kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологический паспорт пришкольной территории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выяснение экологического состояния пришкольной территории.

Просмотр содержимого документа
«Экологический паспорт пришкольной территории»


Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа» №4 г.Тамбова









Экологический паспорт пришкольной территории


































Тамбов

2017

Введение

Городская среда - это совокупность природных и социально - экономических компонентов города, которые определяют условия жизни человека. Пришкольная территория является также частью городской среды, которая значительно отличается от естественной. Качество городской среды определяется хозяйственной деятельностью человека и связанными с ней разнообразными загрязнениями.

В городе изменены практически все характеристики естественной окружающей среды. Это касается теплового режима, влажности воздуха, светового, ветрового режима, загрязнения городской атмосферы. Отрицательное воздействие на здоровье в городе оказывает шум. Также в значительной степени отличаются от естественных почвенно - грунтовые условия. Здесь на большинстве участков естественные почвы просто отсутствуют. Почти повсеместно в городе отмечается уплотнение почвы. Это ведет к ограничению доступа воздуха и влаги.

Загрязнение почвы, воды и воздуха, недостаток питательных веществ, обрезка ветвей при формировании кроны, механические повреждения и т.д. - это условия, в которых вынуждены существовать зеленые насаждения в городах. Городская среда способствует изменению видового состава биоценозов, взаимосвязей между организмами и их состояния. Многие виды животных и растений способны выжить в городе только в условиях поддержки человеком.

Видовой состав зеленых насаждений городских скверов не зависит от приспособленности растений к совместному существованию, он определяется выбором человека. В городах широко распространены синантропные виды животных, которые обычно живут в пределах или в окрестностях населенных пунктов.

Таким образом, город - это особая среда обитания живых организмов, в том числе и человека. Актуальной проблемой для жителей любого города становится задача выяснения особенностей собственной среды обитания. Такое значение и понимание законов существования и развития городской среды дает шанс уменьшить ее отрицательное воздействие на свое здоровье открывает возможности для формирования оптимальной среды обитания. Поэтому мы решили изучить экологическое состояние пришкольной территории и выяснить, насколько изменена городская среда в микрорайоне нашей школы.


Цель исследования:

Выяснение экологического состояния пришкольной территории.


Задачи исследования:

1 .Экологическая оценка планировки пришкольной территории. 2.Изучение зеленых насаждении перед школой.

3.Составление картосхемы пришкольной территории и зеленых насаждений.

4. Оценка экологического состояния территории, прилегающей к МAОУ СОШ

№4 г.Тамбова.




МAОУ СОШ №4 г.Тамбова расположена в западной части города и имеет пришкольный участок.


Методика исследования

Исследования проводились по технологии комплексного экологического обследования пришкольной территории.

Оценка проводилась по пятибалльной шкале с помощью не абсолютных, а относительных величин: очень мало загрязнена - 1 балл мало - 2 балла, среднее загрязнение - 3 балла, много - 4 балла, очень много - 5 баллов.

Изучение зеленых насаждений (возрастного и жизненного состояния) проводилось по методике Рыжова И.И. и Ягодина Г.А. Для оценки жизненности деревьев была использована специальная шкала: 1 класс - здоровое дерево, 2 класс - ослабленное (поврежденное) дерево, 3 класс -сильно ослабленное (сильно поврежденное) дерево, 4 класс - отмирающее дерево, 5 класс - сухостой.

При картировании была также использована методика Рыжова и Ягодина. При картировании территории у школы были проведены работы по всей площади. На план способом глазомерной съемки были нанесены все деревья и кустарники. Сначала были отмечены самые крупные деревья, которые служили ориентирами при нанесении положения остальных объектов. На плане указаны основания стволов и проекции крон соответствующими значками. Затем были нанесены травянистые участки (газоны), тропинки и дорожки.

На картосхеме выделены дорожки, заранее спланированные при разбивке и те, которые люди протоптали в местах, не предназначенных для этого.


Результаты исследований

Пришкольный участок имеет спортивную, хозяйственную зоны и специальную зону отдыха.

1. Оценка степени застройки

При оценке степени застройки пришкольной территории мы учитывали площадь близко расположенных к школе построек: трансформаторов, котельная.

С помощью рулетки была измерена их площадь. Были получены следующие данные:


Строение

Площадь (кв. м.)

Котельная

1703 м2

Трансформатор

35 м2

Водокачка

180 м2

ИТОГО:

1918 м2


Площадь разделили на количество учащихся школы. Результат получился 2,95 м7чел.





Данные сверили с пятибалльной шкалой:


Степень застройки

Площадь (м/чел.)

Балл

Очень слабая

Менее 27

1

Слабая

Менее 75

2

Средняя

75

3

Сильная

75-150

4

Очень сильная

Более 150

5


Степень застройки пришкольной территории соответствует 1 баллу.

Затем с помощью рулетки были измерены расстояния до ближайших жилых домов. Предприятий быта и промышленных предприятий вблизи школы нет.


Полученные данные внесены в таблицу.


Проводимые измерения

Полученные результаты

Санитарно-гигиенические нормы (не менее) м

1. Расстояние от школы до жилого дома

25,5 м

10м

2. Расстояние от границы школы до жилого дома

15,5м

10м

3. Расстояние от границы школы до автострады

83 м

25 м


Анализируя данные, можно сделать вывод, что школа расположена по отношению к объектам городской инфраструктуры с учетом санитарно-гигиенических норм.



2. Оценка степени загрязнения окружающей среды выбросами предприятий

Промышленные предприятия выбрасывают в окружающую среду значительное количество газообразных, жидких и твёрдых отходов. Для их задержания устанавливаются фильтры, ловушки, принцип которых основан на химическом связывании или физических свойствах веществ, устройства типа циклон.

Степень загрязнения окружающей среды определяется по вентиляции, которая оценивается по числу "грибков" на крыше, типа циклон - это аппарат для очистки воздуха от взвешенных частиц. Очищенному воздуху придают вращательное движение, в результате чего под действием "центробежной силы твердые примеси оседают на его стенках. По форме циклон напоминает грибок. Для оценки степени загрязнения необходимо подсчитать количество вентиляционных "грибков" на крыше и сравнить их количество со шкалой.


Степень вентиляции

Количество грибков

Балл

Очень малая

Менее 3

5

Малая

3

4

Средняя

4-6

3

Сильная

7-10

2

Очень сильная

Более 10

1


На крыше нашей школы 12 "грибков". Сравнивая со шкалой, приходим к выводу, что степень вентиляции очень сильная. Это соответствует 1 баллу.


3.Изучение зеленых насаждений

По данным Всемирной организации Здравоохранения на одного жителя Земли должно приходиться не менее 50 м зеленных насаждений. На 1 га должно быть

90-150 деревьев. Дерево средней величины за 24 часа выделяется столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек. Зеленные массивы улавливают до 70-80 % пыли.

Для определения степени озеленения пришкольной территории с помощью рулетки была измерена площадь всех посадок деревьев и кустарников, газонов и цветников вокруг школы. Их площадь оказалась равна 6473 м .

Затем полученную площадь разделили на количество участков школы. Площадь зеленых насаждений составила 22.

Полученную цифру сравним со шкалой.

Степень озеленения

11лощадь зеленых насаждений

(м2\чел.)

Балл

Очень слабая

Менее 10

5

Слабая

11-20

4

Средняя

21-30

3

Сильная

31-50

2

Очень сильная

Более 50

1


Степень озеленения пришкольной территории школы оценивается в 3 балла.

Учитывая то, что каждое дерево за сезон поглощает определенное количество пыли, было рассчитано количество пыли, оседающей на зеленых насаждениях пришкольной территории (примерное) за весеннее - летний период.


б) На территории нашей школы много различных деревьев.


Порода

Число деревьев

Количество пыли, поглащаемое 1 деревом

Общее количество поглащаемой

пыли

Вяз

11

23 кг

253 кг

Клен

14

33 кг

462 кг

Тополь

5

34 кг

170 кг

Ясень

14

27 кг

378 кг

Рябина

6

17кг

102 кг

ИТОГО:

50


1365 кг


Все деревья, посаженные вблизи школы, за сезон поглощают около 1365 кг пыли.

Зная, что за 1 час с 1 м2 газона испаряется 200 г. воды, было рассчитано количество воды, испаряемое в сутки газонами пришкольной территории. Это количество равно 432 л в сутки.

Школу окружают деревья, газоны, цветочные рабатки. Учитывая такое разнообразие форм озеленения, степень разнообразия можно оценить как очень сильную или в 1 балл.

С помощью рулетки измерены основные расстояния, характеризующие зеленую защитную зону пришкольной территории.



Полученные данные внесены в таблицу:

Проводимые измерения

Полученные результаты

Санитарно-гигиенические нормы (не менее) м

Ширина защитной полосы на границе территории,

• от автострады

2,5 м


5 м

1,5 м


2. Площадь деревьев и кустарников по периметру крон, приходящихся на одного учащегося

82,8 м2

50 м2 на человека

З.Расстояние от школы до деревьев,

• до кустарников

7 м


11 м

10 м


15 м

4.Расстояние между деревьями:

• узколистными,

• широколиственными


от 1 до 4 м от 3 до 10 м


5-6 м


8-10 м






Сравнивая полученные данные с санитарно- гигиеническими нормами, можно сделать вывод о том, что зеленая зона вокруг школы не по всем показателям соответствует СГН (санитарно - гигиеническим нормам).


4. Оценка благоустройства территории

Для определения благоустройства пришкольной территории необходимо отметить количество контейнеров для сбора мусора и свалок на этой территории. Вблизи школы расположены два контейнера для мусора, а у здания школы находится урна для мусора. Свалок вблизи школы нет.



Степень благоустройства

Чистота улицы

Наличие контейнеров

Наличие свалок

Очень высокая

1

1

5

Высокая

2

2

4

Средняя

3

3

3

Низкая

4

4

2

Очень низкая

5

5

1


Сравнивая эти данные со шкалой, можно сделать вывод, что чистота улицы соответствует 1 баллу; наличие контейнеров и наличие свалок — также 1 баллу. Пришкольную территорию можно считать хорошо благоустроенной благодаря дворнику школы и городским коммунальном службам.



5. Исследование состава фауны

Для изучения состава фауны необходимо отметить на пришкольной территории наличие бродячих собак и кошек; колонии врановых птиц; наличие певчих птиц.

В ходе наблюдения за местной фауной было установлено, что в ок­рестностях школы не встречаются бродячие собаки, бродячие кошки встречаются редко, что соответствует 4 баллам по шкале для сравнения.

Вороны и галки встречаются очень редко, следовательно колоний врановых птиц соответствует 4 баллам. Но, к сожалению, и певчих птиц на нашем пришкольном участке мало. Это соответствует 1 баллу.


6. Изучение интенсивности транспортного движения

Было подсчитано общее количество машин на ближайшей автостраде в течение 20 мин.

Данные внесены в таблицу:



Наименование транспорта

Количество машин за 20

мин.

Количество за час.

Мотоцикл

-

-

Легковой

8

24

Грузовой

1

3

Автобус

-

-

Троллейбус

-

-



Затем произвели расчет количества выхлопных газов, которое выбрасывают автомобили.

Для расчета использовали следующие данные:

  1. В сутках 24 х 60 х 60 = 86400 с.

  2. За одну секунду автомобиль выбрасывает газов



  1. Общее количество газов определяется по формуле:

М - масса выбрасываемых газов,

Т - время проезда (с) затраченное автомобилем на проезд возле школы (в нашем случае - 5 с),

N - общее количество автомобилей за час.

Легковые автомобили:



Грузовые автомобили:


Сравнивая полученные данные с оценочной шкалой, выяснили, что степень загрязнения выбросами грузовых автомобилей очень слабая и легковых автомобилей очень слабая. По средним показателям общая степень загрязнения автотранспортом может быть оценена как слабая, что соответствует 3 баллам.



7. Оценка шумового загрязнения

Шум также можно отнести к загрязнениям городской среды. Был определен примерный уровень звукового загрязнения. Он соответствует 70 децибелам.

Данные сравнили со шкалой, и оказалось, что степень шумового загрязнения очень сильная, что соответствует 4 баллам. В заключение была составлена сводная таблица экологического состояния пришкольной территории.



Показатели экологического состояния

Баллы

1. Застройка территории ( на 1 учащегося)

1

2. Загрязнение выбросами предприятий

1

3. Озеленение территории

3

4. Разнообразие форм озеленения

1

5. Благоустройство:

• чистота территории,

• наличие контейнеров для мусора,

• наличие свалок, помоек


1

1

1

6 Состав фауны:

• наличие бродячих кошек, собак

• наличие колоний врановых.

• наличие певчих птиц


4

4

1


7. Суммарный выброс автотранспорта

3

8. Звуковое загрязнение

4


25



Выводы

Исходя из данных видно, что оценка экологического состояния

пришкольной территории хорошая и равна 25 баллам.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Экологический паспорт пришкольной территории

Автор: Высокая Татьяна Александровна

Дата: 10.03.2017

Номер свидетельства: 399080

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Зелёный паспорт школьного двора "
    ["seo_title"] => string(35) "zielionyi-pasport-shkol-nogho-dvora"
    ["file_id"] => string(6) "208914"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430937472"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства