kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к ЕГЭ по биологии 2021.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обозначить основные подходы к подготовке ЕГЭ по биологии 2021 г на основе анализа типичных ошибок, допускаемых выпускниками в ходе ЕГЭ по биологии 2020 г; и в соответствии с изменениями в документах, регламентирующих содержание и структуру КИМ по биологии указанной государственной итоговой процедуры

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ по биологии 2021.»

Подготовка к ЕГЭ по биологии 2021. Старший преподаватель кафедры ЕНО НИПКиПРО Курта О.В. Эксперт предметной комиссии по биологии

Подготовка к ЕГЭ по биологии 2021.

Старший преподаватель кафедры ЕНО НИПКиПРО Курта О.В.

Эксперт предметной комиссии по биологии

Цель : Обозначить основные подходы к подготовке ЕГЭ по биологии 2021 г

Цель :

Обозначить основные подходы к подготовке ЕГЭ по биологии 2021 г

  • на основе анализа типичных ошибок, допускаемых выпускниками в ходе ЕГЭ по биологии 2020 г; и
  • в соответствии с изменениями в документах, регламентирующих содержание и структуру КИМ по биологии указанной государственной итоговой процедуры
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ИЛИ ГРУПП ЗАДАНИЙ  Краткая характеристика КИМ по учебному предмету В 2020 г. в целом была сохранена модель экзаменационной работы ЕГЭ прошлых лет. Однако в заданиях части 2 экзаменационной работы был введен ряд новых содержательных сюжетов. Так, в условия некоторых заданий линии 27 было введено упоминание 5 и 3 концов молекул нуклеиновых кислот, что изменило последовательность работы с таблицей генетического кода (понятие «антипараллельность»). В заданиях линии 28 увеличилось разнообразие сюжетов генетических задач на сцепленное наследование генов в аутосомах и половых хромосомах, а также в условиях исключались исходные родительские генотипы, что позволяло проверять не только умение находить адекватные способы их решения, но и умение исследовать практическую ситуацию. Biologiya_mr_2020.pdf (fipi.ru)

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ИЛИ ГРУПП ЗАДАНИЙ Краткая характеристика КИМ по учебному предмету

    В 2020 г. в целом была сохранена модель экзаменационной работы ЕГЭ прошлых лет. Однако в заданиях части 2 экзаменационной работы был введен ряд новых содержательных сюжетов. Так, в условия некоторых заданий линии 27 было введено упоминание 5 и 3 концов молекул нуклеиновых кислот, что изменило последовательность работы с таблицей генетического кода (понятие «антипараллельность»). В заданиях линии 28 увеличилось разнообразие сюжетов генетических задач на сцепленное наследование генов в аутосомах и половых хромосомах, а также в условиях исключались исходные родительские генотипы, что позволяло проверять не только умение находить адекватные способы их решения, но и умение исследовать практическую ситуацию.

    Biologiya_mr_2020.pdf (fipi.ru)

    • Контрольно-измерительные материалы построены исходя из необходимости оценки уровня овладения выпускниками всех основных групп планируемых результатов по биологии за курс основного и среднего общего образования, как на базовом, так и профильном уровнях. В содержание экзаменационной работы включены также задания, проверяющие прикладные знания из области разных наук. Важным является контроль сформированности знаний и способов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса биологии; овладение методологическими умениями; применение знаний при объяснении биологических процессов, явлений в различных ситуациях, как в новой, так и в измененной ситуации, решении количественных и качественных биологических задач. В 2020 г. было продолжено наращивание количества контекстных и эвристических заданий с развернутым ответом, требующих от участников ЕГЭ не воспроизведения заученной информации, а умений находить внутренние связи между объектами (их частями), процессами и объяснять их, применять знания в новой ситуации.
    • http://fipi.ru/sites/default/files/document/1566805511/biologiya_2019.pdf
    • Biologiya_mr_2020.pdf (fipi.ru)
    Экзаменационная работа состоит из семи содержательных блоков, представленных в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по биологии в 2020 г. Содержание этих блоков направлено на проверку основных положений биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез; строения и признаков биологических объектов; сущности биологических процессов и явлений; особенностей строения, жизнедеятельности организма человека, гигиенических норм и правил здорового образа .
    • Экзаменационная работа состоит из семи содержательных блоков, представленных в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по биологии в 2020 г.
    • Содержание этих блоков направлено на проверку основных положений биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез; строения и признаков биологических объектов; сущности биологических процессов и явлений; особенностей строения, жизнедеятельности организма человека, гигиенических норм и правил здорового образа .
    В блоке «Биология – наука о живой природе. Методы научного познания. Уровни организации живого» п ример задания 22 предложенного в этом варианте работы по анализу эксперимента:   выполните задание В части 2 (линия 22) было представлено только 1 задание по этому блоку, в котором требовалось проанализировать результат эксперимента, указать метод исследования и сделать вывод.

    В блоке «Биология – наука о живой природе. Методы научного познания. Уровни организации живого» п ример задания 22 предложенного в этом варианте работы по анализу эксперимента:

    выполните задание

    В части 2 (линия 22) было представлено только 1 задание по этому блоку, в котором требовалось проанализировать результат эксперимента, указать метод исследования и сделать вывод.

    Элементы ответа:           Типичные ошибки: переписывали текст задания, не знают явление БИ-11 ЕГЭ 2021 ДЕМО. pdf

    Элементы ответа:

    Типичные ошибки:

    • переписывали текст задания, не знают явление

    БИ-11 ЕГЭ 2021 ДЕМО. pdf

    Второй блок «Клетка как биологическая система» проверял знания: о строении, жизнедеятельности и многообразии клеток; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них. Данный блок в каждом варианте был представлен 4–5 заданиями: 3 задания базового уровня (линии 1, 3, 4), 1–2 задания повышенного уровня (линии 5, 19 или 20), 1–2 задания высокого уровня сложности (линии 23 или 27).

    Второй блок «Клетка как биологическая система» проверял знания:

    о строении, жизнедеятельности и многообразии клеток; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них. Данный блок в каждом варианте был представлен 4–5 заданиями: 3 задания базового уровня (линии 1, 3, 4), 1–2 задания повышенного уровня (линии 5, 19 или 20), 1–2 задания высокого уровня сложности (линии 23 или 27).

    • Линия 27 нацелена на проверку умений применять знания в новой ситуации при решении задач по цитологии, хромосомному набору клеток гаметофита и спорофита растений, аминокислотной последовательности в молекуле белка с использованием таблицы генетического кода.
    Элементы ответа:          Типичные ошибки: нет объяснений, в оформление решения отсутствует понимание связи между аминокислотами (через запятую), путают нуклеотид и триплет.

    Элементы ответа:

    Типичные ошибки: нет объяснений, в оформление решения отсутствует понимание связи между аминокислотами (через запятую), путают нуклеотид и триплет.

    Рассмотрим указанные задания на примере КИМ

    Рассмотрим указанные задания на примере КИМ

    • В качестве примера задания по работе с рисунком рассмотрим задание 4 .
    • Особенностью данной модели задания является то, что аттестуемому предлагается по «слепому» изображению объекта (подписи к рисунку отсутствуют) вывести ошибочные подписи. В других вариантах этого задания надо определить правильные подписи.
    Проблемы

    Проблемы

    • Проблемным оказалось задание на установление соответствия между характеристиками и реакциями матричного синтеза, процессами дыхания и фотосинтеза. Низкие результаты объясняются слабым знанием учебного материала и несформированностью умений устанавливать соответствия между процессами обмена веществ и их характеристиками. Эти вопросы всегда вызывают затруднения.
    • Низкий результат получен и за задание на установление последовательности процессов, протекающих в световой и темновой фазах фотосинтеза.
    Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, об онтогенезе и воспроизведении организмов, о селекции организмов и биотехнологии и т.д. В линии 7 на множественный выбор проверялись знания терминологии, характеристик онтогенеза, закономерностей наследственности и изменчивости, основ селекции и биотехнологии. Средний процент выполнения заданий составил 62,8, при этом 1 балл получили 40,5%, а 2 балла – 42,5% участников ЕГЭ. Следует отметить, что более низкие результаты (средний процент – 51) получены по теме «Закономерности наследственности, их цитологические основы».

    Третий блок «Организм как биологическая система»

    контролирует усвоение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, об онтогенезе и воспроизведении организмов, о селекции организмов и биотехнологии и т.д.

    В линии 7 на множественный выбор проверялись знания терминологии, характеристик онтогенеза, закономерностей наследственности и изменчивости, основ селекции и биотехнологии. Средний процент выполнения заданий составил 62,8, при этом 1 балл получили 40,5%, а 2 балла – 42,5% участников ЕГЭ.

    Следует отметить, что более низкие результаты (средний процент – 51) получены по теме «Закономерности наследственности, их цитологические основы».

    В части 1 на базовом уровне в линии 6 предлагались задачи на моногибридное или дигибридное скрещивание, анализ родословных с определением вероятности проявления признака у потомков. Выполнение составило в среднем 64,7%. Практически все участники продемонстрировали умение решать простые генетические задачи. Результаты выполнения этой линии соответствуют результатам 2019 г.
    • В части 1 на базовом уровне в линии 6 предлагались задачи на моногибридное или дигибридное скрещивание, анализ родословных с определением вероятности проявления признака у потомков. Выполнение составило в среднем 64,7%. Практически все участники продемонстрировали умение решать простые генетические задачи. Результаты выполнения этой линии соответствуют результатам 2019 г.
    Для экспертов…

    Для экспертов…

    • При оценивании 28 задания , задач по генетике рекомендовалось строго следовать эталонам и критериям оценивания. Необходимо очень внимательное прочтение задания, определение характера наследования, доминантного и рецессивного признака, соответствия полов, решение нескольких скрещиваний, объяснение результатов. «В линии 28 традиционно предлагались генетические задачи на дигибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом, сцепленное наследование признаков. Средний результат выполнения генетических задач составил 33,2% (2019); 28% (2020). Решению генетических задач уделяется большое внимание при подготовке к итоговой аттестации, учащиеся знакомы с алгоритмом решения, умеют анализировать условие, делать выводы, что и приводит к хорошим результатам.» В 2020 году во всех регионах был предложен новый тип задач на сцепленное наследование признаков в половых Х-хромосомах.
    • Biologiya_mr_2020.pdf (fipi.ru)
    Например:   Типичными ошибками является- при решении задач было отсутствие пояснения в третьем элементе, в пояснениях иногда есть ссылка на номер генетического закона, а не на его трактовку. Учащиеся писали только одно из двух скрещиваний. Типичной ошибкой является не написание гамет, фенотипов потомства и родительских особей.

    Например:

    Типичными ошибками является-

    при решении задач было отсутствие пояснения в третьем элементе, в пояснениях иногда есть ссылка на номер генетического закона, а не на его трактовку. Учащиеся писали только одно из двух скрещиваний. Типичной ошибкой является не написание гамет, фенотипов потомства и родительских особей.

    В  четвёртом блоке «Система и многообразие органического мира» проверяются: знания о многообразии, строении, жизнедеятельности  и размножении организмов различных царств живой природы и вирусах;  умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их  принадлежность к определённому систематическому таксону. Данный блок в каждом варианте был представлен 4–5 заданиями: базового уровня в линиях 9, 11, повышенного уровня (линия 10), высокого уровня (линии 23, или 24, или 25). 2019

    В четвёртом блоке «Система и многообразие органического мира»

    • проверяются: знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы и вирусах; умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определённому систематическому таксону.
    • Данный блок в каждом варианте был представлен 4–5 заданиями: базового уровня в линиях 9, 11, повышенного уровня (линия 10), высокого уровня (линии 23, или 24, или 25).

    2019

    В части 2 задания высокого уровня сложности по этому блоку были представлены в нескольких линиях. В линии 23 предлагались задания на анализ изображения биологических объектов. При выполнении задания участники правильно определяли изображенный объект, но затруднялись дать правильное обоснование, указать характерные признаки. Следует отметить, что задания с изображением растительных объектов выполнялись значительно хуже, чем задания с изображением животных.
    • В части 2 задания высокого уровня сложности по этому блоку были представлены в нескольких линиях. В линии 23 предлагались задания на анализ изображения биологических объектов.
    • При выполнении задания участники правильно определяли изображенный объект, но затруднялись дать правильное обоснование, указать характерные признаки. Следует отметить, что задания с изображением растительных объектов выполнялись значительно хуже, чем задания с изображением животных.
    Однако

    Однако

    • В 2019 году выполнение ряда заданий вызвало затруднения. Так, определить по рисунку зону корня и установить ее характерные признаки смогли только 41% участников, при этом 2 балла получили 27%.
    • Правильно определили тип нервной системы у позвоночных животных только 45% участников.
    • На повышенном уровне задания в линиях 10 проверяли умения сопоставлять организмы разных царств с их характерными признаками. Их выполнили в среднем 40% участников, что соответствует заявленному уровню сложности. Но по ряду заданий результаты выполнения составили ниже 30%. Слабо сформированными оказались умения сравнивать организмы разных царств, типов и классов, определять их изображение на рисунках, устанавливать отличительные признаки типичных организмов.
    • http://fipi.ru/sites/default/files/document/1566805511/biologiya_2019.pdf
    В линии 24 и 25 В линии 24 на анализ биологической информации предложенные задания выполнили 12–48% участников, а максимальные 3 балла получили 6–15% участников. В линии 25 экзаменуемым были предложены задания различного содержания в нескольких вариантах. С заданиями этой линии справились в среднем 10%. Задания этой линии выполнены хуже, чем задания остальных линий части 2. Низкие результаты получены за выполнение следующих заданий: – особенности строения и жизнедеятельности ящериц в зависимости от условий обитания (3 балла – 1%; 2 балла – 4%); – особенности поддержания водно-солевого баланса у инфузорий (3 балла – 1%; 2 балла – 4%); – объяснение остроты зрения у разных групп птиц (3 балла – 1%; 2 балла – 9%); – особенности строения пищеварительной системы и расщепления целлюлозы у травоядных животных (3 балла – 2%; 2 балла – 6%); – объяснение особенностей годичных колец для определения возраста деревьев (3 балла – 3%; 2 балла – 4%). Приведем пример одного из задания этой линии, за которое 3 балла получили 1%; 2 балла – 6% экзаменуемых. Biologiya_mr_2020.pdf (fipi.ru)

    В линии 24 и 25

    • В линии 24 на анализ биологической информации предложенные задания выполнили 12–48% участников, а максимальные 3 балла получили 6–15% участников.
    • В линии 25 экзаменуемым были предложены задания различного содержания в нескольких вариантах. С заданиями этой линии справились в среднем 10%. Задания этой линии выполнены хуже, чем задания остальных линий части 2. Низкие результаты получены за выполнение следующих заданий:
    • – особенности строения и жизнедеятельности ящериц в зависимости от условий обитания (3 балла – 1%; 2 балла – 4%);
    • – особенности поддержания водно-солевого баланса у инфузорий (3 балла – 1%; 2 балла – 4%); – объяснение остроты зрения у разных групп птиц (3 балла – 1%; 2 балла – 9%);
    • – особенности строения пищеварительной системы и расщепления целлюлозы у травоядных животных (3 балла – 2%; 2 балла – 6%);
    • – объяснение особенностей годичных колец для определения возраста деревьев (3 балла – 3%; 2 балла – 4%). Приведем пример одного из задания этой линии, за которое 3 балла получили 1%; 2 балла – 6% экзаменуемых.

    Biologiya_mr_2020.pdf (fipi.ru)

    Пример задания

    Пример задания

    • У животных к конечным продуктам обмена веществ наряду с углекислым газом и водой относится ядовитый аммиак или гораздо менее токсичная мочевина, в которую превращается аммиак. Конечными продуктами обмена каких веществ являются аммиак и мочевина? Почему для личинок амфибий (головастиков) характерно выделение аммиака, тогда как у взрослых жаб и лягушек выводится мочевина?
    • Ответ на это задание требовал применения не только биологических знаний, но базовых знаний химии по растворимости веществ, например высокой растворимости аммиака в воде (нашатырный спирт), а также бытовых знаний о том, что токсичность любого вещества снижается при разбавлении и быстром его выведении в отсутствии дефицита воды у водных организмов.
    Причины…

    Причины…

    • Столь низкие результаты выполнения заданий линии 25 можно объяснить тем, что имеющиеся у участников ЕГЭ фактические знания не становятся у большинства участников системными, слабо формируются связи фактических и теоретических знаний, представленных в биологической науке теориями, законами, закономерностями и правилами.
    • Другой возможной причиной следует считать слабосформированное умение применять имеющиеся знания для анализа и объяснения биологических явлений. Именно на это следует обратить внимание в процессе изучения биологии .
    Пятый блок «Организм человека и его здоровье

    Пятый блок «Организм человека и его здоровье

    • В заданиях этого блока проверялись знания о строении и функционировании организма человека, нейрогуморальной регуляции физиологических процессов, санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни. Данный блок представлен в каждом варианте 5–6 заданиями: базового уровня в линиях 12, 1 или 21, повышенного уровня в линиях 13, 14, 20, высокого уровня сложности в линии 22, или 23, или 24, или 25.
    • за задания на установление соответствия между характеристиками эпителиальной и соединительной тканью 2 балла получили 21% участников,
    • между характеристиками желчи и соками поджелудочной железы 2 балла получили 30% участников,
    • между характеристиками эпидермиса и дермы 2 балла получили 20% участников.
    • наиболее низкий результат получен на задание, где сравнивались характеристики оболочек глазного яблока: 1 балл получили 34%, а 2 балла – 12% участников.
    • слабоусвоенными оказались задания на установление последовательности прохождения углекислого газа по кровеносной системе от клеток желудка до легких (34% выполнения),
    • движения лимфы по лимфатической и кровеносной системе (1 балл – 16%; 2 балла – 9%),
    • движения тироксина, гормона роста от соответствующих желез до органа-мишени по кровеносной системе (1 балл – 25%; 2 балла – 21%)
    В линии 22 задание, в котором требовалось объяснить изменение величины зрачка при ярком освещении, выполнили на 2 балла только 4% экзаменуемых. Участники экзамена затруднились объяснить, почему препараты, содержащие живые культуры бактерий, необходимо принимать до еды или через час после еды (2 балла – 1%),  Объяснить, с работой каких клапанов и с какими фазами сердечного ритма связаны два основных вибрирующих звука – тона сердца при прослушивании фонендоскопом. За это задание 1 балл получили 23%, а 2 балла – 2% экзаменуемых.
    • В линии 22 задание, в котором требовалось объяснить изменение величины зрачка при ярком освещении, выполнили на 2 балла только 4% экзаменуемых.
    • Участники экзамена затруднились объяснить, почему препараты, содержащие живые культуры бактерий, необходимо принимать до еды или через час после еды (2 балла – 1%),
    • Объяснить, с работой каких клапанов и с какими фазами сердечного ритма связаны два основных вибрирующих звука – тона сердца при прослушивании фонендоскопом. За это задание 1 балл получили 23%, а 2 балла – 2% экзаменуемых.
    Низкие результаты, по сравнению с заданиями других линий части 2, получены по заданиям линии 25.  Проблемными оказались задания, где требовалось объяснить: Значение слуховой трубы;  Действие пепсина и трипсина на белки;  Особенности транспорта кислорода и углекислого газа кровью; Влияние на уровень глюкозы в крови промежуточного мозга, надпочечников и двуглавой мышцы плеча. Все приведенные задания имели низкий результат выполнения, а максимальные 3 балла получили около 1% участников . Рекомендуем: тщательно повторять учебный материал основной школы при подготовке к ЕГЭ; предлагать обучающимся поисковые, проблемные вопросы; учить их аргументировано отвечать на поставленные вопросы, применяя при этом основные положения ключевых теорий в области физиологии человека. Biologiya_mr_2020.pdf (fipi.ru)
    • Низкие результаты, по сравнению с заданиями других линий части 2, получены по заданиям линии 25.
    • Проблемными оказались задания, где требовалось объяснить:
    • Значение слуховой трубы;
    • Действие пепсина и трипсина на белки;
    • Особенности транспорта кислорода и углекислого газа кровью;
    • Влияние на уровень глюкозы в крови промежуточного мозга, надпочечников и двуглавой мышцы плеча.
    • Все приведенные задания имели низкий результат выполнения, а максимальные 3 балла получили около 1% участников .
    • Рекомендуем: тщательно повторять учебный материал основной школы при подготовке к ЕГЭ; предлагать обучающимся поисковые, проблемные вопросы; учить их аргументировано отвечать на поставленные вопросы, применяя при этом основные положения ключевых теорий в области физиологии человека. Biologiya_mr_2020.pdf (fipi.ru)
    2020 2019

    2020 2019

    В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль: знаний о виде, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира; умений объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции. Данный блок был представлен в каждом варианте в среднем 5 заданиями: 1 заданием базового уровня сложности (линия 15), 2 заданиями повышенного уровня (линии 16, 19 или 20), 1–2 задания высокого уровня (линии 23 или 24, 26).  Например, в первой части задание линии 16:

    В шестой блок «Эволюция живой природы» включены

    • задания, направленные на контроль: знаний о виде, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира; умений объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать взаимосвязь движущих сил и результатов эволюции.
    • Данный блок был представлен в каждом варианте в среднем 5 заданиями: 1 заданием базового уровня сложности (линия 15), 2 заданиями повышенного уровня (линии 16, 19 или 20), 1–2 задания высокого уровня (линии 23 или 24, 26).

    Например, в первой части задание линии 16:

    Затруднения у экзаменуемых вызвали задания   на установление соответствия между органами конкретных организмов и процессами конвергенции и дивергенции (1 балл – 19%; 2 балла – 24%),  между систематическими признаками человека и соответствующими таксонами – классом Млекопитающие и подтипом Черепные.  Аналогичное задание, но с иными таксонами – классом Млекопитающие и отрядом Приматы – было предложено в другом варианте. Такие данные свидетельствуют о слабой сформированности умений выделять и сравнивать признаки, характерные для конкретных таксономических единиц.

    Затруднения у экзаменуемых вызвали задания

    • на установление соответствия между органами конкретных организмов и процессами конвергенции и дивергенции (1 балл – 19%; 2 балла – 24%),
    • между систематическими признаками человека и соответствующими таксонами – классом Млекопитающие и подтипом Черепные.
    • Аналогичное задание, но с иными таксонами – классом Млекопитающие и отрядом Приматы – было предложено в другом варианте.

    Такие данные свидетельствуют о слабой сформированности умений выделять и сравнивать признаки, характерные для конкретных таксономических единиц.

    Задания 23 линии связаны с геохронологической таблицей и так же были представлены в демоверсии. Вопросы задания сформулированы четко, необходимо работать со всеми рисунками и приводить аргументы. В линии 23 предлагался рисунок с изображением ископаемого животного или растения, по которому требовалось определить эру и период его жизни по геохронологической таблице, класс, к которому можно отнести это животное или растение, и указать признаки принадлежности к данному классу  Например: На рисунках изображены отпечаток и реконструкции вымершего животного, обитавшего 182 млн лет назад. Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм. Признаки каких современных классов сочетает это животное? Какие черты строения скелета и реконструкции животного позволяют отнести его к этим классам?
    • Задания 23 линии связаны с геохронологической таблицей и так же были представлены в демоверсии. Вопросы задания сформулированы четко, необходимо работать со всеми рисунками и приводить аргументы.
    • В линии 23 предлагался рисунок с изображением ископаемого животного или растения, по которому требовалось определить эру и период его жизни по геохронологической таблице, класс, к которому можно отнести это животное или растение, и указать признаки принадлежности к данному классу
    • Например: На рисунках изображены отпечаток и реконструкции вымершего животного, обитавшего 182 млн лет назад. Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм. Признаки каких современных классов сочетает это животное? Какие черты строения скелета и реконструкции животного позволяют отнести его к этим классам?
    Типичные ошибки В работе с таблицей выбирали правильно эру, но ошибались в периоде. Называли организм, но не называли классы. Не использовали данные всех рисунков. Обоснование учащиеся представляли в виде общих фраз или без соответствия признаков и класса.  Многие называют организм переходной формой и находят черты рыб, млекопитающих и земноводных. Как признак птиц называют киль (хотя его нет у археоптерикса). Как признак называют хвост, но без позвонков или челюсти, но без зубов. Описывают выученный текст из учебника без анализа данных рисунков .

    Типичные ошибки

    В работе с таблицей выбирали правильно эру, но ошибались в периоде. Называли организм, но не называли классы.

    Не использовали данные всех рисунков. Обоснование учащиеся представляли в виде общих фраз или без соответствия признаков и класса.

    Многие называют организм переходной формой и находят черты рыб, млекопитающих и земноводных. Как признак птиц называют киль (хотя его нет у археоптерикса). Как признак называют хвост, но без позвонков или челюсти, но без зубов. Описывают выученный текст из учебника без анализа данных рисунков .

    Линия 26.   http://fipi.ru/sites/default/files/document/1566805511/biologiya_2019.pdf Из всех заданий высокого уровня сложности наименьшие результаты получены за выполнение заданий линии 26. Среднее выполнение заданий составило 12–24% (2019); 10–12,9% (2020). Biologiya_mr_2020.pdf (fipi.ru)

    Линия 26.

    http://fipi.ru/sites/default/files/document/1566805511/biologiya_2019.pdf

    Из всех заданий высокого уровня сложности наименьшие результаты получены за выполнение заданий линии 26. Среднее выполнение заданий составило 12–24% (2019); 10–12,9% (2020).

    Biologiya_mr_2020.pdf (fipi.ru)

    Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности»

    Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности»

    • содержит задания, направленные на проверку: знаний об экологических закономерностях, о круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов в экосистемах, выявлять причины устойчивости, саморазвития и смены экосистем.
    • В каждом варианте этот блок был представлен 4 заданиями всех трех уровней сложности. В части 1 предлагались 1–2 задания базового уровня в линиях 17, 1 или 21, на повышенном уровне 1–2 задания в линиях 18, 19 или 20 в части 2 – 1 задание высокого уровня сложности в линиях 22, или 23, или 24, или 26.
    Самые низкие результаты получены по заданиям линии 26  где предполагалось обобщение и применение знаний об экологических закономерностях в новой ситуации. В этих заданиях требовалось: – определить биотические отношения организмов в водоеме; – объяснить причины наличия животных с малоподвижным и сидячим образом жизни только в водной среде; – объяснить на конкретных примерах, за счет каких особенностей размножения поддерживается численность организмов с k-стратегией и r-стратегией.

    Самые низкие результаты получены по заданиям линии 26

    • где предполагалось обобщение и применение знаний об экологических закономерностях в новой ситуации.

    В этих заданиях требовалось:

    – определить биотические отношения организмов в водоеме;

    – объяснить причины наличия животных с малоподвижным и сидячим образом жизни только в водной среде;

    – объяснить на конкретных примерах, за счет каких особенностей размножения поддерживается численность организмов с k-стратегией и r-стратегией.

    Что повторить перед экзаменом?

    Что повторить перед экзаменом?

    • Особое внимание следует обратить на ключевые, системообразующие биологические термины и понятия: в разделе « Общая биология »: обмен веществ и превращения энергии, энергетический обмен, фотосинтез, хемосинтез, хромосомный набор, митоз и мейоз, наследственность, гаметогенез, нейрула, бластула, изменчивость, ароморфоз, идиоадаптация, популяция, вид, видообразование, дегенерация, эволюция, экосистема, биоценоз, трофические связи, биосфера и др.; в разделе «Человек и его здоровье »: ткань, орган, система органов, рефлекс, иммунитет, поведение, нейрогумаральная регуляция, нейрон, торможение, возбуждение, гормон и др. В разделах «Растение», «Бактерии», «Грибы», «Лишайники» : растительные ткани, органы растений, многообразие растений, онтогенез растений, жизненный цикл растительного организма, генеративные и вегетативные органы, гаметофит, спорофит и др.; в разделе «Животные»: систематика животных, органы, системы органов животных, онтогенез животных, билатеральная симметрия, типы нервных систем, метаморфоз, клоака, гермафродитизм и др. Отдельное внимание следует уделить важнейшим биологическим теориям, законам и закономерностям, а также умению с их помощью объяснять процессы и явления в природе и жизни человека. Для получения максимально высоких баллов следует обратить внимание на такие метапредметные понятия, как: «система», «саморегуляция», «энергия», «диффузия», «осмос», «фильтрация», «химическая связь», «химическая реакция», «теплообразование», «гидролиз», «гомеостаз», «диполь», «диссоциация», «коллоидный раствор», «ионизирующее излучение», «парциальное давление» и др. Успешнее эти понятия будут усваиваться в случаях, реализации межпредметных связей биологии с курсами физики и химии.
    Используемые материалы http://www. fipi.ru  http://ege.edu.ru

    Используемые материалы

    http://www. fipi.ru

    http://ege.edu.ru

    Источники информации

    Источники информации

    • Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2019-2020 года по биологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
    • Спецификация контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена 2019-2020 года по биологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
    • Результаты единого государственного экзамена в Новосибирской области в 2019 году ( Аналитический сборник результатов ЕГЭ в 2019 году в Новосибирской области). – Новосибирск, Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Новосибирский институт мониторинга и развития образования», 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nimro.ru/analytics.html
    • Аналитические и методические материалы: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Биология

    Категория: Презентации

    Целевая аудитория: 11 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Скачать
    Подготовка к ЕГЭ по биологии 2021.

    Автор: Курта Оксана Викторовна

    Дата: 12.03.2021

    Номер свидетельства: 575282

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#851 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(82) "Подготовка ЕГЭ по биологии. Раздел "Зоология""
        ["seo_title"] => string(43) "podgotovka_ege_po_biologii_razdel_zoologiia"
        ["file_id"] => string(6) "476143"
        ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1534871499"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#873 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(114) "Задания ЕГЭ БИОЛОГИЯ повышенного и высокого уровня сложности."
        ["seo_title"] => string(65) "zadaniia_ege_biologiia_povyshennogo_i_vysokogo_urovnia_slozhnosti"
        ["file_id"] => string(6) "480049"
        ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
        ["date"] => string(10) "1539058534"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#851 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(101) "Подготовка к ЕГЭ по биологии по теме: "Органоиды клетки""
        ["seo_title"] => string(53) "podgotovka_k_ege_po_biologii_po_teme_organoidy_kletki"
        ["file_id"] => string(6) "573814"
        ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
        ["date"] => string(10) "1613857069"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#873 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(164) "«Уровневая дифференциация на основе обязательных результатов в преподавании биологии». "
        ["seo_title"] => string(97) "urovnievaia-diffierientsiatsiia-na-osnovie-obiazatiel-nykh-riezul-tatov-v-priepodavanii-biologhii"
        ["file_id"] => string(6) "161567"
        ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
        ["date"] => string(10) "1422252331"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#851 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(125) "Работы СтатГрад ЕГЭ 2024 и ОГЭ 2024 варианты и ответы 9-11 класс октябрь 2023"
        ["seo_title"] => string(77) "raboty_statgrad_ege_2024_i_oge_2024_varianty_i_otvety_9_11_klass_oktiabr_2023"
        ["file_id"] => string(6) "639205"
        ["category_seo"] => string(7) "prochee"
        ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
        ["date"] => string(10) "1698865051"
      }
    }
    


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства