Листья – это не просто листья, а самая настоящая «фабрика кислорода». И фабрики необычные, без труб и дыма. Теперь вам известно, что дышим мы кислородом, а выдыхаем уже углекислый газ.
Какой газ поглощают растения при дыхании? ( углекислый газ).
Учитель: В листья из почвы идет вода. Под воздействием энергии света – этот процесс называется ( ответ детей фотосинтез)- листья выделяют кислород. Про это вы мне расскажите сегодня!!!
Учитель: Особенно хорошо дышится там, где много зелени, растений. Поэтому вокруг домов сажают деревья и кусты, а отдыхать принято в лесу или в парке.
Вот почему так важно беречь природу, ведь без листьев жить невозможно.
А теперь, давайте приглядимся к листьям повнимательнее. (Показывает на цветок). Листик состоит из двух частей. Широкая часть называется « пластинка», а узкая, на которой находится листок, «черешок».
А еще в листьях обязательно есть окна и двери. Они очень маленькие. Их можно увидеть только через микроскоп. Как называются они?( устьица). (Как называются отверстия между двумя клетками расположенные в кожице листа?).
Молодцы! Знания у вас есть, вы можете стать настоящими учеными.
А сегодня мы расширим ваши знания о функциях листа и познакомимся с одной очень важной его функцией, а какой давайте разгадаем.
Ребус (Слайд)
Учитель: Верно – испарение воды растениями. А также поговорим о листопаде.
Запишите в тетрадях число и тему урока: «Испарение воды растениями. Листопад».
Ребята, а какие вопросы возникают у вас, когда вы читаете название темы урока? Что бы вы хотели узнать об испарении воды растениями и о листопаде?
(ответы уч-ся)
Хорошо. Я вам хочу сказать, поскольку сегодня вы не просто ученики, а юные исследователи, то нам всем вместе предстоит найти ответы на все ваши вопросы:
- Какой орган испаряет воду?
- Можно ли увидеть воду испаряемую растениями?
- Какое значение имеет испарение в жизни растения?
- Какое количество воды испаряют разные растения? И от чего это будет зависеть?
- Какое значение имеет листопад в жизни растений?
Учитель: И так, ребята, вы уже изучали природоведение, (естествознание) и знакомились с испарением.
Учитель: Вспомните и приведите примеры испарения в быту. (кипит вода в кастрюльке, чайнике).
Учитель: А в природе? Можем наблюдать это явление? Приведите примеры. (туман, облака, испарение из лужи, роса и т.д.)
Учитель: А кто мне скажет, что такое испарение?(ответы учеников)
- Это превращение жидкости в пар. (парообразование)
- Когда частички воды отрываются и улетают.
Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.
Испарение – это процесс перехода жидкой воды в газообразную.
- Изучение нового материала.
А теперь пришло время ответить на вопросы, которые возникли у вас в связи с изучением новой темы.
И помогут нам в этом исследователи, которые провели ряд опытов и сегодня я вам покажу как они узнали об испарении, (демонстрация опытов).
Ребята, учёные, когда проводят исследование, все полученные данные записывают, и мы с вами не будем отступать от правила, по ходу изучения нового материала будем заполнять кроссворд.
Опыт №1 Отвечает на вопрос: «Какой орган испаряет воду?» (А вы слушайте внимательно и заполните в кроссворде ответ №3 по вертикали)
Срезаем острым ножом ветку с большим количеством листьев и с малым количеством листьев какого – либо комнатного растения и поместить её в бутылку или колбу почти до краев наполненную водой комнатной температуры. Важно при этом, чтобы нижний конец ветки был довольно глубоко погружен в воду и чтобы ветка имела устойчивое положение. Уровень воды отметить ниткой или другой меткой. Посмотрите на экран и скажите почему в пробирке, где находился лист и стебель с листочками, воды стало меньше? Какой вывод можем сделать?