kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку биологии "Анализ родословных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация помогает провести  один из уроков  по сложному разделу "Генетика"  в 9, 10, 11 классах.   По данной теме предполагается  и проведение практической работы.  Прежде чем провести практическую работу по анализу родословных необходимо познакомить учащихся с различными родословными, научить анализировать  их. Наглядное изображение  схем родословных поможет учителю облегчть  работу при подготовке к уроку, а обучающимся легче усвоить материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку биологии "Анализ родословных" »

Анализ родословных Вологодская область, МОУ СОШ №1 г. Грязовец Иванова Е.Н.

Анализ родословных

Вологодская область,

МОУ СОШ №1 г. Грязовец

Иванова Е.Н.

Наследственность человека можно изучать, используя различные методы

Наследственность человека можно изучать, используя различные методы

  • генеалогический
  • близнецовый
  • популяционно-статистический
  • биохимический
  • цитогенетический
  • гибридизация соматических клеток, моделирование

1 . Аутосомно-доминантное наследование (   полидактилия (шестипалость), брахидактилия (короткопалость), ахондроплазия (карликовость), синдром Марфана (паучьи пальцы), ангиоматоз сетчатой оболочки, глаукома, врожденный вывих бедра, глухонемота (некоторые формы), подагра, анемия серповидно-клеточная (АД тип с неполным доминированием) и др.

2. Аутосомно-рецессивное наследование (АР).

фенилкетонурия (ФКУ), галактоземия, альбинизм общий, муковисцидоз, акаталазия, алькаптонурия, гидроцефалия, болезнь Вильсона (гепато-церебральная дистрофия), мышечная дистрофия Дюшена (или миопатия), цистинурия болезнь Тея-Сакса и др.

3. Доминантное, сцепленное с Х хромосомой наследование

фолликулярный кератоз, фосфатемия, коричневая окраска эмали зубов, моторно-сенсорная нейропатия 1 Х-типа

4. Рецессивное, сцепленное с Х хромосомой наследование (ХР).

По ХР типу наследуются: гемофилия, дальтонизм, альбинизм, ангидрозная эктодермальная дисплазия, ангиокератома, ихтиоз врожденный (большинство форм ихтиоза летальны), пигментный ретинит (ХР форма) и др.

5. Сцепленное с Y хромосомой наследование

Анализ родословных  При анализе родословных следует учитывать ряд особенностей разных типов наследования признаков  Аутосомно-доминантное наследование  1) признак встречается в родословной часто, практически во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек  2) если один из родителей является носителем признака, то этот признак проявится либо у всего потомства, либо у половины.

Анализ родословных

При анализе родословных следует учитывать ряд особенностей разных типов наследования признаков

Аутосомно-доминантное наследование

1) признак встречается в родословной часто, практически во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек

2) если один из родителей является носителем признака, то этот признак проявится либо у всего потомства, либо у половины.

С6. По родословной человека, представленной на рисунке, установите характер наследования признака «маленькие глаза», выделенного чёрным цветом (до­минантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и потомков Fx (1, 2, 3, 4, 5).

С6. По родословной человека, представленной на рисунке, установите характер наследования признака «маленькие глаза», выделенного чёрным цветом (до­минантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и потомков Fx (1, 2, 3, 4, 5).

Элементы ответа: 1) признак рецессивный, не сцеплен с полом; 2)  генотипы родителей: Аа х Аа; 3)  генотипы потомков в Fx: 1, 2 — Аа; 3 — АА или Аа; 4, 5 — аа. (Допускается иная буквенная символика.)

Элементы ответа:

1) признак рецессивный, не сцеплен с полом;

2)  генотипы родителей: Аа х Аа;

3)  генотипы потомков в Fx: 1, 2 — Аа; 3 — АА или Аа; 4, 5 — аа. (Допускается иная буквенная символика.)

Аутосомно-рецессивное наследование  1) признак встречается редко, не во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек  2) признак может проявиться у детей, даже если родители не обладают этим признаком   3) если один из родителей является носителем признака, то он не проявится у детей или проявится у половины потомства.

Аутосомно-рецессивное наследование

1) признак встречается редко, не во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек 2) признак может проявиться у детей, даже если родители не обладают этим признаком  3) если один из родителей является носителем признака, то он не проявится у детей или проявится у половины потомства.

Х-доминантное наследование  — чаще признак встречается у лиц женского пола;  — если мать больна, а отец здоров, то признак передается потомству независимо от пола, он может проявляться и у девочек, и у мальчиков;  — если мать здорова, а отец болен, то у всех дочерей признак будет проявляться, а у сыновей нет   Х-рецессивное наследование  — чаще признак встречается у лиц мужского пола;  — чаще признак проявляется через поколение;  — если оба родителя здоровы, во мать гетерозиготна, то признак часто проявляется у 50% сыновей;  — если отец болен, а мать гетерозиготна, то обладателями признака могут быть и лица женского пола.

Х-доминантное наследование

чаще признак встречается у лиц женского пола; — если мать больна, а отец здоров, то признак передается потомству независимо от пола, он может проявляться и у девочек, и у мальчиков; — если мать здорова, а отец болен, то у всех дочерей признак будет проявляться, а у сыновей нет

Х-рецессивное наследование — чаще признак встречается у лиц мужского пола; — чаще признак проявляется через поколение; — если оба родителя здоровы, во мать гетерозиготна, то признак часто проявляется у 50% сыновей; — если отец болен, а мать гетерозиготна, то обладателями признака могут быть и лица женского пола.

У-сцепленное наследование  — признак встречается только у лиц мужского пола;  — если отец несет признак, то, как правило, этим признаком обладают и все сыновья  Цитоплазматическое наследование  1) признак одинаково часто встречается у представителей обоих полов;  2) признак передается потомкам только от матери;

У-сцепленное наследование

признак встречается только у лиц мужского пола; — если отец несет признак, то, как правило, этим признаком обладают и все сыновья

Цитоплазматическое наследование

1) признак одинаково часто встречается у представителей обоих полов; 2) признак передается потомкам только от матери;

По родословной, представленной на рисунке, определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного черным цветом, генотипы родителей и детей в первом поколении. Укажите, кто из них является носителем гена, признак которого выделен черным цветом.

По родословной, представленной на рисунке, определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного черным цветом, генотипы родителей и детей в первом поколении. Укажите, кто из них является носителем гена, признак которого выделен черным цветом.

Аутосомно-рецессивное наследование:  1) признак встречается редко, не во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек;  2) признак может проявиться у детей, даже если родители не обладают этим признаком;   3) если один из родителей является носителем признака, то он не проявится у детей или проявится у половины потомства.  Наследование, сцепленное с полом:  1  3 ОТВЕТ Если признак все время встречается только у мужчин, значит он сцеплен с Х-хромосомой. Этот признак отсутствовал у отца семейства, следовательно, ген присутствовал у матери семейства в скрытом (рецессивном) состоянии, мать семейства являлась носителем гена. Обозначим исследуемый ген как а. Следовательно, мать семейства XAXa, отец семейства XAY.

Аутосомно-рецессивное наследование:

1) признак встречается редко, не во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек; 2) признак может проявиться у детей, даже если родители не обладают этим признаком;  3) если один из родителей является носителем признака, то он не проявится у детей или проявится у половины потомства. Наследование, сцепленное с полом:

1 3

ОТВЕТ

Если признак все время встречается только у мужчин, значит он сцеплен с Х-хромосомой. Этот признак отсутствовал у отца семейства, следовательно, ген присутствовал у матери семейства в скрытом (рецессивном) состоянии, мать семейства являлась носителем гена.

Обозначим исследуемый ген как а. Следовательно, мать семейства XAXa, отец семейства XAY.

о изображенной на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного черным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов. По изображенной на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного черным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.

о изображенной на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного черным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.

По изображенной на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного черным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.

ОТВЕТ Поскольку признак проявляется только у мужчин, значит, он сцеплен с Х-хромосомой. Поскольку этот признак не проявился у сына отца семейства (№2), следовательно, признак рецессивный. Обозначим этот признак как а. Тогда потомок №8 X a Y. Он получил от своего отца (№4) Y, следовательно, X a  он получил от матери (№3). Поскольку она сама нормальна, следовательно, ее генотип X A X a , X a  она получила от отца. Потомок №11 получила X a  от своего отца (№8), но она сама нормальна, следовательно, ее генотип X A X a , X A  она получила от своей матери (№9).

ОТВЕТ

Поскольку признак проявляется только у мужчин, значит, он сцеплен с Х-хромосомой. Поскольку этот признак не проявился у сына отца семейства (№2), следовательно, признак рецессивный.

Обозначим этот признак как а. Тогда потомок №8 X a Y. Он получил от своего отца (№4) Y, следовательно, X a  он получил от матери (№3). Поскольку она сама нормальна, следовательно, ее генотип X A X a , X a  она получила от отца.

Потомок №11 получила X a  от своего отца (№8), но она сама нормальна, следовательно, ее генотип X A X a , X A  она получила от своей матери (№9).

Пробанд болен врожденной катарактой. Он состоит в браке со здоровой женщиной и имеет больную дочь и здорового сына. Отец пробанда болен, а мать здорова и имеет здоровую сестру и здоровых родителей. Дедушка по линии отца болен, а бабушка здорова. Пробанд имеет по линии отца здоровых родных тетю и дядю. Дядя женат на здоровой женщине. У них три здоровых сына. Определите тип наследования признака и вероятность появления в семье дочери пробанда больных внуков, если она выйдет замуж за гетерозиготного по катаракте этого типа мужчину

Пробанд болен врожденной катарактой. Он состоит в браке со здоровой женщиной и имеет больную дочь и здорового сына. Отец пробанда болен, а мать здорова и имеет здоровую сестру и здоровых родителей. Дедушка по линии отца болен, а бабушка здорова. Пробанд имеет по линии отца здоровых родных тетю и дядю. Дядя женат на здоровой женщине. У них три здоровых сына. Определите тип наследования признака и вероятность появления в семье дочери пробанда больных внуков, если она выйдет замуж за гетерозиготного по катаракте этого типа мужчину


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку биологии "Анализ родословных"

Автор: Иванова Елена Николаевна

Дата: 28.05.2015

Номер свидетельства: 215701

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Урок по информатике по теме "Деревья" "
    ["seo_title"] => string(41) "urok-po-informatikie-po-tiemie-dieriev-ia"
    ["file_id"] => string(6) "190085"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427104162"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока "Решение генетических задач" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-rieshieniie-ghienietichieskikh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "111998"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408122437"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства