к нему предъявляется ряд особых требований, которых я стараюсь придерживаться. На уроках создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительный эмоциональный настрой на работу в течение всего урока. Одним из целевых ориентиров на таких уроках является оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытие и развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов, а также содействие ребенку в развитии творческих способностей. Главным принципом личностно-ориентированного урока является формирование у учащихся системы знаний на основе ранее приобретенных знаний, умений и навыков.
В рамках личностно ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникационные технологии, технологию сотрудничества. В своей работе активно использую четыре основные технологии личностно-ориентированного обучения: технологию разноуровневого обучения, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологию проектной, исследовательской деятельности.
Технологии проблемно-поискового обучения
Методы организации частично-поисковой и исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии могут быть организованы практически на всех этапах урока:
Этап всесторонней проверки ЗУН:
Задача: проверка объема, правильности знаний, а также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике.
Примеры организации деятельности:
«Разделите предложенные вам гербарии растений на две группы, в зависимости от типа их корневой системы»
«Рассмотрите предложенный вам гербарий и сделайте вывод о систематической принадлежности данного растения, аргументируйте ваш ответ»
Этап усвоения новых знаний
Задача: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а также правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению.
Примеры организации деятельности:
«Используя текст учебника, сформулируйте определение…»;
«Приведите примеры данного явления, используя дополнительный материал, текст учебника или личный опыт»
Этап проверки понимания учащимися нового материала
Задача: установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженный пробелы.
Способы организации деятельности:
«Сравните внешнее строение представителей отделов Моховидные и Папоротниковидные, выделите сходства и различия»
«Выделите в процессе эволюции органического мира крупные ароморфозы»
Этап закрепления нового материала
Задача: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.
В курсе изучения предмета биологии большое значение уделяется реализации практической части программы, поэтому наиболее распространенной формой деятельности на данном этапе является выполнение практических и лабораторных работ. В зависимости от уровня умений и навыков учащихся выполнение лабораторных и практических работ может носить частично-поисковый или исследовательский характер.
Домашнее задание
Для более сильных учащихся домашнее задание может включать такие виды деятельности, как подготовка сообщений или презентация, буклетов по заданной теме, что развивает не только общеучебные навыки, но прививает такие важные умения, как самостоятельная работа с литературными источниками, интернет-ресурсами, отбор материала, соответствующего теме, изложение подготовленного материала перед классом.
Учащимся, для которых процесс обучения является затруднительным, могут быть предложены для выполнения в более комфортных для них условиях те задания, которые будут затем выполнятся в классе в более быстром темпе. Организация исследовательской деятельности учащихся на этапах формирования навыков и умений может проходить через обучение реферативной работе. Задания реферативного характера наиболее целесообразны для обучения учащихся 8-9 классов. В курсе изучения анатомии (8 класс) особенно эффективны задания, касающиеся гигиены и заболеваний различных, в данный момент изучаемых систем органов.
Элементы исследовательской деятельности чаще всего применяю во внеклассной работе, например, при организации различных викторин, конкурсов, в ходе которых учащимся дается возможность, имея определенный набор базовых знаний, решать нестандартные задания, делать выводы.
Технология развивающего обучения
Биология как учебный предмет имеет большое разнообразие подходов к природным данным ребенка как никакой другой предмет. Мы на своих уроках можем применять разнообразные методы обучения, которые не могут в полной мере быть использованы на уроках других дисциплин. Это - наблюдение, эксперимент, решение логических задач, рисунки, схемы, игровые моменты и т.д., которые развивают у детей память, мышление, творческие способности, умение находить межпредметные связи с различными дисциплинами.
Для развития способностей учащихся мы должны его заинтересовать, применить индивидуальный психологический подход. Познать индивидуальные способности каждого ученика очень сложно, но можно, если предложить им разнообразные способы реализации учебной задачи, дать возможность выбора, которые помогут раскрыть не только природные данные, но и становление свободной мыслящей творческой личности.
В разном возрасте по-разному проявляется познавательный интерес у детей. Чем старше учащийся, тем сложнее вызвать у него интерес к учебе. Развивающее обучение помогает поддержать интерес к учебе через разнообразные технологии.
Экскурсии, лабораторные работы, эксперименты - способствуют развитию исследовательских навыков, которые помогают самостоятельно приобретать новые знания, сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы.
Основную сложность у ребят при выполнении этих работ вызывает написание вывода, т.к. часто они не понимают цели работы. Одна из развивающих технологий это использование четкого алгоритма выполнения:
Цель (зачем делаем)
Ход (как делаем)
Результат (что получили)
Вывод
Опыты и практические работы, выполненные уч-ся в домашних условиях, обеспечат развитие исследовательских навыков и научат самостоятельно приобретать новые знания.
Практическая работа « Прорастание семян» – этот доступный опыт должен вывести ученика на весьма серьезные умозаключения. Планирование этой работы на несколько дней вперед дает возможность проконсультироваться с учителем.
Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий способствуют развитию мышления, логики, зрительной и слуховой памяти:
1) просмотр презентаций, кинофильмов (по ходу уч-ся могут отвечать письменно на вопросы, заполнять таблицу и т.д.)
2) использование магнитофона (голоса животных).
Использование на уроках кроссвордов, составление синквейнов – развитие логики, мышления, умения из отдельных фрагментов составить единое целое и по составленной картинке ответить на вопросы по данной теме.
Развитие творческих способностей уч-ся:
1) изготовление наглядных пособий (вулкан, структуры белка и т.д.)
2) альбомы, рисунки
3) сочинения-рассуждения носят развивающий характер, чтобы их написать, надо знать базовые понятия по данной теме, конкретно их применить
4) создание презентаций
При такой работе развивается мышление способность излагать свои мысли делать выводы, видеть в отдельных фактах биологические закономерности.
Здоровьесберегающие технологии
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В достижении этой цели большую роль играет биология, преподавание которой позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы.
На уроках биологии использую следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности:
- построение уроков согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
б) психолого–педагогические технологии , связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников:
- учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся
- создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе
- минутка для шутки
- релаксационные паузы.
в) учебно – воспитательные технологии, включающие вопросы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек:
- технология сотрудничества,
- групповые технологии,
- интерактивные игровые технологии,
- технология личностно–ориентированного обучения,
- педагогические методы и приемы оптимизации и индивидуализации образовательного процесса.
г) социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии, включающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности:
- социально-психологические тренинги,
- программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
д) лечебно – оздоровительные технологии
- физминутки
- смена видов деятельности
- зарядка для глаз.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии, направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности учащихся, гармоничных взаимоотношений с природой:
-обустройство пришкольной территории,
- зеленые растения в классе,
- участие в природоохранных мероприятиях.
Заключение.
Свою работу как учителя строю, творчески применяя опыт коллег, работающих по различным учебным методическим программам, применяю на уроках педагогику сотрудничества.
В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные).
Результатом использования современных образовательных технологий, считаю:
- стабильное качество знаний по предметам (64-76%), которые я преподаю, 100%-ный уровень обученности учащихся в классах в которых работаю;
- средний балл учащихся, сдававших ЭГЭ по биологии – 64,5. По краю – 63,3;
- ученики регулярно становятся победителями и призёрами муниципального этапа Всероссийских олимпиад школьников по биологии и географии;
- ученики ежегодно становятся призерами всероссийских и международных игровых конкурсов;
- опыт работы был неоднократно представлен на педсоветах и семинарах в форме выступлений, а также на различных сайтах и в сетевых сообществах.
Таким образом, можно сделать вывод, что технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного общего образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиваться хороших результатов.
Список литературы.
Кузьмина, Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся / Н.В. Кузьмина//Вопросы психологии. – 1984. - № 1. – С. 20-26.
Мирзоев, С.С. Активизация познавательного интереса учащихся/ С.С. Мирзоев// Биология в школе. – 2007. - № 6. С. 35 – 38.
География в школе\ №4, 2004г.
Дмитриева А. Н. Современные образовательные технологии в преподавании географии // География в школе. – 2001. – № 4.
Интернет – ресурсы (http://school-collection.edu.ru)
Соколова Н. Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся // Педагогика – 2001. – № 7.