№ | Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся | | Дата проведения |
План | Факт |
5 а | 5б | 5в | 5г | 5д |
Раздел 1. Биология – наука о живых организмах |
1. | Природа вокруг нас. Наблюдаем, исследуем. Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. | 1 | Называть основные методы изучения природы. Работать с рисунками учебника как источниками информации. Осваивать на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | 2.09 | | | | | |
2. | Различаются ли тела живой и неживой природы? | 1 | Выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы. Проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу; обосновывать свою точку зрения, используя рисунок как источник информации. | 9.09 | | | | | |
3. | Какие вещества содержатся в живых организмах? | 1 | Выявлять особенности химического состава живых организмов. Обосновывать роль неорганических и органических веществ в живом организме. Анализировать содержание демонстрационных опытов; определять цель, ход и результат каждого опыта. Формулировать выводы; применять полученные опытнымпутѐм результаты в повседневной жизни. Работать с рисунком как источником информации. | 16.09 | | | | | |
4. | Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы? Свойства живых организмов (структурированность, целостность, питание, дыхание, движение, размножение, развитие, раздражимость, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. | 1 | Определять свойства живых организмов. Объяснять значение науки биологии в жизни человека. Выделять в тексте базовые понятия, необходимые для формирования системного мышления.; решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства; давать определение науки биологии; развивать навыки исследовательской работы при проведении самостоятельного опыта по прорастанию семян в дом.условиях | 23.09 | | | | | |
5. | Подведѐм итоги. Как можно отличить живое от неживого? | 1 | Определять методы изучения живых организмов, отличительные признаки живых организмов; особенности химического состава живых организмов; свойства живых организмов. Подтверждать свою точку зрения авторским рисунком; определять методы биологических исследований; использовать рисунок как источник информации; объяснять общебиологические(системообразующие) понятия: «живой организм», «свойства живого», «биология».; обмениваться с информацией с одноклассниками, обсуждать результаты собственных исследований; формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану | 30.09 | | | | | |
6. | Экскурсия «Осенние явления в жизни растений и животных». | 1 | Сравнивать объекты живой и неживой природы; наблюдать за живыми организмами, выделяя свойства живого; делать выводы о различиях тел живой и неживой природы; оформлять отчѐт о своих наблюдениях в ходе экскурсии; соблюдать правила поведения в природе. | 7.10 | | | | | |
2. Клеточное строение организмов. |
7. | Клеточное строение - общий признак живых организмов. Клетка–основа строения ижизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. | 1 | Знать: клеточное строение живых организмов. Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки; сравнивать строение растительной и животной клеток; устанавливать взаимосвязь строения растительной и животной клеток и разных способов питания растений и животных; выделять в тексте базовые понятия, объяснять их содержание | 14.10 | | | | | |
8. | Прибор, открывающий невидимое. Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними». Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. | 1 | Изучить устройство увеличительных приборов. Научиться работать с микроскопом; соблюдать правила работы с микроскопом; проверять правильность подготовки микроскопа к работе; проводить самооценку и взаимооценку правильности настройки микроскопа; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | 21.10 | | | | | |
9. | Твоѐ первое исследование. Живое и неживое под микроскопом. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. | 1 | Объяснять строение клетки; устройство увеличительных приборов. Научись: готовить микропрепарат; соблюдать правила приготовления микропрепарата; проводить взаимооценку правильности его приготовления; находить в клетках листа хлоропласты; объяснить роль хлорофилла для жизни на Земле; формировать систему в организации учебного труда, выполняя правила подготовки рабочего места для исследования; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | 28.10 | | | | | |
10. | Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. Лабораторная работа №2 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов». | 1 | Сравнивать функции клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Доказывать, что клетка одноклеточного организма – самостоятельное живое существо; называть признаки живого; доказывать взаимосвязь строения клеток и тканей с выполняемой функцией, используя рисунки учебника и собственные; исследования; формировать навыки самостоятельной исследовательской работы; аргументировать важность биологических знаний, их использования в повседневной жизни; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лаб. оборудованием . | 11.11 | | | | | |
11. | Подведѐм итоги. Что ты знаешь о клеточном строении живых организмов? | 1 | Приводить доказательства того, что клеточное строение – общий признак живых организмов. Использовать для аргументации ответа результаты собственных исследований; применять ранее полученные знания в новой ситуации; проверять знания в ходе заполнения схем; оценивать результаты опыта, проведенного одноклассниками в домашних условиях. | 18.11 | | | | | |
3. Жизнедеятельность организмов. |
12. | Как идѐт жизнь на Земле? | 1 | Знать продолжительность жизни разных организмов Использовать рисунок как источник информации при решении поисковой задачи; высказывать свою точку зрения при анализе результатов опытов, описанных в тексте учебника; развивать навыки самостоятельной исследовательской работы; знакомиться с качествами, необходимыми исследователю природы; проводить самоанализ своей готовности к проведению опыта . | 25.11 | | | | | |
13. | Как размножаются живые организмы? Свойства живых организмов (размножение, развитие) их проявление у растений. | 1 | Определять понятие «размножение», «половое размножение» и «бесполое размножение», «гаметы», «зиготы», «зародыш». Характеризовать особенности бесполого и полового размножения; приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию; проверять знания при поиске «запланированной» ошибки на рисунке учебника | 2.12 | | | | | |
14. | Как размножаются животные? Свойства живых организмов (размножение, развитие) их проявление у животных. | 1 | Проводить сравнение полового и бесполого размножения у животных на примере гидры; Используя примеры таблицы и рисунки учебника. Использовать знания о животных, приобретѐнные в повседневной жизни (в том числе при уходе за аквариумом); развивать общеучебные навыки, используя таблицы и рисунки учебника для проверки знаний о различиях полового и бесполого размножения; пополнять свой словарный запас, работая с новыми терминами. | 9.12 | | | | | |
15. | Обучающая практическая работа «Уход за аквариумными рыбками». Методы изучения живых организмов. | 1 | Признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях; Задавать вопросы, необходимые для организации собствен. деятельности и сотрудничества с партнѐром. Проводить наблюдение и исследование. Уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им. Уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.. | 16.12 | | | | | |
16. | Лабораторная работа № 3 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений» | 1 | Изучение органов цветкового растения, строение семени. Объяснять, для чего растению нужны цветок, плод, семя; применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке; | 23.12 | | | | | |
17. | Как размножаются растения? Семя. Строение семени. Свойства живых организмов (размножение, развитие) их проявление у растений. | 1 | Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы; научиться работать с лупой; находить части зародыша семени; делать выводы из полученных результатов исследования; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | 13.01 | | | | | |
18. | Могут ли растения производить потомство без помощи семян? Обучающая практическая работа «Уход за комнатными растениями». Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. | 1 | Объяснять особенности размножения растений частями тела; приводить примеры комнатных, дикорастущих и декоративных растений, в том числе своей местности, размножающихся частями тела; использовать на практике полученные знания при уходе за комнатными растениями *Вырастить растения для кабинета биологии без помощи семян. | 20.01 | | | | | |
19. | Подведѐм итоги. «Как живые организмы производят потомство?» | 1 | Доказывать, что размножение – общее свойство живого. Определять понятия «размножение», «гамета», «зигота». Строить схему, поясняющую образование зиготы; объяснять значение символов ♀ и ♂; приводить примеры полового и бесполого размножения растений и животных; развивать умение находить на рисунке информацию, нужную для обоснованного ответа | 27.01 | | | | | |
20. | Как питаются растения? Процессы жизнедеятельности растений: обмен веществ и превращение энергии, почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез). Космическая роль зеленых растений. | 1 | Понимать особенности воздушного питания растений. Выделять условия, необходимые для образования растением органического вещества; объяснять роль света и хлорофилла в жизни растений; проводить проверку своих знаний с помощью «немых» рисунков; комментировать высказывания учѐных по изучаемой проблеме; участвовать в совместном обсуждении результатов проведѐнных экспериментов; развивать умение вести диалог с собеседником, уважать иное мнение. | 3.02 | | | | | |
21. | Только ли лист кормит растение? Лабораторная работа № 4 «Рассматривание корней растений». | 1 | Определять роль корней в жизни растений; корень – орган минерального питания. Объяснять значение корней в жизни растения; фиксировать результаты собственных исследований, использовать их для аргументированного ответа; развивать навыки работы с источниками дополнительной информации; приводить доказательства необходимости бережного отношения к природе; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | 10.02 | | | | | |
22. | Как питаются разные животные? Свойства живых организмов (питание) их проявление у животных. | 1 | Определять растительноядных животных, хищников и паразитов. Определять по рисунку, кто, чем питается; объяснять значение понятий: «хищник», «паразит», «растительноядное животное»; выделять общий признак всех животных и человека – питание готовыми органическими веществами. | 17.02 | | | | | |
23. | Обучающая практическая работа«Подкармливание птиц зимой» | 1 | Проводить наблюдение за объектами живой природы. Высказывать личную точку зрения, комментируя результаты наблюдений. Оказывать практическую помощь животным, подкармливая птиц зимой; соблюдать правила поведения в природе. | 24.02 | | | | | |
24. | Как питаются паразиты? | 1 | Определять понятия «паразит», «паразит – хозяин». Работать с рисунком учебника как источником информации о многообразии паразитов. Выделять общие признаки паразитов. Развивать умение анализировать примеры, приведѐнные из дополнительных источников. | 2.03 | | | | | |
25. | Подведѐм итоги. Одинаково ли питаются разные живые организмы? | 1 | Объяснять роль зелѐного листа и корня, в питании растений. Называть способы питания животных. Обосновывать значение хлорофилла для жизни на Земле. Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений. | 9.03 | | | | | |
26. | Нужны ли минеральные соли животным и человеку? | 1 | Использовать ранее полученные знания о минеральном питании растений. Доказывать зависимость жизнедеятельности организмов от состояния окружающей среды. Применять знания о нитратах в повседневной жизни при использовании овощей в пищу. Осваивать элементы проектной деятельности, предлагая авторские схемы путей поступления загрязняющих веществ в организм человека | 16.03 | | | | | |
27. | Можно ли жить без воды? | 1 | Доказывать важность воды для жизни организмов.. Находить нужную информацию, работая с «немым» рисунком. Составлять план ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов. Анализировать результаты проведѐнных демонстрационных опытов, делать выводы; планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований; | | | | | | |
28. | Обучающая практическая работа«Наблюдение за расходом воды в школе и в семье» | 1 | Планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований; оценивать отчеты одноклассников о проведенном опыте; объяснять необходимость охраны воды, используя док-ва, полученные на уроке. | | | | | | |
29. | Можно ли жить не питаясь? Пищевые связи в экосистеме. | 1 | Использовать ранее полученное знание понятий: «хищник», «паразит», «растительноядный». Объяснять значение растений, осуществляющих связь «Земля – космос». Устанавливать пищевые связи между живыми организмами; использовать полученные знания в новой ситуации, применимой в повседневной жизни | | | | | | |
30. | Как можно добыть энергию для жизни? | 1 | Сопоставлять подвижный образ жизни жив. и человека с возможностью расти, жить и питаться «не сходя с места»; использовать рисунок учебника как источник информации; проводить сравнение биолог объект., используя ранее полученные знания; проводить наблюдение за движением дом. живот.; планировать собственную деятельность при подготовке и проведении опыта в дом.усл. фиксировать рез. эксперимента, делать выводы | | | | | | |
31. | Зачем живые организмы запасают питательные вещества? | 1 | Объяснять значение пищи как источника энергии; использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа; обосновывать необходимость подвижного образа жизни; комментировать содержание рисунка, направленного на использование имеющихся знаний в новой ситуации | | | | | | |
32. | Можно ли жить и не дышать? Свойства живых организмов ( дыхание) их проявление у растений, животных. | 1 | Определять понятие «газообмен». Объяснять роль органов дыхания в обеспечении газообмена; комментировать результаты опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приводить примеры приспособлен.живых организмов к получению кислорода, необходимого для добывания клеткой энергии. | | | | | | |
33. | Подведѐм итоги. Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов? Повторение | 1 | Называть общие свойства живых организмов; проводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома; составлять схемы, иллюстрирующие способы размножения живых организмов; строить модели пищевых связей живых организмов; объяснять значение биологического разнообразия на Земле | | | | | | |
34. | Итоговая контрольная работа (тестирование) | 1 | Называть основные методы изучения природы. Выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы. | | | | | | |
35. | Итоговый урок. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, питание, дыхание, движение, размножение, развитие, раздражимость, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных | 1 | Называть общие свойства живых организмов; проводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома; составлять схемы, иллюстрирующие способы размножения живых организмов; строить модели пищевых связей живых организмов; объяснять значение биологического разнообразия на Земле | | | | | | |
| | | | | | | | | |