Просмотр содержимого документа
«Формы бесполого размножения организмов»
Тема: Формы размножения организмов.
Бесполое размножение.
Цель урока: возобновить в памяти учащихся общие сведения о размножении в живой природе;
расширить и углубить знания о бесполом размножении, его способах и практическом значении. (слайд 1)
Задачи урока:
Образовательные:
систематизировать сведения о формах размножения;
сформировать знания об особенностях разных способов и форм бесполого размножения в природе;
подчеркнуть наследственную однородность потомства при бесполом размножении.
Развивающие:
способствовать развитию логического мышления;
прививать практические умения и навыки при работе с раздаточным материалом;
продолжить формировать умения работать с учебной литературой, анализировать, сравнивать и делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать навыки работы в паре, контроля и самоконтроля у учащихся.
развивать познавательный интерес;
способствовать формированию у детей экологического и эстетического воспитания путём показа значения размножения организмов для сохранения жизни на Земле.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приёмы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, самостоятельная работа в парах, тестирование, практическая работа.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, тест в электронном виде.
Девиз урока:«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты».
Учитель: Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч живых организмов. Одни от старости, другие из- за болезней, третьих съедают хищники. Погибают организмы в результате землетрясений, вулканов, наводнений и пожаров. Мы срываем в саду цветок, случайно наступаем на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смерть одних особей компенсируется рождением других. Но жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов.(слайд 2)
Учитель: О каком свойстве организмов идёт речь? (о размножении)
Учитель: Что такое размножение? (свойство организмов воспроизводить себе подобных)
Учитель: В процессе эволюции одни виды сменялись другими. Дошедшие до нас ископаемые остатки позволяют восстановить облик исчезнувших с лица Земли организмов. Почему же организмы, которые жили в те далёкие времена так похожи на ныне живущих? (слайд 3)
Комар, увязший в смоле, почти ничем не отличается от современного вида комара.
Учитель: Каков механизм передачи наследственной информации от предков потомству?
(В основе размножения и передачи наследственной информации лежит деление клетки митоз и мейоз и процесс удвоения ДНК).(слайд 4)
Учитель: Какие формы размножения вы знаете? (Половое и бесполое).
(слайд 5)
Учитель: Чем отличаются эти формы? (Сравнение бесполого и полового размножения).
Учитель: Большинство организмов обитающих на Земле размножаются как половым, так и бесполым способом. Мы сегодня на уроке более подробно рассмотрим бесполое размножение. И в конце урока вы должны составить кластер «Способы бесполого размножения».
3.Осмысление содержания. Изучение нового материала и его закрепление.
а) Учитель: Итак, характерный признак бесполого размножения – участие в размножении только одной родительской особи, которая может:
делиться, (слайд 6)
почковаться, (слайд 7)
образовывать споры, (слайд 8)
распадаться на части, (слайд 9)
размножаться частями тела. (слайд 10)
б) Практическая работа.
Организуется работа в парах. Прочитать текст учебника самостоятельно.
Каждая пара получает по одному раздаточному материалу, определяет и готовит небольшое сообщение об этом виде размножения. ( Раздаточный материал: рисунок амёбы, дождевого червя, клубень картофеля, черенок винограда, дрожжи).
в) Выступления учащихся.
Учитель: Современной формой бесполого размножения является клонирование. (слайд 11)
Клонирование - искусственный способ бесполого размножения. В естественных условиях не встречается.
Клон - генетически идентичное потомство, полученное от одной особи в результате того или иного способа бесполого размножения, В основе получения клона лежит митоз.
Клонирование – метод генной инженерии, при котором потомки получаются из соматической клетки предка и поэтому имеют абсолютно такой же геном. На экспериментальной ферме под Эдинбургом в Шотландии ещё недавно паслась овечка Долли, появившаяся на свет с помощью метода клонирования. Учёные взяли ядро, содержащее генетический материал, из клетки вымени овцы – матери и имплантировали его в яйцеклетку другой овцы, из которой был предварительно удалён собственный генетический материал. Полученный эмбрион был имплантирован в третью овцу, игравшую роль суррогатной матери.
Клонирование животных позволяет решать многие проблемы медицины и молекулярной биологии, но вместе с тем порождает множество социальных проблем.
Возможно ли клонирование человека? (слайд 12)
Этот вопрос вызывает бурные эмоции в обществе.
Пока генная инженерия рассматривает два вида клонирования: репродуктивное и терапевтическое.
Учитель: А как вы думаете, присуще ли способ бесполого размножения для человека? (Варианты ответов учащихся).
Учитель рассказывает о полиэмбрионии и клонировании. (Если позволяет время).
Ответы учащихся: Происходит без образования гамет.
В основе размножения лежит митоз.
Участвует лишь один родитель.
Потомки наследуют генотип родителя.
Учитель: Каково биологическое значение бесполого размножения? (Быстрое увеличение особей данного вида в благоприятных условиях).
Учитель: В чём недостаток бесполого размножения? Не обеспечивает выживания в изменчивой непостоянной среде, по этой причине большинство организмов периодически или постоянно размножаются половым путём).
Учитель: Какие формы бесполого размножения человек использует в своей практической деятельности? (Человек использует многие виды вегетативного размножения при размножении сельскохозяйственных и декоративных растений). (слайд 13)
Самостоятельная работа. Работа в парах. Составление общего итогового кластера «Способы бесполого размножения». (Учитель раздаёт каждой парте по схеме, учащиеся заполняют). (слайд 14)
Учитель: А теперь проверим правильность нашего кластера по слайду. (слайд 15)
Учитель: Ребята, какими новыми терминами вы познакомились на уроке? (Полиэмбриония, шизогония, клонирование).
Учитель: перепишите эти слова в рабочую тетрадь, а дома напишите значения этих слов.
5.Рефлексия. Итоговое тестирование. Задание теста по слайду. Учащиеся на белых листах пишут номер задания и отвечают «Да» или «Нет». (слайд 16)
(Дети обмениваются работами и проверяют работы по слайду). (слайд 17)
Критерии оценки:
5 и более ошибок – «2»
3 – 4 ошибок - «3»
2 ошибки - «4»
нет ошибок -«5»
6. Подведение итогов урока.
(Работа с оценочными листами).
7. Домашнее задание(слайд 18)
Кто ответил на «3», ещё раз прочитать п.31 и ответить на вопросы после п.
Кто ответил на «4» и»5» напишите мини - сочинение на тему: «Людям каких профессий необходимы знания о бесполом размножении организмов».