основной профессиональнойобразовательной программы
по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»
Оханск, 2016
ОДОБРЕНО
Методической комиссией
Председатель
_________Л.М.Чернышёва.
____ ____________20___
Составитель: Щеглова Татьяна Николаевна, преподаватель ГБПОУ «Строгановский колледж», филиал г. Оханск
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)», утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «02» августа 2013 г. № 709.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. условия реализации программы учебной дисциплины
9
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
относится к математическому и естественнонаучному циклу
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;
использовать необходимые нормативно-правовые документы;
применять документацию систем качества;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
принципы взаимодействия живых организмов и принципы среды обитания;
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
принципы и методы рационального природопользования;
методы экологического регулирования;
принципы размещения производств различного типа;
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
природоресурсный потенциал Российской Федерации;
охраняемые природные территории;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 час, в том числе:
Самостоятельная работа студента - Подготовить тесты по данной теме.
Составить биологический мониторинг своего района
3
Тема 2.4.
Размещения производства и проблемы отходов.
Содержание учебного материала
2
1
Понятие малоотходных технологий и их основные направления.
2
2
Ресурсосберегающие технологии: снижение уровня потребления природных энергетических ресурсов, освоение нетрадиционных источников энергии.
2
Практические работы
Характеристика видам отхода по способам утилизации, повторного применения, класса опасности, способам транспортировки
2
Самостоятельная работа студента
Конспект «Альтернативные источники энергии в России»
2
Тема 2.5
Правовые и социальные
вопросы
природопользования. Охраняемые природные территории
Содержание учебного материала
2
1
История российского экологического законодательства.
2
2
Экологическое право в системе российского законодательства. Экологические права граждан.Федеральный закон « Об охране окружающей среды». Нормативные акты по рациональному природопользованию
2
3
Заповедники. Государственные природные заказники. Национальные природные парки.
Самостоятельная работа студента: конспект по ФЗ «Об охране окружающей среды»
Подготовить доклады о заповедниках на территории России, края, района.
2
1
Практические работы
Изучение растений, животных, занесенных в Красную книгу
4
Тема 2.6
Концепция устойчивого развития рационального природопользования
Содержание учебного материала
2
1
Стокгольмская концепция ООН - основные принципы международного сотрудничества в области экологии.
2
2
Всемирная хартия природы. Декларация по окружающей среде и развитию в Рио- де- Жанейро.
2
Самостоятельная работа студента: конспект «Всемирной хартии природы»
1
Тема 2.7
Обзор воздействия на природную окружающую среду сельскохозяйственного производства
Содержание учебного материала
2
1
Общая характеристика загрязнений при производстве продукции животноводства, растениеводства.
2
2
Главный способ реализации охраны природы на предприятиях АПК
2
Практические работы
Мониторинг загрязнения почвы, воды и водоисточников, растительных ресурсов при производстве продукции животноводства и растениеводства
4
Самостоятельная работа студента
Конспект «Эрозия почвы и методы борьбы»
2
Тема 2.8
Международное
сотрудничество в области
природопользования и охраны окружающей среды
Содержание учебного материала
2
1
Международные мероприятия, посвященные проблемам окружающей природной среды: конференции, саммиты
2
2
Международные организации, занимающиеся проблемами окружающей среды: ООН, ЮНЕСКО, Римский клуб, Гринпис
2
Всего:
48
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экологических основ природопользования.
Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, опорные конспекты, карточки-задания, тесты, стенды, раздаточный материал).
Технические средства обучения: «Форма сохранности ископаемых растительных и животных организмов», « Вредители с/х культур»,
«Биоценоз пресного водоема», «Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Классификация растений и животных» - динамическое.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Арустамов, Э.А. и др. Экологические основы природопользования. - М.: торговая корпорация «Дашков и К°», 2015
Степень, Р.А., Паршикова, В.Н. Экология: экологические проблемы товароведения. — М.: Издательский центр «Академия», 2014
Тупикин, Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. - М.: Издательский центр «Академия», 2014
Уатт К. Экология и управление природными ресурсами .М,2012
Черп О.М. ,Виниченко В.Н. Проблема твёрдых бытовых отходов М.,2012
Шилов И.А. Экология .М.,2012
Экология ,под.ред. В.В .Денисова,Ростов-н/Д,2009
4. Контроль и оценка результатов освоения ДисциплиныКонтрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности
Защита индивидуального задания, тестирование
использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания
тестирование
соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности
Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
знания
принципы взаимодействия живых организмов и принципы среды обитания
тестирование
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду
тестирование
об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса
Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
принципы и методы рационального природопользования
Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
методы экологического регулирования
тестирование
принципы размещения производств различного типа
тестирование
основные группы отходов, их источники и масштабы образования
Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
понятие и принципы мониторинга окружающей среды
тестирование
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности
тестирование
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды
Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы
природоресурсный потенциал Российской Федерации
Тестирование, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы