Игра – одно из древнейших средств воспитания, обучения и развития детей. Игра стимулирует творческое мышление, помогает приобрести опыт общения и организации деятельности. В процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции, ситуации успеха необходимы для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни. Игра способствует сохранению здоровья школьников т. к. позволяет учитывать особенности аудитории, создает благоприятный психологический фон на уроке и условия для самовыражения учащихся, повышает интерес к учебному материалу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра по станциям «Знатоки живого мира»»
Игра по станциям «Знатоки живого мира»
Цель: обобщить и закрепить знания по теме «Растения», способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
Ход игры.
Длительность игры – 45 минут (1 урок).
В игре принимают участие ученики 6 класса командами по 4-6 человек. Ведущие для каждой станции определяются учителем из числа старшеклассников.
В качестве подготовительной работы учащимся 6 классов дается задание – объединиться в группы, придумать для группы название и девиз, подготовить эмблему, выбрать капитана каждой команды.
После вступительного слова учителя и самопрезентации команд капитанам выдаются маршрутные листы, в которых указана последовательность прохождения станций и их расположение, команды начинают выполнение заданий на стациях.
После прохождения всех станций всеми командами учитель подсчитывает баллы, подводит итоги и оглашает победителя. По результатам игры возможно выставление оценок либо вручение призов.
Время проведения игры – февраль – месяц биологии и географии в ГБОУ СОШ
1 Станция «Анаграммы»
Дано 10 зашифрованных слов. В этих словах нужно переставить буквы так, чтобы получились названия растений, как ядовитых, так и лекарственных.
Критерии оценки:
за каждую правильно расшифрованную анаграмму начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.
В игре участвуют до 30 детей. Ведущий предлагает играющим стать растением или каким-либо животным. Когда дети сделали свой выбор, то они рассказывают о том, чем питаются. Так, растения «питаются» энергией солнца. Они становятся внизу (2-й ярус пирамиды). Те, кто питается растениями (растительноядные животные) распределяются над растениями (2-й ярус). Хищники же пытаются распределиться над растительноядными За каждое верно названное слово начисляется 1 балл. Максимальное число баллов – 10.
3. Станция «Путаница» химия
Участникам предлагается текст с ошибками, которые нужно найти и исправить.
Пример текста:
Переставьте слова в нужном порядке.
Пингвины - жители пустыни,
Ужата очень любят дыни,
Шоферы знают толк в малине,
Ребята ползают в трясине.
Верблюды плавают на льдине,
Медведи возят груз в машине,
Неспешно ходит черепаха,
Могучий еж не знает страха,
Колючий лев в траве таится,
За ним охотится лисица.
Нет ни склада тут, ни лада...
Переставьте все как надо!
Верблюдыжители пустыни,
Ребята очень любят дыни,
Медведи знают толк в малине,
Ужата ползают в трясине.
Пингвины - плавают на льдине,
Шоферы возят груз в машине,
Неспешно ходит черепаха,
Колючий еж не знает страха,
За ним охотится лисица.
Могучий лев в траве таится,
Нет ни склада тут, ни лада...
Переставьте все как надо!
4.Станция «Самые, самые, самые...» матем
В этом конкурсе необходимо ответить на вопросы и задать вопросы другим командам.
1. Самое большое в мире животное. (Синий кит. Вес до 150 тонн.)
2. Самое большое наземное животное. (Слон)
3. Самая быстрая птица нашей местности. (Стриж)
4. Самая крупная птица в мире. (Страус. Рост до 2,7 м. Яйцо страуса равно восьми куриным яйцам.)
5. Самая маленькая птичка в мире. (Колибри. Вес 2 г, размером со шмеля.)
6. Кто из птиц, живущих в наших лесах, самый лучший древолаз? (Поползень)
7. Самая маленькая птичка в наших лесах. (Королек)
8. Самый быстрый зверь. (Гепард)
9. Самое «горластое.» из всех животных. (Крокодил)
10. Кто может самое долгое время в состоянии спячки обходиться без еды? (Ежик — до 236 суток.)
11. Кому принадлежит самая большая продолжительность жизни в животном мире? (Слоновой черепахе. Она живет 175 лет.)
12. Самое высокое животное. (Жираф. Он может достигать до 5,8 м.)
13. У кого самый длинный язык? (У муравьеда, до 60 см.)
Вопрос на 2 балла: Какие живые существа живут на планете Земля?
Ответ: В океанах и морях – морские животные и рыбы. На суше – люди, растения и животные.
Вопрос на 3 балла: Какого цвета наша планета, если смотреть на нее из космоса?
Ответ: На нашей Земле очень много воды, поэтому из космоса видно голубой Земной шар.
Вопрос на 4 балла: В какой опасности планета Земля?
Ответ: планета земля в опасности: заводы и фабрики, автомобили выбрасывают в воздух вредные вещества, идут загрязненные (кислотные) дожди. Люди, животные и растения очень страдают от этого, часто болеют.
Вопрос на 5 баллов: Как называется модель Земного шара? Почему Земной шар такой пестрый, разноцветный?
Ответ: Модель Земного шара – это глобус. На нем синим цветом обозначена вода: океаны, моря, реки; желтым цветом – пустыни (песок); зеленым – растительность: леса, луга; коричневым – горы; белым – льды.
II.Неживая природа.
Вопрос на 2 балла: Что относится к неживой природе?
Ответ: Солнце, луна, звезды, воздух, вода, земля.
Вопрос на 3 балла: Что такое Солнце и что дает оно нашей планете?
Ответ: Солнце – это звезда. Солнце дает нашей планете много света и тепла. Это важно для жизни на планете Земля
Вопрос на 4 балла: Она может быть в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном? Приведите примеры.
Ответ: Это вода. Твердое состояние - лед, град, снежинки. Жидкое состояние воды – дождь, роса. Газообразное – пар, туман.
Вопрос на 5 баллов: Что такое кислотный дождь?
Ответ: В воздух из труб заводов выбрасывают дым, в котором очень вредные вещества. Эти вредные вещества попадают в облака. Из которых потом идет кислый дождь и губит природу.
III. Растительный мир.
Вопрос на 2 балла: Есть ли среди комнатных растений «зеленые доктора»? Назовите их.
Ответ: Это комнатные растения – алоэ, каланхоэ, кактус, золотой ус.
Вопрос на 3 балла: Почему лиственные деревья сбрасывают листву в одно время? Когда это происходит?
Ответ: Это происходит осенью. Деревья сбрасывают листву, так как им недостаточно солнца и влаги. Часть года они стоят голыми и отдыхают.
Вопрос на 4 балла: Для чего дереву нужна почва?
Ответ: Земля держит корни дерева. Корни высасывают из земли воду и «пищу», питательные вещества.
Вопрос на 5 баллов: Чем ель не похожа на другие деревья?
Ответ: У ели листья длинные и тонкие, называемые иголками. Они не опадают осенью, а сохраняются на зиму. Ветки расположены с низу длинные, старые, к верху – короткие, молодые. На ветках висят продолговатые шишки, в которых находятся семена.
IV. Животный мир.
Вопрос на 2 балла: Какие животные называются дикими? Назовите их.
Ответ: Животные, которые живут без помощи человека. Они сами о себе заботятся: строят жилище, добывают пищу, защищаются от врагов. Примеры таких животных: кабан, волк, заяц, тигр, рысь, медведь, зебра, носорог и др.
Вопрос на 3 балла: Почему лягушек нельзя считать вредными и неприятными?
Ответ: Лягушки безобидные. Они поедают много комаров, мошек. Лягушками питаются другие животные.
Вопрос на 4 балла: Почему у крота необычные лапы?
Ответ: Лапы крота похожи на лопаты, чтобы удобно рыть землю. Лапы короткие и заканчиваются острыми когтями, повернуты в разные стороны. Он копает землю то одной, то другой.
Вопрос на 5 баллов: Приведите примеры цепей питания?
V. Как вести себя в природе. (Оценить ситуации людей в природе).
Вопрос на 2 балла: Кто-то из девочек заметил: «Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо музыку включить погромче.
Ответ: В лесу нельзя шуметь и пугать его обитателей.
Вопрос на 3 балла: Девочки пришли в лес за земляникой. Ягод так много, что можно набрать целую кружку, не сходя с места. Вдруг одна из девочек сказала: «Жаль, что с нами нет Светы, и она не видит какое хорошее место мы нашли. Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем».
Ответ: Нельзя рвать растение с ягодами целиком.
Вопрос на 4 балла: «Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер», - предложил Саша. «Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее», - возразили девочки.
Ответ: Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из-за опасности возникновения пожара.
Вопрос на 5 баллов: Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха.
Ответ: Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Пластиковые бутылки, пакеты разлагаются много лет, выделяют вредные вещества. Осколки стеклянных банок в жаркую и солнечную погоду сыграют роль линзы и вызовут пожар в лесу.
Станция «Загадочная»
Необходимо отгадать загадки. За одну отгаданную загадку начисляется 1 балл. Максимальное число баллов – 15.
Красна, сочна, душиста, Растет низко, к земле близко.
земляника
Ах, не трогайте меня! Обожгу и без огня!
крапива
Стоят в поле сестрички: Желтый глазок - белые реснички.
ромашки
Сам - алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный.
арбуз
Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я...
капуста
Две сестры: Летом зелены, К осени одна краснеет, Другая чернеет.
Красная и черная смородина
Вырастает он в земле, Убирается к зиме. Головой на лук похож. Если только пожуешь Даже маленькую дольку – Будет пахнуть очень долго.
Чеснок
Щёки красные, нос белый, В темноте сижу день целый. А рубашка зелена, Вся на солнышке она.
Редиска
В поле росла, Под жерновом была, Из печки на стол Караваем пришла.
Пшеница
Из-под снега расцветает, Раньше всех Весну встречает.
Подснежник
Горел в траве росистой Фонарик золотистый. Потом померк, потух И превратился в пух.
Одуванчик
Синенький звонок висит, Никогда он не звенит.
Колокольчик
У меня длинней иголки, Чем у елки. Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке, Ветки – только на макушке.
Сосна
Стоят в поле сестрицы: платьица белёны, шапочки зелёны.
Березы
Посадили зернышко - вырастили солнышко.
Подсолнух
Пример маршрутного листа:
Игра по станциям «Мир растений»
Маршрутный лист
Название команды: _______________________________________________
Количество участников: ____
Порядок прохождения станций:
№
Название станции
№ кабинета
Набранные баллы
Подпись
1
«Разнотравье»
2
«Культурная»
3
«Юные ботаники»
4
«Анаграммы»
5
«Загадочная»
6
«Зеленая аптека»
Итог:
Источники:
http://zagadki.org/riddles/plants/1 - Загадки о растениях