kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 12 Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание рабочей программы учебной дисциплины разработано с учетом получаемой специальности СПО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 12 Биология»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области

«ВЕЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГАПОУ АО «Вельский индустриально - экономический колледж»)





УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ АО «Вельский индустриально - экономический колледж»

_____________ Н.В. Орлов

«____»_____________2018 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.12 БИОЛОГИЯ

















Вельск

2018

Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОУД.12 Биология, по профессии 43.01.09 Повар, кондитер разработана в соответствии с Фундаментальным ядром основного общего образования, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, письмом Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. N 06-259



Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области

«Вельский индустриально-экономический колледж»





            1. Составитель:

            2. Поплавская Ирина Александровна, преподаватель ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»








  1. Рассмотрено и рекомендовано к утверждению

на заседании методической цикловой комиссии

гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

протокол № 1 от «31» августа 2018 г.

Председатель __________________ И.А. Поплавская



СОДЕРЖАНИЕ



  1. пояснительная записка рабочей программы учебной дисциплины


3

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

20

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

22
































  1. пояснительная записка рабочей программы учебной дисциплины

ОУД. 12 БИОЛОГИЯ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 12 «Биология» реализуется в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012г. №413, письмом Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. N 06-259 и Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер и соответствует естественно-научному профилю.

Содержание рабочей программы учебной дисциплины разработано с учетом получаемой специальности среднего профессионального образования.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в образовательных организациях среднего профессионального образования.

    1. Общая характеристика учебной дисциплины

Дисциплина ОУД.12 Биология относится к обязательной части и входит в состав базового общеобразовательного цикла ППССЗ по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.

Рабочая программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, практических и лабораторных занятий, обобщающих уроков.

Приоритетными формами учебных занятий считаются комбинированные уроки, теоретические уроки с элементами практического занятия.

Формы организации учебного процесса по учебной дисциплине

ОУД. 12 Биология

Формы учебных занятий

Методы обучения

Технология

Лекция

Объяснительно-иллюстративный

Мультимедийная

Практическая работа

Поисковый

Игровая

Теоретические уроки с элементами практического занятия

Частично-поисковый

Здоровьесберегающая

В программе учитывается взаимосвязь репродуктивной и проблемной формы обучения, коллективной и самостоятельной работой.

Исходя из принципов современного образования реализация программы ориентирована на новые подходы к организации общения и сотрудничества на уроке.

При реализации программы учебной дисциплины используются активные и интерактивные формы сотрудничества: «преподаватель – студент», парная и групповая работа, что в свою очередь также влияет на формирование УУД.

Освоение курса сопровождается текущим и промежуточным контролем, включающими в себя тесты и проверочную работу по разделам.

Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет, который включает в себя контрольный тест, охватывающий ключевые темы, понятия и термины курса.

Обязательным условие допуска обучающегося к дифференцированному зачету является выполнение практических работ.


1.3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профильная дисциплина общеобразовательного цикла.

Освоение дисциплины Биология является основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла.

1.4. Цели и задачи дисциплины, требования к планируемым результатам освоения дисциплины:

Цель изучения учебной дисциплины:


- получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Ор­ганизм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных пред­ставлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биоло­гических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способ­ностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходи­мости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других лю­дей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.



Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:


Результаты

Требования к результатам

(по ФГОС СОО)

Планируемые результаты изучаемой дисциплины

Личностные

1)российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее

многонационального народа России,уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2)гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3)готовность к служению Отечеству, его защите;

4)сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6)толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7)навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8)нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11)принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12)бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13)осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14)сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.


1)сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно­научной картине мира;

2) понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влия­ния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

3) способность использовать знания о современной естественно-научной карти­не мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

4) владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприя­тию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

5) способность руководствоваться в своей деятельности современными принци­пами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

6) готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

7)обладание навыками

безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного обо­рудования;

8)способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики от­равлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (ку­рения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

9) готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;


Метапредметные

1)умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2)умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3)владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4)готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)

5)умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6)умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7)умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8)владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9)владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

10)предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.


1)осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

2)повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловече­скую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и про­исхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

3)способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

4) способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способ­ность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

5) умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их опи­сания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

6) способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

7)способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных тех­нологий для решения научных и профессиональных задач;

8) способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);



Предметные

1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной на­учной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

2)владение основополагающими понятиями и представлениями о живой при­роде, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биоло­гической терминологией и символикой;

3)владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, из­мерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

4)сформированность умений объяснять результаты биологических эксперимен­тов, решать элементарные биологические задачи;

5)сформированность собственной позиции по отношению к биологической ин­формации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:


1)объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

2)решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

3)выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

4)сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

5)анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

6)изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

7)находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;


обучающийся должен знать:

1) основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

2) строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

3) сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

4) вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

5) биологическую терминологию и символику.




1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Всего учебной нагрузки обучающегося72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
















  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем

часов

Всего часов

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72



в том числе:


практические занятия

18

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД. 12 « БИОЛОГИЯ»


Введение

1

Знакомство с объектами изучения биологии.

Выявление роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей

2



Тема 1.

Учение клетки

Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

10

Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом



2

Химическая организация клетки

2



3

Нуклеиновые кислоты

2



4

Практическое занятие

2




Строение и функции растительной и животной клетки




5

Практическое занятие

2




Обмен веществ и превращение энергии в клетке




6

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

2




Тема 2.

Организм. Размножение и индивидуальное развитие.

Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

10

Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Просмотр учебных фильмов.





7

Бесполое размножение.

2



8

Половое размножение

2



9

Индивидуальное развитие организма.

2



10

Практическое занятие

2




Сравнительная характеристика митоза и мейоза




11

Влияние курения, наркотиков и алкоголя на развитие зародыша.

2




Тема 3.

Основы генетики и селекции

Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

16

Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Просмотр учебных фильмов.



12

Основы генетики.

2



13

Законы Г. Менделя

2



14

Практическое занятие

2




Решение задач по генетике




15

Закономерности изменчивости

2



16

Практическое занятие

2




Модификационная изменчивость




17

Селекция растений

2



18

Селекция животных

2



19

Г.Д. Карпеченко и его вклад в науку.

2











Тема 4.

Эволюционное учение

Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

10

Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Просмотр учебных фильмов.



20

Микроэволюция

2



21

Макроэволюция

2



22

Естественный отбор в природных популяциях

2



23

Основные направления эволюционного процесса

2



24 Практическое занятие

2



Систематическое положение человека





Тема 5.

История развития жизни на Земле

Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

6

Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом.







25

Возникновение жизни на Земле

2



26


Доказательства родства человека с млекопитающими животными

2



27

Практическое занятие

2




Характеристика эволюции человека





Тема 6.

Основы экологии

Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

12

Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом.



28

Основы экологии

2



29

Взаимодействия живых организмов в экосистемах

2



30

Практическое занятие

2




Сравнительное описание естественных и агроэкосистем




31

Учение обиосфере

2



32

Влияние деятельности человека на биосферу

2



33

Практическое занятие

2




Решение экологических задач





Тема 7.


Бионика

Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

4

Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом.



34

Бионика

2



35

Повторительно-обобщающий урок

2



36

Дифференцированный зачетный урок

2












































Темы индивидуальных исследовательских проектов:

Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

Драматические страницы в истории развития генетики.

Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина.

«Система природы» К. Линнея и ее значение для развития биологии.

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка раз­личных гипотез происхождения

Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность ра­сизма.

Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбрио­нальное развитие ребенка.

Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их не­достатке и избытке.

Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности лю­дей.

Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме — биосфере.

Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчиво­сти.

Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических си­стемах.

Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.

Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосисте­мах.

Роль правительственных и общественных экологических организаций в соврменных развитых странах.

Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах).

Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их воз­никновения










3. условия р3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Биологии № 27

Оборудование учебного кабинета:

Рабочее место преподавателя (стол учительский – 1, стул – 1)

Стол ученический – 17

Стул ученический – 34

Стол лабораторный -6

Табуретки лабораторные – 16

Вытяжной шкаф – 1

Мультимедийный проектор – 1

Ноутбук – 1

Экран - 1

Телевизор - 1

DVD – 1

Доска меловая – 3

Стенд – 6

Шкаф для бумаг – 1

Сейф – 2


Комплект учебно-наглядных пособий «Биология»

1.Натуральные образцы (учебные фильмы, презентации)

2. Объемные средства (стенды)

3. Плоскостные средства (набор таблиц и плакатов)

4.Инструктивно-техническая документация

Комплекты тестовых заданий к темам: строение и функции клетки, бесполое и половое размножение, индивидуальное развитие организма, основы генетики, законы Менделя, закономерности изменчивости, основы экологии.

5. Контрольно-диагностические материалы

Комплект контрольно-измерительных материалов по текущему контролю

Комплект контрольно-измерительных материалов по промежуточной аттестации





3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  1. Основные источники:

1.Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология: учебник / под ред. В.М. Константинова. М.: Академия, 2014. 320 с.-ISBN 978-5-7695-5444-5

Дополнительные источники:

1. Богданов Т.Л. Солодева Е.А. Биология. Спр. Пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М., АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002. -816 с.

2. Захаров В.Б. Общая биология. Учебник. – М.: Дрофа, 2000

3. Константинов В.М. Общая биология. – М.: Академия, 2003 – 256с.

4. Энциклопедия для детей. Биология. – М., Русское энциклопедическое товарищество, 2003. – 733с.

5. Биологический тематический словарь: Учеб. Пособие для студентов СПО. – М., Изд. Центр Академия, 2006. – 336 с.

6. Энциклопедия для детей. Т 2. Биология. – 5-е изд. – М., Аванта +, 2000. – 704 с.


Интернет-ресурсы:


www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека). www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по био­логии).

www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии). www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).

www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).

www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов). www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разрабо­танного в Московском государственном открытом университете).

www.nature.ok.ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).

www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).

www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Результаты обучения по дисциплине

Усвоенные знания:

З1.Основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности.

З2.Строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем.

З3.Сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере.

З4.Вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки.

З5.Биологическую терминологию и символику.

Освоенные умения:

У1.Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов.

У2.Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию.

У3.Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности.

У4.Сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа.

У5.Анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде.

У6.Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях.


Текущий контроль в форме:

  • самостоятельных работ;

  • практических работ;

  • тематических тестов;

  • биологических диктантов;



Промежуточная аттестация

форме:

дифференцированного зачета.










































































13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 12 Биология

Автор: Поплавская Ирина Александровна

Дата: 17.06.2019

Номер свидетельства: 515017

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа дисциплины Биология."
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-distsipliny-biologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "278800"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453133800"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Рабочая программа  учебной дисциплины  ОУД.02 АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК по профессии СПО (ППКРС) 19.01.17 Повар, кондитер"
    ["seo_title"] => string(115) "rabochaia-proghramma-uchiebnoi-distsipliny-oud-02-angliiskii-iazyk-po-profiessii-spo-ppkrs-19-01-17-povar-konditier"
    ["file_id"] => string(6) "255662"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447959646"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства