Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству. Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов, но взамен им рождаются новые организмы. И так бесконечно. Это единственный путь к бессмертию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Размножение, его формы. Бесполое размножение»
Тема: "Размножение, его формы. Бесполое размножение"
Задачи урока:
Познакомить учащихся с особенностями бесполого размножения, его разнообразием.
Сформировать научное мировоззрение у школьников на основе знаний бесполого размножения, используя уже известные детям, а также полученные на уроках сведения, прививать навыки самостоятельной работы, чувство коллективизма.
Развивать умение работать с рисунками, таблицами, сравнивая, анализируя их и делая выводы, развивать память, интерес.
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы и методические приемы:
1. Информационно-рецептивные:
а) словесный: рассказ, объяснение, беседа, сообщение учениковов, работа с раздаточным материалом;
б) наглядный: рисунки, слайды.
Приемы: изложение информации, объяснения, активизация внимания и мышление, получение новых знаний.
2. Репродуктивный:
Приемы: изложение готового материала, конкретизация и закрепление приобретенных знаний.
б) методы: «Ажурная пилка», «Микрофон» и «Незаконченное предложение».
Приемы: создание ситуации заинтересованности и познавательной новизны.
Ход занятия
I. Организационный этап
Здравствуйте! Как настроение? Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам радость общение друг с другом. Чтобы занятие мы провели интересно, чтобы вы расширили знания, прошу собрать всю свою энергию, мысли, умения и навыки и быть активными.
II. Вызов
Постановка проблемного вопроса: обратите на высказывание на слайде.
2 слайд Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время ( К.Г. Паустовский)
Как вы думаете, о каком процессе идет речь?
- о размножении
Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству. Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов, но взамен им рождаются новые организмы. И так бесконечно. Это единственный путь к бессмертию.
Дайте определение размножению. (Записывают в р\л)
3 слайд Размножение – воспроизведение себе подобных.
4 слайдКакую тему сегодня мы будем изучать на уроке?
Тема урока: Размножение, его формы. Бесполое размножение.
Сегодня мы поговорим о различных видах бесполого размножения.
5 слайд. Видеоролик:
Отрывок из фильма «Шестой день»
Что произошло?
-созданы клоны человека и собаки
6 слайд. Английскому ученому Гёрдону в 1962г. впервые удалось получить клон позвоночного животного – лягушки. Он использовал клетки кишечника земноводного.
7 слайд. Долли, появившаяся на свет 5 декабря 1996 года, стала самой известной овцой в истории науки, произведя на свет 6 здоровых ягнят. Она прожила 6,5 лет и была усыплена из-за инфекции легких и артрита 14 февраля 2003 года. А уже 9 апреля того же года чучело Долли было выставлено в Эдинбургском королевском музее.
8 слайд. Ученые мечтают клонировать динозавров и других вымерших животных. Профессор Киотского университета Акани Иритани уверен, что уже в ближайшие годы он сумеет клонировать мамонта из замороженных останков доисторического животного
9 слайд. Клонирование сегодня – это очень деликатная тема, особенно, если это касается человека.
Что такое клон?
Клон - генетически идентичное потомство, полученное от одной особи. Записывают в р\л)
10слайд. Клонирование-искусственный способ бесполого размножения. Записывают в р\л
Проблемный вопрос:
1. А может ли в природе новый организм появиться от одного родителя, без участия половых клеток?
2. Могут ли в природе естественным путем появиться клоны организмов?
- чтобы ответить на этот вопрос, сначала вспомним способы размножения- половой и бесполый. Для этого работаем с дополнительным материалом ивыполняем задание №1,2 на р/л.(групповая работа)
III. Осмысление. Изучение нового материала.
План изучения нового материала.
Характеристика форм размножения
11 слайд. (Сравнение полового и бесполого процесса. Выступает один ученик из каждой группы)
Итак в природе существует много способов размножения, но все их можно объединить в две основные формы:
Так размножаются бактерии, многие простейшие (амёба, эвглена), одноклеточные водоросли.
- образуются клоны
14 слайд. Что объединяет эти рисунки? (шляпочные грибы, плесень на хлебе, плесень на клубнике)
Что общего между этими рисунками?
- Это грибы.
- Чем размножаются? (спорой и грибницей)
15 слайд. Споруляция (спорообразование)
Анимация Споруляция
Анимация спорообразование мукора
Сообщение учащихся: «Споруляция»
Спора – это особый тип клетки с очень плотными оболочками. Когда они созревают, то высыпаются из-под шляпки и разлетаются, некоторые падают рядом.
Споры могут длительное время находиться в состоянии покоя, не прорастать, пережидать холод, жару, засуху, а когда наступают благоприятные условия, они прорастают, делятся и из них образуется новые особи.
16 слайд. Споруляция (спорообразование)
Так размножаются некоторые животные, грибы, множество растений, мхи, водоросли, папоротники.
У многоклеточных растений – таких, как многоклеточные водоросли, мхи, папоротники, высшие грибы, споры образуются в специальных органах – спорангиях.
- Сравните способы размножения: бинарное деление и споруляцию
17 слайд Множественное деление (шизогония)
Сообщение учащихся: «Шизогония»
- Материнская клетка распадается на большое количество
более или менее одинаковых дочерних клеток
- Сравните способы размножения: споруляция и шизогония
18 слайд. Полиэмбриония (однояйцовые близнецы)
19 слайд. видеоролик «Дрожжи»
Что находится в черном ящике?
После просмотра видеоролика (без звука), дети дают ответ
- Дрожжи
20 слайд. видеоролик «Почкование дрожжей»
21 слайд. видеоролик «Почкование гидры»
- Сравните способы размножения: шизогония и почкование
22 слайд. Почкование.
У кого встречается такой способ размножения? приведите примеры (почкованием размножаются: дрожжи, гидра, бриофиллум, каланхоэ).
23 слайд. Фрагментация (Регенерация)
Когда мы вскапываем землю, то иногда случайно разрезаем дождевых червей лопатой. Что произойдет червем, если его разрезать на 2 части?.
Регенерация - способность живых организмов со временем восстанавливать повреждённые ткани, а иногда и целые потерянные органы.
Так размножаются гидры, плоские черви, морские звезды.
- Сравните способы размножения: почкование и фрагментация
24 слайд. анимация «Вегетативное размножение»
- Образование особей из частей материнского растения (корня, стебля, листа, клубня, луковицы)
- Сравните способы размножения: фрагментацию и вегетативное размножение.
25 слайд. физминутка (под песню В.Высоцкого)
26 слайд.Выполняем игра "Лото"(Задание №4)
Учащимся раздаются карточки –лото (найдите соответствие рисунков и формы бесполого размножения)
Закрепление приобретенных знаний. (Слайд № 27) В чем преимущество бесполого размножения перед половым? (Отвечают ученики)
Вывод:
- быстрый рост, развитие.
- сохраняет свойства материнского организма
- не нужно находить партнёра
(Учащиеся отвечают на проблемный вопрос):
Могут ли в природе естественным путем появиться клоны организмов?
- бесполое размножение в природе приводит к тому, что появляется потомство идентично родительской особи – его клон.
28 слайд. Клонирование человека – этические аспекты
Учащиеся выступают с докладами «За клонирование человека», «Против клонирование человека»
29 слайд.(сразу не открывать слайд, после ответов на вопросы)
Фронтальная беседа. Метод «Микрофон».
1.Что такое размножение?
2. Назовите основные формы размножения организмов.
3. Каково биологическое значение размножения.
Размножение – это свойство, присуще всем живым организмам
В чем биологическое значение размножения?
- Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, и, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением.
IV. Рефлексия. Рассуждение
1.Что нового вы узнали на уроке?
2. Было ли вам интересно на занятии?
V. Подведение итогов занятия.
Соотношение реальных результатов занятия с ожидаемыми. Оценивание работы группы.