Цель: ознакомить учащихся с периодами онтогенеза многоклеточных организмов, рассмотреть стадии эмбриогенеза, повторить особенности оплодотворения у животных и растений, типы развития животных.
Ход урока.
- Организационный момент (взаимное приветствие, проверка готовности к уроку)
- Мотивация изучения материала
Прошло с тех пор немало лет,
Когда свершилось чудо,
Когда явился ты на свет
Неведомо откуда
- Целевая установка (см цель урока)
- Актуализация опорных знаний (опрос-интервью)
Вопросы для обсуждения
В чем преимущество полового размножения?
Достигаемые различные сочетания отцовских и материнских хромосом обеспечивают организму более широкий диапазон приспособительных возможностей и поставляют более разнообразный материал для отбора.
В результате оплодотворения: 1) осуществляется материальная непрерывность между поколениями, 2) восстанавливается диплоидный набор хромосом, 3) объединяются в одном организме отцовский и материнские наследственные признаки. Все это обеспечивает относительное постоянство вида.
В чем заключается значение оплодотворения?
Оплодотворение дает возможность вновь восстановить в зиготе диплоидное число хромосом, специфичное для данного вида.
Одинакова ли общая схема оплодотворения у животных и растений?
Да.
О чем это может свидетельствовать?
Сходство в процессах оплодотворения у животных и растений имеет большое значение для доказательства единства происхождения всей живой природы.
«Говорящая схема» (обсуждение материала, опираясь на готовую схему)
Приведите примеры приспособлений, препятствующих опылению собственной пыльцой.
Приведите примеры приспособлений растений к опылению
Избирательность оплодотворения: насекомые посещают цветки разных видов растений (специфика строения гамет, химическое сродство)
В целях воспитания гордости у учащихся за отечественную науку нужно подчеркнуть заслугу отца и сына Навашиных в открытии двойного оплодотворения.
- Изучение нового материала
Текущее закрепление
6. Домашнее задание
Заполнить в тетради таблицу, учебник - стр. 35:
- 1 ряд – задание 3,
- 2 ряд – задание 4,
- 3 ряд – задание 6.
- Обобщение ранее изученного материала
Переходным этапом между эмбриональным и постэмбриональным периодами является рождение. Но живые организмы по-разному приходят в этот мир
Типы рождения
Яйцерождение яйцеживорождение живорождение
Видеофрагмент
Видеофрагмент
8. Закрепление изученного материала
Упражнения для закрепления
1. РАСПОЛОЖИТЕ ПРАВИЛЬНО СТАДИИ ЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ЗИГОТА, ГИСТОГЕНЕЗ, НЕЙРУЛА, БЛАСТУЛА, ГАСТРУЛА, СТАДИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МЕЗОДЕРМЫ, ЗАРОДЫШ.
2. РАСПОЛОЖИТЕ ОРГАНЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАРОДЫШЕВЫМИ ЛИСТКАМИ, ИЗ КОТОРЫХ ОНИ ОБРАЗУЮТСЯ:
СКЕЛЕТ, ХОРДА, ПОЛОВЫЕ И ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ, ОРГАНЫ ЧУВСТВ, ЭПИДЕРМИС КОЖИ, КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА.
3. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА В ТЕКСТ
Во время __________________ развития ланцетник проходит такие стадии: ________________, бластула, формирование мезодермы, __________________, органогенез. Бластула образуется путем _________________. Гаструляция осуществляется способом ____________________.
4. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ: БЛАСТУЛА, НЕЙРУЛА, БЛАСТОМЕРЫ, ИММИГРАЦИЯ, МЕЗОДЕРМА, ГАСТРУЛА, ДРОБЛЕНИЕ, ГАСТРУЛЯЦИЯ, ЭКТОДЕРМА, ГИСТОГЕНЕЗ, МОРУЛА, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, ИНВАГИНАЦИЯ, ЭНТОДЕРМА, ОРГАНОГЕНЕЗ
- Средний зародышевый листок
- Клетки, образующиеся в результате дробления
- Процесс формирования специфических свойств у клеток
- Зародыш, у которого начала формироваться нервная трубка
- Двуслойный зародыш
- Оплодотворенная яйцеклетка
- Скопление бластомеров, тесно прилегающих друг к другу, не обладающее внутренней полостью
- Развитие особи от оплодотворения до смерти
- Внутренний зародышевый листок
- Процесс слияния гамет
- Превращение
- Начальный период онтогенеза