Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в преподавании биологии и географии»
Доклад
Выступление на РМО учителей биологии и географии
Инновационные технологии
в преподавании биологии и географии
Выполнила: учитель биологии,
химии и географии МБОУ СОШ№ 10
ст. Новосвободной
Житниковская Ольга Александровна
2012г.
В настоящее время в условиях модернизации образования становится необходимым совершенствование преподавания биологии и географии. Говоря об инновационных технологиях, хотелось бы обратиться к словарю:
Педагогическая инновация — это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом
Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) — новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).
Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые "интегрированные инновации", которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. Интегрированные инновации, как правило, не выглядят надуманными, чисто "внешними" мероприятиями, но являются осознанными преобразованиями, происходящими из глубинных потребностей и знания системы. Подкрепив "узкие" места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы.
Информационные технологии — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, с применением вычислительной техники.
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать. Способствование формированию ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения; воспитание умения четко организовать самостоятельную и групповую работу; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:
разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;
совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;
проектирование новых моделей образовательного процесса;
обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;
обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;
разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.
Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в биологии и географии являются:
Активная познавательная деятельность учащихся в интерактивном режиме
Формирование умений учебной экспериментальной и исследовательской деятельности
Развитие у детей наглядно-образного логического мышления
Формирование умений проведения собственной аттестации знаний, умений и навыков
Для каждого ученика открывается реальная возможность самореализации
Школа теперь не только источник получения информации!
А место, где учат учиться,
где учитель не просто проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение.
Сообщить информацию - это значит дать аудитории ключевую информацию или знания.
Развлечь - значит создать у аудитории позитивный опыт или перевести их в позитивное состояние.
Научить - означает связать знания или информацию с имеющимся опытом и поведением, которые необходимы, чтобы перевести знания или информацию в действие.
Создать мотивацию - значит обеспечить стимул, который придавал бы такой смысл знаниям, опыту или поведению, чтобы аудитория захотела действовать. Разумеется, большинство презентаций преследуют сразу несколько целей из этого списка или даже все.
Использование открытых образовательных модульных систем
Fcior.edu.ru – федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
Как устроено содержание открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС)?
По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система. Например, ОМС по истории, ОМС по математике и т.д. В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):
модуль получения информации (И-тип);
модуль практических занятий (П-тип);
модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).
При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Иными словами, каждый ЭУМ – это самостоятельный учебный продукт объёмом несколько Мбайт, так что получение его по сетевому запросу не представляет принципиальных трудностей даже для узкополосных (низкоскоростных) компьютерных сетей. Для каждого ЭУМ разрабатываются (и будут разрабатываться постоянно) аналоги – вариативы. Вариативами называются электронные учебные модули одинакового типа (И, или П, или К), посвященные одному и тому же тематическому элементу данной предметной области.
Что нового дают ЭОР учащемуся?
Прежде всего – возможность действительно научиться. Представьте себе, что школьник хочет научиться играть в футбол. Существует немалое количество книг по этому вопросу. Как Вы думаете, «ботаник» станет вторым Пеле? Ответ очевиден: необходима практика – тренировки и аттестация – соревнования. Тогда почему мы хотим получить современного, готового ориентироваться в практической жизни выпускника, предлагая ему преимущественно информацию? Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения. С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.
Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне попробовать, и я научусь». Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы.
Что дают ЭОР учителю?
Как показала практика, использование на уроках ЭОР дает большие преимущества:
конспекты к уроку резко упрощаются;
сумки с тетрадками на проверку можно не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;
экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» – творчества;
решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;
вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: как говорят сами дети, компьютерные технологии – это «круто» и престижно.