kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гидролиз – важнейший процесс для жизнедеятельности животных и человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Энергия гидролиза АТФ  используется для обеспечения разнообразных эндергонических процессов. Реакция фосфорилирования АДФ и последующего использования АТФ в качестве источника энергии образует циклический процесс:

Энергия окисляемых веществ

 

 

 

 

АДФ+Н3РО4

АТФ+Н2О

 

 

 

 

 

 

 

Энергия

 

 

 

Мышечное

сокращение

(механичес-кая работа)

Трансмембраный электрический потенциал (электрическая работа)

Трансмембранная разность концентраций (осмотическая работа)

Эндергонические синтезы (химическая работа)

 

 

 

Рассмотренные примеры доказывают колоссальную роль гидролиза в процессах жизнедеятельности организма: На нём основываются процессы питания и выделения, поддержания гомеостаза (постоянства среды) и перераспределния энергии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гидролиз – важнейший процесс для жизнедеятельности животных и человека. »

Тема интегрированного урока по биологии и химии  10 класс   Гидролиз солей Работа учителя химии биологии МОУ СОШ № 34 Раменского р-на МО

Тема интегрированного урока по биологии и химии 10 класс

Гидролиз солей

Работа учителя химии биологии МОУ СОШ № 34 Раменского р-на МО

Цель урока. Рассмотреть типы гидролиза солей, научиться составлять уравнения реакции данного процесса.  Проблемный вопрос урока.  Доказать значение гидролиза: а) для жизнедеятельности животных и человека; б) для решения экологических проблем Земли.

Цель урока.

Рассмотреть типы гидролиза солей, научиться

составлять уравнения реакции данного процесса.

Проблемный вопрос урока.

Доказать значение гидролиза:

а) для жизнедеятельности животных и человека;

б) для решения экологических проблем Земли.

Процесс обменного взаимодействия солей с водой, приводящего к образованию слабого электролита называют   гидролизом или сольволизом  В переводе с греч. – разложение водой: «гидро» - вода, «лизис» - разложение, распад.

Процесс обменного взаимодействия солей с водой, приводящего к образованию слабого электролита называют гидролизом или сольволизом В переводе с греч. – разложение водой: «гидро» - вода, «лизис» - разложение, распад.

Диссоциация воды         диссоциация      H2O H+ + OH-    ассоциация   Сдвиг равновесия

Диссоциация воды

диссоциация

H2O H+ + OH-

ассоциация

Сдвиг равновесия

[OH-] ; среда щелочная [H+] [OH-] ." width="640"

Молярные концентрации

ионов водорода и гидроксид – ионов:

  • среда нейтральная [H+] = [OH-] ;
  • среда кислая [H+] [OH-] ;
  • среда щелочная [H+] [OH-] .

Типы простейшей формы гидролиза Первый тип . Соль образована слабой кислотой и сильным основанием. Второй тип. Соль образована сильной кислотой и слабым основанием. Третий тип. Соль образована слабой кислотой и слабым основанием. Четвертый тип. Соль образована сильной кислотой и сильным основанием.

Типы простейшей формы гидролиза

Первый тип . Соль образована слабой кислотой и сильным основанием.

Второй тип. Соль образована сильной кислотой и слабым основанием.

Третий тип. Соль образована слабой кислотой и слабым основанием.

Четвертый тип. Соль образована сильной кислотой и сильным основанием.

Первый тип. Взаимодействие с водой солей, образованных слабой кислотой и сильным основанием ( Na 2 CO 3 ) . 1. Уравнение диссоциации соли:      +    2- Na 2 CO 3  2Na + CO 3     слабый компонент    + - H 2 O   H + OH 2 . Уравнение р-ции гидролиза в ионном виде:  2- + -   -   - CO 3  + HOH    HCO 3  +  OH  - краткое ионное ур-ние    гидро – карбонат ион   + 2- + -   + - - 2 Na  + CO 3 + HOH  2Na + OH + HCO 3 – полное ионное ур-ние среда щелочная [H+]  [ OH- ]

Первый тип. Взаимодействие с водой солей, образованных слабой кислотой и сильным основанием ( Na 2 CO 3 ) .

1. Уравнение диссоциации соли:

+ 2-

Na 2 CO 3 2Na + CO 3

слабый компонент

+ -

H 2 O H + OH

2 . Уравнение р-ции гидролиза в ионном виде:

2- + - - -

CO 3 + HOH HCO 3 + OH - краткое ионное ур-ние

гидро – карбонат ион

+ 2- + - + - -

2 Na + CO 3 + HOH 2Na + OH + HCO 3 – полное ионное ур-ние

среда щелочная [H+] [ OH- ]

[OH-]" width="640"

Второй тип. Взаимодействие с водой солей, образованных сильной кислотой и слабым основанием ( ZnCl 2 ) .

1. Уравнение диссоциации соли:

2+ -

ZnCl 2 Zn + 2Cl

слабый компонент

+ -

H 2 O H + OH

2 . Уравнение р-ции гидролиза в ионном виде:

2+ + - + +

Zn + HOH ZnOH + H - краткое ионное ур-ние

гидроксо - катион

2+ - + - + + -

Zn + 2Cl + HOH ZnOH + H + 2Cl – полное ионное ур-ние

среда кислая [ H+ ] [OH-]

Третий тип. Взаимодействие с водой солей, образованных слабой кислотой и слабым основанием  (С r 2 S 3 ) . С r 2 S 3 + 6 H 2 O = 2Cr(OH) 3  + 3H 2 S  – процесс необратим  Четвертый тип. Соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются. Примеры таких солей: NaCl, KNO 3 , BaCl 2 , Na 2 SO 4 .  + - + - + - + - Na + Cl + HOH  Na + Cl + HOH - химического взаимодействия нет, нет и реакции гидролиза среда нейтральная [H+] = [OH-]

Третий тип. Взаимодействие с водой солей, образованных слабой кислотой и слабым основанием r 2 S 3 ) .

С r 2 S 3 + 6 H 2 O = 2Cr(OH) 3 + 3H 2 S процесс необратим

Четвертый тип. Соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются.

Примеры таких солей:

NaCl, KNO 3 , BaCl 2 , Na 2 SO 4 .

+ - + - + - + -

Na + Cl + HOH Na + Cl + HOH - химического взаимодействия нет, нет и реакции гидролиза

среда нейтральная [H+] = [OH-]

Применение гидролиза.   - В медицине: а) качественный анализ для обнаружения катионов бериллия, висмута и сурьмы, т.к. большинство соединений этих металлов яды. б) для производства глазных капель сульфат цинка, т.к. его водный раствор имеет кислую среду, где гибнут многие болезнетворные микробы 2 ZnSO 4 + 2HOH   [ZnOH] 2 SO 4 + H 2 SO 4  2+  + -  +  + Zn + HOH  [ZnOH] + H

Применение гидролиза.

- В медицине:

а) качественный анализ для обнаружения катионов бериллия, висмута и сурьмы, т.к. большинство соединений этих металлов яды.

б) для производства глазных капель сульфат цинка, т.к. его водный раствор имеет кислую среду, где гибнут многие болезнетворные микробы

2 ZnSO 4 + 2HOH [ZnOH] 2 SO 4 + H 2 SO 4

2+ + - + +

Zn + HOH [ZnOH] + H

- В промышленности: а) для очистки питьевых вод; б) для очистки промышленных вод; в) для уменьшения жесткости воды.  Значение гидролиза.  Кроме солей гидролизу подвержены: а) белки (при разрушении пептидных связей в молекулах образуется смесь аминокислот); б) жиры (так называемая реакция омыления протекает необратимо, образуются глицерин и соль кислоты; в) углеводы (при полном гидролизе образуется дисахорид мальтоза, а конечный продукт глюкоза); г) многие лекарства (уротропин, аспирин и др.)

- В промышленности:

а) для очистки питьевых вод;

б) для очистки промышленных вод;

в) для уменьшения жесткости воды.

Значение гидролиза.

Кроме солей гидролизу подвержены:

а) белки (при разрушении пептидных связей в молекулах образуется смесь аминокислот);

б) жиры (так называемая реакция омыления протекает необратимо, образуются глицерин и соль кислоты;

в) углеводы (при полном гидролизе образуется дисахорид мальтоза, а конечный продукт глюкоза);

г) многие лекарства (уротропин, аспирин и др.)

Итог урока. Выводы. 1. Гидролиз – обменное разложение солей водой. 2. Гидролизу подвергаются только те растворимые в воде соли, в составе которых есть слабый компонент или оба иона – слабые компоненты. 3. На процесс гидролиза влияют: химическая природа соли, изменение температуры, концентрации, действие кислот и щелочей. 4. Процесс гидролиза имеет важное значение для жизнедеятельности животных и человека. 5. Бесспорно, велика роль гидролиза «в контроле» экологической ситуации на планете.

Итог урока. Выводы.

1. Гидролиз – обменное разложение солей водой.

2. Гидролизу подвергаются только те растворимые в воде соли, в составе которых есть слабый компонент или оба иона – слабые компоненты.

3. На процесс гидролиза влияют: химическая природа соли, изменение температуры, концентрации, действие кислот и щелочей.

4. Процесс гидролиза имеет важное значение для жизнедеятельности животных и человека.

5. Бесспорно, велика роль гидролиза «в контроле» экологической ситуации на планете.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Гидролиз – важнейший процесс для жизнедеятельности животных и человека.

Автор: Кунцевич Ангелина Николаевна

Дата: 25.09.2014

Номер свидетельства: 114792

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Гидролиз –   и важнейшие процессы для жизнедеятельности животных и человека. "
    ["seo_title"] => string(88) "gidroliz-i-vazhnieishiie-protsiessy-dlia-zhizniedieiatiel-nosti-zhivotnykh-i-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "114793"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411663254"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Комбинированный урок химии и биологии «Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки»"
    ["seo_title"] => string(80) "kombinirovannyi_urok_khimii_i_biologhii_voda_i_ieie_rol_v_zhizniedieiatiel_nosti"
    ["file_id"] => string(6) "400481"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489568251"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Энергетический обмен."
    ["seo_title"] => string(25) "enierghietichieskiiobmien"
    ["file_id"] => string(6) "282960"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453744314"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(21) "Фотосинтез."
    ["seo_title"] => string(12) "fotosintiez1"
    ["file_id"] => string(6) "282952"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453744054"
  }
}




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства