kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общие законы действия факторов среды на организмы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку биологии в 9 классе, тема "Общие закономерности  действия факторов  среды на организмы.В Презентации дается классификация факторов среды, формулировки законов их действия на живые организмы и рассматриваются примеры подействию каждого закона

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общие законы действия факторов среды на организмы»

Общие законы действия факторов среды на организмы Презентация к уроку биологии 9 класс, раздел «Основы экологии» Автор: Е. В. Селезнёва, учитель биологии высшей категории,  МАОУ «Лицей№62» г. Саратов

Общие законы действия факторов среды на организмы

Презентация к уроку биологии 9 класс, раздел «Основы экологии»

Автор: Е. В. Селезнёва, учитель биологии высшей категории,

МАОУ «Лицей№62» г. Саратов

Экологическими законы- это законы, которые отражают всевозможные воздействия факторов среды на деятельность того или иного организма.

Экологическими законы-

это законы, которые отражают всевозможные воздействия факторов среды на деятельность того или иного организма.

Закон лимитирующих факторов Закон минимума Либиха Успешную жизнедеятельность организма ограничивает экологический фактор, количество и качество которого близки к минимуму, необходимому организму.  Немецкий учёный Юстус Либих установил, что продуктивность культурных растений, в первую очередь, зависит от того питательного вещества или минерального элемента, который представлен в почве в наименьшем количестве.

Закон лимитирующих факторов

Закон минимума Либиха

Успешную жизнедеятельность организма ограничивает экологический фактор, количество и качество которого близки к минимуму, необходимому организму.

Немецкий учёный Юстус Либих установил, что продуктивность культурных растений, в первую очередь, зависит от того питательного вещества или минерального элемента, который представлен в почве в наименьшем количестве.

Вода при наполнении бочки начинает переливаться через наименьшую доску в бочке и длина остальных досок уже не имеет значения .

Вода при наполнении бочки начинает переливаться через наименьшую доску в бочке и длина остальных досок уже не имеет значения .

Пример:

Пример:

  • Если фосфора в почве лишь 20% от необходимой нормы, а кальция — 50% от нормы, то растение будет развиваться только до тех пор, пока не усвоит весь фосфор. Ограничивающим дальнейший рост фактором будет недостаток фосфора. Для увеличения продуктивности необходимо, в первую очередь, внести в почву именно фосфорсодержащее удобрение.
  • Известно, что избыток какого-либо экологического фактора может быть так же вреден, как и его недостаток, т.е. всё хорошо в меру. Факторы, сдерживающие развитие организмов из-за недостатка или их избытка по сравнению с потребностями, называются лимитирующими.
Закон толерантности Шелфорда :   Лимитирующим фактором, ограничивающим развитие организма, может быть как минимум, так и максимум воздействия экологического фактора Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — способность организмов выдерживать изменения условий жизни (например, колебания температуры, влажности, света). Это очень важное свойство живого, позволяющее приспособляться к изменяющимся условиям. Разные организмы обладают разной толерантностью.  

Закон толерантности Шелфорда :

  • Лимитирующим фактором, ограничивающим развитие организма, может быть как минимум, так и максимум воздействия экологического фактора
  • Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — способность организмов выдерживать изменения условий жизни (например, колебания температуры, влажности, света). Это очень важное свойство живого, позволяющее приспособляться к изменяющимся условиям. Разные организмы обладают разной толерантностью.

 

Глубокий снежный покров – лимитирующий фактор в распространении оленей

Глубокий снежный покров – лимитирующий фактор в распространении оленей

Закон оптимума :

Закон оптимума :

  • Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы.
  • Организм может погибнуть как от слишком низкой, так и слишком высокой температуры.
Графически закон оптимума выражается симметричной куполообразной кривой (кривая толерантности),

Графически закон оптимума выражается симметричной куполообразной кривой (кривая толерантности),

  • Положение вершины кривой указывает оптимальные (наилучшие) условия по этому фактору для особей данного вида.
Пределы выносливости

Пределы выносливости

  • Экологической валентностью
Кривая толерантности

Кривая толерантности

  • Для особей некоторых видов характерны кривые с очень острыми пиками.
  • Это означает, что диапазон условий, при которых особи данного вида могут нормально существовать, очень узок.
  • Пологие кривые соответствуют широкому диапазону толерантности.
  • Организмы с широкими границами устойчивости, конечно, имеют шансы на более широкое распространение.
  • Однако широкие границы по одному фактору вовсе не означают широких границ по всем факторам.
Пример

Пример

Закон относительной независимости приспособления организмов :     Степень выносливости к какому-нибудь фактору не означает соответствующей экологической валентности вида по отношению к остальным факторам Виды, переносящие широкие изменения температуры, совсем не обязательно должны также быть приспособленными к широким колебаниям влажности или солевого режима.

Закон относительной независимости приспособления организмов :  

  • Степень выносливости к какому-нибудь фактору не означает соответствующей экологической валентности вида по отношению к остальным факторам

Виды, переносящие широкие изменения температуры, совсем не обязательно должны также быть приспособленными к широким колебаниям влажности или солевого режима.

Пример

Пример

  • Многие земноводные могут выдерживать значительные колебания температуры, но не переносят даже кратковременного высыхания кожи.
Закон совместного действия факторов : Результат влияния любого экологического фактора зависит, в первую очередь, от того, в какой комбинации и с какой силой действуют другие факторы. Переносить мороз в безветренную погоду значительно легче, чем при сильном ветре. Жару организм переносит значительно хуже при высокой влажности.

Закон совместного действия факторов :

  • Результат влияния любого экологического фактора зависит, в первую очередь, от того, в какой комбинации и с какой силой действуют другие факторы.

Переносить мороз в безветренную погоду значительно легче, чем при сильном ветре. Жару организм переносит значительно

хуже при высокой влажности.

Пример:Смертность яиц соснового шелкопряда при разных сочетаниях температуры и влажности

Пример:Смертность яиц соснового шелкопряда при разных сочетаниях температуры и влажности

Закон незаменимости фактора :   Нельзя полностью заменить один фактор другим. Пример: Свет, необходимый растениям для фотосинтеза, не может быть заменён избытком тепла или углекислого газа.

Закон незаменимости фактора :

Нельзя полностью заменить один фактор другим.

Пример: Свет, необходимый растениям для фотосинтеза, не может быть заменён избытком тепла или углекислого газа.

Несовпадение экологических спектров отдельных видов.

Несовпадение экологических спектров отдельных видов.

  • Каждый вид специфичен по своим экологическим возможностям. Даже у близких по способам адаптации к среде видов существуют различия в отношении к каким-либо отдельным факторам.
  • Правило экологической индивидуальности видов сформулировал русский ботаник Л. Г. Раменский (1924) применительно к растениям , затем оно широко было подтверждено и зоологическими исследованиями.
Пример:  Изменение участия в луговых травостоях отдельных видов растений в зависимости от увлажнения (по Л. Г. Раменскому)

Пример: Изменение участия в луговых травостоях отдельных видов растений в зависимости от увлажнения (по Л. Г. Раменскому)

  • 1 – клевер луговой; 2 – тысячелистник обыкновенный; 3 – келерия Делявина; 4 – мятлик луговой; 5 – типчак; 6 – подмаренник настоящий; 7 – осока ранняя; 8 – таволга обыкновенная; 9 – герань холмовая; 10 – короставник полевой; 11 – козлобородник
Подумайте 1.Почему сытые воробьи и синички лучше переносят низкие температуры ? 2.Почему в осеннее и зимнее время в теплицах с огурцами и томатами повышают содержание углекислого газа и влажности?

Подумайте

  • 1.Почему сытые воробьи и синички лучше

переносят низкие температуры ?

2.Почему в осеннее и зимнее время в теплицах с огурцами и томатами повышают содержание углекислого газа и влажности?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Общие законы действия факторов среды на организмы

Автор: Селезнёва Елена Вячеславовна

Дата: 07.06.2017

Номер свидетельства: 420842

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "План – конспект урока: «Закон толерантности. Закон оптимума.  Закон минимума» 11 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "plan-konspiekt-uroka-zakon-tolierantnosti-zakon-optimuma-zakon-minimuma-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "295552"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455821750"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии. "
    ["seo_title"] => string(56) "vzaimootnoshieniia-orghanizmov-i-sriedy-osnovy-ekologhii"
    ["file_id"] => string(6) "168901"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423317120"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Общие законы действия факторов среды на организм"
    ["seo_title"] => string(52) "obshchie_zakony_deistviia_faktorov_sredy_na_organizm"
    ["file_id"] => string(6) "529208"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1574943757"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Олимпиадные задания по экологии 9 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "olimpiadnyie-zadaniia-po-ekologhii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "337373"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1468342731"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Элективный курс Клетки и ткани 10-11 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "eliektivnyi-kurs-klietki-i-tkani-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132468"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416337169"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства