kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние тяжелых металлов на растения и организм человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

}Цель: Используя различные источники информации и эксперимент доказать,влияния солей тяжёлых металлов на морфологические и физиологические показатели растений и организм человека, их биологической роли, токсичности и воздействии даже в малой концентрации

}Гипотеза Природная среда постоянно загрязняется различными веществами. Но в последнее время в неё активно проникают как биогенные, так и чужеродные металлы. Наибольшую опасность среди них представляют тяжёлые металлы: ртуть, свинец, медь, цинк, хром и другие металлы. Возрастающее поступление тяжёлых металлов в окружающую среду приводит к загрязнению почв и повреждению растительных организмов, на продукты природного происхождения, следовательно, и на здоровье человека.

}

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние тяжелых металлов на растения и организм человека»

Проектная работа Влияние тяжёлых металлов на растения и организм человека. Выполнила: ученица 11 класса Целинной средней школы  Кауненко Наталья Руководитель ГневашеваТ.В. учитель химии и биологии    

Проектная работа

Влияние тяжёлых металлов на растения и организм человека.

Выполнила: ученица 11 класса

Целинной средней школы

Кауненко Наталья

Руководитель ГневашеваТ.В.

учитель химии и биологии

 

 

Цель: Используя различные источники информации и эксперимент доказать ,влияния солей тяжёлых металлов на морфологические и физиологические показатели растений и организм человека, их биологической роли, токсичности и воздействии даже в малой концентрации Гипотеза Природная среда постоянно загрязняется различными веществами. Но в последнее время в неё активно проникают как биогенные, так и чужеродные металлы. Наибольшую опасность среди них представляют тяжёлые металлы: ртуть, свинец, медь, цинк, хром и другие металлы. Возрастающее поступление тяжёлых металлов в окружающую среду приводит к загрязнению почв и повреждению растительных организмов, на продукты природного происхождения, следовательно, и на здоровье человека.
  • Цель: Используя различные источники информации и эксперимент доказать ,влияния солей тяжёлых металлов на морфологические и физиологические показатели растений и организм человека, их биологической роли, токсичности и воздействии даже в малой концентрации
  • Гипотеза Природная среда постоянно загрязняется различными веществами. Но в последнее время в неё активно проникают как биогенные, так и чужеродные металлы. Наибольшую опасность среди них представляют тяжёлые металлы: ртуть, свинец, медь, цинк, хром и другие металлы. Возрастающее поступление тяжёлых металлов в окружающую среду приводит к загрязнению почв и повреждению растительных организмов, на продукты природного происхождения, следовательно, и на здоровье человека.
Задачи исследования:  1. Провести анализ, сравнение и обобщение информации из литературных источников 2. Представить теоретическое описание источников поступления солей тяжелых металлов в окружающую среду;  3. Провести опыты, позволяющие выяснить влияние солей тяжелых металлов на всхожесть и развитие растений,  4. Провести наблюдение за прорастанием семян и ростом растений;  5. Выяснить влияние солей тяжелых металлов на растения и человека  6. Сравнить полученные результаты и сделать выводы; 7. Разработать рекомендации
  • Задачи исследования:
  • 1. Провести анализ, сравнение и обобщение информации из литературных источников
  • 2. Представить теоретическое описание источников поступления солей тяжелых металлов в окружающую среду;
  • 3. Провести опыты, позволяющие выяснить влияние солей тяжелых металлов на всхожесть и развитие растений,
  • 4. Провести наблюдение за прорастанием семян и ростом растений;
  • 5. Выяснить влияние солей тяжелых металлов на растения и человека
  • 6. Сравнить полученные результаты и сделать выводы;
  • 7. Разработать рекомендации
Актуальность темы

Актуальность темы

  • В связи с развитием промышленности, транспорта, использования минеральных удобрений, количество тяжелых металлов в окружающей среде становится опасным для человека. Молодое поколение более подвержено токсическому воздействию тяжёлых металлов – ослабляется рост и развитие, нарушается деятельность нервной системы, возможно развитие аутоиммунитета, при котором иммунная система разрушает свои собственные клетки. В настоящее время все острее стоит проблема, связанная с отравлением людей тяжёлыми металлами.
  • Меня заинтересовали вопросы, связанные с влияние тяжёлых металлов на живые организмы, которым я не придавала большого значения, но теперь эта тема для меня является очень интересной и познавательной, так как, я узнала, что происходит рост населения, развитии науки и техники, которые приводят к тому, что деятельность человека становится фактором разрушения окружающей среды, вмешательство человека в природные процессы обостряет проблемы экологии, связанные со здоровьем человека.
Тяжёлые металлы - это

Тяжёлые металлы - это

  • элементы периодической системы химических элементов, Д.И. Менделеева, их более 40.
  • Тяжелые металлы являются сильнейшими по отрицательному действию на живые организмы и наиболее распространенными химическими загрязнителями. 
Растительная пища является основным источником поступления ТМ в организм человека и животных. С ней поступает от 40 до 80 % ТМ, и только 20-40 % - с воздухом и водой. Поэтому от уровня накопления металлов в растениях, используемых в пищу, в значительной степени зависит здоровье населения.

Растительная пища является основным источником поступления ТМ в организм человека и животных. С ней поступает от 40 до 80 % ТМ, и только 20-40 % - с воздухом и водой. Поэтому от уровня накопления металлов в растениях, используемых в пищу, в значительной степени зависит здоровье населения.

Природные источники

Природные источники

  • Главным природным источником тяжелых металлов являются породы (магматические и осадочные) и породообразующие минералы. Многие минералы в виде высокодисперсных частиц включаются в качестве акцессорных (микропримесей) в массу горных пород. Примером таких минералов являются минералы титана (брусит, ильменит, анатаз), хрома (FeCr2O4). Многие элементы поступают в атмосферу с космической и метеоритной пылью, с вулканическими газами, горячими источниками, газовыми струями.
Источники загрязнения

Источники загрязнения

  • Основной поставщик тяжелых металлов – предприятия цветной металлургии (выброс при высокотемпературных процессах ) . Сильное загрязнение свинцом и другими тяжелыми металлами наблюдается вокруг автострад. Часть техногенных выбросов тяжелых металлов поступает в атмосферу в виде тонких аэрозолей и переносится на значительные расстояния, приводя к глобальному загрязнению.
  • Тяжелые металлы входят в состав удобрений и пестицидов и могут попадать в водоемы вместе со стоком с сельскохозяйственных угодий.
Cu

Cu

  • Роль меди в организме человека:
  • В желудочно-кишечном тракте абсорбируется до 95% поступившей в организм меди•
  • Медь принимает участие в синтезе эритроцитов и лейкоцитов
  • • Усиливая активность работы гормонов, воздействует на работу эндокринной системы
  • • Укрепляет стенки кровеносных сосудов
  • • Способствует повышению иммунитета и нейтрализации радикалов
  • • Медь играет важную роль в процессе выработки половых гормонов у женщин
  • • Влияет на правильную работу пищеварения, то есть на железы внутренней секреции
  • • Действуя вместе с витамином С, мешает проникновению в организм воспалительным и микробным веществам
  • • Влияет на изменение цвета волос, кожи и ногтей.
Отрицательное влияние Cu Токсическая доза для человека: более 250 мг.

Отрицательное влияние Cu

Токсическая доза для человека: более 250 мг.

  • функциональные расстройства нервной системы (ухудшение памяти, депрессия, бессонница);
  • при вдыхании паров может проявляться "медная лихорадка" (озноб, высокая температура, проливной пот, судороги в икроножных мышцах);
  • нарушения функций печени и почек;
  • поражение печени с развитием цирроза и вторичным поражением головного мозга, связанным с наследственным нарушением обмена меди и белков (болезнь Вильсона-Коновалова).
Растения, пораженные при недостатке меди. септориоз колоса фузариоз колоса

Растения, пораженные при недостатке меди.

септориоз колоса

фузариоз колоса

Содержание Cu в некоторых овощах и фруктов от 30 до 230 мг.
  • Содержание Cu в некоторых овощах и фруктов от 30 до 230 мг.
Железо Влияет на усвоение азота растениями

Железо

Влияет на усвоение азота растениями

Дефицит железа в листьях свеклы Дефицит железа  в листьях томата

Дефицит железа

в листьях свеклы

Дефицит железа

в листьях томата

Положительное влияние Fe

Положительное влияние Fe

  • Потребность человека в железе на 1 кг веса следующая: дети — 0,6 мг, взрослые — 0,2 мг, беременные женщины — 0,3 мг железа в сутки.
Положительное влияние Fe

Положительное влияние Fe

  • Хранение и транспортировка кислорода
  • железо необходимо для выработки гормонов щитовидной железы, регулирующих обменные процессы.
  • обмен холестерина;
  • разрушение ядовитых веществ печенью;
  • процесс кроветворения;
  • производство ДНК;
  • ответ иммунной системы на бактериальную или вирусную инфекцию;
  • окислительно-восстановительные реакции.
  • энергетический метаболизм.
При недостатке Fe в организме

При недостатке Fe в организме

  • • Чрезмерная утомляемость, мышечная слабость, бледность.
  • • Снижение способности к обучению: ухудшение памяти, концентрации внимания.
  • • Задержка физического и умственного развития у детей, возникновение неадекватного поведения.
  • • Подавление гуморального и клеточного иммунитета, повышение заболеваемости.
  • • Деформация ногтевых пластин: утончение и ломкость, койлонихия (ложкообразный ноготь).
  • • Понижение температуры тела, возросшая зябкость.
  • • Нарушение работы щитовидной железы.
  • • Повышение вероятности развития опухолевых патологий.
  • • Гипохромная (железодефицитная) анемия - выраженная стадия дефицита.
Цинк Образует дыхательные ферменты Регулирует окислительно-восстановительноый потенциал клеток Цинковые удобрения: Повышают урожайность, Исчезают болезни,  восстанавливается цвет листьев

Цинк

Образует дыхательные ферменты

Регулирует окислительно-восстановительноый потенциал клеток

Цинковые удобрения:

Повышают урожайность,

Исчезают болезни,

восстанавливается

цвет листьев

Цинк в растениях

Цинк в растениях

  • Недостаток цинка ведет к значительному уменьшению в растениях ростового гормона — ауксина .
  • Главнейшие из этих болезней недостаточности следующие:
  • мелколистность, или розеточная болезнь, листопадных деревьев
  • - пятнистость листьев цитрусовых «крапчатость»
  • бронзовость листьев тунговых
  • розеточная болезнь сосны
Дефицит цинка Дефицит цинка  в листьях фасоли в листьях томата

Дефицит цинка

Дефицит цинка

в листьях фасоли

в листьях томата

Роль цинка в организме   способствует нормальному протеканию процессов развития костной ткани, стимулирует рост и деление клеток, регенерацию тканей, репродуктивную функцию способствует удалению из организма углекислого газа   регенерация тканей рост и деление клеток

Роль цинка в организме

  • способствует нормальному протеканию процессов развития костной ткани,
  • стимулирует рост и деление клеток,
  • регенерацию тканей,
  • репродуктивную функцию
  • способствует удалению из организма углекислого газа

регенерация тканей

рост и деление клеток

Нехватка цинка в организме

Нехватка цинка в организме

  • замедление роста
  • искажение восприятия вкуса.
  • нарушению всех обменных процессов
  • Ослабляется иммунитет
  • заболевания цирроз печени, атеросклероз, расстройства сердечно- сосудистой системы
  • замедление полового созревания.
  • выпадении волос, потеря аппетита, дерматиты
В каких продуктах содержится цинк   

В каких продуктах содержится цинк  

  • Примерно 0,25 мг цинка в расчёте на 1 килограмм массы содержится в яблоках, апельсинах, лимонах, инжире, грейпфрутах, зеленых овощах, мёд, черной смородины, малины, фиников , морских рыб, постная говядина, молоко, очищенный рис, свекла ,сельдерей, спаржа, томаты, редька, картофель, хлеб.
Как происходит очищение организма от тяжелых металлов?

Как происходит очищение организма от тяжелых металлов?

  • Вывести их можно лишь употребляя белки, содержащиеся в молоке и белых грибах, а также пектин, который можно найти в мармеладе и фруктово-ягодном желе.
  • Очень важным является то, что бы все продукты были получены в экологически чистых районах и не содержали вредных веществ.
Опыт №1 «Исследование влияния ионов тяжелых металлов на биологические системы»

Опыт №1 «Исследование влияния ионов тяжелых металлов на биологические системы»

Вывод: В пробирках № 1,2,3 – белок свернулся, ионы Na к тяжелым металлам не относится.  Ионы тяжелых металлов разрушают структуру белка, происходит процесс денатурациии.

Вывод: В пробирках № 1,2,3 – белок свернулся, ионы Na к тяжелым металлам не относится. Ионы тяжелых металлов разрушают структуру белка, происходит процесс денатурациии.

Опыт №2: «Исследование спайки консервной банки на примесь свинца» Цель: Доказать наличие свинца в спайке консервной банке и накопление в ней ядовитых соединений.  Наблюдения :  вата быстро желтеет из-за образовавшегося йодида свинца(II), что указывает на наличие примеси свинца на спайке банки выше нормы, т.е. более 1 % (допустимая норма 0,04 %). Вывод: Спайка (шов) консервной банки представляет собой сплав олова и свинца, при ее разрушении, например при открывании банки, свинец может попасть в консервы. Поэтому консервы не подлежат долгому хранению после их вскрытия.

Опыт №2: «Исследование спайки консервной банки на примесь свинца»

Цель: Доказать наличие свинца в спайке консервной банке и накопление в ней ядовитых соединений.

Наблюдения :

вата быстро желтеет из-за образовавшегося йодида свинца(II), что указывает на наличие примеси свинца на спайке банки выше нормы, т.е. более 1 % (допустимая норма 0,04 %).

Вывод: Спайка (шов) консервной банки представляет собой сплав олова и свинца, при ее разрушении, например при открывании банки, свинец может попасть в консервы. Поэтому консервы не подлежат долгому хранению после их вскрытия.

Опыт №3 Исследование раствора замачивания гречки, риса, перловки и гороха.»  Цель: Доказать наличие пестицидов в семенах круп

Опыт №3 Исследование раствора замачивания гречки, риса, перловки и гороха.» Цель: Доказать наличие пестицидов в семенах круп

Опыт №3 Исследование раствора замачивания гречки, риса, перловки и гороха.»

Опыт №3 Исследование раствора замачивания гречки, риса, перловки и гороха.»

Вывод: Исследуемые растворы гречки, риса, перловки, гороха содержат органические вещества –это могут быть пестициды, так как раствор марганцовки обесцветился.

Вывод: Исследуемые растворы гречки, риса, перловки, гороха содержат органические вещества –это могут быть пестициды, так как раствор марганцовки обесцветился.

Опыт № 4 «Посадка семян на растворы тяжелых металлов и наблюдение за их прорастанием»  Цель: Рассмотреть влияние тяжелых металлов меди, железа и цинка на прорастание семян.

Опыт № 4 «Посадка семян на растворы тяжелых металлов и наблюдение за их прорастанием» Цель: Рассмотреть влияние тяжелых металлов меди, железа и цинка на прорастание семян.

Количество проросших семян . Проба Проба №1 – раствор соли меди Пшеница Ячмень 50 Проба № 2 – раствор соли цинка 50 Число всхожих семян Проба №3 – раствор соли железа 50 30 50 Проба №4 – контроль (чистая вода ) Всхожесть в % 50 50 28 50 60% 26 56% 50 52% 46 92% Вывод: соли тяжелых металлов меди, цинка, железа отрицательно влияют на всхожесть семян. Если увеличивать концентрацию соли, всхожесть семян будет значительно ниже.

Количество проросших семян .

Проба

Проба №1 – раствор соли меди

Пшеница

Ячмень

50

Проба № 2 – раствор соли цинка

50

Число всхожих семян

Проба №3 – раствор соли железа

50

30

50

Проба №4 – контроль (чистая вода )

Всхожесть в %

50

50

28

50

60%

26

56%

50

52%

46

92%

Вывод: соли тяжелых металлов меди, цинка, железа отрицательно влияют на всхожесть семян. Если увеличивать концентрацию соли, всхожесть семян будет значительно ниже.

Прорастание семян

Прорастание семян

Заключение 1 . Мы исследовали влияние ионов тяжелых металлов меди, железа, цинка на зерновые культуры. 2. Соли тяжелых металлов вызывают не обратимое осаждение белков; под их воздействием происходит значительное изменение свойств (денатурация) белков и они после осаждения теряют способность растворяться в воде и в разбавленных солевых растворах, а также теряется физиологическая активность. 3.Неконтролируемое загрязнение окружающей среды ТМ угрожает здоровью людей. Прием токсических веществ приводит к необратимым изменениям внутренних органов. В результате развиваются неизлечимые болезни: нарушения желудочно-кишечного тракта, печени, почечные и печеночные колики, параличи. Нередки смертельные случаи. 4.В связи с этим необходимо максимально снизить уровень поступления тяжелых металлов в организм человека и растений.

Заключение

1 . Мы исследовали влияние ионов тяжелых металлов меди, железа, цинка на зерновые культуры.

2. Соли тяжелых металлов вызывают не обратимое осаждение белков; под их воздействием происходит значительное изменение свойств (денатурация) белков и они после осаждения теряют способность растворяться в воде и в разбавленных солевых растворах, а также теряется физиологическая активность.

3.Неконтролируемое загрязнение окружающей среды ТМ угрожает здоровью людей. Прием токсических веществ приводит к необратимым изменениям внутренних органов. В результате развиваются неизлечимые болезни: нарушения желудочно-кишечного тракта, печени, почечные и печеночные колики, параличи. Нередки смертельные случаи.

4.В связи с этим необходимо максимально снизить уровень поступления тяжелых металлов в организм человека и растений.

Перечень «полезных советов»:

Перечень «полезных советов»:

  • Противоядием от многих тяжелых металлов и их солей является яичный белок.
  • Если металлическая ртуть оказалась разлита в помещении, ее следует засыпать порошком серы или залить раствором хлорида железа(III).
  • Жестяная тара спаивается припоем, содержащим определенное количество свинца, поэтому консервы следует перекладывать в стеклянную посуду.
  • Нельзя хранить и готовить пищу в декоративной посуде, т.к. она предназначена для украшения, а не для пищи - глазурь, которой покрыта посуда, содержит соли свинца и кадмия .
Будьте внимательны к тому, что вас окружает, учитесь бережному и безопасному обращению с незнакомыми веществами. Растение аспарагус обладает хорошей способностью поглощать тяжёлые металлы Хлорофитум очищает воздух от формальдегида и угарного газа.

Будьте внимательны к тому, что вас окружает, учитесь бережному и безопасному обращению с незнакомыми веществами. Растение аспарагус обладает хорошей способностью поглощать тяжёлые металлы

Хлорофитум очищает воздух от формальдегида и угарного газа.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Влияние тяжелых металлов на растения и организм человека

Автор: Гневашева Татьяна Владимировна

Дата: 17.11.2015

Номер свидетельства: 254279

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Воспитательский час на тему: "Влияние окружающей среды на здоровье" "
    ["seo_title"] => string(77) "vospitatiel-skii-chas-na-tiemu-vliianiie-okruzhaiushchiei-sriedy-na-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "206527"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430208254"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Доклад Комнатные растения МОБУ СОШ с. Новофёдоровское "
    ["seo_title"] => string(58) "doklad-komnatnyie-rastieniia-mobu-sosh-s-novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "142664"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418324371"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Проектно-исследовательская работа по теме: «Этиловый спирт в жизни человека»"
    ["seo_title"] => string(80) "proiektno_issliedovatiel_skaia_rabota_po_tiemie_etilovyi_spirt_v_zhizni_chielovi"
    ["file_id"] => string(6) "399450"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489313074"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "презентация исследовательского проекта"Исследование почвы на территории МКОУ Бутурлиновская СОШ №4 на обнаружение катионов свинца" "
    ["seo_title"] => string(146) "priezientatsiia-issliedovatiel-skogho-proiekta-issliedovaniie-pochvy-na-tierritorii-mkou-buturlinovskaia-sosh-4-na-obnaruzhieniie-kationov-svintsa"
    ["file_id"] => string(6) "225738"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1439842738"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "исследовательская работа БИОИНДИКАЦИОННАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ с. ПЕСТРЕЦЫ ПО МОРФОМЕТРИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ ЛИСТЬЕВ БЕРЕЗЫ БОРОДАВЧАТОЙ "
    ["seo_title"] => string(172) "issliedovatiel-skaia-rabota-bioindikatsionnaia-otsienka-sostoianiia-okruzhaiushchiei-sriedy-s-piestrietsy-po-morfomietrichieskim-paramietram-list-iev-bieriezy-borodavchatoi"
    ["file_id"] => string(6) "106860"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403099479"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства