Просмотр содержимого документа
«Инновационные способы формирования и развития естественнонаучной грамотности»
Инновационные
способы формирования и развития естественнонаучной грамотности
КГУ Фурмановская средняя школа
Северо Казахстанская область РК
Учитель биологии и географии
Боблева Наталья Николаевна
Актуальность формирования функциональной грамотности.
«… необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно , чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Послание Президента
Н.А. Назарбаева
Функциональная грамотность
это способность эффективно функционировать в обществе;
это способность к самоопределению, к самосовершенствованию и самореализации.
Виды функциональной грамотности:
читательская;
математическая;
естественнонаучная.
Естественнонаучная грамотность
-это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания, для объяснения явлений, постановки вопросов, осваивать новые знания , основанных на научных доказательствах. Она включает в себя понимание основных закономерностей влияния естественных наук на материальные , интеллектуальные и культурные сферы общества.
«Знания только тогда знания , когда оно определено усилиями своей мысли, а не памяти» Л. Толстой
Учитель должен научить ребенка активно осмысливать учебный материал и дополнительную информацию, наблюдать, предвидеть результаты, выдвигать гипотезы, объяснять наблюдаемые факты, обосновывать свои решения, делать выводы, планировать свои действия.
Технология развития критического мышления (ТРКМ)
Основная идея ТРКМ-это организация деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения жизненного опыта учащегося.
Она позволяет определить преобладающие виды памяти у ребенка, степень развития интуиции и подсознания.
Стадии ТРКМ.
«Критическое мышление не есть отдельный навык, а сочетание многих умений». Темп Ч,Стил Дж.
Приемы ТРКМ.
Кластер.
Эссэ.
Таблицы вопросов.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
«Инсерт».
Задания на соответствие.
Творческие задания.
Дискуссии.
Использование приемов ТРКМ на различных этапах урока.
Этап проверки домашнего задания.
Задание. Составьте синквейн с ключевым словом «бактерия». Работа проводится в качестве способа оценки понятийного багажа учащихся.
Бактерия.
Безъядерная, болезнетворная.
Заражает, питает, разлагает.
Остерегайся и используй бактерии.
Загадка.
Этап изучение новой темы. Стадия осмысления.
Прием «Инсерт».
Задание.Читаем текст параграфа «Естествознание – система естественных наук». Карандашом в тексте отмечаем:
-(галочка) – помечаем то, что тебе уже известно;
- (минус)- то, что противоречит твоему представлению;
+ (плюс) – то, что для тебя интересно и неожиданно;
? (знак вопроса)- неясно,непонятно, хочу знать.
Сведения заносим в таблицу, работая в парах , обсуждаем материал
Мои достижения.
У учащихся заметно повысился интерес к моим предметам;
Учатся вырабатывать собственное мнение, осмысливая информацию;
Научились делать выводы , логически мыслить;
Вырос интерес к творческим заданиям и заданиям с повышенной трудностью;
Повысилась культура общения.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Э. Хаббарт
Пожалуй вернее не определишь свою профессиональную цель, свое желание, результат своей работы.
Список литературы.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: 2 т. Т.1 М.: НИИ школьных т с.ехнологий ,2006.- 816 с.
Заир –Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: просвещение, 2004.- 175 с.
Сабиева К.У., Мурзалинова А.Ж. Развитие функциональной грамотности на уроках естественно- математических дисциплин.: Методическое пособие АО «НЦПК «Өрлеу»» ИПК СКО 20014.- 6,8 с.
Галеева Н.Л . Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии.: Методическое пособие. М.: 2016.- 126 с.
Муштовинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебн- методическое пособие.- СПб.: КАРО,2009.-144 с.