kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общие законы действия факторов среды на организм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные экологические законы. Закон оптимума.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общие законы действия факторов среды на организм»

Общие законы действия факторов среды на организмы

Общие законы действия факторов среды на организмы

Общие законы действия факторов среды на организмы

Общие законы действия факторов среды на организмы

  • Законы отражают разнообразные стороны действия факторов среды на организм
  • Факторов среды – очень много
  • Но можно выделить ряд общих законов действия факторов среды на организмы
  • Закон оптимума
  • Закон экологической индивидуальности организма
  • Закон ограничивающего фактора
  • Закон совместного действия факторов.
  • Закон незаменимости факторов
1. Закон оптимума

1. Закон оптимума

Вопрос № 1  Продолжительность развития бабочки капустницы зависит от изменений температуры окружающей среды следующим образом: При t 0  26 0 С период от выхода из яйца до окукливания составляет 10-11 суток;  При t 0  10 0 С он увеличивается в 10 раз, т.е. составляет 100 суток; При t 0  +50 0 С и 0 0 С из яиц гусеницы не выходят.   Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

Вопрос № 1

Продолжительность развития бабочки капустницы зависит от изменений температуры окружающей среды следующим образом:

  • При t 0 26 0 С период от выхода из яйца до окукливания составляет 10-11 суток;
  • При t 0 10 0 С он увеличивается в 10 раз, т.е. составляет 100 суток;
  • При t 0 +50 0 С и 0 0 С из яиц гусеницы не выходят.

Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

Развитие бабочки капустницы белянка перезимовывает в стадии куколки на стволах деревьев, на кустарниках, стенах зданий, заборах и т. п. Бабоч­ки вылетают весной

Развитие бабочки капустницы белянка перезимовывает в стадии куколки на стволах деревьев, на кустарниках, стенах зданий, заборах и т. п. Бабоч­ки вылетают весной

Есть определенные границы действия каждого фактора, в пределах которых жизнеспособность организмов возрастает. Это зона оптимума . При отклонении от границ жизнеспособность организмов падает. Зоны угнетения или пессимума. Если действия фактора выходит за определенные границы –организмы погибают.  Губительное значения фактора наз.  Критической точкой.
  • Есть определенные границы действия каждого фактора, в пределах которых жизнеспособность организмов возрастает. Это зона оптимума .
  • При отклонении от границ жизнеспособность организмов падает. Зоны угнетения или пессимума.
  • Если действия фактора выходит за определенные границы –организмы погибают. Губительное значения фактора наз. Критической точкой.
Закон оптимума К.т. К.т.

Закон оптимума

К.т.

К.т.

Закон оптимума  Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы

Закон оптимума

Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы

Леса из лиственницы Каяндера На Крайнем Севере самые производительные леса из лиственницы Каяндера  растут в поймах рек – здесь складывается благоприятный гидротермический режим и почвы во время паводков регулярно пополняются элементами питания.

Леса из лиственницы Каяндера

На Крайнем Севере самые производительные леса из лиственницы Каяндера  растут в поймах рек – здесь складывается благоприятный гидротермический режим и почвы во время паводков регулярно пополняются элементами питания.

При температуре +20

При температуре +20

Поле риса, поле пшеницы

Поле риса, поле пшеницы

2. Закон экологической индивидуальности организма

2. Закон экологической индивидуальности организма

  • Многообразие отношений организмов со сре дой
При температуре +20

При температуре +20

  • В природе нет двух видов с совпадением оптимумов
Вопрос № 2  Некоторые моллюски живут в горячих источниках при t 0  воды до 53 0 С, личинки мух-львинок – при t 0  60 0 С, а некоторые сине-зеленые водоросли и бактерии живут при 70 0 - 90 0 С. Но подавляющее большинство растений и животных обитает в пределах от 15 0  до 30 0 С.   Что можно сказать об отношениях организмов со средой на основании этих фактов?

Вопрос № 2

Некоторые моллюски живут в горячих источниках при t 0 воды до 53 0 С, личинки мух-львинок – при t 0 60 0 С, а некоторые сине-зеленые водоросли и бактерии живут при 70 0 - 90 0 С. Но подавляющее большинство растений и животных обитает в пределах от 15 0 до 30 0 С.

Что можно сказать об отношениях организмов со средой на основании этих фактов?

Личинка мухи-львинки

Личинка мухи-львинки

Отражает многообразие отношений организмов со средой. В природе нет двух видов с полным совпадением оптимумов и критических точек по отношению к набору факторов среды. (стр 190 рис 73)
  • Отражает многообразие отношений организмов со средой. В природе нет двух видов с полным совпадением оптимумов и критических точек по отношению к набору факторов среды. (стр 190 рис 73)
Гимнастика для глаз  Игра:»Дрессированная муха»

Гимнастика для глаз Игра:»Дрессированная муха»

Закон экологической индивидуальности видов  В природе нет видов с полным совпадением оптимумов и критических точек по отношению к набору факторов среды.

Закон экологической индивидуальности видов

В природе нет видов с полным совпадением оптимумов и критических точек по отношению к набору факторов среды.

Форель Волк

Форель Волк

  • Существуют виды с узким диапазоном устойчивости, они требуют строго определенных условий среды. Например, форель не может переносить большие колебания температур.          Есть виды с широким диапазоном устойчивости, они способны жить в различных, порой резко отличающихся друг от друга условиях среды. Например, волк живет во всех географических зонах .
Практическое значение

Практическое значение

  • Чтобы управлять жизнедеятельностью вида, следует не допускать выхода различных экологических факторов за их критические значения. стараться выдерживать зону оптимума .
  • Это важно для растениеводства, животноводства, лесного хозяйства . Для самого человека, особенно в области медицины.
  • Незнание законов, например в с/х,может привести к гибели организмов. При использовании мин. удобрений ядохимикатов эти в-ва часто вносят в избыт кол-ве не считаясь с индивид потребностью растения
У многих растений и животных пустынь возникает состояние покоя, которое характеризуется остановкой роста и развития, резко сниженным обменом веществ. Некоторые грызуны и черепахи впадают в летнюю спячку . Объясните приведенные факты:

У многих растений и животных пустынь возникает состояние покоя, которое характеризуется остановкой роста и развития, резко сниженным обменом веществ. Некоторые грызуны и черепахи впадают в летнюю спячку .

Объясните приведенные факты:

3. Закон ограничивающего фактора

3. Закон ограничивающего фактора

  • В природе нет всецело отрицательных или положительных факторов. Все зависит от силы их действия. На живые организмы действует одновременно несколько факторов. Но в каждый конкретный период времени можно выделить самый главный . Им оказывается тот фактор который сильнее всего отклоняется от оптимума т.е. ограничивает жизнедеятельность организмов в данный период.
3. Закон ограничивающего фактора  Наиболее значим тот фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма значений

3. Закон ограничивающего фактора

Наиболее значим тот фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма значений

Нормальное выживание пятнистого оленя в Приморье имеет место только в дубняках на южных склонах, т.к. здесь мощность снега незначительна и обеспечивает оленю достаточную кормовую базу на зимний период. Ограничивающим фактором для оленя является глубокий снег .
  • Нормальное выживание пятнистого оленя в Приморье имеет место только в дубняках на южных склонах, т.к. здесь мощность снега незначительна и обеспечивает оленю достаточную кормовую базу на зимний период. Ограничивающим фактором для оленя является глубокий снег .
Пятнистый олень

Пятнистый олень

4. Закон совместного действия факторов

4. Закон совместного действия факторов

Вопрос № 4  Почему сытые воробьи и синички лучше переносят сильные морозы, чем голодные?   Почему урожай моркови лучше на той грядке, где проводилось регулярное рыхление почвы?

Вопрос № 4

Почему сытые воробьи и синички лучше переносят сильные морозы, чем голодные?

Почему урожай моркови лучше на той грядке, где проводилось регулярное рыхление почвы?

Птицы на кормушке Морковь

Птицы на кормушке Морковь

Медведь осенью

Медведь осенью

Закон совместного действия факторо в  Результат влияния любого экологического фактора на жизнедеятельность организмов во многом зависит от того, в какой комбинации и с какой силой действуют в данный момент другие .

Закон совместного действия факторо в

Результат влияния любого экологического фактора на жизнедеятельность организмов во многом зависит от того, в какой комбинации и с какой силой действуют в данный момент другие .

5. Закон незаменимости факторов  Нельзя ни один фактор полностью заменить другим .

5. Закон незаменимости факторов

Нельзя ни один фактор полностью заменить другим .

Как Вы думаете, почему в осеннее и зимнее время в теплицах с томатами и огурцами создают повышенное содержание углекислого газа и влаги в воздухе?

Как Вы думаете, почему в осеннее и зимнее время в теплицах с томатами и огурцами создают повышенное содержание углекислого газа и влаги в воздухе?

5. Закон незаменимости факторов

5. Закон незаменимости факторов

Вопрос № 5  В тропических районах, где много тепла и света, жизнь очень бедна. Эти районы называют океаническими пустынями.   Как вы думаете, что ограничивает здесь размножение одноклеточных водорослей, от который, в свою очередь, зависят животные?

Вопрос № 5

В тропических районах, где много тепла и света, жизнь очень бедна. Эти районы называют океаническими пустынями.

Как вы думаете, что ограничивает здесь размножение одноклеточных водорослей, от который, в свою очередь, зависят животные?

Водоросли

Водоросли

Вопрос № 6  В середине лета, несмотря на благоприятную температуру и обилие осадков, рост многих растений замедляется или полностью прекращается.  Почему?

Вопрос № 6

В середине лета, несмотря на благоприятную температуру и обилие осадков, рост многих растений замедляется или полностью прекращается.

Почему?

Фотопериодизм (от греч. photos – свет и periodos - круговорот, чередование)  Реакция организмов на изменение длины дня.

Фотопериодизм (от греч. photos – свет и periodos - круговорот, чередование)

Реакция организмов на изменение длины дня.

РЕФЛЕКСИЯ Закончите предложения: Границы действия фактора, в пределах которых жизнеспособность организмов возрастает – зона оптимума Губительное значение фактора называют критической точкой. Зона действия фактора, в которой жизнеспособность организма падает- это зона угнетения (пессимум). Фактор среды, который сильнее всего отклоняется от оптимума, называется ограничивающим. Реакция организма на изменение длины дня называется  фотопериодизм.

РЕФЛЕКСИЯ

Закончите предложения:

  • Границы действия фактора, в пределах которых жизнеспособность организмов возрастает – зона оптимума
  • Губительное значение фактора называют критической точкой.
  • Зона действия фактора, в которой жизнеспособность организма падает- это зона угнетения (пессимум).
  • Фактор среды, который сильнее всего отклоняется от оптимума, называется ограничивающим.
  • Реакция организма на изменение длины дня называется

фотопериодизм.

  • Фотопериодизм имеет сигнальное значение, т.к. предупреждает организмы о предстоящих изменениях в природе.
№ воп- роса Информа-ционный прогноз 1 2 Выделение главного из соответствующей части лекции Уточнение ответа на вопрос Выписать слова-опоры 3  Составить кластер  виды    Составить кластер Лимитирующий фактор

воп-

роса

Информа-ционный прогноз

1

2

Выделение главного из соответствующей части лекции

Уточнение ответа на вопрос

Выписать слова-опоры

3

Составить кластер

виды

Составить кластер

Лимитирующий фактор

№ воп- роса Информа-ционный прогноз 4 1) 2) 3) 5 Выделение главного из соответствующей части лекции Уточнение ответа на вопрос Выписать слова-опоры  Выписать слова-опоры

воп-

роса

Информа-ционный прогноз

4

1)

2)

3)

5

Выделение главного из соответствующей части лекции

Уточнение ответа на вопрос

Выписать слова-опоры

Выписать слова-опоры

Домашнее задание: § 51. Эссе по одной из тем: 1. Разверните мысль: для каждого вида оптимальные дозировки факторов различны. Ответ проиллюстрируйте примерами. 2. Определите, к какой группе факторов среды относится фотопериодизм. Объясните, почему. Приведите примеры фотопериодизма растений и животных. 3. Чем сигнальный фактор отличается от других абиотических факторов среды?

Домашнее задание:

§ 51. Эссе по одной из тем:

1. Разверните мысль: для каждого вида оптимальные дозировки факторов различны. Ответ проиллюстрируйте примерами.

2. Определите, к какой группе факторов среды относится фотопериодизм. Объясните, почему. Приведите примеры фотопериодизма растений и животных.

3. Чем сигнальный фактор отличается от других абиотических факторов среды?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Общие законы действия факторов среды на организм

Автор: Миронова Валентина Иннокентьевна

Дата: 28.11.2019

Номер свидетельства: 529208

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Общие законы действия факторов среды на организмы"
    ["seo_title"] => string(57) "obshchiie_zakony_dieistviia_faktorov_sriedy_na_orghanizmy"
    ["file_id"] => string(6) "420842"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1496827569"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "План – конспект урока: «Закон толерантности. Закон оптимума.  Закон минимума» 11 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "plan-konspiekt-uroka-zakon-tolierantnosti-zakon-optimuma-zakon-minimuma-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "295552"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455821750"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии. "
    ["seo_title"] => string(56) "vzaimootnoshieniia-orghanizmov-i-sriedy-osnovy-ekologhii"
    ["file_id"] => string(6) "168901"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423317120"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Олимпиадные задания по экологии 9 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "olimpiadnyie-zadaniia-po-ekologhii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "337373"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1468342731"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Элективный курс Клетки и ткани 10-11 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "eliektivnyi-kurs-klietki-i-tkani-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132468"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416337169"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства