kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задачи по генетике 10 класс биология.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика решения задач по генетике для 10 класса. Используется для изучения темы генетика в 10 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«задачи по генетике 10 класс биология.»

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ  ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ

ОСНОВНЫЕ  МОМЕНТЫ УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ ТАБЛИЦА «ГЕН - ПРИЗНАК» СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ РЕШЁТКА ПЕННЕТА ОТВЕТ 3 4 2 1 5

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

  • УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ
  • ТАБЛИЦА «ГЕН - ПРИЗНАК»
  • СХЕМА СКРЕЩИВАНИЯ
  • РЕШЁТКА ПЕННЕТА
  • ОТВЕТ

3

4

2

1

5

УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ

УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ

  • ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ ЗАДАЧИ
  • ВЫДЕЛИТЬ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРАЯ НЕОБХОДИМА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
  • ВЫЯСНИТЬ, ЧТО ЕСТЬ И ВСЕ ЛИ ЕСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ
  • ОПРЕДЕЛИТЬТИП НАСЛЕДОВАНИЯ: ДОМИНАНТНОСТЬ (ПОЛНАЯ ИЛИ НЕПОЛНАЯ), РЕЦЕССИВНОСТЬ, АУТОСОМНОСТЬ ИЛИ СЦЕПЛЕНО ЛИ НАСЛЕДОВАНИЕ С ПОЛОМ: X , Y
ГЕН – ПРИЗНАК  ГЕН, КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ПРИЗНАК ПРИЗНАК, КОНТРОЛИРУЕМЫЙ ГЕНОМ А а кареглазость голубоглазость В в праворукость леворукость В ГЕНЕТИКЕ ЧЕЛОВЕКА СУЩЕСТВУЮТ ТРИ СЛУЧАЯ, КОГДА НЕ ТОЛЬКО ДОПУСКАЕТСЯ, НО ДАЖЕ НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЕТСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ГЕН «ОТОРВАННОЙ» ОТ НАЗВАНИЯ ПРИЗНАКА ОДНОЙ БУКВОЙ ИЛИ ДВУМЯ

ГЕН – ПРИЗНАК

ГЕН,

КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ПРИЗНАК

ПРИЗНАК,

КОНТРОЛИРУЕМЫЙ ГЕНОМ

А

а

кареглазость

голубоглазость

В

в

праворукость

леворукость

В ГЕНЕТИКЕ ЧЕЛОВЕКА СУЩЕСТВУЮТ ТРИ СЛУЧАЯ, КОГДА НЕ ТОЛЬКО ДОПУСКАЕТСЯ, НО ДАЖЕ НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЕТСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ГЕН «ОТОРВАННОЙ» ОТ НАЗВАНИЯ ПРИЗНАКА ОДНОЙ БУКВОЙ ИЛИ ДВУМЯ

а Каждый ген в отдельной хромосоме А А В а в а В в" width="640"

Менделевская генетика.

Опыты Менделя.

Условия:

  • Чистые линии
  • Полное доминирование А а
  • Каждый ген в отдельной хромосоме

А

А

В

а

в

а

В

в

Отклонения от законов Менделя: Взаимодействие генов внутри одной аллельной пары : Взаимодействие генов внутри одной аллельной пары : Неполное доминирование Неполное доминирование Множественный аллелизм Пенетрантность (способность гена пробиваться в признак) Плейотропия (множественное действие генов) Экспрессивность (пробиваемость ген в признак) Взаимодействие между генами внутри разных аллельных пар: Взаимодействие между генами внутри разных аллельных пар: Эпистаз (аллели одного гена подавляют проявление других генов) Комплементарность (взаимодополняемость) Полимерия (действие полимерных генов на развитие одного и тог же признака ) Эпистаз (аллели одного гена подавляют проявление других генов) Комплементарность (взаимодополняемость) Полимерия (действие полимерных генов на развитие одного и тог же признака ) Эпистаз (аллели одного гена подавляют проявление других генов) Комплементарность (взаимодополняемость) Полимерия (действие полимерных генов на развитие одного и тог же признака ) Сцепление генов:

Отклонения от законов Менделя:

Взаимодействие генов внутри одной аллельной пары :

  • Взаимодействие генов внутри одной аллельной пары :
  • Неполное доминирование
  • Неполное доминирование
  • Множественный аллелизм
  • Пенетрантность (способность гена пробиваться в признак)
  • Плейотропия (множественное действие генов)
  • Экспрессивность (пробиваемость ген в признак)

Взаимодействие между генами внутри разных аллельных пар:

  • Взаимодействие между генами внутри разных аллельных пар:
  • Эпистаз (аллели одного гена подавляют проявление других генов) Комплементарность (взаимодополняемость) Полимерия (действие полимерных генов на развитие одного и тог же признака )
  • Эпистаз (аллели одного гена подавляют проявление других генов) Комплементарность (взаимодополняемость) Полимерия (действие полимерных генов на развитие одного и тог же признака )
  • Эпистаз (аллели одного гена подавляют проявление других генов)
  • Комплементарность (взаимодополняемость)
  • Полимерия (действие полимерных генов на развитие одного и тог же признака )

Сцепление генов:

  • Сцепление генов:
  • с аутосомами
  • с половыми хромосомами
Три конкретных случая:  I При аутосомном наследовании II Резус – фактор При наследовании, сцепленном с полом Rh / rh Дальтонизм Гемофилия X D / X d X H / X h Неполное доминирование   Ген _ А Признак а Широкие листья Узкие листья

Три конкретных случая:

I

При аутосомном наследовании

II

Резус – фактор

При наследовании, сцепленном с полом

Rh / rh

Дальтонизм

Гемофилия

X D / X d

X H / X h

Неполное доминирование

Ген

_

А

Признак

а

Широкие листья

Узкие листья

Ген 1 (аутосомное наследование А Признак Карие глаза а 2 (Х-сцепленное наследование) Голубые глаза Х D 3 ( Y -сцепленное наследование) Дальтонизм -- Х d Дальтонизм + Y B Гипертрихоз -- Y b Гипертрихоз +

Ген

1 (аутосомное наследование

А

Признак

Карие глаза

а

2 (Х-сцепленное наследование)

Голубые глаза

Х D

3 ( Y -сцепленное наследование)

Дальтонизм --

Х d

Дальтонизм +

Y B

Гипертрихоз --

Y b

Гипертрихоз +

Схема скрещивания P: карие глаза   x  голубые глаза  АА аа Мейоз G:   Случайное оплодотворение F  карие глаза  Аа : Аа : Аа : Аа А а А а

Схема скрещивания

  • P: карие глаза x голубые глаза

АА аа

Мейоз

  • G:
  • Случайное

оплодотворение

  • F карие глаза

Аа : Аа : Аа : Аа

А

а

А

а

Решетка Пеннета а А а ¼ Аа карие А ¼ Аа карие ¼ Аа карие ¼ Аа карие аа АА

Решетка Пеннета

а

А

а

¼ Аа

карие

А

¼ Аа

карие

¼ Аа

карие

¼ Аа

карие

аа

АА

Сцепленное с полом наследование  X А X А X а ¼ X А X А Долгожит.+ Y ¼ X А Y Долгожит. + ¼ X А X а Долгожит.+ ¼ X а Y Долгожит. - X А X а X А Y

Сцепленное с полом наследование

X А

X А

X а

¼ X А X А

Долгожит.+

Y

¼ X А Y

Долгожит. +

¼ X А X а

Долгожит.+

¼ X а Y

Долгожит. -

X А X а

X А Y

Наследование признаков, сцепленных с полом

Наследование признаков, сцепленных с полом

  • Доминантные гены, локализованные в Х – хромосоме
  • Рецессивные гены, локализованные в Х – хромосоме
  • Гены, локализованные в Y – хромосоме
  • Явление сцепленного наследия и кроссинговер
Доминантные гены, локализованные в х - хромосоме P: гипоплазия эмали +  x  гипоплазия эмали -   Х А Х а   Х А Y Мейоз G:  Случайное оплодотворение F 1  гипоплазия эмали-  гипоплазия эмали-  ¼ Х а Х а 1/4 Х А Y  гипоплазия эмали +   гипоплазия  эмали +  1/4 Х А Х а 1/4 Х а Y X A X a Y X A

Доминантные гены, локализованные в х - хромосоме

P: гипоплазия эмали + x гипоплазия эмали -

Х А Х а Х А Y

Мейоз

G:

Случайное

оплодотворение

F 1 гипоплазия эмали- гипоплазия эмали-

¼ Х а Х а 1/4 Х А Y

гипоплазия эмали + гипоплазия эмали +

1/4 Х А Х а 1/4 Х а Y

X A

X a

Y

X A

Рецессивные гены, локализованные в х - хромосоме P: нарушенное потоотделение  x  нормальное потоотделение  Х а Х а  Х А Y Мейоз  G:   Случайное Оплодотворение  F1  нарушенное потоотделение % ?   ½  X a Y  нормальное потоотделение  1/2 Х А Х а Y Х а Х А

Рецессивные гены, локализованные в х - хромосоме

P: нарушенное потоотделение x нормальное потоотделение

Х а Х а Х А Y

Мейоз

G:

Случайное

Оплодотворение

F1 нарушенное потоотделение % ?

½ X a Y

нормальное потоотделение

1/2 Х А Х а

Y

Х а

Х А

Гены, локализованные в Y - хромосоме P:  Гипертрихоз -   x  Гипертрихоз +   Х Х  Х Y в Мейоз  G :  Случайное Оплодотворение F1   : 100% : 100%   Гипертрихоз -   Гипертрихоз +     ХХ  Х Y в     Х Y b Х

Гены, локализованные в

Y - хромосоме

P: Гипертрихоз - x Гипертрихоз +

Х Х Х Y в

Мейоз

G :

Случайное

Оплодотворение

F1 : 100% : 100%

Гипертрихоз - Гипертрихоз +

ХХ Х Y в

Х

Y b

Х

Ответ

Ответ

  • Учитывать следующие моменты:
  • Если вопрос звучит так: «Какова вероятность…?», то ответ необходимо выражать в долях, частях, процентах.
  • Если в результате проделанной работы справедливым итогом считается невозможность получения положительного ответа, даётся отрицательный ответ
  • Если условие задачи построено таким образом, что не исключается наличие двух вариантов её решения, нужно через запятую привести и тот, и другой ответы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
задачи по генетике 10 класс биология.

Автор: Полятинская Марина Степановна

Дата: 01.12.2016

Номер свидетельства: 364645

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "урок на тему "Генетика и медицина. Методы изучения генетики человека""
    ["seo_title"] => string(72) "uroknatiemugienietikaimieditsinamietodyizuchieniiaghienietikichielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "279373"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453221322"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок- тренинг по биологии в 10 классе " Решение генетическмх задач" "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-trieningh-po-biologhii-v-10-klassie-rieshieniie-ghienietichieskmkh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "134275"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416727566"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Разработка урока "Сцепленное наследование. Генетика пола". "
    ["seo_title"] => string(62) "razrabotka-uroka-stsiepliennoie-nasliedovaniie-gienietika-pola"
    ["file_id"] => string(6) "168650"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423276062"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Рабочая программа элективного курса по биологии «Решение генетических задач»  10 класс (17 ч. в год, 1 ч. в неделю  в полугодие) "
    ["seo_title"] => string(144) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-biologhii-rieshieniie-ghienietichieskikh-zadach-10-klass-17-ch-v-ghod-1-ch-v-niedieliu-v-polughodiie"
    ["file_id"] => string(6) "119037"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413308201"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "9 класс, биология " Тематическое планирование электива  "Генетика" "
    ["seo_title"] => string(70) "9-klass-biologhiia-tiematichieskoie-planirovaniie-eliektiva-gienietika"
    ["file_id"] => string(6) "228594"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441394818"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства