№ | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся | Дата проведения |
План | Факт |
6 а | 6 б | 6в | 6г | 6д |
РАЗДЕЛ 1. Классификация живых организмов |
1. | Многообразие живого мира. Одноклеточные и многоклеточныеорганизмы. Царства живой природы. | 1 | Применять ранее полученные знания об условиях, необходимых для жизни, в новой ситуации, запоминать понятия и содержание, запись в тетради, самостоятельное выполнение заданий, ответы на вопросы и др. Высказывать предположения, обосновывать свои доводы, касающиеся неравномерного распределения организмов по планете по природным зонам и по ярусам | | | | | | |
2. | Деление живых организмов на группы Организм. Классификация организмов. | 1 | Объяснять значение понятий «систематика», «вид», «царство». Называть царства живой природы. Выделять общие признаки, объединенных в родственную группу. Определять место человека в систем органического мира. | | | | | | |
3. | Царство Бактерии. Бактериальная клетка. Бактерии,их строение и жизнедеятельность.Рольбактерий в природе, жизни человека.Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении штаммов микроорганизмов. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, питание, дыхание, движение, размножение, развитие, раздражимость, наследственность и изменчивость) их проявление у бактерий. | 1 | Называть признаки царства Бактерий. Приводить примеры полезных для человека бактерий, бактерий – паразитов. Использовать знания о бактериях в повседневной жизни. Объяснять необходимость соблюдения санитарных правил в школе и дома. | | | | | | |
4. | Обучающая практическая работа «Контроль санитарного состояния классных комнат и коридора» | 1 | Использовать знания о бактериях в повседневной жизни. Объяснять необходимость соблюдения санитарных правил в школе и дома. | | | | | | | |
5. | Царство Растения. Ботаника–наука орастениях. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. | 1 | Называть представителей царства Растений, выявлять их общие признаки. | | | | | | |
6. | Обучающая практическая работа «Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке». Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. | 1 | Объяснять отличие опыта от наблюдения. Описывать опыты и наблюдения, проведенные с растениями в 5 классе самостоятельно. Оценивать ответы одноклассников, ход и результаты проведенных ими опытов. | | | | | | | |
7. | Царство Грибы. Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощьпри отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, питание, дыхание, движение, размножение, развитие, раздражимость, наследственность и изменчивость) их проявление грибов. Лишайники, их роль в природе и жизни человека. Лабораторная работа «Изучение строения плесневых грибов» | 1 | Выделять общие признаки представителей царства Грибы. Дополнять предложения в тексте описания грибов, используя собственные исследования в ходе ранее проведенных лаб.раб. Приводить примеры разных способов добывания грибами готовых органических веществ. Характеризовать ядовитые и съедобные грибы | | | | | | | |
8. | Царство Животные. Многообразие и значение животных в природе и жизни человека. | 1 | Выявлять существенные признаки представителей царства. Преобразовать информацию, полученную из рисунка, в устную речь. Дополнять текст, вписывая в него недостающую информацию. Изучение клеток животных на готовых микропрепаратах и их описание. | | | | | | | |
9. | Одноклеточные животные под микроскопом. Лабораторная работа «Рассмотрение простейших под микроскопом». Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. | 1 | Соблюдать правила работы с микроскопом. Фиксировать результаты исследований. Представлять полученную информацию в виде рисунков. Проводить сравнение клеток – организмов, делать выводы из проведенного сравнения. Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с лаб. Оборудованием. | | | | | | | |
10. | Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. | 1 | Выделять общие признаки Вирусов. | | | | | | | |
11. | Подведем итоги. Как можно отличить представителей разных царств живой природы? | 1 | Назвать условия, необходимые для жизни. Приводить примеры приспособленности организмов к разным условиям обитания. Выделять и характеризовать крупные систематические группы - царства | | | | | | | |
Тема 2. Взаимосвязь со средой обитания. |
12. | Среда обитания. Факторы среды обитания. Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. | | Высказывать предположения, заполнять в таблице пропущенные строки. Давать определения понятий «среда обитания», «факторы среды», «экология». Приводить примеры влияния факторов живой природы на организмы. Использовать знание основных понятий урока для заполнения таблицы. | | | | | | |
13. | Среды обитания, освоенные живыми организмами нашей планеты. Места обитания.. Растительный и животный мир родного края. | | Характеризовать.разные среды жизни живых организмов. Приводить примеры организмов, обитающих в разных средах, используя личные наблюдения в природе и ранее полученные знания | | | | | | |
14. | Почему всем хватает места на Земле? | | Высказывать свои представления о том, почему всем хватает места на Земле. Называть причины гибели организмов. Доказывать экспериментальным путем влияние неблагоприятных факторов на прорастание семян. Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности. Фиксировать результаты исследования. Формировать личностные качества, необходимые исследователю: внимание, терпение, объективность в оценке результатов своей работы. | | | | | | |
15. | Как живые организмы переносят неблагоприятные условия? | | Закреплять знания о благоприятных и неблагоприятных для жизни условиях, заполняя таблицу. Решать поисковые, объясняя предложенные в рисунке «загадки природы». Док.значение биолог. разнообразия, пользуясь схемой цепи питания. Конструировать схему, поясняющую зависимость жизни человека от других живых организмов. | | | | | | |
16. | Кто живет в воде? Приспособления организмов к жизни в водной среде. | | Выявлять черты сходства у представителей разных систематических групп, живущих в водной среде. Док.приспособленность обитателей воды к разным условиям водной среды. Формировать систему работы с текстом: выделять базовые понятия; находить в тексте ответы на вопросы опережающего характера; использовать текст для заполнения таблицы | | | | | | |
17. | Обитатели наземно- воздушной среды. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. | | Называть важнейшие экологические факторы, влияющие на наземные организмы. Приводить примеры приспособленности обитателей наземно-воздушной среды к изменению температуры окружающей среды. | | | | | | |
18. | Кто живет в почве? Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. | | Выделять особенности почвы как среды обитания. Приводить примеры организмов, приспособленных к обитанию в почве, называть их особенности строения и жизнедеятельности | | | | | | |
19 | Экскурсия «Многообразие живых организмов». | | Наблюдать способы приспособления живых организмов к зимним условиям. Соблюдать правила поведения в природе | | | | | | |
20. | Организм, как среда обитания. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Лабораторная работа «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» | | Называть полезных обитателей живого организма. Определять понятие «паразит». Выделять характерные признаки паразитов. Фиксировать в тетради информацию об источниках возможного заражения человека паразитами, необходимую в повседневной жизни. | | | | | | |
21. | Подведем итоги. Какие среды жизни освоили обитатели нашей планеты? | | Определять понятие «среда обитания». Называть среды обитания и приводить примеры обитателей этих сред. | | | | | | | |
3. Природное сообщество. Экосистема. |
22. | Что такое природное сообщество? | | Определять понятие «растительное сообщество», «природное сообщество» (или «биоценоз»), «пищевая цепь». Использовать ранее изученный материал о среде обитания для характеристики природного сообщества. Составлять схемы пищевых связей в одном из природных сообществ своей местности. | | | | | | |
23. | Экскурсия « Живые организмы весной». | | Излагать свое отношение к природе родного края в виде сочинения, короткого рассказа. Соблюдать правила поведения в природе | | | | | | |
24. | Как живут организмы в природном сообществе? | | Проводить самоконтроль, проверяя знание понятий «хищник», «паразит». Приводить примеры взаимовыгодных отношений гриба и дерева, используя личные наблюдения в природе. Приводить примеры полезных, вредных и нейтральных отношений организмов. | | | | | | |
25. | Что такое экосистема? Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). | | Оценивать роль растений на Земле. Анализировать рез. Опытов Дж. Пристли и демонстрационного опыта «Выделение кислорода листьями на свету». Определять понятия «круговорот веществ», «экосистема». Формировать систему в работе, используя предложенный ранее алгоритм описания проводимого эксперимента. Формировать мировоззренческие позиции о единстве живого и неживого, о природе как о едином целом. | | | | | | |
26. | Человек, как часть экосистемы. Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание). Человек и окружающая среда. | | Называть свойства человека как живого организма. Выделять признаки отличия человека от животных. Выявлять факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека. | | | | | | |
27. | Обучающая практическая работа «Наблюдение за расходом электроэнергии в школе и в семье». | | Оценивать расход электроэнергии в школе и дома | | | | | | |
28. | Экскурсия «Изучение и описание экосистемы своей местности» | | Участвовать в разработке проектов по улучшению экологической обстановке в своей местности. Соблюдать правила поведения в природе. | | | | | | |
29. | Подведем итоги. Существует ли взаимосвязь живых организмов и окружающей среды? Космическая роль зеленых растений. | | Определять понятия «растительное сообщество», «природное сообщество», «экосистема». Объяснять космическую роль растений на Земле. Проверять свое умение пользоваться алгоритмом описания опыта, отраб. в течении года. | | | | | | |
4. Биосфера – глобальная экосистема. |
30. | Влияние человека на биосферу. Биосфера–глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. | | Определять понятие «система», «экосистема», «биосфера». Приводить примеры хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, в том числе в своей местности. Анализир. результаты практических работ по наблюдению за расходом и электроэнергии в школе и дома. Оценивать проведение своей исследовательской работы и работы одноклассников | | | | | | |
31. | Все ли мы узнали о жизни на Земле? Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера.Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | | Приводить доказательства единства живой и неживой природы. Называть свойства живого, используя личный опыт исследований объектов живой природы в ходе лабораторных, практических работ. | | | | | | |
32. | Подведем итоги. Какова роль человека в биосферу? Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. | | Называть свойства человека как живого организма. Выделять признаки отличия человека от животных Приводить примеры хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, в том числе в своей местности. Выявлять факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека | | | | | | |
33. | Итоговая контрольная работа (тестирование) | | Обсуждать материалы, собранные в ходе экскурсий в природу. Находить в учебнике рисунки для приведения доказательств. Давать определения базовых понятий , необходимых для изучения целостного школьного курса биологии. | | | | | | |
34. | Задание на лето | | Планировать собственную деятельность по изучению природы. Проводить самостоятельные исследования, фиксировать их результаты. Воспитывать в себе качества, необходимые исследователю природы: наблюдательность, терпение, настойчивость, объективность в оценке своей работы. | | | | | | |
35. | Итоговый урок. | | Называть царства природы. Определить среды обитания живых организмов.свойства человека как живого организма. Выделять признаки отличия человека от животных. | | | | | | |