kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа дисциплины "Экология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для студентов первых курсов СПО

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины "Экология"»

ЧПОУ «ЕГОРЛЫКСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЮЖНОГО УНИВЕРСИТЕТА»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ



Экология



Наименование специальности

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)



Квалификация выпускника



техник-программист




ст. Егорлыкская

2015г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям), Базисного учебного плана, Примерной образовательной программы



Организация разработчик: ЧПОУ «Егорлыкский Колледж Южного Университета»







Разработчики:

Лысенко Ирина Михайловна, преподаватель ЧОУ СПО «ЕК ЮУ»



Рабочая программа рассмотрена Педагогическим советом колледжа



Утверждена « 28 » августа 2016 г.



Председатель ПС ……………………………/Н.А. Болобан/

ОГЛАВЛЕНИЕ





1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

1.1. Область применения программы 4

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы 4

1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины 4

1.4. Перечень формируемых компетенций 4

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 5

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины 6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 7

3.2. Информационное обеспечение обучения 7

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины 8





ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ»



1.1 Область применения программы.

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).



1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина «Экология» является составной частью дисциплин общеобразовательной подготовки среднего общего образования по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).



1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять место человека как биологического организма в живой природе, оценивать последствия неразумного вмешательства человека в существующее в природе равновесие.

- приводить примеры различных типов терморегуляции у растений, животных и человека;

- применять знания о взаимодействии факторов наземной воздушной среды для достижения состояния комфорта в быту;

- создавать искусственный микроклимат;

- пользоваться водой из открытых источников и очищать в быту воду для питья;

- определять приблизительно состояние водоемов – нет ли «заморов», «цветения воды»;

- составлять индивидуальные таблицы расхода воды и применять их для экономии воды;

- предотвращать эрозию и истощение почвы путем бережного отношения к насаждениям, сохранением листового упада в парках, садах, на огородах и на городских газонах;

- использовать количественные характеристики популяций при обсуждении демографических вопросов;

- объяснять механизм регуляции и устойчивости в популяциях;

- рассчитывать плотность популяций в лесу, в поле, в водоеме;

- изображать графически цепи питания и строить экологические пирамиды;

- замечать нарушения равновесия в экосистемах и уметь делать прогнозы состояния экосистем;

- определять находится ли экосистема в равновесии и как можно вернуть нарушенное равновесие;

- какой тип взаимоотношений устанавливается между отдельными видами в конкретной экосистеме;

- устанавливать и описывать основные виды почвенной эрозии;

- составлять схему искусственной агроэкосистемы;

- пользоваться справочной и учебной литературой для сравнения уровней загрязнения атмосферы, почвы, воды в городах по ПДК, ПДВ;

- выявлять по информационным показателям “группы риска“ в отдельных городах и микрорайонах;

- определять источники излучений и их потенциальную опасность,

оценивать допустимые, контрольные и смертельные дозы от облучения радиоактивных веществ;

- применять средства защиты и лечения при облучении;

- учитывать естественные биоритмы организмов, а также индивидуальные биоритмы при распределении умственной и физической нагрузки в течение дня, приеме некоторых лекарственных препаратов;

- строить график эффективного труда, отдыха и лечения с учетом биоритмов;

- объяснять принципы обратных связей в природе, применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

- применять экологические законы при оценке воздействия любого

производства на устойчивость биосферы;

- соблюдать принципы рационального природопользования в любой хозяйственной деятельности;

- определять рациональные возможности малоотходных и безотходных технологий;

- определять редкие и реликтовые формы растительного и животного мира, подкармливать птиц и охотничье – промысловых животных;

- соблюдать культурные принципы поведения человека в лесах, парках и заповедниках;

- разбираться в экологических справочниках и нормативно – правовых документах, использовать справочные показатели для составления прогнозов состояния окружающей среды.

В результате освоения дисциплины обучающий должен знать

- об изменении взаимоотношений человека и природы с развитием хозяйственной деятельности;

- современные экологические проблемы, законы Барри Коммонера;

- методы экологических исследований;

- термины «факторы среды», « условия существования организмов»;

- законы оптимального и ограничивающего действия факторов среды;

- основные положения теории Ч. Дарвина;

- о параллельной и конвергентной эволюции

- строение и состав атмосферы и воздуха;

- примеси, озоновый экран, влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека, температура терморегуляции;

- взаимное влияние температуры, влажности и скорости ветра на организм человека;

- состав светового потока и влияние световых волн разной длины (У Ф, ИК)

на живые организмы;

- патологии в световосприятии;

- смог « классический» и «фотохимический»;

- виды и формы воды;

- запасы пресной воды и источники пресной воды;

- круговорот воды в природе, химический состав воды и его влияние на здоровье населения;

- эндемические заболевания, связанные с дисбалансом микроэлементов воде, бытовые методы очистки

- источники загрязнения водоемов; промышленные, хозяйственно – бытовые, сельскохозяйственные;

- определение почвы, ее состав, воздушный и водный режимы;

-роль почвенной флоры и фауны в общем круговороте элементов в биосфере: почвообразование и самоочищение почвы;

- возбудителей инфекционных заболеваний, передающихся через почву и способы их уничтожения в процессе минерализации, гигиеническое значение почвы;

- об отношениях организмов в популяции: понятие популяции, их

демографическую структуру, динамику численности популяции и ее регуляцию в природе;

- определение терминов: «экосистема», «биогеоценоз», взаимосвязь

экосистем на нашей планете;

- состав экосистем, законы функционирования экосистем, типы экосистем;

- круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах (цепи питания,

экологические пирамиды)

- определение экологического равновесия, обратимые и необратимые

изменения в экосистемах;

- понятие об экологических нишах и их дифференциации;

- основные типы взаимодействий организмов в экосистемах: нейтральные, конкурентные, взаимовыгодные, паразитизм;

- естественные и искусственные экосистемы;

- сельскохозяйственные агроэкосистемы и их продуктивность: виды

загрязнений в сельскохозяйственных экосистемах и методы определения загрязнений;

- прогнозы численности населения Земли;

- тенденции в изменении соотношения городского и сельского населения;

- состав и потоки энергии городских экосистем, экологические проблемы современных городов;

- о последствиях шумового загрязнения городской среды для здоровья человека, меры борьбы с шумовыми воздействиями;

- о действии радиоактивных частиц на живые клетки и ткани, о роли иммунной системы в адаптивных возможностях человека;

- о веществах – радиопротекторах, об отрицательном воздействии

электромагнитных полей на человека (естественного геомагнитного поля и искусственных электромагнитных полей от различных источников

излучения);

- виды и типы биоритмы, основные пути и механизмы адаптации организмов, роль нервной и эндокринной систем в регуляции биоритмов;

- причины и последствия нарушения биоритмов, связь биоритмов с приемом лекарств и действием токсических веществ, зависимость сопротивляемости организма от нарушения биоритмов;

- о биосфере как глобальной экосистеме, о месте человека в этой системе;

- экологические связи человечества, отношения человека и природы;

- совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы;

- учение В.И. Вернадского;

- современный смысл термина «природопользование» исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы Земли, источники дополнительных ресурсов для жителей Земли, дополнительные источники энергии;

- каким образом должна быть организована охрана природы;

- почему необходимо охранять животных, растения, территории;

- структуру и назначение Красной книги, значение леса в биосфере;

- заповедники, заказники, национальные парки, их назначение, природные богатства Мирового океана;

- об экологических кризисах, схемы безотходных производств, об экономии энергии, об экологизации образования, о праве на здоровую жизненную среду, о Белой книге, об экологически чистых производствах и технологиях;

- материалы конференции в Рио – де – Жанейро, 1992 год.

1.4. Перечень формируемых компетенций:

Общие компетенции (ОК)

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

  • принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

  • использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности;

  • работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством;

  • брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий;

  • самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации;

  • ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины (по ФГОС):

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 56 часов, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка 36 часов,

- самостоятельная работа обучающегося 20 часов.









































2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

56

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

18

лекции

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:


Составление тестов, выполнение рефератов


Итоговая аттестация в форме экзамена в 1 семестре



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экология

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы

экологии


14


Тема 1.1. Предмет, задачи и проблемы экологии как науки

Содержание учебного материала

2

1,2


1

История взаимодействия человека и природы; актуальность экономических проблем в современном мире.

Самостоятельная работа обучающихся: составление реферата. Структура экологии и содержание этой современной науки.

2


Тема 1.2.

Среда как

экологическое

понятие

Содержание учебного материала

2

1,2,3

1

Факторы среды. Соответствие между организмами и средой их обитания. Определение среды обитания; четыре основные среды жизни и пути приспособления организмов к условиям среды; абиотические, биотические, антропогенные факторы среды.

Практические занятия: Законы действия факторов; положения эволюционной теории Ч. Дарвина, объясняющей пути приспособления организмов к условиям окружающей среды.

2

1

Самостоятельная работа – составление теста, рефератов Абиотические, биотические, антропогенные факторы среды.

2

2

Тема 1.3.

Основные среды

жизни

1

Содержание учебного материала



Наземная воздушная среда. Атмосфера. Оболочки земли и строение атмосферы. Световой и температурный режимы – важнейшие факторы наземной воздушной среды; световые и температурные адаптации; загрязнения атмосферы. Водная среда обитания. Вода в природе. Распределение воды в гидросфере; свойства водной среды обитания; вода как компонент внутренней среды организмов; водные ресурсы, темпы их использования человеком и возможности пополнения; загрязнения водоемов и пути их охраны.

2

1,2,3

Практические занятия: Почва – богатейшая среда обитания для живых организмов; строение и составные компоненты почвы; антропогенные загрязнения почв; значение почвы в круговороте биогенных элементов и обеззараживание отходов.

2


Самостоятельная работа: составление теста, реферата Почва как среда обитания. В. В. Докучаев о почве.

2


Тема 1.4.

Популяции.

1

Содержание учебного материала



Структура популяций и их экологические характеристики. Колебания численности популяций и динамика популяций различных климатических зон.

2

1,2,3

Практические занятия: Экологическое определение популяций; пространственная, половая и возрастная структура популяций; важнейшие демографические характеристики популяций.

2


Самостоятельная работа: составление теста, рефератов Колебания численности популяций и динамика популяций различных климатических зон.

2


Тема 1.5.

Экологические

системы

1

Содержание учебного материала


1,2,3

Экологические системы – совокупность взаимодействующих организмов и условий среды; учение В. И. Сукачева о биогеоценозе. Биогеоценоз: размеры и границы экосистем. Принцип устойчивости экосистем – экологическое равновесие, последствия его нарушения; распределение организмов по экологическим нишам – условие сохранения равновесия в экосистемах; типы экологических взаимодействий: нейтрализм, симбиоз, конкуренция (внутри и межвидовая). Автотрофные экосистемы. Агроэкосистемы и их загрязнения. Городские и промышленные экосистемы. Народонаселение. Демографические проблемы и урбанизация: микроклимат города, микроклимат в городе, состояние атмосферы в городе, меры борьбы с загрязнениями в городе, роль зеленых насаждений в городских экологических системах.

2


Практические занятия: Общие законы, поддерживающие равновесие различных частей сообщества, компоненты и состав экосистем, трофические цепи и группы, автотрофные и гетеротрофные экосистемы, смена биоценозов под влиянием внешних и внутренних факторов.

2


Самостоятельная работа: составление теста, рефератов. Демографические проблемы и урбанизация: микроклимат города, микроклимат в городе. Состояние атмосферы в городе, меры борьбы с загрязнениями в городе. Роль зеленых насаждений в городских экологических системах.

2


Тема 1.6.

Образ жизни и

окружающая среда

1

Содержание учебного материала


1,2,3

Влияние шума и электромагнитного излучения, радиации на организм человека. Общие проблемы адаптации человека. Адаптивные биологические ритмы организмов. Внутренние и внешние ритмы организмов; работы А. Л. Чижевского, связанные с изучением ритмов солнечной активности; суточные, годичные, лунный месяц, приливные и отливные ритмы; задачи хронобиологии и хромо - медицины, ритмы работоспособности.

2


Практические занятия: Проблемы шума в городах, радиация и иммунитет; электромагнитное излучение, виды электромагнитных полей; магнитные бури, нарушения в организме человека и животных при действии ЭМП; меры защиты от ЭМП.

2


Самостоятельная работа – составление теста, рефератов. Адаптивные биологические ритмы организмов. Внутренние и внешние ритмы организмов: работы А. Л. Чижевского, связанные с изучением ритмов солнечной активности; суточные, годичные, лунный месяц, приливные и отливные ритмы; задачи хронобиологии и хромо - медицины, ритмы работоспособности.

4


Тема 1.7.

Биосфера

1

Содержание учебного материала


1,2,3

Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Круговорот элементов в биосфере. Общие сведения о биосфере, глобальные проблемы биосферы, угроза парникового эффекта.

2


Практические занятия: Разрушение озонового слоя, аэрация суши, истощение природных ресурсов.

2


Самостоятельная работа – составление теста, рефератов. Парниковый эффект.

2


Раздел 2.

Рациональное

природопользование.

Тема 2. 1.

Научные основы

рационального

природопользования

1

Практические занятия


1,2,3

Использование альтернативных источников энергии: солнца, ветра, приливов и отливов, геотермальной энергии. Перспективы развития энергетики.

2


Самостоятельная работа: составление теста, рефератов. Принципы рационального природопользования. Понятие природного ресурсного потенциала и классификация ресурсов. Правила рационального природопользования, задачи социальной экологии, пути предотвращения истощения ресурсов, безотходные технологии.

2


Тема 2.2.

Охрана окружающей

среды.

1

Содержание учебного материала


1,2,3

Охрана природы – элемент сохранения экологического равновесия на планете. Охрана животного и растительного мира. Красная книга. Охрана и рациональное использование лесов и воды. Особо охраняемые территории, заповедники, заказники, национальные парки.

2


Практические занятия: Использование ресурсов Мирового океана.

2


Самостоятельная работа – составление теста, реферата. Сведения о представителях животного и растительного мира, внесенных в Красную книгу.

2


Тема 2.3.

Правовые и

социальные аспекты

экологии.

1

Содержание учебного материала


1,2,3

Экологическое право. История российского природоохранного законодательства. Основные направления современной государственной экологической политики, обеспечение экологических законов, международное экологическое сотрудничество.

2


Практические занятия: Государственный контроль за состоянием окружающей среды. Экологический мониторинг.

2


Всего:

56


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ



3.1. Требования к минимальному материальному техническому обеспечению



Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экология».

Оборудование учебного кабинета: учебно-методический комплекс по

дисциплине «Экология»; для контроля иметь тестовые задания по темам курса, обязательные контрольные работы, предусмотренные учебным

планом; письменные проверочные работы и выполненные рефераты по

темам дисциплины.

Технические средства обучения: интерактивная доска, видеофильмы по тематике дисциплины.





3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Гурова Т. Ф. Основы экологии и рационального природопользования. Курс лекций для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: НМЦ СПО, 2010.

2.Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России. – М.: МДС, 2011.

3. Стадницкий Г. В. , Яковлева О. И., Прохоров Б. В. Охрана природы

(основы рационального природопользования). – М.: Лесная промышленность, 2013.

4. Чернова Н. М. , Галушин В. М. , Константинов В. М. Основы экологии.- М.:Просвещение, 2009.

Дополнительные источники:

1. Алексеев С. В. Экология. – СПб.: СМИО Пресс, 2013.

2. Глазачев С. Н. ,Кокай Е. А. Очерки социальной экологии. М.: Горизонт, 2010.

3. Мамедов Н. М. , Суравегина И. Т., Глазачев С. Н. Основы общей экологии – 2013.



















4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.

Текущий контроль проводится в форме экзамена

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме тестирования

Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для собеседования, рубежного контроля, примерной тематики и содержания контрольных работ, тестовых заданий, рефератов, вопросов к экзаменационным билетам отражено в Приложении к Рабочей программе дисциплины.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- определять место человека в живой природе, оценивать последствия неразумного вмешательства человека в существующее в природе равновесие,

– приводить примеры различных типов терморегуляции у растений, животных и человека; применять знания о взаимодействии факторов наземной и воздушной среды для достижения комфорта в быту; создавать искусственный микроклимат,

– пользоваться водой из открытых источников и очищать в быту воду для питья; определять приблизительно состояние водоемов;

составлять индивидуальные таблицы расхода воды и применять их для экономии воды,

– предотвращать эрозию и истощение почвы путем бережного отношения к насаждениям, сохранением опавших листьев в парках, садах и на городских газонах.

– использовать количественные характеристики популяций при обсуждении демографических вопросов; рассчитывать

плотность популяций в лесу , в поле и в водоеме.

– изображать графически цепи питания и строить экологические пирамиды; замечать нарушение равновесия в экосистемах и уметь и уметь делать прогнозы состояния экосистем.

_ определять, находится ли экосистема в равновесии и как можно вернуть нарушенное равновесие; какой тип взаимоотношений устанавливается между отдельными видами в конкретной экосистеме.

_ устанавливать и описывать основные виды почвенной эрозии; составлять схему искусственной экосистемы.

_ пользоваться справочной и учебной

литературой для сравнения уровней

загрязнения атмосферы, почвы и воды в городах по ПДК и ПДВ; выявлять по информационным показателям “ группы риска” в отдельных городах и микрорайонах.

_ определять источники излучений и их потенциальную опасность, оценивать допустимые, контрольные и смертельные дозы от облучения радиоактивных веществ; применять средства защиты и лечения при облучении.

_ учитывать естественные биоритмы

организмов, а также индивидуальные

биоритмы при распределении умственной и физической нагрузки в течении дня; строить график эффективного труда, отдыха и лечения с учетом биоритмов.

- объяснять принципы обратных связей в природе, применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.

_ применять экологические законы при оценке воздействия любого производства на устойчивость биосферы; соблюдать принципы рационального природопользования в любой хозяйственной деятельности.

_- определять редкие и реликтовые формы растительного и животного мира, подкармливать птиц и животных; соблюдать культурные принципы поведения человека в

лесах, парках и заповедниках.

_ разбираться в экологических справочниках и нормативных правовых документах, использовать справочные показатели для составления прогнозов состояния окружающей среды.

Знать:

- об изменений отношений человека и

природы с развитием хозяйственной

деятельности; современные экологические проблемы, законы Барри Коммонера; методы экологических исследований.

– термины “факторы среды”, “условия существования организмов“; законы оптимального и ограничивающего действия факторов среды; основные положения теории

Ч. Дарвина; о параллельной и конвергентной эволюции.

– строение и состав атмосферы и воздуха, примеси, озоновый экран, влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека, температура терморегуляции; взаимное влияние температуры, влажности и скорости движения ветра на организм человека; состав светового потока и влияние световых волн разной длины (УФ, ИК) на живые организмы, смог “классический “ и “фото химический”.

– виды и формы воды, источники и запасы пресной воды, круговорот воды в природе, химический состав воды и его влияние на здоровье человека; дисбаланс микроэлементов

в воде, заболевания, бытовые методы очистки воды; источники загрязнений водоемов: промышленные, хозяйственно – бытовые, сельскохозяйственные.

– определение почвы, ее состав, воздушный и водный режимы; роль почвенной флоры и фауны в общем круговороте элементов в биосфере, почвообразование и самоочищение

почвы; возбудителей инфекционных

заболеваний, передающихся через почву, и способы их уничтожения в процессе минерализации, гигиеническое значение почвы.

– об отношениях организмов в популяциях: понятие популяции, их демографическую структуру, динамику численности популяции и ее регуляцию в природе.

– определение терминов «экосистема», «биогеоценоз», взаимосвязь экосистем на нашей планете, состав и законы функционирования экосистем; круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах( цепи питания, экологические пирамиды), основные

типы экосистем.

– определение экологического равновесия, обратимые и необратимые изменения в экосистемах; экологические ниши, основные типы взаимодействий организмов в экосистемах: нейтральные, конкурентные, взаимовыгодные; явление паразитизма.

– естественные и искусственные экосистемы; сельскохозяйственные агроэкосистемы и их продуктивность: виды и методы определения сельскохозяйственных загрязнений.

– прогнозы численности населения Земли;

тенденции в изменении соотношения

городского и сельского населения; состав и потоки энергии городских экосистем, экологические проблемы современных городов.

– о последствия шумового загрязнения городской среды для здоровья человека, меры борьбы с шумовыми загрязнениями; о

действии радиоактивных частиц на живые клетки и ткани ; воздействие

электромагнитных полей на человека (естественного, геомагнитного поля и

искусственных электромагнитных полей от различных источников излучения).

– основные пути и механизмы адаптации организмов неблагоприятным условиям; виды и типы биоритмов; роль нервной системы и эндокринной систем в регуляции биоритмов, причины и последствия нарушения биоритмов; последствия нарушения биоритмов.

– о биосфере, о месте человека в экосистеме Земли, современные взаимоотношения человека и природы; характер формирования биосферы и технической сферы; учение В. И. Вернадского.

– о термине «природопользование»,

исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы Земли, использование человеком ресурсов биосферы, дополнительные источники энергии.

– об организации охраны природы; структуру и назначение Красной книги; назначение заповедников, заказников и национальных парков; богатство лесов, Мирового океана и

их назначение.

– об экологических кризисах; о схемах безотходных производствах; об экономии и новых источниках энергии; материалы конференции в Рио – де – Жанейро, 1992 г., экологизация образования, о Белой книге, о праве на здоровую жизненную среду, об экологически чистых производствах и технологиях.



Устный контроль

Тестирование

Подготовка сообщения

Тестирование

Тестовое задание

Устный опрос


Тестирование

Подготовка сообщения

Тестовое задание

Устный опрос

Тестирование

Выполнение тестового

задания

Проверка реферата

Тестирование




Устный контроль

Тестирование

Устный опрос

Выполнение тестовых

заданий

Подготовка сообщений

Тестирование

Подготовка сообщений

Тестовое задание

Устный опрос

Составление тестов

Прослушивание сообщений

Прослушивание сообщений

Тестирование

Устный опрос

Проверка реферата

Прослушивание сообщений

Тестирование




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа дисциплины "Экология"

Автор: Лысенко Ирина Михайловна

Дата: 20.11.2016

Номер свидетельства: 360650

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по дисциплине Геология и грунтоведение "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-distsiplinie-gieologhiia-i-ghruntoviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "185655"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426227000"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа 5 класс О.А. Кожина"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-5-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436378074"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Рабочая программа учебной дисциплины иностранный язык (английский) по профессии 260807.01 (19.01.17) Повар, кондитер "
    ["seo_title"] => string(121) "rabochaia-proghramma-uchiebnoi-distsipliny-inostrannyi-iazyk-anghliiskii-po-profiessii-260807-01-19-01-17-povar-konditier"
    ["file_id"] => string(6) "117525"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412825040"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства