kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задачи по генетике 10 класс биология.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика решения задач по генетике для 10 класса. Используется для изучения темы генетика в 10 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«задачи по генетике 10 класс биология.»

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ  ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ

ОСНОВНЫЕ  МОМЕНТЫ УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ ТАБЛИЦА «ГЕН - ПРИЗНАК» СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ РЕШЁТКА ПЕННЕТА ОТВЕТ 3 4 2 1 5

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

  • УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ
  • ТАБЛИЦА «ГЕН - ПРИЗНАК»
  • СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ
  • РЕШЁТКА ПЕННЕТА
  • ОТВЕТ

3

4

2

1

5

УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ

УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ

  • ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ ЗАДАЧИ
  • ВЫДЕЛИТЬ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРАЯ НЕОБХОДИМА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
  • ВЫЯСНИТЬ, ЧТО ЕСТЬ И ВСЕ ЛИ ЕСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ
  • ОПРЕДЕЛИТЬТИП НАСЛЕДОВАНИЯ: ДОМИНАНТНОСТЬ (ПОЛНАЯ ИЛИ НЕПОЛНАЯ), РЕЦЕССИВНОСТЬ, АУТОСОМНОСТЬ ИЛИ СЦЕПЛЕНО ЛИ НАСЛЕДОВАНИЕ С ПОЛОМ: X , Y
ГЕН – ПРИЗНАК  ГЕН, КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ПРИЗНАК ПРИЗНАК, КОНТРОЛИРУЕМЫЙ ГЕНОМ А а кареглазость голубоглазость В в праворукость леворукость В ГЕНЕТИКЕ ЧЕЛОВЕКА СУЩЕСТВУЮТ ТРИ СЛУЧАЯ, КОГДА НЕ ТОЛЬКО ДОПУСКАЕТСЯ, НО ДАЖЕ НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЕТСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ГЕН «ОТОРВАННОЙ» ОТ НАЗВАНИЯ ПРИЗНАКА ОДНОЙ БУКВОЙ ИЛИ ДВУМЯ

ГЕН – ПРИЗНАК

ГЕН,

КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ПРИЗНАК

ПРИЗНАК,

КОНТРОЛИРУЕМЫЙ ГЕНОМ

А

а

кареглазость

голубоглазость

В

в

праворукость

леворукость

В ГЕНЕТИКЕ ЧЕЛОВЕКА СУЩЕСТВУЮТ ТРИ СЛУЧАЯ, КОГДА НЕ ТОЛЬКО ДОПУСКАЕТСЯ, НО ДАЖЕ НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЕТСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ГЕН «ОТОРВАННОЙ» ОТ НАЗВАНИЯ ПРИЗНАКА ОДНОЙ БУКВОЙ ИЛИ ДВУМЯ

а Каждый ген в отдельной хромосоме А А В а в а В в" width="640"

Менделевская генетика.

Опыты Менделя.

Условия:

  • Чистые линии
  • Полное доминирование А а
  • Каждый ген в отдельной хромосоме

А

А

В

а

в

а

В

в

Отклонения от законов Менделя: Взаимодействие генов внутри одной аллельной пары : Взаимодействие генов внутри одной аллельной пары : Неполное доминирование Неполное доминирование Множественный аллелизм Пенетрантность (способность гена пробиваться в признак) Плейотропия (множественное действие генов) Экспрессивность (пробиваемость ген в признак) Взаимодействие между генами внутри разных аллельных пар: Взаимодействие между генами внутри разных аллельных пар: Эпистаз (аллели одного гена подавляют проявление других генов) Комплементарность (взаимодополняемость) Полимерия (действие полимерных генов на развитие одного и тог же признака ) Эпистаз (аллели одного гена подавляют проявление других генов) Комплементарность (взаимодополняемость) Полимерия (действие полимерных генов на развитие одного и тог же признака ) Эпистаз (аллели одного гена подавляют проявление других генов) Комплементарность (взаимодополняемость) Полимерия (действие полимерных генов на развитие одного и тог же признака ) Сцепление генов:

Отклонения от законов Менделя:

Взаимодействие генов внутри одной аллельной пары :

  • Взаимодействие генов внутри одной аллельной пары :
  • Неполное доминирование
  • Неполное доминирование
  • Множественный аллелизм
  • Пенетрантность (способность гена пробиваться в признак)
  • Плейотропия (множественное действие генов)
  • Экспрессивность (пробиваемость ген в признак)

Взаимодействие между генами внутри разных аллельных пар:

  • Взаимодействие между генами внутри разных аллельных пар:
  • Эпистаз (аллели одного гена подавляют проявление других генов) Комплементарность (взаимодополняемость) Полимерия (действие полимерных генов на развитие одного и тог же признака )
  • Эпистаз (аллели одного гена подавляют проявление других генов) Комплементарность (взаимодополняемость) Полимерия (действие полимерных генов на развитие одного и тог же признака )
  • Эпистаз (аллели одного гена подавляют проявление других генов)
  • Комплементарность (взаимодополняемость)
  • Полимерия (действие полимерных генов на развитие одного и тог же признака )

Сцепление генов:

  • Сцепление генов:
  • с аутосомами
  • с половыми хромосомами
Три конкретных случая:  I При аутосомном наследовании II Резус – фактор При наследовании, сцепленном с полом Rh / rh Дальтонизм Гемофилия X D / X d X H / X h Неполное доминирование   Ген _ А Признак а Широкие листья Узкие листья

Три конкретных случая:

I

При аутосомном наследовании

II

Резус – фактор

При наследовании, сцепленном с полом

Rh / rh

Дальтонизм

Гемофилия

X D / X d

X H / X h

Неполное доминирование

Ген

_

А

Признак

а

Широкие листья

Узкие листья

Ген 1 (аутосомное наследование А Признак Карие глаза а 2 (Х-сцепленное наследование) Голубые глаза Х D 3 ( Y -сцепленное наследование) Дальтонизм -- Х d Дальтонизм + Y B Гипертрихоз -- Y b Гипертрихоз +

Ген

1 (аутосомное наследование

А

Признак

Карие глаза

а

2 (Х-сцепленное наследование)

Голубые глаза

Х D

3 ( Y -сцепленное наследование)

Дальтонизм --

Х d

Дальтонизм +

Y B

Гипертрихоз --

Y b

Гипертрихоз +

Схема скрещивания P: карие глаза   x  голубые глаза  АА аа Мейоз G:   Случайное оплодотворение F  карие глаза  Аа : Аа : Аа : Аа А а А а

Схема скрещивания

  • P: карие глаза x голубые глаза

АА аа

Мейоз

  • G:
  • Случайное

оплодотворение

  • F карие глаза

Аа : Аа : Аа : Аа

А

а

А

а

Решетка Пеннета а А а ¼ Аа карие А ¼ Аа карие ¼ Аа карие ¼ Аа карие аа АА

Решетка Пеннета

а

А

а

¼ Аа

карие

А

¼ Аа

карие

¼ Аа

карие

¼ Аа

карие

аа

АА

Сцепленное с полом наследование  X А X А X а ¼ X А X А Долгожит.+ Y ¼ X А Y Долгожит. + ¼ X А X а Долгожит.+ ¼ X а Y Долгожит. - X А X а X А Y

Сцепленное с полом наследование

X А

X А

X а

¼ X А X А

Долгожит.+

Y

¼ X А Y

Долгожит. +

¼ X А X а

Долгожит.+

¼ X а Y

Долгожит. -

X А X а

X А Y

Наследование признаков, сцепленных с полом

Наследование признаков, сцепленных с полом

  • Доминантные гены, локализованные в Х – хромосоме
  • Рецессивные гены, локализованные в Х – хромосоме
  • Гены, локализованные в Y – хромосоме
  • Явление сцепленного наследия и кроссинговер
Доминантные гены, локализованные в х - хромосоме P: гипоплазия эмали +  x  гипоплазия эмали -   Х А Х а   Х А Y Мейоз G:  Случайное оплодотворение F 1  гипоплазия эмали-  гипоплазия эмали-  ¼ Х а Х а 1/4 Х А Y  гипоплазия эмали +   гипоплазия  эмали +  1/4 Х А Х а 1/4 Х а Y X A X a Y X A

Доминантные гены, локализованные в х - хромосоме

P: гипоплазия эмали + x гипоплазия эмали -

Х А Х а Х А Y

Мейоз

G:

Случайное

оплодотворение

F 1 гипоплазия эмали- гипоплазия эмали-

¼ Х а Х а 1/4 Х А Y

гипоплазия эмали + гипоплазия эмали +

1/4 Х А Х а 1/4 Х а Y

X A

X a

Y

X A

Рецессивные гены, локализованные в х - хромосоме P: нарушенное потоотделение  x  нормальное потоотделение  Х а Х а  Х А Y Мейоз  G:   Случайное Оплодотворение  F1  нарушенное потоотделение % ?   ½  X a Y  нормальное потоотделение  1/2 Х А Х а Y Х а Х А

Рецессивные гены, локализованные в х - хромосоме

P: нарушенное потоотделение x нормальное потоотделение

Х а Х а Х А Y

Мейоз

G:

Случайное

Оплодотворение

F1 нарушенное потоотделение % ?

½ X a Y

нормальное потоотделение

1/2 Х А Х а

Y

Х а

Х А

Гены, локализованные в Y - хромосоме P:  Гипертрихоз -   x  Гипертрихоз +   Х Х  Х Y в Мейоз  G :  Случайное Оплодотворение F1   : 100% : 100%   Гипертрихоз -   Гипертрихоз +     ХХ  Х Y в     Х Y b Х

Гены, локализованные в

Y - хромосоме

P: Гипертрихоз - x Гипертрихоз +

Х Х Х Y в

Мейоз

G :

Случайное

Оплодотворение

F1 : 100% : 100%

Гипертрихоз - Гипертрихоз +

ХХ Х Y в

Х

Y b

Х

Ответ

Ответ

  • Учитывать следующие моменты:
  • Если вопрос звучит так: «Какова вероятность…?», то ответ необходимо выражать в долях, частях, процентах.
  • Если в результате проделанной работы справедливым итогом считается невозможность получения положительного ответа, даётся отрицательный ответ
  • Если условие задачи построено таким образом, что не исключается наличие двух вариантов её решения, нужно через запятую привести и тот, и другой ответы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
задачи по генетике 10 класс биология.

Автор: Полятинская Марина Степановна

Дата: 01.12.2016

Номер свидетельства: 364645

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "урок на тему "Генетика и медицина. Методы изучения генетики человека""
    ["seo_title"] => string(72) "uroknatiemugienietikaimieditsinamietodyizuchieniiaghienietikichielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "279373"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453221322"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок- тренинг по биологии в 10 классе " Решение генетическмх задач" "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-trieningh-po-biologhii-v-10-klassie-rieshieniie-ghienietichieskmkh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "134275"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416727566"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Разработка урока "Сцепленное наследование. Генетика пола". "
    ["seo_title"] => string(62) "razrabotka-uroka-stsiepliennoie-nasliedovaniie-gienietika-pola"
    ["file_id"] => string(6) "168650"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423276062"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Рабочая программа элективного курса по биологии «Решение генетических задач»  10 класс (17 ч. в год, 1 ч. в неделю  в полугодие) "
    ["seo_title"] => string(144) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-biologhii-rieshieniie-ghienietichieskikh-zadach-10-klass-17-ch-v-ghod-1-ch-v-niedieliu-v-polughodiie"
    ["file_id"] => string(6) "119037"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413308201"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "9 класс, биология " Тематическое планирование электива  "Генетика" "
    ["seo_title"] => string(70) "9-klass-biologhiia-tiematichieskoie-planirovaniie-eliektiva-gienietika"
    ["file_id"] => string(6) "228594"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441394818"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства