Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей. В настоящее время можно с уверенностью говорить, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что учитель обязан выполнять работу медика. просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьника. В данной работе представлены некоторые элементы здоровьесбережения на уроках биологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках биологии»
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии.
Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ) (профилактическим методикам – оздоровительная гимнастика, пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж; простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах,ссадинах, ожогах, укусах). Привитие детям элементарных навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.); через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки помещения; ароматерапии, витаминотерапии; функциональной музыки; аудитосопровождения уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; через специально организованную двигательную активность ребёнка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры); в процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги); массовых оздоровительных мероприятий (спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии); а также в работе с семьей (пропаганда здорового образа жизни).
Профилактика заболеваний.
Профилактика нарушений осанки.
Нарушение осанки является одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Их возникновению способствуют перегрузка ребёнка, неправильное сидение, привычка носить тяжести в одной руке, несоответствие мебели росту ребенка и т.д.
Правильный подбор мебели позволит обеспечить ученику наиболее физиологичную прямую посадку. Следует помнить, однако, что длительное поддержание даже такой позы приводит к мышечному утомлению, для этого нужно проводить специальные упражнения.
Профилактика близорукости.
Учебный труд связан с усиленной работой зрительного аппарата. На развитие близорукости оказывает влияние целый ряд причин, связанный с неправильной организацией труда учащихся, наличие перенесённых заболеваний, недостаточно калорийное питание. Упражнения для глаз во во время работы позволит предупредить развитие близорукости.
Упражнения для глаз, снимающие утомление.
Первый комплекс.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5)). Повторить 4—5 раз,
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1—4, потом перенести взор вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.
Второй комплекс.
1. Движение глазными яблоками вправо и влево.
2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.
3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.
4. Фиксация взгляда на кончике носа.
5. Моргание
После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться
Третий комплекс.
Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз). 2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз). 3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза). 4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза). 5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты. 6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза. Упражнения для профилактики близорукости. И.п. – стоя на коврике, ноги врозь, руки вдоль туловища: посмотреть вверх-вниз, влево - вправо (6 раз); закрыть глаза, расслабиться; посмотреть в правый верхний угол, в левый нижний (6 раз); закрыть глаза, поморгать, расслабиться; круговые движения глазами по часовой стрелки (3-5 раз).
Упражнения для мышц шеи.
Наклоны головы вперед, назад, в стороны.
Медленные повороты головы в сторону, руки над головой кисти сцеплены.
Медленные повороты головы в положении наклона назад (прогибаясь в грудной части позвоночника), руки в стороны.
Сцепить пальцы, положить их сзади на шею, голову слегка наклонить вперед – отвести голову назад с небольшими покачивающими движениями, преодолевая сопротивление рук.
Упражнения для плечевого пояса.
Руки вперед (закруглены), кисти касаются друг друга. Отвести левую руку в сторону, правую вверх. Предельно прогнуться назад и посмотреть на кисти правой руки; то же, меняя положение рук.
Руки в сторону. Наклоняя голову назад, кисти повернуть вверх, предельно прогнуться в трудной части позвоночника; то же с поворотами головы вправо и влево (смотреть на кисти).
Круговые движения плечами.
Упражнения на релаксацию (мышечное расслабление).
Расслабление мышц плечевого пояса:
- роняем руки;
- трясём кистями;
- встряхиваем воду с пальцев;
- поднимаем и опускаем плечи;
- твёрдые мягкие руки;
- мельница.
Игра «Дрессированный кузнечик».
Цель: Коррекция зрения учащихся.
Содержание: ученики сидят произвольно. Учитель обращается к детям: «Подвигайте пальчиками ног…поиграйте пальчиками рук…пошевелите ушками…а теперь – носиком…глазками…Теперь у нас нет ничего, что ещё хотело бы двигаться. Сидим, смотрим, слушаем.
Наш волшебный кузнечик может выполнять команды:
Глазками передвигаем кузнечика с одного окошка в другое согласно командам: вверх, вправо, вниз, вверх. Где, в каком домике наш кузнечик?
Закрыли глаза, мысленно двигаемся с кузнечиком.
Управляем кузнечиком молча. (направление учитель показывает руками. Ученик соотносит жест учителя с местонахождением кузнечика).
Игра «Исправь осанку»
Цель: формирование правильной осанки.
Играющие становятся в две колонны по одному на расстоянии вытянутых рук. Головные игроки получают по мячу и по сигналу начинают передавать мяч над головами игроков, стоящих сзади. Когда мяч доходит до последнего по команде, все поворачиваются кругом мяч передается тем же способом в обратном направлении. Головной игрок, получив мяч, подает команду «Кругом, исправить осанку!» Команда, быстрее других закончившая передачу мяча и имеющая лучшую осанку, побеждает. При передаче мяча учащиеся вынуждены прогибаться назад. Это укрепляет мышцы спины, способствуя улучшению осанки. Это же упражнение можно делать передавая мяч не над головой, между ног с наклоном туловища вперед.