| |
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Требование к уровню подготовки обучающихся | Форма контроля | Д/з |
Введение (2 часа) |
1. | 1. Биология – наука о жизни. Методы исследования в биологии | Основные понятия:биологи, микология, бриология, альгология, палеоботаника, биотехнология, биофизика, биохимия, радиобиология. Становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация | Знатьопределение основных понятий, значение достижений биологии в различных сферах человеческой деятельности Уметь: приводить примеры дифференциации и интеграции биологических наук, объяснятьроль биологии в современном обществе | Устный опрос | § 1,2 вопросы |
2. | 2. Сущность жизни и свойства живого | Основные понятия: жизнь, открытая система, наследственность, изменчивость. Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособление к определенной среде обитания. Обмен веществ, процессы синтеза и распада. Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации | Знать:определения основных понятий, свойства живого. Уметь: доказывать, что живые организмы – открытые системы, различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе, объяснять основные свойства живого как результат эволюции жизни на Земле | Устный опрос | § 3, вопросы |
Раздел I. Уровни организации живой природы (54 часа) Тема 1.1 Молекулярный уровень (10 часов) |
3. | 1. Молекулярный уровень: общая характеристика | Основные понятия: мономер, полимер, биополимер. Молекулярный уровень как биологическая система. Универсальность биополимеров. Принцип организации биополимеров | Знать: уровни организации жизни и элементы, образующие каждый уровень; процессы, происходящие на молекулярном уровне Уметь: приводить примеры биополимеров; выделять группы полимеров и находитьразличие между ними; объяснять, почему белки, нуклеиновые кислоты, углеводы и липиды являются биополимерами только в клетк |
Фронтальный опрос | § 1.1., вопросы |
4. | 2. Углеводы | Основные понятия: углеводы; классификация углеводов. Функции углеводов в живых организмах: энергетическая, строительный материал, информационная | Знать: определение термина углеводы; называть клетки, ткани, органы, богатые углеводами; функции углеводов; процесс образования углеводов в клетках зеленых растений. Уметь: Классифицировать углеводы по группам | Устный опрос | § 1.2., вопросы |
5 | 3.Липиды | Основные понятия: липиды, гормоны; классификация углеводов. Функции липидов: источник энергии, источник воды, защитная, строительная, регуляторная. Свойства липидов: образование энергии и воды при окислении; низкая теплопроводность; плотность меньше воды; нерастворимы в воде | Знать: определение термину липиды; называть клетки, ткани, органы, богатые липидами; функции липидов. Уметь: Классифицировать углеводы по группам; устанавливать взаимосвязь между свойствами и функциями липидов | Устный опрос | § 1.3., вопросы |
6. | 4.Белки: состав и строение. | Основные понятия: белки (протеины, полипептиды), глобула, денатурация, ренатурация. Уровни структурной организации первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Деление белков на простые и сложные. Механизм денатурации, частичная обратимость, факторы. | Знать: продукты богатые белком; какое вещество является мономером белка; связь, образующую первичную структуру белка Уметь: объяснять состав и строение белков; характеризовать уровни структурной организации белковой молекулы на основе выбора и использования выразительных средств языка и знаковых систем | Устный опрос | § 1.4., вопросы |
7. | 5.Функции белков. | Свойства белковых молекул, функции белков в организме, гормон, фермент | Знать: функции белков, приводить примеры. Уметь: раскрывать содержание основных биологических понятий. | Биологический диктант | § 1.5., вопросы, таблица |
8. | 6.Нуклеиновые кислоты | Типы нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), функции ДНК, РНК, типы РНК. Строение нуклеотидов – мономеров ДНК и РНК. | Знать: типы нуклеиновых кислот; функции ДНК и РНК, типы РНК; составляющие мономеров ДНК и РНК. Уметь: характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), объяснять принцип комплементарности | Устный опрос | § 1.6., вопросы, таблица |
9. | 7.АТФ другие органические соединения клетки | Строение молекулы АТФ (схема), её функции (о превращениях молекулы АТФ в клетке). Роль витаминов в организме. | Знать: составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ); различные группы витаминов. Уметь: характеризовать особенности строения молекулы АТФ (АДФ, АМФ); её свойства и функции (объяснять роль макроэргической связи). Объяснять роль витаминов в организме | Фронтальный опрос | § 1.7., вопросы, |
10. | 8.Биологические катализаторы | Основные понятия: катализ, катализаторы, фермент, активный центр, кофермент. Вещества, обладающие каталитической способностью: РНК, ферменты. Структура молекулы белка-фермента: белок и кофермент. Свойства ферментов: специфичность | Знать: основные понятия; перечислять факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций. Уметь: приводить примеры веществ катализаторов, объяснять механизм участия катализаторов в химических реакциях | Фронтальный опрос | § 1.8., вопросы, |
11. | 9.Вирусы | Основные понятия: каспид, паразит. Особенности строения и функционирование вирусов. Заболевания, вызываемые вирусами: СПИДом | Знать: заболевания, вызываемые вирусами; особенности строения и функционирование вирусов; пути передачи ипрофилактика СПИДа. Уметь: доказывать, что вирусы - это живые организмы. | Устный опрос | § 1.9, вопросы, стр.40, |
12. | 10.Контрольно- обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы» | Особенности многомолекулярных комплексных систем, их свойства и значения | Знать: определения и термины. Называть многомолекулярные комплексные системы, перечислять их свойства и значения | Проверочная работа | § 1.1‑1.9 |
Тема 1.2. Клеточный уровень (15часов) |
13. | 1. Основные положения клеточной теории | Понятие цитология. Клетка – элементарная единица жизни на земле. Усовершенствование микроскопа – условие появления и развития клеточной теории. Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена | Знать: жизненные свойства клетки; организмы, имеющие клеточное и неклеточное строение. Уметь: объяснять значение создания клеточной теории для развития биологии | Биологический диктант | § .2.1, вопросы |
14. | 2.Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана | Основные понятия: органоиды, цитоплазма, фагоцитоз, фагоциты, пиноцитоз. Строение и функции клеточной мембраны. Механизм фагоцитоза и пиноцитоза | Знать: строение и функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ в клетку. Уметь: описывать и отличать механизм пиноцитоза от фагоцитоза | Л № 1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом» | § 2.2, вопросы |
15. | 3.Ядро клетки. Хромосомный набор клетки | Основные понятия: хроматин, ядрышки, хромосомы, кариотип, соматические клетки. Строение и функции ядра | Знать: определение терминов; называть составляющие наружной клеточной мембраны, состав и функции содержимого ядра. Уметь: объяснять роль и значение гаплоидного набора хромосом для живых организмов | Устный опрос | §. 2.3 вопросы, таблица |
16. | 4. Органоиды клетки:ЭПС, рибосом,. Комплекс Гольджи | Виды и функции ЭПС. Образование рибосом в клетке и их функции. Строение и функции комплекса Гольджи. Внутриклеточное переваривание | Знать: органоиды клетки, их функции. Уметь: характеризовать строение органоидов клетки и их функции;Объяснять наличие большого количества митохондрии в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами | Фронтальный опрос | § 2.4 вопросы, таблица |
17. | 5.Лизосомы. Митохондрии. Пластиды | Основные понятия: кристы, граны. Лизосомы. Происхождение митохондрий в клетке. Виды пластид в зависимости от содержания пигментов: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты | Знать:особенности строения и функционирования клеточных органоидов. Уметь: характеризовать строение органоидов по строению и выполняемым функциям; отличать каждый вид пластид от другого | Фронтальный опрос | § 2.5 вопросы, таблица |
18. | 6.Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | Основные понятия: цитоскелет, центриоль Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток прокариот и эукариот | Знать: строение и функции клеточного центра и органоидов движения; функции клеточных включений. Уметь: характеризовать строение и функции клеточного центра и органоидов движения | Фронтальный опрос | § 2.6 вопросы, таблица |
19. | 7.Различия в строении клеток прокариот и эукариот | Прокариоты, эукариоты. Споры в жизни прокариот | Знать: строение клетки прокариот. Уметь: давать сравнительную характеристику прокариот с эукариотами, выделяя, признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами; объяснять роль спор в жизни прокариот | Тест «Строение клетки». | § 2.7 вопросы, таблица |
20. | 8.Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | Этапы обмена веществ. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы | Знать: определения; строение и роль АТФ в обмене веществ Уметь: характеризовать обмен веществ и превращение энергии, как процессы, составляющие основу жизнедеятельности клетки | Фронтальный опрос | § 2.8 вопросы, таблица |
21. | 9. Энергетический обмен в клетке | Основные понятия: гликолиз, брожение. Этапы энергетического обмена. Образование АТФ в ходе энергетического обмена в клетке | Знать: этапы энергетического обмена; Уметь: объяснять образование АТФ в ходе энергетического обмена в клетке; характеризовать этапы энергетического обмена | Фронтальный опрос | § 2.9 вопросы, таблица |
22. | 10. Питание клетки. Типы питания | Основные понятия: автотрофы, фототрофы, хемотрофы, гетеротрофы. Источники энергии автотрофных организмов. Группы гетеротрофов: сапрофиты, паразиты, голозои | Знать: основные определения; типы питания живых организмов. Уметь: характеризовать особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов; особенности процессов фото- и хемо- синтеза | Устный опрос | § 2.10 и 2.12, вопросы, таблица |
23. | 11.Фотосинтез и хемосинтез | Основные понятия: фотосинтез, фотолиз. Значение фотосинтеза. Строение хлоропласта. Световая и темновая фазы фотосинтеза | Знать: особенности процессов фото- и хемо- синтеза; фазы и продукты фотосинтеза. Уметь: объяснять смысл световой и темновой фаз фотосинтеза |
Устный опрос | § 2.11 вопросы таблица |
24. | 12.Синтез белков в клетке. Транскрипция | Основные понятия: ген, генетический код, кодон, транскрипция, триплет. Свойства генетического кода. Особенности транскрипции упрокариот и эукариот Механизм транскрипции. Принцип комплементарности | Знать: основные понятия; роль и-РНК в биосинтезе белка. Уметь: объяснятьсвойства генетического кода; характеризовать механизм транскрипции; объяснятьроль фермента РНК-полимеразы в процессе транскрипции | Устный опрос | § 2.13 вопросы |
25. | 13.Синтез белков в клетке. Трансляция | Основные понятия: антикодон, полисома, трансляция. Строение молекулы т-РНК. Механизм присоединения аминокислот к т-РНК. Механизм трансляции. Принцип комплементарности | Знать: основные понятия; строение молекул т-РНК; структуру и роль в биосинтезе белка полисомы. Уметь: объяснять проявление принципа комплементарности; характеризовать механизм трансляции | Устный опрос | §2.13 вопросы, таблица |
26. | 14.Рост, развитие и жизненный цикл клеток | Основные понятия: жизненный цикл, хроматиды, клетки, интерфаза, редупликация.
| Знать: основные понятия темы, значение редупликации Уметь: Характеризовать механизм редупликации, объяснять его биологический смысл | Устный опрос | § 2.14 Стр.77-78 |
27. | 15.Деление клетки. Митоз | Основные понятия: митоз, фазы митоза. | Знать: фазы митоза, органоиды, участвующие в делении клетки, влияние алкоголя, наркотических средств на наследственный аппарат клетки. Уметь: Характеризовать механизм деления клетки; описывать процессы, происходящие в каждой из фаз митоза. Объяснять биологический смысл митоза | Устный опрос | § 2.14 Стр.78-81 |
Организменный уровень (14 часов) |
28. | 1.Бесполое размножение организмов | Основные понятия: размножение, бесполое, размножение, вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты, гаметогенез. Виды бесполого размножения. Его биологическая роль. Половое размножение. Строение сперматозоида и яйцеклетки. Стадии гаметогенеза | Знать: термины; перечислять виды бесполого и полового размножения. Уметь: характеризовать виды бесполого и полового размножения организмов; осуществлять их сравнительную характеристику; объяснять преимущества полового размножения перед бесполым | Тест «Обмен веществ и Энергии» Типы питания клетки» | § 3.1 и § 3.2 до развития половых клеток, вопросы |
29. | 2.Половое размножение организмов Оплодотворение | Основные понятия: гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом. Сущность и стадии мейоза. Механизм оплодотворения у растений и млекопитающих | Знать: перечислять стадии гаметогенеза и стадии мейоза; Уметь: характеризовать стадии гаметогенеза; сущность и стадии мейоза, процесса оплодотворения | Устный опрос | § 3.2 и § 3.3, таблица |
30. | 3.Индивидуальное развитие организмов. Биогенетические закон | Основные понятия: бластула, гаструла, зигота, нейрула, онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Периоды онтогенеза. Биогенетический закон | Знать: периоды онтогенеза, этапы эмбрионального развития. Уметь: характеризовать периоды онтогенеза, процессы, происходящие в каждом из периодов; проводить сравнения прямого и непрямого постэмбрионального развития организма; формулировать биогенетический закон, поясняя его значение |
Биологический диктант | § 3.4 вопросы |
31. | 4.Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание | Основные понятия : аллельные гены, генетика, ген, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, изменчивость, наследственность, моногибридное скрещивание, рецессивный признак, чистые линии. Гибридологический метод. Правило единообразия гибридов первого поколения. | Знать: определения. Уметь: характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, символы, понятия; раскрывать суть гибридологического метода, суть правила единообразия гибридов первого поколения, суть закона чистоты гамет; формулировать правила расщепления; решать задачи на моногибридное скрещивание | Устный опрос | § 3.5 вопросы |
32. | 5.Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание | Основные понятия: генотип, гетерозигота, гомозигота. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание | Знать: определения терминам. Уметь: характеризовать закон о наследственности; объяснять зависимость генотипа и фенотипических признаков организмов. Решать задачи на неполное доминирование и анализирующее скрещивание | Фронтальный опрос | § 3.6, вопросы |
33. | 6.Дигибридное скрещивание | Основные понятия: генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Закон независимого наследования | Знать: определения терминам. Уметь: характеризовать законы наследственности; раскрывать сущность закона независимого наследования признаков; решать задачи на дигибридное скрещивание | С/р «Решение задач на моногибридное скрещивание» | § 3.7, вопросы |
34. | 7.Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана | Основные понятия: гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест, конъюгация, сцепленные гены. Сцепленное наследование. Закон Т.Моргана | Знать: определения терминам. Уметь:харак-вать сущность закона Т. Моргана; объяснять механизм сцепленного наследования признаков, называть его причины (конъюгация, перекрёст хромосом) | Устный опрос | § 3.8, вопросы Биологический диктант. |
35 | 8.Взаимодействие генов | Комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропность; Кодоминирование | Знать: определения терминам. Уметь: определять вид взаимодействия генов (конъюгация, перекрёст хромосом | Фронтальный опрос | § 3.9, вопросы |
36 | 9.Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | Основные понятия: анализирующее скрещивание, аутосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол. Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Наследование признаков сцепленных с полом. Закон сцепленного наследования. | Знать: определения терминам; группы хромосом. Уметь: характеризовать механизм наследования признаков сцепленных с полом; решать задачи на сцепленные с полом наследование | Устный опрос | § 3.10, вопросы |
37. | 10.Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции | Основные понятия: вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции. Модификационная изменчивость. Влияние генотипа и условий среды на формирование генотипа | Знать: определения терминам. Уметь: характеризовать свойства живых организмов, наследственность и изменчивость; объяснять воздействие генотипа и условий среды на формирование фенотипа | Л/р №2 «Выявление изменчивости организмов». | § 3.11, вопросы |
38. | 11.Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.
| Основные понятия: геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия. Виды мутаций по степени изменения генотипа. Механизм появления полиплоидных растений. Нарушение расхождения числа хромосом при мейозе или митозе.
| Знать:определения терминам; виды мутаций; факторы, способные вызывать увеличение частоты мутаций. Уметь: характеризовать формы изменчивости; выделять основные различия между модификациями и мутациями; перечислять виды мутаций, факторы, способные вызывать увеличения частоты мутаций; обосновывать биологическую роль мутаций | Устный опрос | § 3.12, вопросы, таблица |
39 | 12.Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова | Основные понятия: гомологический ряд, селекция. Учение о центрах происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости | Знать: определения терминам; центры происхождения культурных растений. Уметь: характеризовать задачи и значения селекций; объяснять общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных | Фронтальный опрос | § 3.13 вопросы |
40. | 13.Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов | Основные понятия: гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез, чистая линия. Виды гибридизации, явление гетерозиса | Знать: определения терминам; методы селекции, виды гибридизации. Уметь: характеризовать основные методы селекции; виды гибридизации; явления гетерозиса | Фронтальный опрос | § 3.14 вопросы, ст.130-132 |
41 | 14.Контрольно-обобщающи. по теме: «Организменный уровень» | Систематизировать и обобщить знания об организменном уровне организации живой природы | | Проверочная работа | |
Популяционно-видовой уровень (3 часа) |
42 | 1.Критерии вида | Основные понятия: вид, виды-двойники, ареал. Критерии вида. Зависимость видового разнообразия от условий жизни | Знать: определения терминам; назвать критерии вида. Уметь: характеризовать основную систематическую единицу в биологии; критерии вида | Л/Р №3 «Изучение морфологического критерия вида» | § 4.1, вопросы |
43 | 2.Популяции | Основные понятия: популяция, экология. Популяции - основные элементы экологических систем. Роль популяции в экологических системах | Знать: определения терминам; Уметь: характеризовать элементарную единицу эволюции; обосновывать роль популяций в экологических системах | Фронтальный опрос | § 4.2, вопросы |
44 | 3.Биологическая классификация. | Систематика. Основные систематические категории. Признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных) | Знать: определения терминам. Уметь: характеризовать основные систематические категории | Устный опрос | § 4.3, вопросы |
Экосистемный уровень (7 часов) |
45 | 1.Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. | Основные понятия: популяция, биоценоз, экосистема, абиотические факторы. Естественные и искусственные экосистемы. Условия для жизни организмов в сообществе. Структура биогеоценоза: биоценоз, экотоп | Знать: определения терминам; Уметь: характеризовать природные сообщества, их основные свойства и задачи; перечислять важнейшие компоненты экосистем и их классификацию | Устный опрос
| § 5.1,вопросы |
46 | 2. Состав и морфологическая и пространственная структура сообщества. | Основные понятия: автотрофы, гетеротрофы, ярусность,. Видовое разнообразие. Морфологическая и пространственная структура сообществ | Знать: определения терминам. Уметь: характеризоватьморфологическую и пространственную структуру сообщества; значение видового разнообразия как показателя состояния сообщества | Биологический диктант | § 5.2 до трофической структуры, вопросы |
47 | 3. Трофическая структура сообщества | Основные понятия: продуценты, пищевая цепь, пищевая сеть, консументы, редуценты, Трофический уровень. Трофическая структура | Знать: определения терминам. Уметь: характеризоватьтрофическую структуру сообщества и классификацию групп организмов, находящихся на разных трофических уровнях; объяснять роль растений как начального звена в пищевой цепи; приводить примеры цепей питания | Устный опрос | § 5.2до конца. |
48. | 4.Потоки вещества и энергии в экосистеме | Основные понятия трофический уровень, автотрофы, гетеротрофы, поток вещества, поток энергии, ресурсы. Роль автотрофов и гетеротрофов. Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням. Пирамиды численности и биомассы | Знать: определения терминам; группы организмов, составляющих трофическую структуру сообщества. Уметь: характеризовать потоки энергии и вещества в экосистемах; количественные изменения энергии в процессе переноса её по пищевым цепям, пирамиды численности и биомассы | Фронтальный опрос | § 5.3, вопросы |
49 | 5.Продуктивность сообщества.
| Основные понятия: продуктивность, продукция, общая продукция, чистая продукция. Рост и размножение - основы продуцирования. Первичная и вторичная продукции. Продуктивность суши и океана | Знать: определения терминам; структуру, свойства сообщества живых организмов. Уметь: описывать свойства первичной продукции; доказывать, что чистая продукция всегда меньше общей продукции; сравнивать продуктивность суши и океана | Фронтальный опрос | . § 5.4, вопросы |
50 | 6.Саморазвитие экосистемы | Основные понятия: экологическая сукцессия. Первичная и вторичная сукцессии. Свойства сукцессий. Продолжительность и значение экологической сукцессии | Знать: определения терминам; называть виды биогеоценозов; перечислять охранные мероприятия по сохранению экосистем. Уметь: характеризовать экологическую сукцессию, её природу и механизмы; стадии и значения сукцессии | Фронтальный опрос | § 5.5, вопросы |
51 | 7.Искусственные биоценозы | Основные понятия:агроценоз | Знать: характеристику агроценоза Уметь: сравнивать естественные и искусственные биоценозы | Таблица | Таблица |
Биосферный уровень (4 часа ) |
52 | 1.Биосфера. Среды жизни | Основные понятия: биосфера, абиотические, факторы. Компоненты и свойства биосферы. Границы биосферы. Жизненные среды: вода, наземно-воздушная, почва, тело организма. Свойства среды. Условия жизни | Знать: определения терминам; фамилии учёных, работавших в области изучения биосферы. Уметь: характеризовать среды обитания организмов; особенности различных сред жизни; приспособления живых организмов к жизни в определённой среде | Устный опрос | § 6.1, вопросы |
53 | 2.Средообразующая деятельность организмов. | Основные понятия: гумус, фильтрация. Механическое воздействие организмов. Очистка природных вод животными фильтраторами. Укрепление и аэрация почвы. Роль растений и животных в жизни планеты. Основные понятия: биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы. Группы веществ в биосфере. Многократное использование биогенных элементов. | Знать: определения терминам; среды жизни живых организмов, биогенные элементы. Уметь: характеризовать особенности воздействия живых организмов на среду обитания | Фронтальный опрос | § 6.2, вопросы |
54 | 3. Круговорот веществ в биосфере | Основные понятия: циркуляция биогенных элементов. Биохимические циклы азота, углерода, фосфора. Роль редуцентов в круговороте биогенных элементов | Знать: роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов Уметь: характеризовать особенности круговорота веществ в природе, его значение | Фронтальный опрос | § 6.3, вопросы |
55 | 4. Контрольно-обобщающий урок по теме: Популяционно-видовой, экосистемный, биосферный уровни. | Систематизировать и обобщить знания | Тестовая работа | |
Эволюция (6 часов) |
56 | 1.Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина | Основные понятия: эволюция, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. факторы эволюции. Предпосылки учения Ч.Дарвина: работы Томаса Мальтуса. Путешествие на корабле «Бигль». Значение учения Ч. Дарвина для объяснения эволюции живых организмов. Адаптивный характер приспособлений. Положения учения Ч. Дарвина. | Знать: определения терминам; фамилии учёных – эволюционистов. Уметь: характеризовать основные положения теории Ч. Дарвина |
Устный опрос | § 7.1 вопросы |
57 | 2.Изменчивость организмов | Основные определения: наследственная изменчивость, ненаследственная изменчивость, генофонд, генотип, фенотип. Виды изменчивости их роль в эволюции | Знать: определения терминам. Уметь: характеризовать виды изменчивости и их роль в эволюции | Устный опрос | § 7.2, вопросы |
58 | 3.Борьба за существование. | Основные понятия: борьба за существование, внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями неорганической природы. Борьба за существование как фактор эволюции. | Знать: определения терминам; формы борьбы за существование. Умет: характеризовать формы борьбы за существование | Устный опрос | § 7.4, стр. 201-203, вопросы |
59 | 4. Естественный и искусственный отбор. | Основные понятия: естественный отбор, искусственный отбор, стабилизирующий отбор, движущий отбор. | Знать: определения терминам; формы естественного отбора. Уметь характеризовать роль естественного отбора; сравнивать стабилизирующий и движущий отбор, естественный и искусственный отбор | таблица | § 7.4 стр 203-205, §7.5, вопросы, таблица |
60 | 5 Видообразование. Приспособленность и ее относительность. | Основные понятия: микроэволюция, полиплоидия, приспособленность. Формы видообразования. Роль полиплоидии в процессе видообразования. | Знать: определения терминам; основные формы видообразования. Уметь характеризовать процесс микроэволюции, его основные формы; доказывать, что движущему отбору принадлежит решающая роль в процессах видообразования. объяснять относительный характер приспособленности | Фронтальный опрос
| § 7.7 |
61 | 6.Макроэволюция | Основные понятия: макроэволюция, филогенетические ряды. Движущие силы макроэволюции. Результат макроэволюции. | Знать: определения терминам; основные таксономические группы, процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Уметь: приводить доказательства макроэволюции | Устный опрос | § 7.8, вопросы |
Возникновение и развитие жизни (6 часов) |
62 | 1. Гипотеза возникновения жизни. | Основные гипотезы возникновения жизни (креационизм, различия в подходах религии науки к объяснению возникновения жизни; гипотеза самопроизвольного происхождения жизни; гипотеза панспермии). | Знать: основные гипотезы возникновения жизни; Уметь: характеризовать основные гипотезы возникновения жизни; объяснять их несостоятельность. | Тест « Основы учения об эволюции» | § 8.1, вопросы |
63 | 2. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни | Основные понятия: коацерваты, пробионты. гипотеза Опарина-Холдейна. Современные факты, указывающие на возможность абиогенного синтеза органических веществ. Проблемы доказательства современной гипотезы происхождения жизни. | Знать: основные положения гипотезы А.И Опарина, современную точку зрения на происхождение жизни Уметь: характеризовать основные этапы развития жизни на Земле; гипотезу абиогенного зарождения жизни и её экспериментальное подтверждение; объяснять отличия гипотезы А.И.Опарина от гипотезы Дж. Холдейна. приводить современные доказательства абиогенного зарождения жизни, объяснять роль РНК в вопросе о происхождении жизни. | Фронтальный опрос | § 8.2, 8.3, вопросы |
64 | 3.Основные этапы развития жизни на Земле | Основные понятия: прогенот, эубактерии, архебактерии. Гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органоидов путем впячивания клеточной мембраны. | Знать: основные этапы возникновения и развития жизни на Земле; гипотезы происхождения эукариотических клеток. Уметь: приводить доводы свидетельствующие в пользу гипотезы симбиотического происхождения эукариотической елетка. | | § 8.4, вопросы |
65 | 4. Эра древней жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое | Периоды палеозоя. Растения и животные протерозоя и палеозоя. Выход растений на сушу в силуре. Появление наземных животных и органов воздушного дыхания. Ароморфозы протерозоя: появление двусторонней симметрии тела, появление внутреннего скелета – хорды. Ароморфозы палеозоя: появление органов растений. Развитие жизни в протерозое и палеозое | Знать: эры и периоды, крупные ароморфозы. Уметь: характеризовать состояние органического мира на протяжении архейской эры, важные ароморфозы архейской, палеозойской и протерозойской эр; объяснять смену господствующих групп растений и животных | Таблица | § 8.5-8.6, таблица |
66 | 5. Развитие жизни в мезозое и кайнозое | Периоды мезозоя и кайнозоя. Растения и животные мезозоя и кайнозоя. Ароморфозы мезозоя: постоянная температура тела, кормление детенышей молоком, четырехкамерное сердце, дифференциация зубов; появление у растений цветка и плода Юрский период - расцвет динозавров. Кайнозойская эра – время расцвета покрытосеменных растений, насекомых и высших позвоночных животных: птиц и млекопитающих. | Знать: основные направления эволюции растений и животных Уметь: характеризовать состояния органического мира в мезозое; основные ароморфозы и идиоадаптации; развитие жизни в кайнозое; смену господствующих групп растений и животных | Таблица | § 8.7-8.8, таблица |
67 | Обобщающий урок по курсу 9 класса | |