Формирование активного отношения к знаниям у школьников на уроках биологии
Формирование активного отношения к знаниям у школьников на уроках биологии
Описание моего опыта представляю в работе "Формирование активного отношения к знаниям у школьников на уроках биологии".Задача каждого учителя не только дать знания ученикам, но и показать верный жизненный путь, научить применять знания на практике, воспитать целостную личность. Ориентируясь на усвоенное в школе, ученик будет строить свою жизнь. Современный школьник – это человек нового поколения, человек XXI века, человек активный и разносторонний. В связи с веяниями новой эры были разработаны новые стандарты образования, называемые ФГОС второго поколения. Главной задачей образовательных стандартов становится не только передача знаний, а формирование активного отношения к знаниям у школьников. Учитель не должен передать все знания ученику, «пережевать и вложить в голову», учитель помогает самим школьникам открыть что-то новое для себя, увидеть цель и достичь ее, получив удовлетворение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование активного отношения к знаниям у школьников на уроках биологии »
Китайский педагог Конфуций говорил: «Когда благородный муж учит и воспитывает, он ведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, указывает путь, но не позволяет ученику идти самому. Поскольку он ведет, а не тянет, он пребывает в согласии с учеником. Поскольку он побуждает, а не заставляет, учеба дается ученику легко. Поскольку он лишь открывает путь, он предоставляет ученику возможность размышлять. Согласие между учителем и учеником, легкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовется умелым наставничеством».
Задача каждого учителя не только дать знания ученикам, но и показать верный жизненный путь, научить применять знания на практике, воспитать целостную личность. Ориентируясь на усвоенное в школе, ученик будет строить свою жизнь. Современный школьник – это человек нового поколения, человек XXI века, человек активный и разносторонний. В связи с веяниями новой эры были разработаны новые стандарты образования, называемые ФГОС второго поколения. Главной задачей образовательных стандартов становится не только передача знаний, а формирование активного отношения к знаниям у школьников. Учитель не должен передать все знания ученику, «пережевать и вложить в голову», учитель помогает самим школьникам открыть что-то новое для себя, увидеть цель и достичь ее, получив удовлетворение. Системно-деятельностный подход представляет собой основу ФГОС и обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность, формирование готовности к саморазвитию и образованию. Заключается такой подход в нахождении индивидуально направленных приемов и методов обучения, что не только обосновано образовательными стандартами, но и отвечает требованиям законов Российской Федерации. Конституция РФ гарантирует «равные возможности получения качественного образования» для каждого гражданина.
Современная система образования выдвигает достаточно серьезные требования к результатам основной образовательной программы, которые включают в себя:
- личностные (саморазвитие, мотивация, ценностно-смысловые установки, основы гражданской идентичности);
-предметные (получение знаний по предмету, элементы научного знания).
Ядром ФГОС второго поколения являются универсальные учебные действия (УУД), которые предполагают развитие личности и социокультурную реорганизацию общества. На мой взгляд, учитель в первую очередь должен реорганизовать самого себя, пересмотреть систему уроков, проанализировать результаты, полученные за годы работы, понять, соответствует ли выбранная методика новому времени, нынешнему поколению и тем темпам, которыми поколение развивается. В современном мире стираются границы, происходит интеграция, что не может не отразиться на образовательном процессе; знания и умения должны становиться универсальными, метапредметными.
Будучи современным учителем, я стала задумываться, как удержать и повысить интерес ребенка к учению, как мотивировать ученика к познавательной деятельности, причем не только на уроках, а также и во внеурочное время. Актуальность мотивации обусловлена приоритетными направлениями развития и модернизации образования. Как отмечал В.С. Мерлин, «управлять действиями человека … можно только посредством управления мотивами». К чему мы должны мотивировать ученика? Какой познавательной активности мы хотим добиться? Ответ прост. Школьник должен хотеть учиться, несмотря на все трудности, которые встречаются на пути приобретения знаний; прикладывать максимум усилий и энергии для совершения умственной работы.
Сталкиваюсь ли я с проблемами в своем педагогическом опыте? Конечно! Есть ли ученики незаинтересованные, с низкой мотивацией? Есть. Бывает ли у учеников низкий уровень учебных достижений? Да. Для решения этих трудностей мною были выдвинуты следующие задачи: повысить потребность обучающихся в мотивации; развить познавательную деятельность учащихся; использовать приемы, учитывающие возрастные, творческие, интеллектуальные возможности учеников; научить школьников осмысленно ставить цели своей деятельности; создать атмосферу взаимопонимания на уроке. Проблемой познавательного интереса занимались ведущие психологи прошлого века, среди которых Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев. Саму же теорию познавательного интереса в педагогике разработала Г.И. Щукина, доктор педагогических наук, и ее ученики: И.Г. Шапошникова, В.Н. Максимова, Ф.К. Савина, В.Н. Липник и другие.
Моя образовательная деятельность основывается на адаптивных технологиях личностно-ориентированного, проблемного и группового обучения. Мотивация как процесс побуждения к деятельности предполагает применение педагогом определенных методов и средств. На мой взгляд, именно совокупность различных технологий и приемов на уроках ведет к повышению эффективности образовательного результата. Необходимыми компонентами повышения результативности являются: постановка целей и задач, положительная обратная связь, сравнение успехов ребенка не с успехами других учеников, а с его прежними результатами. Данный комплекс позволяет ученику в высшей мере овладеть универсальными учебными действиями. Используемые на моих уроках приемы и технологии соответствуют всем четырем типам УУД:
- личностным;
- регулятивным;
- познавательным;
- коммуникативным.
Так, в блок регулятивных действий входит целеполагание с учетом конечного результата. На своих уроках я предлагаю технологию «Дерево целей», которую считаю инновационной, адаптированной для уроков биологии мной лично. Каждому ученику предлагается самостоятельно поставить цели, исходя из темы урока. Каждую цель в виде листочка дети крепят на дерево. В конце урока происходит рефлексия (познавательные УУД). Если ребенок достиг своей цели, то на дерево он крепит цветок, таким образом «дерево целей» расцветает. Регулятивные УУД предполагают умение учащимися выделить и осознать, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению. Чтобы добиться достижения этого действия, я предлагаю ученикам диктант «Знаю – не знаю», в котором каждый сам определяет, насколько глубоко овладел материалом.
Технология «Обучая обучаюсь», когда ученики работают в группах, объясняя друг другу новый материал, помогает достигать познавательных учебных действий, умения искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска. Пресс-метод и «Микрофон» - упражнения, направленные на умение стилистически правильно, грамотно и осознанно строить свои высказывания в устной форме. «Сенкан» (разновидность белого стиха) не только развивает творческие способности, но и учит извлекать необходимую информацию из прослушанного материала, определять основную и второстепенную информацию (познавательные УУД). У каждого ребенка свои мыслительные способности, кто-то больше склонен к творчеству, а кто-то к анализу. Поэтому наряду с упражнением «сенкан» я использую диаграмму Венна, в которой следует произвести логические действия: проанализировать объекты, выбрать основания и критерии для сравнения, подчеркнуть общее и различия.
Урок на современном его этапе – это маленькая жизнь, которую учитель должен прожить со своими учениками. Важно наладить контакт, помочь школьникам интегрироваться в группу сверстников, научить сотрудничать. В этом и заключаются коммуникативные УУД, достичь которых помогают игровые упражнения («Заморочки из бочки», «Верю – не верю»), ролевые игры и уроки-игры. В перечисленных ситуациях обучающиеся слушают друг друга, выражают свои мысли, обсуждают и, что немаловажно, проявляют творчество, самостоятельность и инициативность. А именно это активизирует деятельность в наивысшей степени.
На уроках биологии ученики не только получают знания, но и учатся применять их на практике. Если это урок-тренинг по оказанию первой медицинской помощи, то ученики практикуются в накладывании бинта, остановке кровотечения, искусственном дыхании. Если урок-экскурсия, то изучают растения и животных не по таблицам и плакатам, а в экосистемах. К обучающимся приходит экологическое сознание, они признают высокую ценность жизни во всех ее проявлениях (личностные УУД).
Развитие познавательного интереса влечет за собой активизацию деятельности обучаемых как на уроках, так и во внеурочной деятельности (предполагаемой стандартом как обязательной), приоритетной частью которой в моей практике является экологическое образование школьников. Формирование экологической культуры способствует пониманию проблем экологии, поиску решения этих проблем. С неподдельным интересом все ученики, даже не с самой высокой успеваемостью, принимают участие в акциях и конкурсах, занимаются исследовательской деятельностью. И она имеет свои результаты. Могу гордиться многократными победами своих учеников в акциях «Птица года», «Кормушка», «Биолог года», конкурсах «Парки – легкие городов и сел», «Зеленая планета». Такие достижения развивают активную деятельность, независимость в суждениях, уверенность, самостоятельность, любовь к природе, целеустремленность. Радость победы мотивирует к достижению более высоких результатов. В подтверждение своих слов могу сказать, что некоторые ученики в течение трех-четырех лет становились победителями республиканских этапов конкурсов экологического направления.
Учитель биологии МБОУ Ильинский УВК Красноперекопского района Республики Крым Полевик Валентина Алексеевна