kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тематическое и поурочное планирование. Биология 9 класс. УМК В.В. Пасечник

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

БИОЛОИЯ 9 КЛАСС УМК В.В. ПАСЕЧНИК

                Введение       (2 часа)                     

1          Уровни организации живой природы   (53 часа)                   

1.1       Молекулярный уровень      (10 часов)                 

1.2       Клеточный уровень (15часов, 1 лабораторная работа)             

1.3       Организменный уровень    (14 часов, 1 лабораторная работа) 

1.4       Популяционно-видовой уровень  (3 часа 1 лабораторная работа)       

1.5       Экосистемный уровень       (7 часов)                   

1.6       Биосферный уровень           (4 часа)                      

2          Эволюция     (6 часов)                   

3          Возникновение и развитие жизни на Земле     ( 6 часов)                  

            Итого (67часов, 3 лабораторные работы)М

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое и поурочное планирование. Биология 9 класс. УМК В.В. Пасечник»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

БИОЛОИЯ 9 КЛАСС УМК В.В. ПАСЕЧНИК

Название темы

Количество часов

Лабораторные работы

Сроки

проведения


Введение

2



1

Уровни организации живой природы

53



1.1

Молекулярный уровень

10



1.2

Клеточный уровень

15

1


1.3

Организменный уровень

14

1


1.4

Популяционно-видовой уровень

3

1


1.5

Экосистемный уровень

7



1.6

Биосферный уровень

4



2

Эволюция

6



3

Возникновение и развитие жизни на Земле

6




итого

67

3






п/п

Тема урока Элементы содержания

Требование к уровню подготовки обучающихся

Форма контроля

Д/з

Введение (2 часа)

1.

1. Биология – наука о жизни.

Методы исследования в биологии

Основные понятия:биологи, микология, бриология, альгология, палеоботаника, биотехнология, биофизика, биохимия, радиобиология. Становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация

Знатьопределение основных понятий, значение достижений биологии в различных сферах человеческой деятельности

Уметь: приводить примеры дифференциации и интеграции биологических наук, объяснятьроль биологии в современном обществе

Устный опрос

§ 1,2 вопросы

2.

2. Сущность жизни и свойства живого

Основные понятия: жизнь, открытая система, наследственность, изменчивость. Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособление к определенной среде обитания. Обмен веществ, процессы синтеза и распада. Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации

Знать:определения основных понятий, свойства живого.

Уметь: доказывать, что живые организмы – открытые системы, различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе, объяснять основные свойства живого как результат

эволюции жизни на Земле

Устный опрос

§ 3, вопросы

Раздел I. Уровни организации живой природы (54 часа)

Тема 1.1 Молекулярный уровень (10 часов)

3.

1. Молекулярный уровень: общая характеристика

Основные понятия: мономер, полимер, биополимер. Молекулярный уровень как биологическая система. Универсальность биополимеров. Принцип организации биополимеров

Знать: уровни организации жизни и элементы, образующие каждый уровень; процессы, происходящие на молекулярном уровне

Уметь: приводить примеры биополимеров; выделять группы полимеров и находитьразличие между ними; объяснять, почему белки, нуклеиновые кислоты, углеводы и липиды являются биополимерами только в клетк



Фронтальный опрос

§ 1.1., вопросы

4.

2. Углеводы

Основные понятия: углеводы; классификация углеводов. Функции углеводов в живых организмах: энергетическая, строительный материал, информационная

Знать: определение термина углеводы; называть клетки, ткани, органы, богатые углеводами; функции углеводов; процесс образования углеводов в клетках зеленых растений.

Уметь: Классифицировать углеводы по группам

Устный опрос

§ 1.2., вопросы


5

3.Липиды

Основные понятия: липиды, гормоны; классификация углеводов. Функции липидов: источник энергии, источник воды, защитная, строительная, регуляторная. Свойства липидов: образование энергии и воды при окислении; низкая теплопроводность; плотность меньше воды; нерастворимы в воде

Знать: определение термину липиды; называть клетки, ткани, органы, богатые липидами; функции липидов.

Уметь: Классифицировать углеводы по группам; устанавливать взаимосвязь между свойствами и функциями липидов

Устный опрос

§ 1.3., вопросы

6.

4.Белки: состав и строение.

Основные понятия: белки (протеины, полипептиды), глобула, денатурация, ренатурация. Уровни структурной организации первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Деление белков на простые и сложные. Механизм денатурации, частичная обратимость, факторы.

Знать: продукты богатые белком; какое вещество является мономером белка; связь, образующую первичную структуру белка

Уметь: объяснять состав и строение белков; характеризовать уровни структурной организации белковой молекулы на основе выбора и использования выразительных средств языка и знаковых систем

Устный опрос

§ 1.4., вопросы

7.

5.Функции белков.

Свойства белковых молекул, функции белков в организме, гормон, фермент

Знать: функции белков, приводить примеры.

Уметь: раскрывать содержание основных биологических понятий.

Биологический диктант

§ 1.5., вопросы, таблица

8.

6.Нуклеиновые кислоты

Типы нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), функции ДНК, РНК, типы РНК. Строение нуклеотидов – мономеров ДНК и РНК.

Знать: типы нуклеиновых кислот; функции ДНК и РНК, типы РНК; составляющие мономеров ДНК и РНК.

Уметь: характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), объяснять принцип комплементарности

Устный опрос


§ 1.6., вопросы, таблица

9.

7.АТФ другие органические соединения клетки

Строение молекулы АТФ (схема), её функции (о превращениях молекулы АТФ в клетке). Роль витаминов в организме.

Знать: составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ); различные группы витаминов.

Уметь: характеризовать особенности строения молекулы АТФ (АДФ, АМФ); её свойства и функции (объяснять роль макроэргической связи). Объяснять роль витаминов в организме

Фронтальный опрос

§ 1.7., вопросы,

10.

8.Биологические катализаторы

Основные понятия: катализ, катализаторы, фермент, активный центр, кофермент. Вещества, обладающие каталитической способностью: РНК, ферменты. Структура молекулы белка-фермента: белок и кофермент. Свойства ферментов: специфичность

Знать: основные понятия; перечислять факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций.

Уметь: приводить примеры веществ катализаторов, объяснять механизм участия катализаторов в химических реакциях

Фронтальный опрос

§ 1.8., вопросы,

11.

9.Вирусы

Основные понятия: каспид, паразит. Особенности строения и функционирование вирусов. Заболевания, вызываемые вирусами: СПИДом

Знать: заболевания, вызываемые вирусами; особенности строения и функционирование вирусов; пути передачи ипрофилактика СПИДа.

Уметь: доказывать, что вирусы - это живые организмы.

Устный опрос

§ 1.9, вопросы, стр.40,


12.

10.Контрольно- обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы»

Особенности многомолекулярных комплексных систем, их свойства и значения

Знать: определения и термины. Называть многомолекулярные комплексные системы, перечислять их свойства и значения

Проверочная работа

§ 1.1‑1.9

Тема 1.2. Клеточный уровень (15часов)

13.

1. Основные положения клеточной теории

Понятие цитология. Клетка – элементарная единица жизни на земле. Усовершенствование микроскопа – условие появления и развития клеточной теории. Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена

Знать: жизненные свойства клетки; организмы, имеющие клеточное и неклеточное строение.

Уметь: объяснять значение создания клеточной теории для развития биологии

Биологический диктант

§ .2.1, вопросы

14.

2.Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

Основные понятия: органоиды, цитоплазма, фагоцитоз, фагоциты, пиноцитоз. Строение и функции клеточной мембраны. Механизм фагоцитоза и пиноцитоза

Знать: строение и функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ в клетку.

Уметь: описывать и отличать механизм пиноцитоза от фагоцитоза

Л № 1

«Рассматривание клеток растений,

животных под микроскопом»

§ 2.2, вопросы

15.

3.Ядро клетки. Хромосомный набор клетки

Основные понятия: хроматин, ядрышки, хромосомы, кариотип, соматические клетки. Строение и функции ядра

Знать: определение терминов; называть составляющие наружной клеточной мембраны, состав и функции содержимого ядра.

Уметь: объяснять роль и значение гаплоидного набора хромосом для живых организмов

Устный опрос

§. 2.3 вопросы, таблица

16.

4. Органоиды клетки:ЭПС, рибосом,. Комплекс Гольджи


Виды и функции ЭПС. Образование рибосом в клетке и их функции. Строение и функции комплекса Гольджи. Внутриклеточное переваривание

Знать: органоиды клетки, их функции.

Уметь: характеризовать строение органоидов клетки и их функции;Объяснять наличие большого количества митохондрии в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами

Фронтальный опрос

§ 2.4 вопросы, таблица


17.

5.Лизосомы. Митохондрии. Пластиды

Основные понятия: кристы, граны. Лизосомы. Происхождение митохондрий в клетке. Виды пластид в зависимости от содержания пигментов: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты

Знать:особенности строения и функционирования клеточных органоидов.

Уметь: характеризовать строение органоидов по строению и выполняемым функциям; отличать каждый вид пластид от другого

Фронтальный опрос

§ 2.5 вопросы, таблица

18.

6.Клеточный центр. Органоиды движения.

Клеточные включения.


Основные понятия: цитоскелет, центриоль Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток прокариот и эукариот

Знать: строение и функции клеточного центра и органоидов движения; функции клеточных включений.

Уметь: характеризовать строение и функции клеточного центра и органоидов движения

Фронтальный опрос

§ 2.6 вопросы,

таблица

19.

7.Различия в строении клеток прокариот и эукариот

Прокариоты, эукариоты. Споры в жизни прокариот

Знать: строение клетки прокариот.

Уметь: давать сравнительную характеристику прокариот с эукариотами, выделяя, признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами; объяснять роль спор в жизни прокариот

Тест «Строение клетки».

§ 2.7 вопросы,

таблица


20.

8.Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Этапы обмена веществ. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы

Знать: определения; строение и роль АТФ в обмене веществ

Уметь: характеризовать обмен веществ и превращение энергии, как процессы, составляющие основу жизнедеятельности клетки

Фронтальный опрос

§ 2.8 вопросы, таблица

21.

9. Энергетический обмен в клетке

Основные понятия: гликолиз, брожение. Этапы энергетического обмена. Образование АТФ в ходе энергетического обмена в клетке

Знать: этапы энергетического обмена;

Уметь: объяснять образование АТФ в ходе энергетического обмена в клетке; характеризовать этапы энергетического обмена

Фронтальный опрос

§ 2.9 вопросы,

таблица

22.

10. Питание клетки. Типы питания

Основные понятия: автотрофы, фототрофы, хемотрофы, гетеротрофы. Источники энергии автотрофных организмов. Группы гетеротрофов: сапрофиты, паразиты, голозои

Знать: основные определения; типы питания живых организмов.

Уметь: характеризовать особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов; особенности процессов фото- и хемо- синтеза

Устный опрос

§ 2.10 и 2.12, вопросы, таблица

23.

11.Фотосинтез и хемосинтез

Основные понятия: фотосинтез, фотолиз. Значение фотосинтеза. Строение хлоропласта. Световая и темновая фазы фотосинтеза

Знать: особенности процессов фото- и хемо- синтеза; фазы и продукты фотосинтеза.

Уметь: объяснять смысл световой и темновой фаз фотосинтеза



Устный опрос

§ 2.11 вопросы

таблица

24.

12.Синтез белков в клетке. Транскрипция

Основные понятия: ген, генетический код, кодон, транскрипция, триплет. Свойства генетического кода. Особенности транскрипции упрокариот и эукариот Механизм транскрипции. Принцип комплементарности

Знать: основные понятия; роль и-РНК в биосинтезе белка.

Уметь: объяснятьсвойства генетического кода; характеризовать механизм транскрипции; объяснятьроль фермента РНК-полимеразы в процессе транскрипции

Устный опрос

§ 2.13 вопросы

25.

13.Синтез белков в клетке. Трансляция

Основные понятия: антикодон, полисома, трансляция. Строение молекулы т-РНК. Механизм присоединения аминокислот к т-РНК. Механизм трансляции. Принцип комплементарности

Знать: основные понятия; строение молекул т-РНК; структуру и роль в биосинтезе белка полисомы.

Уметь: объяснять проявление принципа комплементарности; характеризовать механизм трансляции

Устный опрос

§2.13 вопросы,

таблица


26.

14.Рост, развитие и жизненный цикл клеток

Основные понятия: жизненный цикл, хроматиды, клетки, интерфаза, редупликация.

Знать: основные понятия темы, значение редупликации

Уметь: Характеризовать механизм редупликации, объяснять его биологический смысл

Устный опрос

§ 2.14

Стр.77-78

27.

15.Деление клетки. Митоз

Основные понятия:
митоз, фазы митоза.

Знать: фазы митоза, органоиды, участвующие в делении клетки, влияние алкоголя, наркотических средств на наследственный аппарат клетки.

Уметь: Характеризовать механизм деления клетки; описывать процессы, происходящие в каждой из фаз митоза. Объяснять биологический смысл митоза

Устный опрос

§ 2.14 Стр.78-81

Организменный уровень (14 часов)

28.

1.Бесполое размножение организмов

Основные понятия: размножение, бесполое, размножение, вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты, гаметогенез. Виды бесполого размножения. Его биологическая роль. Половое размножение. Строение сперматозоида и яйцеклетки. Стадии гаметогенеза

Знать: термины; перечислять виды бесполого и полового размножения.

Уметь: характеризовать виды бесполого и полового размножения организмов; осуществлять их сравнительную характеристику; объяснять преимущества полового размножения перед бесполым

Тест «Обмен веществ и

Энергии» Типы питания клетки»

§ 3.1 и § 3.2 до развития половых клеток, вопросы

29.

2.Половое размножение организмов Оплодотворение

Основные понятия: гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом. Сущность и стадии мейоза. Механизм оплодотворения у растений и млекопитающих

Знать: перечислять стадии гаметогенеза и стадии мейоза;

Уметь: характеризовать стадии гаметогенеза; сущность и стадии мейоза, процесса оплодотворения

Устный опрос

§ 3.2 и § 3.3, таблица

30.

3.Индивидуальное развитие организмов. Биогенетические закон

Основные понятия: бластула, гаструла, зигота, нейрула, онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Периоды онтогенеза. Биогенетический закон

Знать: периоды онтогенеза, этапы эмбрионального развития.

Уметь: характеризовать периоды онтогенеза, процессы, происходящие в каждом из периодов; проводить сравнения прямого и непрямого постэмбрионального развития организма; формулировать биогенетический закон, поясняя его значение



Биологический диктант


§ 3.4 вопросы

31.

4.Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание

Основные понятия : аллельные гены, генетика, ген, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, изменчивость, наследственность, моногибридное скрещивание, рецессивный признак, чистые линии. Гибридологический метод. Правило единообразия гибридов первого поколения.

Знать: определения.

Уметь: характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, символы, понятия; раскрывать суть гибридологического метода, суть правила единообразия гибридов первого поколения, суть закона чистоты гамет; формулировать правила расщепления; решать задачи на моногибридное скрещивание

Устный опрос

§ 3.5 вопросы

32.

5.Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

Основные понятия: генотип, гетерозигота, гомозигота. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

Знать: определения терминам.

Уметь: характеризовать закон о наследственности; объяснять зависимость генотипа и фенотипических признаков организмов. Решать задачи на неполное доминирование и анализирующее скрещивание

Фронтальный опрос

§ 3.6, вопросы

33.

6.Дигибридное скрещивание

Основные понятия: генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Закон независимого наследования

Знать: определения терминам.

Уметь: характеризовать законы наследственности; раскрывать сущность закона независимого наследования признаков; решать задачи на дигибридное скрещивание

С/р «Решение задач на моногибридное скрещивание»

§ 3.7, вопросы

34.

7.Сцепленное наследование признаков.

Закон Т. Моргана

Основные понятия: гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест, конъюгация, сцепленные гены. Сцепленное наследование. Закон Т.Моргана

Знать: определения терминам.

Уметь:харак-вать сущность закона Т. Моргана; объяснять механизм сцепленного наследования признаков, называть его причины (конъюгация, перекрёст хромосом)

Устный опрос

§ 3.8, вопросы Биологический диктант.

35

8.Взаимодействие генов

Комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропность; Кодоминирование

Знать: определения терминам.

Уметь: определять вид взаимодействия генов (конъюгация, перекрёст хромосом

Фронтальный опрос

§ 3.9, вопросы

36

9.Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

Основные понятия: анализирующее скрещивание, аутосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол. Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Наследование признаков сцепленных с полом. Закон сцепленного наследования.

Знать: определения терминам; группы хромосом.

Уметь: характеризовать механизм наследования признаков сцепленных с полом; решать задачи на сцепленные с полом наследование

Устный опрос

§ 3.10, вопросы

37.

10.Закономерности изменчивости:

модификационная изменчивость. Норма реакции

Основные понятия: вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции. Модификационная изменчивость. Влияние генотипа и условий среды на формирование генотипа

Знать: определения терминам.

Уметь: характеризовать свойства живых организмов, наследственность и изменчивость; объяснять воздействие генотипа и условий среды на формирование фенотипа

Л/р №2 «Выявление изменчивости организмов».

§ 3.11, вопросы


38.

11.Закономерности изменчивости:

мутационная изменчивость.




Основные понятия: геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия. Виды мутаций по степени изменения генотипа. Механизм появления полиплоидных растений. Нарушение расхождения числа хромосом при мейозе или митозе.

Знать:определения терминам; виды мутаций; факторы, способные вызывать увеличение частоты мутаций.

Уметь: характеризовать формы изменчивости; выделять основные различия между модификациями и мутациями; перечислять виды мутаций, факторы, способные вызывать увеличения частоты мутаций; обосновывать биологическую роль мутаций

Устный опрос

§ 3.12, вопросы, таблица

39

12.Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова


Основные понятия: гомологический ряд, селекция. Учение о центрах происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости

Знать: определения терминам; центры происхождения культурных растений.

Уметь: характеризовать задачи и значения селекций; объяснять общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных

Фронтальный опрос

§ 3.13 вопросы

40.

13.Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов

Основные понятия: гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез, чистая линия. Виды гибридизации, явление гетерозиса

Знать: определения терминам; методы селекции, виды гибридизации.

Уметь: характеризовать основные методы селекции; виды гибридизации; явления гетерозиса

Фронтальный опрос

§ 3.14 вопросы, ст.130-132

41

14.Контрольно-обобщающи. по теме:

«Организменный уровень»

Систематизировать и обобщить знания об организменном уровне организации живой природы


Проверочная работа


Популяционно-видовой уровень (3 часа)

42

1.Критерии вида

Основные понятия: вид, виды-двойники, ареал. Критерии вида. Зависимость видового разнообразия от условий жизни

Знать: определения терминам; назвать критерии вида.

Уметь: характеризовать основную систематическую единицу в биологии; критерии вида

Л/Р №3

«Изучение морфологического критерия вида»

§ 4.1, вопросы

43

2.Популяции

Основные понятия: популяция, экология. Популяции - основные элементы экологических систем. Роль популяции в экологических системах

Знать: определения терминам;

Уметь: характеризовать элементарную единицу эволюции; обосновывать роль популяций в экологических системах

Фронтальный опрос

§ 4.2, вопросы

44

3.Биологическая классификация.

Систематика. Основные систематические категории. Признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных)

Знать: определения терминам.

Уметь: характеризовать основные систематические категории

Устный опрос

§ 4.3, вопросы

Экосистемный уровень (7 часов)

45

1.Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.


Основные понятия: популяция, биоценоз, экосистема, абиотические факторы. Естественные и искусственные экосистемы.
Условия для жизни организмов в сообществе. Структура биогеоценоза: биоценоз, экотоп

Знать: определения терминам;

Уметь: характеризовать природные сообщества, их основные свойства и задачи; перечислять важнейшие компоненты экосистем и их классификацию

Устный опрос






§ 5.1,вопросы

46

2. Состав и морфологическая и пространственная структура сообщества.

Основные понятия: автотрофы, гетеротрофы, ярусность,. Видовое разнообразие. Морфологическая и пространственная структура сообществ

Знать: определения терминам.

Уметь: характеризоватьморфологическую и пространственную структуру сообщества; значение видового разнообразия как показателя состояния сообщества

Биологический диктант

§ 5.2 до трофической структуры, вопросы

47

3. Трофическая структура сообщества

Основные понятия: продуценты, пищевая цепь, пищевая сеть, консументы, редуценты, Трофический уровень. Трофическая структура

Знать: определения терминам.

Уметь: характеризоватьтрофическую структуру сообщества и классификацию групп организмов, находящихся на разных трофических уровнях; объяснять роль растений как начального звена в пищевой цепи; приводить примеры цепей питания

Устный опрос

§ 5.2до конца.

48.

4.Потоки вещества и энергии в экосистеме

Основные понятия трофический уровень, автотрофы, гетеротрофы, поток вещества, поток энергии, ресурсы. Роль автотрофов и гетеротрофов. Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням. Пирамиды численности и биомассы

Знать: определения терминам; группы организмов, составляющих трофическую структуру сообщества.

Уметь: характеризовать потоки энергии и вещества в экосистемах; количественные изменения энергии в процессе переноса её по пищевым цепям, пирамиды численности и биомассы

Фронтальный опрос

§ 5.3, вопросы

49

5.Продуктивность сообщества.




Основные понятия: продуктивность, продукция, общая продукция, чистая продукция. Рост и размножение - основы продуцирования. Первичная и вторичная продукции. Продуктивность суши и океана

Знать: определения терминам; структуру, свойства сообщества живых организмов.

Уметь: описывать свойства первичной продукции; доказывать, что чистая продукция всегда меньше общей продукции; сравнивать продуктивность суши и океана

Фронтальный опрос

. § 5.4, вопросы

50

6.Саморазвитие экосистемы

Основные понятия: экологическая сукцессия. Первичная и вторичная сукцессии. Свойства сукцессий. Продолжительность и значение экологической сукцессии

Знать: определения терминам; называть виды биогеоценозов; перечислять охранные мероприятия по сохранению экосистем.

Уметь: характеризовать экологическую сукцессию, её природу и механизмы; стадии и значения сукцессии

Фронтальный опрос

§ 5.5, вопросы

51

7.Искусственные биоценозы

Основные понятия:агроценоз

Знать: характеристику агроценоза

Уметь: сравнивать естественные и искусственные биоценозы

Таблица

Таблица

Биосферный уровень (4 часа )

52

1.Биосфера. Среды жизни

Основные понятия: биосфера, абиотические, факторы. Компоненты и свойства биосферы. Границы биосферы. Жизненные среды: вода, наземно-воздушная, почва, тело организма. Свойства среды. Условия жизни

Знать: определения терминам; фамилии учёных, работавших в области изучения биосферы.

Уметь: характеризовать среды обитания организмов; особенности различных сред жизни; приспособления живых организмов к жизни в определённой среде

Устный опрос

§ 6.1, вопросы

53

2.Средообразующая деятельность организмов.


Основные понятия: гумус, фильтрация. Механическое воздействие организмов. Очистка природных вод животными фильтраторами. Укрепление и аэрация почвы. Роль растений и животных в жизни планеты. Основные понятия: биогеохимические циклы, биогенные элементы, микроэлементы. Группы веществ в биосфере. Многократное использование биогенных элементов.

Знать: определения терминам; среды жизни живых организмов, биогенные элементы.

Уметь: характеризовать особенности воздействия живых организмов на среду обитания

Фронтальный опрос

§ 6.2, вопросы


54

3. Круговорот веществ в биосфере

Основные понятия: циркуляция биогенных элементов. Биохимические циклы азота, углерода, фосфора. Роль редуцентов в круговороте биогенных элементов

Знать: роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов

Уметь: характеризовать особенности круговорота веществ в природе, его значение

Фронтальный опрос

§ 6.3, вопросы

55

4. Контрольно-обобщающий урок по теме: Популяционно-видовой, экосистемный, биосферный уровни.

Систематизировать и обобщить знания

Тестовая работа




Эволюция (6 часов)

56

1.Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

Основные понятия: эволюция, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. факторы эволюции. Предпосылки учения Ч.Дарвина: работы Томаса Мальтуса. Путешествие на корабле «Бигль». Значение учения Ч. Дарвина для объяснения эволюции живых организмов. Адаптивный характер приспособлений. Положения учения Ч. Дарвина.

Знать: определения терминам; фамилии учёных – эволюционистов.

Уметь: характеризовать основные положения теории Ч. Дарвина



Устный опрос


§ 7.1 вопросы

57

2.Изменчивость организмов

Основные определения: наследственная изменчивость, ненаследственная изменчивость, генофонд, генотип, фенотип. Виды изменчивости их роль в эволюции

Знать: определения терминам.

Уметь: характеризовать виды изменчивости и их роль в эволюции

Устный опрос


§ 7.2, вопросы

58

3.Борьба за существование.

Основные понятия: борьба за существование, внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями неорганической природы. Борьба за существование как фактор эволюции.

Знать: определения терминам; формы борьбы за существование.

Умет: характеризовать формы борьбы за существование

Устный опрос


§ 7.4, стр. 201-203, вопросы

59

4. Естественный и искусственный отбор.

Основные понятия: естественный отбор, искусственный отбор, стабилизирующий отбор, движущий отбор.

Знать: определения терминам; формы естественного отбора.

Уметь характеризовать роль естественного отбора; сравнивать стабилизирующий и движущий отбор, естественный и искусственный отбор

таблица

§ 7.4 стр 203-205, §7.5, вопросы, таблица

60

5 Видообразование. Приспособленность и ее относительность.

Основные понятия: микроэволюция, полиплоидия, приспособленность. Формы видообразования. Роль полиплоидии в процессе видообразования.

Знать: определения терминам; основные формы видообразования.

Уметь характеризовать процесс микроэволюции, его основные формы; доказывать, что движущему отбору принадлежит решающая роль в процессах видообразования. объяснять относительный характер приспособленности

Фронтальный опрос




§ 7.7 

61

6.Макроэволюция

Основные понятия: макроэволюция, филогенетические ряды. Движущие силы макроэволюции. Результат макроэволюции.

Знать: определения терминам; основные таксономические группы, процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции.

Уметь: приводить доказательства макроэволюции

Устный опрос


§ 7.8, вопросы

Возникновение и развитие жизни (6 часов)

62

1. Гипотеза возникновения жизни.

Основные гипотезы возникновения жизни (креационизм, различия в подходах религии науки к объяснению возникновения жизни; гипотеза самопроизвольного происхождения жизни; гипотеза панспермии).

Знать: основные гипотезы возникновения жизни;

Уметь: характеризовать основные гипотезы возникновения жизни; объяснять их несостоятельность.


Тест

« Основы учения об эволюции»

§ 8.1, вопросы


63

2. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни

Основные понятия: коацерваты, пробионты. гипотеза Опарина-Холдейна. Современные факты, указывающие на возможность абиогенного синтеза органических веществ. Проблемы доказательства современной гипотезы происхождения жизни.

Знать: основные положения гипотезы А.И Опарина, современную точку зрения на происхождение жизни

Уметь: характеризовать основные этапы развития жизни на Земле; гипотезу абиогенного зарождения жизни и её экспериментальное подтверждение; объяснять отличия гипотезы А.И.Опарина от гипотезы Дж. Холдейна. приводить современные доказательства абиогенного зарождения жизни, объяснять роль РНК в вопросе о происхождении жизни.

Фронтальный опрос

§ 8.2, 8.3,

вопросы

64

3.Основные этапы развития жизни на Земле

Основные понятия: прогенот, эубактерии, архебактерии. Гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органоидов путем впячивания клеточной мембраны.

Знать: основные этапы возникновения и развития жизни на Земле; гипотезы происхождения эукариотических клеток.

Уметь: приводить доводы свидетельствующие в пользу гипотезы симбиотического происхождения эукариотической елетка.


§ 8.4, вопросы

65

4. Эра древней жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое

Периоды палеозоя. Растения и животные протерозоя и палеозоя. Выход растений на сушу в силуре. Появление наземных животных и органов воздушного дыхания. Ароморфозы протерозоя: появление двусторонней симметрии тела, появление внутреннего скелета – хорды. Ароморфозы палеозоя: появление органов растений. Развитие жизни в протерозое и палеозое

Знать: эры и периоды, крупные ароморфозы.

Уметь: характеризовать состояние органического мира на протяжении архейской эры, важные ароморфозы архейской, палеозойской и протерозойской эр; объяснять смену господствующих групп растений и животных

Таблица

§ 8.5-8.6, таблица

66

5. Развитие жизни в мезозое и кайнозое

Периоды мезозоя и кайнозоя. Растения и животные мезозоя и кайнозоя. Ароморфозы мезозоя: постоянная температура тела, кормление детенышей молоком, четырехкамерное сердце, дифференциация зубов; появление у растений цветка и плода Юрский период - расцвет динозавров. Кайнозойская эра – время расцвета покрытосеменных растений, насекомых и высших позвоночных животных: птиц и млекопитающих.

Знать: основные направления эволюции растений и животных

Уметь: характеризовать состояния органического мира в мезозое; основные ароморфозы и идиоадаптации; развитие жизни в кайнозое; смену господствующих групп растений и животных

Таблица

§ 8.7-8.8, таблица

67

  1. Обобщающий урок по курсу 9 класса





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Тематическое и поурочное планирование. Биология 9 класс. УМК В.В. Пасечник

Автор: Горохова Наталья Александровна

Дата: 20.02.2016

Номер свидетельства: 296301

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Рабочая программа по биологии 8 класс УМК В.В. Пасечник "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-8-klass-umk-v-v-pasiechnik"
    ["file_id"] => string(6) "201789"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429115482"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Рабочая программа по биологии 7 "
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-7"
    ["file_id"] => string(6) "164457"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422638140"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства