Пезентация к уроку биология 6 класс по теме "Сельскхозяйственные растения"и полное описание урока
Цели урока:
- Воспитать любовь к родному краю и бережное отношение к хлебу.
- Обобщить и систематизировать знание о наиболее известных сельскохозяйственных культурах.
Ход урока: Организационный момент. 1слайд (стих)
I часть урока:
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас занятие необычное, у нас в гостях “Три богатыря” (на доске висит картина Васнецова “Богатыри”)
2 слайд (картина «Богатыри»). Ребята, кто из вас знает эту картину? (Рассказывают ребята). Но сегодня к нам пришли не эти богатыри, а “богатыри” растения. Ребята, назовите сельскохозяйственные растения.
Ученики: “Картофель, капуста и пшеница”. 3 слайд
4 слайд (тема урока)
Учитель: “Совершенно верно! Но как мы их разместим в этой картине? Ведь нам надо их поставить вместо Алеши П., Ильи М., Добрыни Н. Чтобы выяснить это, к нам пришли помощники этих культур – наши команды: пшеница, капуста, картофель”.
Команды должны заработать как можно больше очков, чтобы их назвали культурой № 1, но это будет не так легко, для этого им нужно иметь много знаний об этих культурах.
Начнем, пожалуй, с разминки, где мы выясним, какая из команд знает больше об этих культурах.
ВОПРОСЫ:
1. Известный математик Пифагор писал, что она представляет овощ, который поддерживает бодрость духа и веселое спокойное настроение. О каком растении так хорошо отзывался ученый? (Ответ: капуста)
2. Это самая древняя культура. Назовите это растение. (Ответ: пшеница)
3. Во Франции это растение получило растение “пам де перр”. А как её называют у нас? (Ответ: картофель)
4. Это растение в XVIII веке называли чертовым яблоком. О каком растении идет речь? (Ответ: картофель)
5. “Еда без чунья, что жизнь без любви”, – так говорили в древности южноамериканские индейцы. Что такое чуньё? (Ответ: картофель)
6. Французский естествоиспытатель Анри-Фабр с горечью восклицал:
“История прославляет битвы, в которых мы погибаем. Она знает имена королей и полководцев, но ничего не знает о происхождении этого растения”. О каком растении идет речь? (Ответ: пшеница)
Ведущий: Вот и разминка закончилась. А теперь мы вплотную померимся силами. 5 слайд (капуста)
1. Итак, начнем с “капусты”. Я задаю вопросы, и вы должны как можно быстрее ответить на них. (приложение 1.)
Корень, стебель, лист, плоды
Все не пригодно для еды,
А засажен в огород…
Что же мы положим в рот?
(Ответ: цветная капуста)
2. Эта капуста образует кочан с морщинистыми листьями и со своими вкусовыми и питательными качествами очень похож на белокочанную. О каком виде капусты идет речь. (Ответ: Савойская капуста)
3. Закончите фразу: сорта капусты по продолжительности жизни разделяют на… (ранние, средние и поздние)
4. Одной почкой из подвала
Мы наелись до отвала
Половину её во щи,
Чтобы не были щи тощи,
А другую половину в пирожковую начинку.
Стебель – кубышка,
Отгадайте о какой разновидности капусты идет речь?
(Ответ: кольраби)
5. Когда белокочанная капуста не образует кочан? (Ответ: капуста – светолюбивое растение, и при нехватке света кочан не образуется.)
6. Когда рассаду белокочанной капусты можно пересадить, т.е. распикировать в торфоперегнойные горшочки? (Ответ: Рассаду пересаживают при появлении первого настоящего листа)
Мы начинаем 2-ой тур, на вопросы которого будет отвечать команда “картофель”. 6 слайд (картофель)(приложение 2)
1. Каким веществом богаты клубни картофеля? (Ответ: крахмалом)
2. Какое минеральное вещество больше всего извлекает из почвы картофель? (Ответ: калий)
3. Клубни с каким весом лучше всего сажать в почву? (Ответ: 80-120 гр.)
4. На какую глубину сажают картофель? (Ответ: 10-12см.)
5. Назовите самого опасного врага картофеля. (Ответ: коларадский жук)
6. Почему позеленевший картофель нельзя употреблять в пищу? (Ответ: образуется ядовитое вещество солонин)
Все мы с детства знаем сказки А.С. Пушкина, знаем и “Сказку о попе и его работнике Балде”. Там есть такие слова:
Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу, есть же мне давай вареную полбу (приложение 3)
1. Что такое полба? (Ответ: полба - это вид пшеницы двузернянка) 7слайд (пшеница)
2. Сказка “Мужик и медведь”, скажите, какую пшеницу посеял мужик? (Ответ: яровая пшеница)
3. Какая пшеница мягкая или твердая более скороспелая? (Ответ: мягкая, на ее развитие уходит 80-90 дней)
4. От какой фазы развития зависит урожай пшеницы? (Ответ: от фазы кущения, чем больше стеблей с колосьями, тем выше урожай)
5. На какую глубину сажают зерна пшеницы? (Ответ: на 2-4 см. в зависимости от состава почвы)
6. Продолжите фразу «Хлеб - ….. ……» (хлеб-всему голова»)
А теперь для каждой команды мы раздаем листы с анаграммами. Переставьте или добавьте, вместо пропусков, буквы в словах так, чтобы получить названия сортов культурных растений. Какая команда закончит первой, та и будет победителем. Слайд 8 (приложение 4)
Л*д* - Ладе (сорт яровой пшеницы)
С*л*т - Салют(сорт яровой пшеницы)
Лофига - Голиаф(сорт капусты кольраби)
Регама - Амагер (сорт белокочанной капусты)
Слайд 9 Ведущий: Ребята, какие рецепты блюд из капусты, картофеля и пшеницы вы знаете? Слайд 10 (блюда из картофеля)
Слайд 11 (блюда из капусты) Слайд 12 (хлебобулочные изделия)
Итак, подводим итоги. Пшеница, конечно же, самая важная, древняя культура и почетно занимает 1-е место, и нет такого другого растения, которое могло бы претендовать на это.
Слайд 13 (хлеб всему голова)
Итак, мы поздравляем вкусным и пышным караваем, и закончим наше занятие следующими словами.
Мне до земли
Поклониться хочется
Хлебу, рожденному
Нашей страной
Труд – его имя,
Мир – его отчество,
И для народа он самый родной!
Приложение 1.
- Эта капуста образует кочан с морщинистыми листьями и со своими вкусовыми и питательными качествами очень похож на белокочанную. О каком виде капусты идет речь.
- Закончите фразу: сорта капусты по продолжительности жизни разделяют на…
3. Одной почкой из подвала
Мы наелись до отвала
Половину её во щи,
Чтобы не были щи тощи,
А другую половину в пирожковую начинку.
Стебель – кубышка,
О какой разновидности капусты идет речь?
4. Когда белокочанная капуста не образует кочан?
5. Когда рассаду белокочанной капусты можно пересадить, т.е. распикировать в торфяные горшочки?
Приложение 2.
- Каким веществом богаты клубни картофеля?
- Какое минеральное вещество больше всего извлекает из почвы картофель?
3. Клубни с каким весом лучше всего сажать в почву?
4. На какую глубину сажают картофель
5. Назовите самого опасного врага картофеля.
6. Почему позеленевший картофель нельзя употреблять в пищу?
Приложение 3.
- Что такое полба?
- Сказка “Мужик и медведь”, скажите, какую пшеницу посеял мужик?
3. Какая пшеница мягкая или твердая более скороспелая?
4. От какой фазы развития зависит урожай пшеницы?
- На какую глубину сажают зерна пшеницы
6. Продолжите фразу «Хлеб - ….. ……»
Приложение 4.
Переставьте или добавьте, вместо пропусков, буквы в словах так, чтобы получить названия сортов культурных растений.
Л*д* - (сорт яровой пшеницы)
С*л*т - (сорт яровой пшеницы)
Лофига - (сорт капусты кольраби)
Регама - (сорт белокочанной капусты)