Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины "Экология"»
ЧПОУ «ЕГОРЛЫКСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЮЖНОГО УНИВЕРСИТЕТА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
Экология
Наименование специальности
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
Квалификация выпускника
техник-программист
ст. Егорлыкская
2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям), Базисного учебного плана, Примерной образовательной программы
Организация разработчик: ЧПОУ «Егорлыкский Колледж Южного Университета»
Разработчики:
Лысенко Ирина Михайловна, преподаватель ЧОУ СПО «ЕК ЮУ»
Рабочая программа рассмотрена Педагогическим советом колледжа
Утверждена « 28 » августа 2016 г.
Председатель ПС ……………………………/Н.А. Болобан/
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
1.1. Область применения программы 4
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы 4
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины 4
1.4. Перечень формируемых компетенций 4
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 5
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 7
3.2. Информационное обеспечение обучения 7
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины 8
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ»
1.1 Область применения программы.
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина «Экология» является составной частью дисциплин общеобразовательной подготовки среднего общего образования по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять место человека как биологического организма в живой природе, оценивать последствия неразумного вмешательства человека в существующее в природе равновесие.
- приводить примеры различных типов терморегуляции у растений, животных и человека;
- применять знания о взаимодействии факторов наземной воздушной среды для достижения состояния комфорта в быту;
- создавать искусственный микроклимат;
- пользоваться водой из открытых источников и очищать в быту воду для питья;
- определять приблизительно состояние водоемов – нет ли «заморов», «цветения воды»;
- составлять индивидуальные таблицы расхода воды и применять их для экономии воды;
- предотвращать эрозию и истощение почвы путем бережного отношения к насаждениям, сохранением листового упада в парках, садах, на огородах и на городских газонах;
- использовать количественные характеристики популяций при обсуждении демографических вопросов;
- объяснять механизм регуляции и устойчивости в популяциях;
- рассчитывать плотность популяций в лесу, в поле, в водоеме;
- изображать графически цепи питания и строить экологические пирамиды;
- замечать нарушения равновесия в экосистемах и уметь делать прогнозы состояния экосистем;
- определять находится ли экосистема в равновесии и как можно вернуть нарушенное равновесие;
- какой тип взаимоотношений устанавливается между отдельными видами в конкретной экосистеме;
- устанавливать и описывать основные виды почвенной эрозии;
- составлять схему искусственной агроэкосистемы;
- пользоваться справочной и учебной литературой для сравнения уровней загрязнения атмосферы, почвы, воды в городах по ПДК, ПДВ;
- выявлять по информационным показателям “группы риска“ в отдельных городах и микрорайонах;
- определять источники излучений и их потенциальную опасность,
оценивать допустимые, контрольные и смертельные дозы от облучения радиоактивных веществ;
- применять средства защиты и лечения при облучении;
- учитывать естественные биоритмы организмов, а также индивидуальные биоритмы при распределении умственной и физической нагрузки в течение дня, приеме некоторых лекарственных препаратов;
- строить график эффективного труда, отдыха и лечения с учетом биоритмов;
- объяснять принципы обратных связей в природе, применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
- применять экологические законы при оценке воздействия любого
производства на устойчивость биосферы;
- соблюдать принципы рационального природопользования в любой хозяйственной деятельности;
- определять рациональные возможности малоотходных и безотходных технологий;
- определять редкие и реликтовые формы растительного и животного мира, подкармливать птиц и охотничье – промысловых животных;
- соблюдать культурные принципы поведения человека в лесах, парках и заповедниках;
- разбираться в экологических справочниках и нормативно – правовых документах, использовать справочные показатели для составления прогнозов состояния окружающей среды.
В результате освоения дисциплины обучающий должен знать
- об изменении взаимоотношений человека и природы с развитием хозяйственной деятельности;
- современные экологические проблемы, законы Барри Коммонера;
- методы экологических исследований;
- термины «факторы среды», « условия существования организмов»;
- законы оптимального и ограничивающего действия факторов среды;
- основные положения теории Ч. Дарвина;
- о параллельной и конвергентной эволюции
- строение и состав атмосферы и воздуха;
- примеси, озоновый экран, влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека, температура терморегуляции;
- взаимное влияние температуры, влажности и скорости ветра на организм человека;
- состав светового потока и влияние световых волн разной длины (У Ф, ИК)
на живые организмы;
- патологии в световосприятии;
- смог « классический» и «фотохимический»;
- виды и формы воды;
- запасы пресной воды и источники пресной воды;
- круговорот воды в природе, химический состав воды и его влияние на здоровье населения;
- эндемические заболевания, связанные с дисбалансом микроэлементов воде, бытовые методы очистки
- источники загрязнения водоемов; промышленные, хозяйственно – бытовые, сельскохозяйственные;
- определение почвы, ее состав, воздушный и водный режимы;
-роль почвенной флоры и фауны в общем круговороте элементов в биосфере: почвообразование и самоочищение почвы;
- возбудителей инфекционных заболеваний, передающихся через почву и способы их уничтожения в процессе минерализации, гигиеническое значение почвы;
- об отношениях организмов в популяции: понятие популяции, их
демографическую структуру, динамику численности популяции и ее регуляцию в природе;
- определение терминов: «экосистема», «биогеоценоз», взаимосвязь
экосистем на нашей планете;
- состав экосистем, законы функционирования экосистем, типы экосистем;
- круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах (цепи питания,
экологические пирамиды)
- определение экологического равновесия, обратимые и необратимые
изменения в экосистемах;
- понятие об экологических нишах и их дифференциации;
- основные типы взаимодействий организмов в экосистемах: нейтральные, конкурентные, взаимовыгодные, паразитизм;
- естественные и искусственные экосистемы;
- сельскохозяйственные агроэкосистемы и их продуктивность: виды
загрязнений в сельскохозяйственных экосистемах и методы определения загрязнений;
- прогнозы численности населения Земли;
- тенденции в изменении соотношения городского и сельского населения;
- состав и потоки энергии городских экосистем, экологические проблемы современных городов;
- о последствиях шумового загрязнения городской среды для здоровья человека, меры борьбы с шумовыми воздействиями;
- о действии радиоактивных частиц на живые клетки и ткани, о роли иммунной системы в адаптивных возможностях человека;
- о веществах – радиопротекторах, об отрицательном воздействии
электромагнитных полей на человека (естественного геомагнитного поля и искусственных электромагнитных полей от различных источников
излучения);
- виды и типы биоритмы, основные пути и механизмы адаптации организмов, роль нервной и эндокринной систем в регуляции биоритмов;
- причины и последствия нарушения биоритмов, связь биоритмов с приемом лекарств и действием токсических веществ, зависимость сопротивляемости организма от нарушения биоритмов;
- о биосфере как глобальной экосистеме, о месте человека в этой системе;
- экологические связи человечества, отношения человека и природы;
- совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы;
- учение В.И. Вернадского;
- современный смысл термина «природопользование» исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы Земли, источники дополнительных ресурсов для жителей Земли, дополнительные источники энергии;
- каким образом должна быть организована охрана природы;
- почему необходимо охранять животных, растения, территории;
- структуру и назначение Красной книги, значение леса в биосфере;
- заповедники, заказники, национальные парки, их назначение, природные богатства Мирового океана;
- об экологических кризисах, схемы безотходных производств, об экономии энергии, об экологизации образования, о праве на здоровую жизненную среду, о Белой книге, об экологически чистых производствах и технологиях;
- материалы конференции в Рио – де – Жанейро, 1992 год.
1.4. Перечень формируемых компетенций:
Общие компетенции (ОК)
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности;
работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством;
брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий;
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации;
ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины (по ФГОС):
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 56 часов, в том числе:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
56
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
практические занятия
18
лекции
18
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
20
в том числе:
Составление тестов, выполнение рефератов
Итоговая аттестация в форме экзамена в 1 семестре
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экология
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основы
экологии
14
Тема 1.1. Предмет, задачи и проблемы экологии как науки
Содержание учебного материала
2
1,2
1
История взаимодействия человека и природы; актуальность экономических проблем в современном мире.
Самостоятельная работа обучающихся: составление реферата. Структура экологии и содержание этой современной науки.
2
Тема 1.2.
Среда как
экологическое
понятие
Содержание учебного материала
2
1,2,3
1
Факторы среды. Соответствие между организмами и средой их обитания. Определение среды обитания; четыре основные среды жизни и пути приспособления организмов к условиям среды; абиотические, биотические, антропогенные факторы среды.
Практические занятия: Законы действия факторов; положения эволюционной теории Ч. Дарвина, объясняющей пути приспособления организмов к условиям окружающей среды.
Наземная воздушная среда. Атмосфера. Оболочки земли и строение атмосферы. Световой и температурный режимы – важнейшие факторы наземной воздушной среды; световые и температурные адаптации; загрязнения атмосферы. Водная среда обитания. Вода в природе. Распределение воды в гидросфере; свойства водной среды обитания; вода как компонент внутренней среды организмов; водные ресурсы, темпы их использования человеком и возможности пополнения; загрязнения водоемов и пути их охраны.
2
1,2,3
Практические занятия: Почва – богатейшая среда обитания для живых организмов; строение и составные компоненты почвы; антропогенные загрязнения почв; значение почвы в круговороте биогенных элементов и обеззараживание отходов.
2
Самостоятельная работа: составление теста, реферата Почва как среда обитания. В. В. Докучаев о почве.
2
Тема 1.4.
Популяции.
1
Содержание учебного материала
Структура популяций и их экологические характеристики. Колебания численности популяций и динамика популяций различных климатических зон.
2
1,2,3
Практические занятия: Экологическое определение популяций; пространственная, половая и возрастная структура популяций; важнейшие демографические характеристики популяций.
2
Самостоятельная работа: составление теста, рефератов Колебания численности популяций и динамика популяций различных климатических зон.
2
Тема 1.5.
Экологические
системы
1
Содержание учебного материала
1,2,3
Экологические системы – совокупность взаимодействующих организмов и условий среды; учение В. И. Сукачева о биогеоценозе. Биогеоценоз: размеры и границы экосистем. Принцип устойчивости экосистем – экологическое равновесие, последствия его нарушения; распределение организмов по экологическим нишам – условие сохранения равновесия в экосистемах; типы экологических взаимодействий: нейтрализм, симбиоз, конкуренция (внутри и межвидовая). Автотрофные экосистемы. Агроэкосистемы и их загрязнения. Городские и промышленные экосистемы. Народонаселение. Демографические проблемы и урбанизация: микроклимат города, микроклимат в городе, состояние атмосферы в городе, меры борьбы с загрязнениями в городе, роль зеленых насаждений в городских экологических системах.
2
Практические занятия: Общие законы, поддерживающие равновесие различных частей сообщества, компоненты и состав экосистем, трофические цепи и группы, автотрофные и гетеротрофные экосистемы, смена биоценозов под влиянием внешних и внутренних факторов.
2
Самостоятельная работа: составление теста, рефератов. Демографические проблемы и урбанизация: микроклимат города, микроклимат в городе. Состояние атмосферы в городе, меры борьбы с загрязнениями в городе. Роль зеленых насаждений в городских экологических системах.
2
Тема 1.6.
Образ жизни и
окружающая среда
1
Содержание учебного материала
1,2,3
Влияние шума и электромагнитного излучения, радиации на организм человека. Общие проблемы адаптации человека. Адаптивные биологические ритмы организмов. Внутренние и внешние ритмы организмов; работы А. Л. Чижевского, связанные с изучением ритмов солнечной активности; суточные, годичные, лунный месяц, приливные и отливные ритмы; задачи хронобиологии и хромо - медицины, ритмы работоспособности.
2
Практические занятия: Проблемы шума в городах, радиация и иммунитет; электромагнитное излучение, виды электромагнитных полей; магнитные бури, нарушения в организме человека и животных при действии ЭМП; меры защиты от ЭМП.
2
Самостоятельная работа – составление теста, рефератов. Адаптивные биологические ритмы организмов. Внутренние и внешние ритмы организмов: работы А. Л. Чижевского, связанные с изучением ритмов солнечной активности; суточные, годичные, лунный месяц, приливные и отливные ритмы; задачи хронобиологии и хромо - медицины, ритмы работоспособности.
4
Тема 1.7.
Биосфера
1
Содержание учебного материала
1,2,3
Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Круговорот элементов в биосфере. Общие сведения о биосфере, глобальные проблемы биосферы, угроза парникового эффекта.
2
Практические занятия: Разрушение озонового слоя, аэрация суши, истощение природных ресурсов.
2
Самостоятельная работа – составление теста, рефератов. Парниковый эффект.
2
Раздел 2.
Рациональное
природопользование.
Тема 2. 1.
Научные основы
рационального
природопользования
1
Практические занятия
1,2,3
Использование альтернативных источников энергии: солнца, ветра, приливов и отливов, геотермальной энергии. Перспективы развития энергетики.
2
Самостоятельная работа: составление теста, рефератов. Принципы рационального природопользования. Понятие природного ресурсного потенциала и классификация ресурсов. Правила рационального природопользования, задачи социальной экологии, пути предотвращения истощения ресурсов, безотходные технологии.
2
Тема 2.2.
Охрана окружающей
среды.
1
Содержание учебного материала
1,2,3
Охрана природы – элемент сохранения экологического равновесия на планете. Охрана животного и растительного мира. Красная книга. Охрана и рациональное использование лесов и воды. Особо охраняемые территории, заповедники, заказники, национальные парки.
2
Практические занятия: Использование ресурсов Мирового океана.
2
Самостоятельная работа – составление теста, реферата. Сведения о представителях животного и растительного мира, внесенных в Красную книгу.
2
Тема 2.3.
Правовые и
социальные аспекты
экологии.
1
Содержание учебного материала
1,2,3
Экологическое право. История российского природоохранного законодательства. Основные направления современной государственной экологической политики, обеспечение экологических законов, международное экологическое сотрудничество.
2
Практические занятия: Государственный контроль за состоянием окружающей среды. Экологический мониторинг.
2
Всего:
56
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальному техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экология».
Оборудование учебного кабинета: учебно-методический комплекс по
дисциплине «Экология»; для контроля иметь тестовые задания по темам курса, обязательные контрольные работы, предусмотренные учебным
планом; письменные проверочные работы и выполненные рефераты по
темам дисциплины.
Технические средства обучения: интерактивная доска, видеофильмы по тематике дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Гурова Т. Ф. Основы экологии и рационального природопользования. Курс лекций для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: НМЦ СПО, 2010.
2.Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России. – М.: МДС, 2011.
3. Стадницкий Г. В. , Яковлева О. И., Прохоров Б. В. Охрана природы
(основы рационального природопользования). – М.: Лесная промышленность, 2013.
4. Чернова Н. М. , Галушин В. М. , Константинов В. М. Основы экологии.- М.:Просвещение, 2009.
Дополнительные источники:
1. Алексеев С. В. Экология. – СПб.: СМИО Пресс, 2013.
2. Глазачев С. Н. ,Кокай Е. А. Очерки социальной экологии. М.: Горизонт, 2010.
3. Мамедов Н. М. , Суравегина И. Т., Глазачев С. Н. Основы общей экологии – 2013.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.
Текущий контроль проводится в форме экзамена
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме тестирования
Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для собеседования, рубежного контроля, примерной тематики и содержания контрольных работ, тестовых заданий, рефератов, вопросов к экзаменационным билетам отражено в Приложении к Рабочей программе дисциплины.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
- определять место человека в живой природе, оценивать последствия неразумного вмешательства человека в существующее в природе равновесие,
– приводить примеры различных типов терморегуляции у растений, животных и человека; применять знания о взаимодействии факторов наземной и воздушной среды для достижения комфорта в быту; создавать искусственный микроклимат,
– пользоваться водой из открытых источников и очищать в быту воду для питья; определять приблизительно состояние водоемов;
составлять индивидуальные таблицы расхода воды и применять их для экономии воды,
– предотвращать эрозию и истощение почвы путем бережного отношения к насаждениям, сохранением опавших листьев в парках, садах и на городских газонах.
– использовать количественные характеристики популяций при обсуждении демографических вопросов; рассчитывать
плотность популяций в лесу , в поле и в водоеме.
– изображать графически цепи питания и строить экологические пирамиды; замечать нарушение равновесия в экосистемах и уметь и уметь делать прогнозы состояния экосистем.
_ определять, находится ли экосистема в равновесии и как можно вернуть нарушенное равновесие; какой тип взаимоотношений устанавливается между отдельными видами в конкретной экосистеме.
_ устанавливать и описывать основные виды почвенной эрозии; составлять схему искусственной экосистемы.
_ пользоваться справочной и учебной
литературой для сравнения уровней
загрязнения атмосферы, почвы и воды в городах по ПДК и ПДВ; выявлять по информационным показателям “ группы риска” в отдельных городах и микрорайонах.
_ определять источники излучений и их потенциальную опасность, оценивать допустимые, контрольные и смертельные дозы от облучения радиоактивных веществ; применять средства защиты и лечения при облучении.
_ учитывать естественные биоритмы
организмов, а также индивидуальные
биоритмы при распределении умственной и физической нагрузки в течении дня; строить график эффективного труда, отдыха и лечения с учетом биоритмов.
- объяснять принципы обратных связей в природе, применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.
_ применять экологические законы при оценке воздействия любого производства на устойчивость биосферы; соблюдать принципы рационального природопользования в любой хозяйственной деятельности.
_- определять редкие и реликтовые формы растительного и животного мира, подкармливать птиц и животных; соблюдать культурные принципы поведения человека в
лесах, парках и заповедниках.
_ разбираться в экологических справочниках и нормативных правовых документах, использовать справочные показатели для составления прогнозов состояния окружающей среды.
Знать:
- об изменений отношений человека и
природы с развитием хозяйственной
деятельности; современные экологические проблемы, законы Барри Коммонера; методы экологических исследований.
– термины “факторы среды”, “условия существования организмов“; законы оптимального и ограничивающего действия факторов среды; основные положения теории
Ч. Дарвина; о параллельной и конвергентной эволюции.
– строение и состав атмосферы и воздуха, примеси, озоновый экран, влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека, температура терморегуляции; взаимное влияние температуры, влажности и скорости движения ветра на организм человека; состав светового потока и влияние световых волн разной длины (УФ, ИК) на живые организмы, смог “классический “ и “фото химический”.
– виды и формы воды, источники и запасы пресной воды, круговорот воды в природе, химический состав воды и его влияние на здоровье человека; дисбаланс микроэлементов
в воде, заболевания, бытовые методы очистки воды; источники загрязнений водоемов: промышленные, хозяйственно – бытовые, сельскохозяйственные.
– определение почвы, ее состав, воздушный и водный режимы; роль почвенной флоры и фауны в общем круговороте элементов в биосфере, почвообразование и самоочищение
почвы; возбудителей инфекционных
заболеваний, передающихся через почву, и способы их уничтожения в процессе минерализации, гигиеническое значение почвы.
– об отношениях организмов в популяциях: понятие популяции, их демографическую структуру, динамику численности популяции и ее регуляцию в природе.
– определение терминов «экосистема», «биогеоценоз», взаимосвязь экосистем на нашей планете, состав и законы функционирования экосистем; круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах( цепи питания, экологические пирамиды), основные
типы экосистем.
– определение экологического равновесия, обратимые и необратимые изменения в экосистемах; экологические ниши, основные типы взаимодействий организмов в экосистемах: нейтральные, конкурентные, взаимовыгодные; явление паразитизма.
– естественные и искусственные экосистемы; сельскохозяйственные агроэкосистемы и их продуктивность: виды и методы определения сельскохозяйственных загрязнений.
– прогнозы численности населения Земли;
тенденции в изменении соотношения
городского и сельского населения; состав и потоки энергии городских экосистем, экологические проблемы современных городов.
– о последствия шумового загрязнения городской среды для здоровья человека, меры борьбы с шумовыми загрязнениями; о
действии радиоактивных частиц на живые клетки и ткани ; воздействие
электромагнитных полей на человека (естественного, геомагнитного поля и
искусственных электромагнитных полей от различных источников излучения).
– основные пути и механизмы адаптации организмов неблагоприятным условиям; виды и типы биоритмов; роль нервной системы и эндокринной систем в регуляции биоритмов, причины и последствия нарушения биоритмов; последствия нарушения биоритмов.
– о биосфере, о месте человека в экосистеме Земли, современные взаимоотношения человека и природы; характер формирования биосферы и технической сферы; учение В. И. Вернадского.
– о термине «природопользование»,
исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы Земли, использование человеком ресурсов биосферы, дополнительные источники энергии.
– об организации охраны природы; структуру и назначение Красной книги; назначение заповедников, заказников и национальных парков; богатство лесов, Мирового океана и
их назначение.
– об экологических кризисах; о схемах безотходных производствах; об экономии и новых источниках энергии; материалы конференции в Рио – де – Жанейро, 1992 г., экологизация образования, о Белой книге, о праве на здоровую жизненную среду, об экологически чистых производствах и технологиях.