kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деятельностный подход в изучении биологии в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитанники нашей школы часто немотивированы в усвоении новых знаний. Программный материал раздела "Обмен веществ и энергии" имеет хорошие возможности для создания не только интереса к предмету, но и способствут стремлению к рациональному питанию, физической культуре обучающихся вопитанников.

В соей статье я показала варианты внеурочной деятельности в данном разделе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деятельностный подход в изучении биологии в 8 классе»


Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №47











Формирование стремления к здоровому образу жизни старшеклассников на уроках биологии



















Учитель географии и биологии

МКСКОУ школы №47

Зинатшина Наталья Николаевна



г. Ижевск 2015



Одним из главных направлений воспитательной и учебной работы в нашей школе на протяжении многих лет является формирование здорового образа жизни наших воспитанников. Биология, как ни один другой предмет, решает эту задачу. Выбранная мною тема «Обмен веществ и энергии» изучается подростками на уроках биологии в 8 классе. В этом возрасте обучающиеся способны осознавать биологические процессы, происходящие в организме. Тема актуальна для подростков, так как именно в этом возрасте закладывается осознание необходимости рационального питания, физического развития. Понимание физиологии обмена веществ и энергии должно заложить ответственное отношение к своему здоровью, которое напрямую зависит от образа жизни, сформированного в юношеские годы.

На уроках этого раздела показано влияние алкоголя и наркотических веществ на организм человека. Рассматриваемые в теме вопросы об обмене веществ , рациональном питании, роли витаминов, функциях органов выделения формируют у подростков новые анатомо-физиологические понятия о связи организма с внешней средой; развивают творческое мышление, воспитывают сознательное отношение к своему здоровью, соблюдению правил личной гигиены.

Цель и предполагаемый результат моей работы - подвести подростков к пониманию сути физиологических процессов, протекающих в организме. Использовать при этом личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся, развить у них учебные навыки, привить им полезные привычки, воспитать у них сознательное, бережное отношение к своему здоровью.

Научное обоснование этого вопроса заключается в том, что нормой здоровья является соответствие между внешним и внутренним обменом веществ. Большое значение в этом процессе принадлежит питанию. Пища – основной источник энергии для человека. В процессе обмена веществ выделяется энергия, которая поддерживает жизненно важные процессы в организме человека и даёт возможность ему работать.

Накопленные в этой области научные данные и практический опыт позволяют сделать вывод о важности качественного питания.

Актуальны и социальные причины данной проблемы. В последние годы наметилась тенденция к увеличению массы тела среди нашего населения. Это связано с расширением сети закусочных, где люди употребляют пищу богатую жирами и углеводами. В рабочее время люди зачастую не имеют возможности полноценно пообедать, заменяя его быстрыми «перекусами». Несбалансированное питание и низкая физическая активность стали причинами заболеваний сердечно - сосудистой системы и нарушения обмена веществ.

В школьной программе биологии, в курсе 8 класса раздел «Обмен веществ и энергии» освещает актуальность этой проблемы.

Программное содержание уроков в данном разделе, является наиболее благодатным для формирования личностных компетенций в области собственного здоровья старшеклассников.

В моей рабочей программе по биологии в 8 классе таковыми являются уроки:

№48 «Расход энергии. Нормы питания. Рациональное питание» и № 49 «Витамины».

Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе. Программа, по которой я работаю, разработана на основе программы основного общего образования по биологии в соответствии с федеральным базисным учебным планом. Авторы программы: Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, Е. Т. Захарова.

Данная программа разработана для обучающихся в коррекционной школе, в соответствии с рекомендациями по изучению биологии в коррекционных школах, в изучении тем имеются некоторые изменения с учетом особенности контингента обучающихся. В школе обучаются дети с задержкой психического развития.

Понятие «задержка психического развития» говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности. Эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. Незрелость эмоциональной сферы и недоразвитие познавательной деятельности будут иметь и свои качественные особенности, обусловленные типом данной аномалии развития. Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Возникновение задержки развития связано с действием, как разнообразных неблагоприятных факторов социальной среды, так и с различными наследственными влияниями.

Так как МКСКОУ № 47 является коррекционной, то в ходе учебного процесса применяются задания и упражнения, направленные на развитие тех или иных психических функций с учетом коррекционных задач.

В процессе данных уроков формируются важные психические функции, происходит осознание своего « я» Подростки учатся беречь и понимать свой организм.

В результате полученных знаний на уроках данного раздела, каждый подросток осознаёт важность вопроса о рациональном и правильном питании. Воспитанники самостоятельно проанализировали ситуацию с организацией питания в своих семьях.

В дополнении программного материала каждый ученик выполнял индивидуальное задание в соответствии своим возможностям и интересам.

Предложены следующие задания:

  1. Придумать рецепты сезонного витаминного салата: осеннего, зимнего, весеннего, летнего.

  2. Конкурс « самый полезный и вкусный бутерброд».

  3. Сообщения: «Влияние различных диет на растущий организм».

  4. «Только полезная еда на нашем столе».

  5. Интересные технологии приготовления каши, киселя.

  6. Конкурс «Выпекаем с яблоками».

После уроков данной темы дети стали обращать внимание на состав веществ в продуктах, купленных в магазинах.

Для научно – исследовательского проекта выбраны темы:

«Экология продуктовой корзины»;

«Выращивание экологически чистых продуктов».

На уроках мы обсуждаем познавательные статьи и телепрограммы о здоровом образе жизни.

Сформированные знания в процессе данных уроков готовят подростка к будущей жизни, выявляются профессиональные склонности к профессиям технолога, диетолога, повара, кондитера.

Восьмиклассники – будущие выпускники, полученные знания могут связать с будущими профессиями.

И завершающим этапом данной работы является выбор учебных заведений нашего города, где возможно получить специальность повара – технолога, кондитера, диетолога и т.д.

Уроки биологии в данном разделе имеют практическую направленность, активно решают коррекционно - развивающие задачи в обучении наших воспитанников, готовят их к самостоятельной жизни.



Урок №48 «Обмен веществ и энергии. Расход энергии, нормы и гигиена питания»

.Цель: Образовательные: на основании повторения знаний о функциях и строении системы органов пищеварения сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания. , развивать умение устанавливать взаимосвязь между потреблением и расходованием энергии для процессов жизнедеятельности организма

Коррекционно - развивающие:

Сравнивать и анализировать информацию, делать выводы.

развивать умение работать с учебной и дополнительной литературой,

применять на практике полученные знания.

способствовать формированию положительных эмоций.

Воспитывать ответственность за собственное здоровье и здоровье окружающих

.Оборудование: таблицы: «Гигиена питания», «Содержание органических соединений в пищевых продуктах растительного происхождения», «Содержание органических соединений в пищевых продуктах животного происхождения», «Суточный расход энергии у людей, занимающимися различными видами труда», «Примерные нормы суточной потребности людей в питательных веществах», лабораторное оборудование для проведения эксперимента.

Краткое описание урока:

На уроке используются различные формы работы направленные на активизацию познавательной активности учащихся. При актуализации знаний индивидуальная работа сочетается с фронтальной. Применяются задания разного уровня: репродуктивного, творческого и конструктивного. За каждый правильный ответ учащиеся получают жетоны, от общего количества которых зависит их оценка за урок.
Усвоение знаний организуется через работу с учебником, слушание выступлений, проведение опытов и эксперимента, индивидуальную групповую и фронтальную работу.
В начале урока на доске прикреплены вырезанные из бумаги фигуры в виде овала, на которых с обратной стороны записаны вопросы урока.Это словно неизведанные острова, которые  будут открываться. Проблемные вопросы, поставленные перед каждым выступлением гостей: врача-гигиениста, врача-диетолога, позволяют активизировать мыслительный процесс. 
После выступления врачей учащиеся выполняют задания в группах: отвечают на поставленные до выступления вопросы или выполняют практическую работу: по упаковкам от продуктов питания определяют их энергетическую ценность.
Лабораторные опыты, практические задания позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера, произвести анализ, сравнение, сделать выводы или обобщить.
Учащиеся знакомятся с правилами рационального питания и соотносят с ними народные пословицы и поговорки.
В конце урока учащиеся заполняют схему « Что включает гигиена питания?» и прослушав  стихотворение Санина «Теперь советуюсь с врачом», делают вывод о том, к чему может привести самолечение и неправильное питание.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Учитель: Мне приятно видеть всех на уроке в хорошем настроении. Ведь как говорил Л.Н. Толстой «Потребность образования лежит в каждом человеке». С каждым уроком каждый из вас становится образованнее.
Девизом нашего сегодняшнего урока будут слова Ф. Бэкона: «Чтение дает знание, беседы – находчивость, а привычка записывать – точность». (слайд 2)

2. Актуализация знаний

Учитель:  На прошлом уроке мы познакомились с превращением энергии в организме человека. За каждый правильный ответ вы будете получать определенное количество баллов: белый жетон – 1 балл, синий – 2 балла, красный – 3 балла. Уже после окончания школы вы поймете, что от этих самих баллов, которые будут ставить сначала экзаменаторы, а потом и жизнь, зависит ваше продвижение вперед. Важно, чтобы эти баллы были поставлены объективно.

Дифференцированный опрос

А) У доски: «Превращение энергии в организме человека»

Б)  Работа по индивидуальным заданиям на местах:

  • Репродуктивный уровень: «Закончи фразу».

  • Творческий уровень: тест «Обмен веществ и энергии».

  • Конструктивный уровень: «Решение познавательных задач»

В) Фронтальный опрос: ( слайд 3)

– Как называется основной процесс протекающий непрерывно в клетке?
– В чем заключается процесс обмена веществ в организме?
– Какие два противоположных направления имеет обмен веществ?
– Что такое пластический обмен?
– Что такое энергетический обмен?

3. Изучение нового материала

Учитель:  Пища – основной источник энергии в организме человека. Чем больше человек затрачивает энергии, скажем на мышечный труд, чем интенсивнее в организме идут процессы восстановления, тем в большем количестве пищи он нуждается.
И сегодня цель нашего урока показать актуальность проблемы питания в современном мире, сформулировать правила рационального питания, сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Сократа « Мы не живем для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».
Откройте тетради, запишите число и тему урока « Расход энергии. Нормы и гигиена питания».
Ребята, посмотрите на доску, она вся покрыта белыми пятнами.

(На доске прикреплены вырезанные из бумаги фигуры в виде овала, на которых с обратной стороны записаны вопросы урока). Это словно неизведанные острова. И эти острова мы сегодня будем открывать. Помогать в этом нам будут гости: врач-гигиенист, врач-диетолог и экспертные группы. (Класс предварительно разделен на 4 группы)

– Каковы энергозатраты в организме? Чтобы ответить на этот вопрос определим энергозатраты организма в состоянии покоя и при выполнении работы. Результаты запишите в таблицу.

Выполнение задания:

А) Задержите дыхание и посчитайте сколько секунд вам это удалось сделать, результаты запишите.
Б) Сделайте 10 приседаний и тоже задержите дыхание, что вы наблюдаете, результат запишите.

Таблица.

Энергозатраты организма с задержкой дыхания

До нагрузки (сек)

После нагрузки (сек)

 

 

Учитель: Какой результат опыта?
– Какой вывод можно сделать?

Предполагаемый ответ: Работающим мышцам нужна энергия, которая освобождается в результате распада органических веществ. После работы этот процесс усиливается и в крови накапливается больше углекислого газа, чем в состоянии покоя, поэтому дыхание удается задержать на меньший промежуток времени.

Учитель: Сейчас перед вами выступит врач - диетолог. Послушав его выступление, вы должны будете ответить на вопрос:

  • 1 группа:  От чего зависят энергозатраты?

  • 2 группа: Что такое нормы питания?

  • 3 группа: Распределение калорий суточного рациона подростка.

  • 4 группа: Энергетическая ценность питательных веществ.

Врач -диетолог.  В конце прошлого века немецкий гигиенист и физиолог Макс Рубнер показал, что при сгорании 1г вещества и при его окислении в организме выделяется одинаковое количество энергии. Этим была доказана справедливость закона сохранения не только для неорганической природы, но и для живых организмов. Для гигиены это исследование было важно в том отношении, что позволяло выяснить энергетическую ценность потребляемых человеком веществ.
Установлено, что затрата энергии тем больше, чем большую физическую работу выполняет человек. В этом можно убедиться, рассмотрев таблицу в учебнике на стр. 142.
Существует формула, позволяющая установить энергозатраты, совершаемые человеком в 1 мин, по частоте сердечных сокращений (ЧСС).

Q = 2,09 (0,2 ЧСС – 11,2) кДж/мин   (Q – энергозатраты)

Для людей разных профессий важно, определив суточный расход энергии, установить нормы питания – это совокупность веществ, входящих в состав пищи, полностью восстанавливающих то количество энергии, которое он затрачивает в течение суток.
Так установлено, что 1 г углеводов и 1 г белков при окислении дают 17,17 кДж, а 1 г жиров – 38,7 кДж
Т. о. чтобы правильно составить рацион, надо знать, сколько кДж было потрачено и сколько пищи необходимо съесть, чтобы компенсировать израсходованную энергию. Распределение калорийности суточного рациона подростка рекомендуется следующее:

25% – завтрак
50% – обед
15% – полдник
10% – ужин.

(Представители групп отвечают на вопросы, поставленные перед выступлением)  

Учитель. А сейчас по итогам выступления экспертные группы проведут эксперимент.
Каждая экспертная группа имеет упаковки от продуктов питания, на которых указана энергетическая ценность данного продукта.

  • 1 группа: Определить энергетическую ценность сметаны.

  • 2 группа: Посчитайте, какое количество энергии потратит человек после 30 мин. катания на  лыжах, если частота сердечных сокращений 120 ударов в минуту.

  • 3 группа: Определите энергетическую ценность геркулеса.

  • 4 группа: Определите, какова энергетическая ценность пищи в состав которой входит:

Второе блюдо:

картофель пюре – 200 г
мясо коровье – 50 г
масло сливочное – 5 г
салат из свежей капусты – 100 г

Учитель.  Многие считают так: были бы под руками продукты, а мы уж сами разберемся, что приготовить и сколько съесть. Это мнение ошибочно. Можно иметь дома много продуктов, но питаться не правильно. Пренебрежительное отношение к питанию нередко заканчивается печально. В одних случаях оно приводит к трудно излечимому ожирению, в других – к гастриту, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
Как же надо питаться? Об этом расскажет врач-диетолог. Вы должны обратить внимание на правила рационального питания.

Врач-диетолог.  Древним римлянам принадлежит мудрое изречение, которое не случайно взято эпиграфом к нашему уроку: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Превращение еды в самоцель вредно. Несомненно вредно «чрезмерное увлечение наслаждением едой, – отмечал И.П. Павлов, – как всякая крайность жизни».
Вред переедания подтверждается опытами на животных. Один из учеников И.П. Павлова доказал зависимость работы желудка от объема пищи. Он вводил в желудок собаки резиновые баллончики и раздувал их. Было замечено: если давление очень велико, то сокоотделение задерживается. Отсюда следует: чрезмерное переполнение ухудшает пищеварение, пища не усваивается.
Избыток пищи, вот главная причина лишней массы, возникновения ожирения. Чтобы этого избежать надо есть в пределах затрат энергии. Поэтому каждый человек должен быть знаком с правилами рационального питания:
(правила записанные на отдельных листах вывешиваются на доске)

Правило первое: Есть регулярно, а лучше 4-5 раз в день. Если следовать этим рекомендациям, чувство голода не возникает и, садясь за стол, вы вполне удовлетворитесь небольшой порцией.

Правило второе: Тщательно пережевывайте пищу, не злоупотребляйте солеными и перчеными блюдами.

Правило третье. Пища должна быть разнообразной. Обязательно включайте в рацион фрукты, молоко, кисломолочные продукты, рыбу, растительное масло, салаты из овощей. Эти продукты содержат вещества необходимые организму.

Правило четвертое. Не будьте жадны в еде. Лишние килограммы появляются от переедания, это риск развития сахарного диабета, желчекаменной болезни, болезней сердца и позвоночника.



Учитель. В учебнике найдите ответ на вопрос: Что необходимо делать, чтобы предупредить развитие ожирения?

Учитель. Наш мир полон мудрых мыслей, но далеко не все отчетливо представляют себе, как их можно с пользой применять. И сейчас мы заполним этот пробел. Каждая экспертная группа должна распределить высказывания или изречения великих ученых и мыслителей, народные мудрости и поговорки о рациональном питании согласно правилам рационального питания.

(Зачитываются высказывания, отпечатанные на листах и учащиеся помещают их на доске под тем правилом, которому они соответствуют)

Материал для работы в группах:

1. Кто долго жует, тот долго живет.
2. Хорошо прожуешь – сладко проглотишь.
3. Лучше 5 раз поесть, чем один раз наесться.
4. Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты. (А.С. Пушкин)
5. Переедание приводит к болезни. (Гиппократ)
6. Кто жаден до еды, доходит до беды.
7. Многих губит излишество пищи, а не ее недостаток.
8. От многословия болит голова, от обжорства - желудок.
9. Поступай так, чтобы хотелось еще есть, когда встаешь от обеда. (Л.Н. Толстой)

Пауза психологической разгрузки.

Учитель. Очень важно правильное и сбалансированное питание школьников, т.к. организм подростка, это растущий организм. В каких питательных веществах он нуждается больше всего и почему?  Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике в разделе параграфа «Режим питания школьников». Прочитайте этот раздел и поставьте к нему вопросы, которые вы потом зададите другой группе.

(Учащиеся читают статью и после чтения задают вопросы другой группе)

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с гигиеной питания, рассмотрели основные правила рационального питания. Что же включает «гигиена питания»?

(Учащиеся заполняют схему)

 

4. Закрепление

– От чего зависят энергозатраты?
– Какой знак «больше», «меньше» или «равно» нужно поставить в случае:

а)  ожирение
б) истощение
в) в норме

«энергопоступления»________________ «энергозатраты»

Учитель. Что же произошло с человеком, который не следовал этим правилам? 
Послушайте стихотворение Санина «Теперь советуюсь с врачом», в котором говорится о том, к чему может привести самолечение и неправильное питание.

(Ученик читает стихотворение)

О, диетические бредня!
О, жизнь нелегкая моя!
На тучной ниве похуденья
Изрядно потрудился я.
Все расскажу вам по порядку,
Во всем признаюсь наповал…
Увы, не делал я зарядку,
Ходьбу и бег не признавал.
Однажды стало не до шуток –
Я свой костюм не смог надеть,
Поголодав 15 суток,
Я начал на глазах худеть.
Осталось мне совсем немножко,
Чтоб в форму прежнюю войти…
Жена позвала неотложку – 
Успели все-таки спасти.
На голливудскую диету
Я перебрался поскорей,
Но помешали три банкета:
Два дня рожденья, юбилей.
Дни упоительно летели,
Однако же не буду врать:
За эту страдную неделю
Я, сбросив два, прибавил пять…
Я взял контроль над поведеньем
(В решеньях я и скор и смел),
И занялся сыроеденьем,
Не сыр я, а сырое ел.
Сначала было очень грустно,
Но, я, друзья, не унывал,
Сырое мясо и капусту
Водой сырою запивал.
Я в этом трудном поединке
Не отступал и не юлил,
И начал таять, словно льдинка,
Но вдруг желудок зашалил.
И  так прихватывал порою,
Так прижимал, что хоть кричи!
Тогда я плюнул на сырое,
И снова перешел на щи.
И уксус дела не исправил,
И медью телу не помог…
Диеты модные оставил,
Когда не в шутку занемог.
Теперь советуюсь с врачами,
Разумно ем и сплю ночами.
С одышкой больше не знаком,
Купил эспандер и гантели –
Здоровый дух в здоровом теле.

5. Подведение итогов урока

Выставление оценок в зависимости от количества жетонов.

6. Домашнее задание

Для тех, кто получил:

  • оценку «5» – подготовить сообщение о возрастных изменениях обмена веществ. Составить задачи по теме урока;

  • оценку «4» – составить опорный конспект параграфа «Гигиена питания»;

  • оценку «3» – прочитать параграф «Гигиена питания» и ответить на вопросы к параграфу





Для методических разработок использовалась учебно – методическая литература:



Программа основного общего образования по биологии. Авторы Н.И.Сонин В.Б.Захаров, Е.Т. Захарова.

Сборник нормативных документов по биологии. Мин. Образования РФ. Дрофа-2012г.

Учебное пособие Н.И. Сонина и М.Р. Сапина «Биология. Человек» Дрофа-2010г.

Дидактическая литература: 1600 задач, тестов и проверочных работ. М. Дрофа

«Твоё здоровье. Укрепление организма» С. Петербург. Акцент.1998г.



Коррекционная литература: А. Теремов, В. Рохлев «Занимательная биология». АСТ – Пресс.1999г.

Игры и занятия для школьников. Ростов-на-Дону. Феникс.2005г.

Разработки уроков по биологии

Купреенко В.А, Калашниковой Г.И., Молчановой Е.В.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Деятельностный подход в изучении биологии в 8 классе

Автор: Зинатшина Наталья Николаевна

Дата: 08.12.2015

Номер свидетельства: 263622

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-fgos-1"
    ["file_id"] => string(6) "244696"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445974174"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа ООО по биологии (5-9 классы) по ФГОСам второго поколения"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-ooo-po-biologhii-5-9-klassy-po-fgosam-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448204397"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по биологии для коррекц. классов "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-korriekts-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "108473"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403705604"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по биологии 7 класс. ФГОС ( 35 ч.) "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-7-klass-fgos-35-ch"
    ["file_id"] => string(6) "226303"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440175959"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по технологии для неделимых 6 - 8 класс. "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-niedielimykh-6-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "243198"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445666047"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства