kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выяснение экологического состояния пришкольной территории.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии как средство развития экологического мышления

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выяснение экологического состояния пришкольной территории.»

Педагогический проект Автор: учитель биологии Высокая Татьяна Александровна 1 МАОУ СОШ № 4 города Тамбова

Педагогический проект

Автор:

учитель биологии

Высокая

Татьяна Александровна

1

МАОУ СОШ № 4 города Тамбова

Тема проекта: «Проектно-исследовательская  деятельность обучающихся на уроках биологии как средство развития экологического мышления» 2

Тема проекта:

«Проектно-исследовательская

деятельность

обучающихся на уроках

биологии как средство

развития экологического

мышления»

2

Актуальность проекта Напряженное состояние окружающей среды Важность формирования экологической составляющей культуры человека Возможности проектной деятельности как эффективного средства развития экологического мышления 3

Актуальность проекта

Напряженное состояние

окружающей среды

Важность формирования экологической

составляющей культуры человека

Возможности проектной деятельности

как эффективного средства

развития экологического мышления

3

Противоречия -между возросшими требованиями к формированию экологического мышления обучающихся и недостаточным вниманием к ее развитию в рамках обучения биологии;  -между  возможностями, предоставляемыми использованием проектных технологий в преподавании биологии для развития экологического мышления и недостаточной разработанностью теоретической и методологической базы данного процесса. 4

Противоречия

-между возросшими требованиями к формированию

экологического мышления обучающихся и недостаточным

вниманием к ее развитию в рамках обучения биологии;

-между возможностями, предоставляемыми использованием

проектных технологий в преподавании биологии

для развития экологического мышления и недостаточной

разработанностью теоретической и методологической

базы данного процесса.

4

Проблема исследования: теоретическое осмысление и практическое подтверждение значимости использования метода проектов в преподавании биологии  для развития экологического мышления  обучающихся 5

Проблема исследования:

теоретическое осмысление и практическое

подтверждение значимости использования

метода проектов в преподавании биологии

для развития экологического мышления

обучающихся

5

Цель, объект и предмет ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка  целесообразности и эффективности применения метода проектов для развития экологического мышления на уроках биологии. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития экологического мышления у обучающихся 7-х классов. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: повышение уровня экологического мышления путем активизации использования метода проектов. 6

Цель, объект и предмет

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

теоретическое обоснование и экспериментальная проверка

целесообразности и эффективности применения метода проектов

для развития экологического мышления на уроках биологии.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

процесс развития экологического мышления у обучающихся

7-х классов.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

повышение уровня экологического мышления путем активизации

использования метода проектов.

6

Гипотеза исследования: применение метода проектов пробуждает творческий потенциал школьников, позволяет обучающимся  развить на достаточном уровне такие составляющие экологического мышления, как анализ и синтез, обобщение, классификация, прогнозирование экологических ситуаций, проблем и другие. 7

Гипотеза исследования:

применение метода проектов

пробуждает творческий потенциал

школьников, позволяет обучающимся

развить на достаточном уровне

такие составляющие экологического

мышления, как анализ и синтез,

обобщение, классификация,

прогнозирование экологических

ситуаций, проблем и другие.

7

Задачи проекта: изучить и проанализировать состояние проблемы исследования  в педагогической теории и практике; конкретизировать содержание понятий «метод проектов», «экологическое мышление»; апробировать эффективность применения метода  проектов на уроках биологии: доказать, что использование  при обучении биологии метода проектов способствует  созданию условий для развития различных мыслительных  процессов, составляющих экологическое мышление. 8

Задачи проекта:

изучить и проанализировать

состояние проблемы исследования

в педагогической теории и практике;

конкретизировать содержание понятий

«метод проектов», «экологическое мышление»;

апробировать эффективность применения метода

проектов на уроках биологии: доказать, что использование

при обучении биологии метода проектов способствует

созданию условий для развития различных мыслительных

процессов, составляющих экологическое мышление.

8

- изучение и анализ литературы по различным отраслям знаний: философии, педагогике, психологии; - целенаправленное педагогическое наблюдение за достижениями обучающихся;  - констатирующий, формирующий и контролирующий педагогические эксперименты; - количественный и качественный анализ результатов экспериментов; - исследовательские беседы с учителями и обучающимися; - опрос.  Методы исследования :  9

- изучение и анализ литературы по различным отраслям знаний: философии, педагогике, психологии;

- целенаправленное педагогическое наблюдение за достижениями обучающихся;

- констатирующий, формирующий и контролирующий педагогические эксперименты;

- количественный и качественный анализ результатов экспериментов;

- исследовательские беседы с учителями и обучающимися;

- опрос.

Методы исследования :

9

Новизна  проекта: в теоретическом плане уточнено содержание понятий «экологическая культура», «экологическое мышление»  «метод проектов»; в практическом плане практически подтверждена и обоснована эффективность применения метода проектов в преподавании биологии  как средства развития экологического мышления обучающихся. 10

Новизна проекта:

в теоретическом плане

уточнено содержание понятий

«экологическая культура», «экологическое мышление»

«метод проектов»;

в практическом плане

практически подтверждена и обоснована эффективность

применения метода проектов в преподавании биологии

как средства развития экологического мышления

обучающихся.

10

Механизм реализации проекта: 1 этап (этап констатирующего эксперимента):  (сентябрь 2015 г. –декабрь 2015 г.) 2 этап (этап формирующего эксперимента): (январь 2016 г. – март 2016 г.) 3 этап (этап контролирующего эксперимента):  (апрель 2016 г.- май 2016 г.) 11

Механизм реализации проекта:

1 этап

(этап констатирующего эксперимента):

(сентябрь 2015 г. –декабрь 2015 г.)

2 этап

(этап формирующего эксперимента):

(январь 2016 г. – март 2016 г.)

3 этап

(этап контролирующего эксперимента):

(апрель 2016 г.- май 2016 г.)

11

Диагностика исходного уровня развития экологического мышления Диагностические задания ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ 1. Анализ 2. Синтез 3. Обобщение 4. Оригинальность 5. Прогнозирование 6. Альтернативность 7. Гипотетичность 12

Диагностика исходного уровня

развития экологического мышления

Диагностические

задания

ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ

1. Анализ

2. Синтез

3. Обобщение

4. Оригинальность

5. Прогнозирование

6. Альтернативность

7. Гипотетичность

12

Результаты диагностики 13

Результаты диагностики

13

Результаты диагностики 14

Результаты диагностики

14

Средства развития экологического мышления 1. Информационные межпредметные и моно-проекты:  «Мое представление об экологических проблемах современности»,  «Человек и природа: трагедия или гармония?», «Вода- источник жизни» и другие. Форма представления результатов : защита рефератов. 2. Информационные межпредметные индивидуальные проекты: «Словарь экологических терминов», памятка «Берегите лес» и другие.  Форма представления результатов : словари, глоссарии, памятки. 3. Информационные межпредметные индивидуальные и групповые проекты: «Леса Тамбовщины», «Животные Красной книги Тамбовской области» и другие. Форма представления результатов : мультимедийная проезентация. 15

Средства развития экологического

мышления

1. Информационные межпредметные и моно-проекты:

«Мое представление об экологических проблемах современности»,

«Человек и природа: трагедия или гармония?», «Вода- источник жизни»

и другие. Форма представления результатов : защита рефератов.

2. Информационные межпредметные индивидуальные проекты:

«Словарь экологических терминов», памятка «Берегите лес» и другие.

Форма представления результатов : словари, глоссарии,

памятки.

3. Информационные межпредметные индивидуальные и

групповые проекты: «Леса Тамбовщины», «Животные Красной книги

Тамбовской области» и другие. Форма представления результатов :

мультимедийная проезентация.

15

Средства развития экологического мышления 4. Творческие индивидуальные межпредметные проекты: сборник стихов «С думой о природе» и другие.  Форма представления результатов : сборники стихов, песен. . 5. Исследовательские групповые проекты:  «Экологическое состояние пришкольной территории».  Форма представления результатов : мультимедийная проезентация. 16

Средства развития экологического

мышления

4. Творческие индивидуальные межпредметные проекты:

сборник стихов «С думой о природе» и другие.

Форма представления результатов : сборники стихов, песен.

.

5. Исследовательские групповые проекты:

«Экологическое состояние пришкольной территории».

Форма представления результатов :

мультимедийная проезентация.

16

Фоторепортаж (защита проектов)  17

Фоторепортаж

(защита проектов)

17

СЛОВАРЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ 18

СЛОВАРЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

18

«С ДУМОЙ О ПРИРОДЕ» (сборник стихов) 19

«С ДУМОЙ О ПРИРОДЕ»

(сборник стихов)

19

Результаты повторной диагностики 20

Результаты повторной диагностики

20

Результаты повторной диагностики 21

Результаты повторной диагностики

21

Динамика компонентов экологического мышления Умение анализировать : + 0,5 балла Способность к обобщению : Умение синтезировать : + 0,37 балла + 0,23 балла Оригинальность мышления : + 0,36 балла Умение выдвигать гипотезы: Умение прогнозировать : + 0,46 балла + 0,28 балла Альтернативность мышления:  + 0,09 балла 22

Динамика компонентов экологического

мышления

Умение

анализировать :

+ 0,5 балла

Способность

к обобщению :

Умение

синтезировать :

+ 0,37 балла

+ 0,23 балла

Оригинальность

мышления :

+ 0,36 балла

Умение

выдвигать

гипотезы:

Умение

прогнозировать :

+ 0,46 балла

+ 0,28 балла

Альтернативность

мышления:

+ 0,09 балла

22

Основной вывод: использование метода проектов позволяет развивать различные компоненты экологического мышления: анализ, синтез, обобщение, оригинальность, прогнозирование, гипотетичность и альтернативность. Следовательно, наша  гипотеза верна и цель проекта достигнута . Данным исследованием доказаны эффективность и целесообразность использования проектных технологий для развития экологического  мышления в обучении биологии. 23

Основной вывод:

использование метода проектов позволяет

развивать различные компоненты экологического

мышления: анализ, синтез, обобщение,

оригинальность, прогнозирование, гипотетичность

и альтернативность. Следовательно, наша

гипотеза верна и цель проекта достигнута .

Данным исследованием доказаны эффективность

и целесообразность использования проектных

технологий для развития экологического

мышления в обучении биологии.

23

Список источников 1.   Басов, В.М. Экологическое сознание и мышление / В.М. Басов // http://itsidea.ru/page/ekologicheskoe-soznanie-i-myshlenie 2.  Высоцкая, М.В. Проектная деятельность учащихся / М.В. Высоцкая. – Волгоград, 2008. - 203 с..  3.  Галкина, С.А. Современные образовательные технологии на уроках биологии и экологии / С.А. Галкина // http://mousosh1lysgor.narod.ru/sot-be.htm 4.  Моисеев, Н.Н. Философия экологического мышления /  Н.Н. Моисеев, Д.В. Олейников, А.Д. Урсул. – М., 2001. – 416 с.  5. Русских, Г.А. Технология проектного обучения/ Г.А. Русских// Биология в школе.- М., 2003. - №3.- С. 12-17. 6. /Слезнева, О.А. Формирование экологической культуры на уроках географии и биологии / О.А. Селезнева //  http://dugna.ucoz.ru/publ/-1-0-150  7.  Тяглова, Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: Методическое пособие / Е.В. Тяглова. – М., 2010. – 255 с. 24

Список источников

1. Басов, В.М. Экологическое сознание и мышление / В.М. Басов //

http://itsidea.ru/page/ekologicheskoe-soznanie-i-myshlenie

2. Высоцкая, М.В. Проектная деятельность учащихся / М.В. Высоцкая.

Волгоград, 2008. - 203 с..

3. Галкина, С.А. Современные образовательные технологии на

уроках биологии и экологии / С.А. Галкина //

http://mousosh1lysgor.narod.ru/sot-be.htm

4. Моисеев, Н.Н. Философия экологического мышления /

Н.Н. Моисеев, Д.В. Олейников, А.Д. Урсул. – М., 2001. – 416 с.

5. Русских, Г.А. Технология проектного обучения/ Г.А. Русских//

Биология в школе.- М., 2003. - №3.- С. 12-17.

6. /Слезнева, О.А. Формирование экологической культуры на уроках

географии и биологии / О.А. Селезнева //

http://dugna.ucoz.ru/publ/-1-0-150

7. Тяглова, Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся

по биологии: Методическое пособие / Е.В. Тяглова. – М., 2010. – 255 с.

24

25

25


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Выяснение экологического состояния пришкольной территории.

Автор: Высокая Татьяна Александровна

Дата: 10.03.2017

Номер свидетельства: 399083

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Экологический паспорт пришкольной территории"
    ["seo_title"] => string(49) "ekologhichieskii_pasport_prishkol_noi_tierritorii"
    ["file_id"] => string(6) "399080"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489170740"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Проект " Чистый двор" "
    ["seo_title"] => string(20) "proiekt-chistyi-dvor"
    ["file_id"] => string(6) "186063"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426268889"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства