« Интегрированный урок – способ активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей ученика»
« Интегрированный урок – способ активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей ученика»
Презентация поможетразобраться с структурой интегрированного урока, особенностями подготовки разныз этапов урока, ролью учителя и ученика на уроке, а также достоинства и недостатки таких типов уроков
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Интегрированный урок – способ активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей ученика»»
«Интегрированный урок – способ активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей ученика»
Подготовила
учитель биологии МОШ І-ІІІ ст.№ 15
Волина А.А.
"Интеграция" происходит от латинского integer -цельный, что подразумевает восстановление некоего единого образовательного пространства, в данном случае - пространства предметов изучаемых в школе. В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожигова: "интегрировать - объединять в единое целое".
Интеграция – это объединение материала по двум и более предметам, обеспечивающего повышение идейно-воспитательного и научного уровней содержания уроков (по биологии).
Структура интегрированных уроков отличается от обычных следующими особенностями:
предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала
большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке
логической взаимообусловленность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока
При планировании и организации интегрированных уроков учителю важно учитывать следующие условия:
- в интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех
различных предметов. Поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;
- интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.;
- при проведении интегрированного урока учителями, ведущими разные предметы, требуется тщательная координация действий;
- в форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.;
- в интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим
Работа над уроком состоит из трёх основных этапов:I Подготовительный этап- определяются цели и задачи урока, обосновывается необходимостью интеграции с другими школьными предметами, составляется план -конспект урока. Обучающиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио – и видиоматериалы, готовят презентации по конкретному вопросу данной темы, получают индивидуальные задания.
II Основной этап– организация и проведение урока в рамках предложенных типов. (урок - игра, урок с элементами анализа и сопоставления различных источников информации, урок -решение проблемных ситуаций, урок -размышление, урок -дискуссия, урок -конференция, урок -презентация, урок -портрет, урок -экскурсия)
III Заключительный этап- Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Намечает вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме. Организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем
Роль учителяна интегрированном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех областей знаний, полученных ими на уроках предметов школьного курса, так и в результате кропотливой работы с дополнительными источниками информации.
Основной задачей обучающегосястановится выработка индивидуального пути освоения и применения знаний. К ребёнку - участнику интегрированного урока предъявляются следующие требования:- умение находить и использовать информацию, используя различные источники;- навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации;- умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;- выслушивать и принимать внимание аргументированные выводы других;- выступать публично, выражая свои мысли.
Интеграция проходит "красной нитью" по всем школьным предметам, и лишь в определённый момент, при проявлении самими обучающими повышенного интереса к такому подходу и осмыслению материала, выделяется в отдельный интегрированный урок.Например, работая над темой "Закон сохранения массы веществ" подробно ознакомиться с жизненным путём М.В. Ломоносова не удаётся, поэтому уместно будет рассмотреть эту историческую личность как математика, поэта, химика, физика.
При изучении в курсе биологии свойств воды - рассмотреть её биологическое значение, химическое строение, значение в природе, роль в экосистемах ( биология, химия, география)
Изучая темы курса химии , которые рассматривают важнейших представителей групп Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, расположение месторождений тех или иных руд и минералов, биологическое значение данных элементов.
Познания в области математики являются основой при решении расчётных задач, любого из курсов химии с 7 по 11 класс.
В настоящее время преимущество интеграции уроков биологии и химии можно выразить следующим образом:
1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве. Зачастую, предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей
3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна и увлекательна, что дополнительно позволяет заинтересовать учащихся.
4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества как учителя, так и стимулирует раскрытие творческих способностей его учеников.
5. .Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления, предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.
Внедрение интегрированных уроков по двум и нескольким предметам, в частности биологии, химии, географии в современных школах имеет и недостатки :
1) отсутствие подготовленных педагогических кадров, следовательно, возникает необходимость в переподготовке учителей, что ведет к дополнительным финансовым затратам;
2) необходимо суметь объединить деятельность педагогов интегрируемых областей;
3) полное отсутствие или недостаточное развитие материальной базы для данного проекта (лабораторий и кабинетов).
4) высокая загруженность учителя, недостаток времени.
«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими.»
Константин Кушнер
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.»