Данная презентация подготовлена и используется при проведении урока природоведения в 5 классе по теме "Горные породы", где подробно рассматриваются вопросы образования горных пород, их состав, использования человеком в быту, процессы выветривания. Кроме того закрепляется материал о строении нашей планеты, Земной коры, дается ряд определений и понятий. Для закрепления материала предлагается ученикам отгадать ряд загадок и выполнить задания в рабочих тетрадях с печатной основой.
Просмотр содержимого документа
«Горные породы »
Горные породы
р
Презентация к уроку природоведения в 5 классе
Подготовила учитель биологии высшей категории МАОУ «Лицей № 121» г.Казани
Брекоткина Ирина Владимировна
§25 . Внутреннее строение Земли
План урока:
Внутреннее строение Земли Виды горных пород Минералы
1. Внутреннее строение Земли
Оболочки Земли
Кора
Ядро
Мантия
Нижняя
Верхняя
Внутреннее
Внешнее
Внутреннее строение Земли
Внутренний состав Земли составляет Литосферу
2. Горные породы
Го́рные поро́ды — природная смесь минералов земной коры
Планеты земной группы и другие твёрдые космические объекты состоят из горных пород.
2. Горные породы
По способу образования горные породы делятся:
Магматические – образовались из магмы Осадочные – из осадков древних организмов Метаморфические – из смеси магматических и осадочных и превращения их под действием высоких температур и давления Магма – расплавленная каменная масса, возникающая во время извержения вулкана
Магматические горные породы
Осадочные горные породы
Песчаник Сланец Известняк Мел Гипс Каменная соль
Метаморфические горные породы
Гранит – метаморфическая горная порода
Гранит
Кварц
Слюда
Полевой шпат
Виды горных пород:
Простые – из 1 минерала (кварцит из кварца,
известняк из кальцита)
Сложные – из нескольких минералов (гранит – из кварца, слюды, полевого шпата)
3. Минералы
Минерал – тело неживой природы, образованный в природе за миллионы лет
Твердые – гранит, мел, песок, кварцит и др. Жидкие – ртуть, нефть и др. Газообразные – углекислый газ, сероводород, сернистый газ,
горючие газы и др.
Использование минералов человеком
Строительство дорог Строительство зданий …… … .. Продолжим самостоятельно
Домашнее задание
§25, читать, отвечать на вопросы Задание в печатной тетради № 80-82
По желанию: творческая работа о минералах и горных породах (применении, значении, драгоценных камнях….)
Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. Чтоб сделать миску или вазу — Она понадобится сразу. На кухне у мамы помощник отличный, Он синим цветком расцветает от спичек. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он на стройке и на пляже И в стекле расплавлен даже. Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела. Пробегает по доске — Оставляет белый след. Потолок наш тоже белый, Ведь и он побелен … Отгадаем..
Ответы
Нефть
Глина
Природный газ
Песок
Мел
Примеры выветривания
& 26. Разрушение горных пород
План урока:
Выветривание горных пород Обломочные горные породы Использование горных пород
1. Выветривание горных пород
Выветривание – процесс медленного разрушения горных пород
Причины выветривания:
1. Солнечные лучи
2. Вода
3. Ветер
4. Живые организмы (бактерии, корни растений, животные)
Этапы выветривания:
1. нагревание и охлаждение ГП с образованием трещин
2. замерзание воды - расширение трещин
3. раскалывание ГП на куски
Выветривание
2. Обломочные образовались из больших или маленьких обломков горных пород
щебень
песок
галька
глина
гравий
3. Использование горных пород
Строительство насыпей дорог Стекло Керамика, фарфор Кирпичи
Домашнее задание
1. Прочитать §26-27
2. Запишите в рабочую тетрадь, как человек использует горные породы
3. Печатная тетрадь № 86