Рабочая программа по биологии для 9 класса разработана к учебнику Биология. 9 класс, Драгомилов А. Г. Под ред. Драгомилов А. Г., Маш Р.Д. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2019.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 9 класса разработана на основе:
Закона об образовании Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012г;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказа Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» от 15 декабря 2015 г. №1577;
Авторская программа «Биологии 5–11 класс» авторов: И.Н. Пономарёвой, В. С. Кучменко, О.А. Корниловой, А. Г. Драгомилова. Т. С. Сухова, Л. В. Симонова, Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2017.
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях;
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
Письмо от 22.04.19 № 2478 -04-О «О примерном учебном плане 1-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2019-2020 учебный год».
Программа соответствует учебнику Биология. 9 класс, Драгомилов А. Г. Под ред. Драгомилов А. Г., Маш Р.Д. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2019.
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена с учетом 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 9 классе являются следующие качества:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
- воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;
- понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; соблюдение правил поведения в природе;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, готовность и способность принимать ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
- критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения предмета «Биология» в 9 классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД). В результате обучения ученик научится:
Познавательные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
- владеть основами исследовательской и проектной деятельности - видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), оценивать ее достоверность;
- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
- строить логические рассуждения и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнение;
Регулятивные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
- организовывать свою учебную и познавательную деятельность - определять цели работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы);
- самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач и выбирать средства достижения цели;
- работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем.
1.3. Предметные результаты:
в познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки живых организмов и организма человека) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
устанавливать причинно-следственные связи между гибкостью тела человека и строением его позвоночника, между строением анализатора и выполняемой им функцией;
сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения; выявлять
взаимосвязи между особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями;
проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, об инфекционных заболеваниях, оформлять ее в виде сообщений, рефератов, докладов;
классифицировать типы и виды памяти, железы в организме человека;
устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции;
определять и различать части и органоиды клетки и системы органов организма человека на рисунках и схемах;
сравнивать биологические объекты и процессы и делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявлять изменчивость организмов; приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
владеть методами биологической науки — наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
в ценностно-ориентационной сфере:
знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;
приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
в сфере трудовой деятельности:
- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
в сфере физической деятельности:
- демонстрировать приемы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
- владеть приемами рациональной организации труда и отдыха;
в эстетической сфере:
- оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного предмета «Биология»
Глава 1. Общий обзор организма человека
- науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена; методы наук о человеке; санитарно-эпидемиологические институты нашей страны;
- структура тела, место человека в живой природе: искусственная (социальная) и природная среда; биосоциальная природа человека; части тела человека; пропорции тела человека; сходство человека с другими животными; общие черты в строении организма млекопитающих, приматов и человекообразных обезьян; специфические особенности человека как биологического вида;
- клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность: части клетки; органоиды в животной клетке; процессы, происходящие в клетке (обмен веществ, рост, развитие, размножение); возбудимость;
- общая характеристика систем органов организма человека, регуляция работы внутренних органов: система покровных органов; опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, иммунная, дыхательная, нервная, эндокринная, мочевыделительная, половая системы органов; уровни организации организма; нервная и гуморальная регуляция внутренних органов; рефлекторная дуга.
JI.р. № 1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода»,Л.р. № 2 «Клетки и ткани под микроскопом». Пр.р. «Изучение мигательного рефлекса и его торможение».
Глава 2. Опорно – двигательная система
- скелет; строение, состав и типы соединения костей: общая характеристика и значение скелета; три типа костей; строение костей; состав костей; типы соединения костей;
скелет головы и туловища: отделы черепа; кости, образующие череп; отделы позвоночника; строение позвонка и грудной клетки;
- скелет конечностей: строение скелета поясов конечностей, верхней и нижней конечностей;
- первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы: виды травм, затрагивающих скелет (растяжения, вывихи, открытые и закрытые переломы); необходимые приемы первой помощи при травмах;
- строение, основные типы и группы мышц: гладкая и скелетная мускулатура; строение скелетной мышцы; основные группы скелетных мышц;
- работа мышц: мышцы-антагонисты и мышцы- синергисты; динамическая и статическая работа мышц; мышечное утомление;
- нарушение осанки и плоскостопие: осанка; причины и последствия неправильной осанки; предупреждение искривления позвоночника, плоскостопия;
- развитие опорно-двигательной системы: развитие опорно-двигательной системы в ходе взросления; значение двигательной активности и мышечных нагрузок; физическая подготовка; статические и динамические физические упражнения.
Глава 3.Кровь. Кровообращение. - значение крови и ее состав: жидкости, образующие внутреннюю среду организма человека (кровь, лимфа, тканевая жидкость); функции крови в организме; состав плазмы крови; форменные элементы крови (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты);
- иммунитет: иммунная система; важнейшие открытия в сфере изучения иммунитета: виды иммунитета; прививки и сыворотки;
- тканевая совместимость и переливание крови: причины несовместимости тканей; группы крови; резус-фактор; правила переливания крови;
- сердце и круги кровообращения: органы кровообращения; строение сердца; виды кровеносных сосудов; большой и малый круги кровообращения;
- движение лимфы: лимфатические сосуды; лимфатические узлы; роль лимфы в организме;
- движение крови по сосудам: давление крови в сосудах; верхнее и нижнее артериальное давление; заболевания сердечно-сосудистой системы, связанные с давлением крови; скорость кровотока; пульс; перераспределение крови в работающих органах;
- регуляция работы органов кровеносной системы: отделы нервной системы, управляющие работой сердца; гуморальная регуляция сердца; автоматизм сердца;
- предупреждение заболеваний кровеносной системы: физические нагрузки и здоровье сердечно-сосудистой системы; влияние табака и алкоголя на состояние сердечно-сосудистой системы;
- первая помощь при кровотечениях: значение кровотечения; виды кровотечений (капиллярное, венозное, артериальное).
Л. р. № 5«Сравнение крови человека с кровью лягушки».
Пр. р.: «Изучение явления кислородного голодания», «Определение ЧСС, скорости кровотока», «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включающимся в работу», «Доказательство вреда табакокурения», «Функциональная сердечно-сосудистая проба».
Глава 4. Дыхательная система
- значение дыхательной системы; органы дыхания: связь дыхательной и кровеносной систем; строение дыхательных путей; органы дыхания и их функции;
- строение легких; газообмен в легких и тканях: строение легких; процесс поступления кисло
рода в кровь и транспорт кислорода от легких по телу; роль эритроцитов и гемоглобина в переносе кислорода;
- дыхательные движения: механизм вдоха и выдоха; органы, участвующие в дыхательных движениях; влияние курения на функции альвеол легких;
- регуляция дыхания: контроль дыхания центральной нервной системой; бессознательная и сознательная регуляция; рефлексы кашля и чихания; дыхательный центр; гуморальная регуляция дыхания;
- заболевания дыхательной системы: болезни органов дыхания, передающиеся через воздух (грипп, туберкулез легких); рак легких; значение флюорографии; жизненная емкость легких; значение закаливания, физических упражнений для тренировки органов дыхания и гигиены помещений для здоровья человека;
- первая помощь при поражении органов дыхания:первая помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при утоплении, удушении, заваливании землей, электротравмах; искусственное дыхание; непрямой массаж сердца.
Л.р. №6«Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»,
Л.р. №7 «Дыхательные движения».
Пр. р.: «Измерение обхвата грудной клетки», «Определение запыленности воздуха».
Глава 5.Пищеварительная система - значение пищи: значение и состав пищи; питательные вещества; вода, минеральные вещества и витамины в пище; правильная подготовка пищи к употреблению (части растений, накапливающие вредные вещества; санитарная обработка пищевых продуктов);
- строение пищеварительной системы:значение пищеварения; органы пищеварительной системы; пищеварительные железы;
- зубы:строение зубного ряда человека; смена зубов: строение зуба; значение зубов; уход за зубами;
- пищеварение в ротовой полости и в желудке: механическая и химическая обработка пищи в ротовой полости; пищеварение в желудке; строение стенок желудка;
- пищеварение в кишечнике: химическая обработка пиши в тонком кишечнике и всасывание питательных веществ; печень и ее функции; толстая кишка, аппендикс и их функции;
- регуляция пищеварения: рефлексы органов пищеварительной системы; работы И.П. Павлова в области изучения рефлексов; гуморальная регуляция пищеварения; правильное питание;
- заболевания органов пищеварения: инфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта и глистные заболевания: способы заражения и симптомы; пищевые отравления: симптомы и первая помощь.
Л.р. № 8«Действие ферментов слюны на крахмал»,Л.р. № 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки».
Пр.р. «Определение местоположения слюнных желез».
Глава 6. Обмен веществ и энергии
- обменные процессы в организме: стадии обмена веществ; пластический и энергетический обмен;
- нормы питания: расход энергии в организме; факторы, влияющие на основной и общий обмен организма; нормы питания; калорийность пиши;
- витамины: роль витаминов в организме; гипер- и гиповитаминоз, авитаминоз; важнейшие витамины, их значение для организма; источники витаминов; правильная подготовка пищевых продуктов к употреблению в пищу.
Пр.р.«Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки».
Глава 7.Мочевыделительная система
- строение и функции почек: строение мочевыделительной системы; функции почек; строение нефрона; механизм фильтрации мочи в нефроне; этапы формирования мочи в почках;
- заболевания органов мочевыделения; питьевой режим: причины заболеваний почек; значение воды и минеральных солей для организма; гигиена питья; обезвоживание; водное отравление; гигиенические требования к питьевой воде; очистка воды.
Глава 8. Кожа
- значение кожи и ее строение: функции кожных покровов; строение кожи;
- нарушения кожных покровов и повреждения кожи:причины нарушения здоровья кожных покровов; первая помощь при ожогах, обморожениях; инфекции кожи (грибковые заболевания, чесотка);
- гигиена кожных покровов: участие кожи в терморегуляции; закаливание; первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
Глава 9. Эндокринная и нервная системы
- железы внешней, внутренней и смешанной секреции: отличия и сходства желез внешней, внутренней и смешанной секреции, их функции; эндокринная система;
- роль гормонов в организме: роль гормонов в росте и развитии организма; влияние нарушений работы гипофиза, щитовидной железы на процессы
роста и развития; роль поджелудочной железы в организме; сахарный диабет; роль надпочечников в организме; адреналин и норадреналин.
- значение, строение и функция нервной системы:общая характеристика роли нервной системы; части и отделы нервной системы; центральная и периферическая нервная система; соматический и вегетативный отделы; прямые и обратные связи;
- автономный отдел нервной системы: парасимпатический и симпатический подотделы автономного отдела нервной системы;
- нейрогуморальная регуляция: связь желез внутренней секреции с нервной системой; согласованное действие гуморальной и нервной регуляции на организм; скорость реагирования нервной и гуморальной систем;
- спинной мозг: строение спинного мозга; рефлекторная функция спинного мозга (соматические и вегетативные рефлексы); проводящая функция спинного мозга;
- головной мозг: серое и белое вещество головного мозга; строение и функции отделов головного мозга; расположение и функции зон коры больших полушарий.
Пр.р.:«Изучение действия прямых и обратных связей», «Штриховое раздражение кожи», «Изучение функций отделов головного мозга».
Глава 10. Органы чувств. Анализаторы
- принцип работы органов чувств и анализаторов: пять чувств человека; расположение, функции анализаторов и особенности их работы; развитость органов чувств и тренировка; иллюзии;
- орган зрения и зрительный анализатор: значение зрения; строение глаза; слезные железы; оболочки глаза;
- заболевания и повреждения глаз:близорукость и дальнозоркость; первая помощь при повреждении глаз;
- органы слуха, равновесия и их анализаторы: значение слуха; части уха; строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха; шум как фактор, вредно влияющий на слух; заболевания уха; строение и расположение органа равновесия;
- органы осязания, обоняния и вкуса: значение, расположение и устройство органов осязания, обоняния и вкуса; вредные пахучие вещества; особенности работы органа вкуса.
Пр.р.«Исследование реакции зрачка на освещенность», «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна», «Оценка состояния вестибулярного аппарата», «Исследование тактильных рецепторов».
Глава 11. Поведение и психика
- врожденные формы поведения: положительные и отрицательные (побудительные и тормозные) инстинкты и рефлексы; явление запечатления (импринтинга);
- приобретенные формы поведения: условные рефлексы и торможение рефлекса: подкрепление рефлекса; динамический стереотип;
- закономерности работы головного мозга: центральное торможение: безусловное (врожденное) и условное (приобретенное) торможение; явление доминанты; закон взаимной индукции;
- биологические ритмы; сон и его значение: сон как составляющая суточных биоритмов; медленный и быстрый сон; природа сновидений; значение сна для человека; гигиена сна;
- особенности высшей нервной деятельности человека; познавательные процессы: наука о высшей нервной деятельности; появление и развитие речи в эволюции человека и индивидуальном развитии; внутренняя и внешняя речь; восприятие и впечатление; виды и процессы памяти; особенности запоминания; воображение и мышление;
- воля и эмоции; внимание; регуляция поведения:волевые качества личности и волевые действия; побудительная и тормозная функции воли; внушаемость и негативизм; эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства); астенические и стенические эмоции; непроизвольное и произвольное внимание; рассеянность внимания;
- режим дня; работоспособность: стадии работоспособности (врабатывание, устойчивая работоспособность, истощение); значение и состав правильного режима дня, активного отдыха.
- половая система человека: факторы, определяющие пол; строение женской и мужской половой системы; созревание половых клеток и сопутствующие процессы в организме; гигиена внешних половых органов. Причины наследственных заболеваний:
- внутриутробное развитие организма; развитие после рождения: созревание зародыша; закономерности роста и развития ребенка; ростовые скачки; календарный и биологический возраст;
- вред наркогенных веществ: примеры наркогенных веществ; причины обращения молодых людей к наркогенным веществам; процесс привыкания к курению; последствия курения; влияние алкоголя на организм; опасность наркотической зависимости; реакция абстиненции;
- психологические особенности личности: типы темперамента; характер личности и факторы, влияющие на него; экстраверты и интроверты; интересы и склонности, способности; выбор будущей профессиональной деятельности.
Глава 13. Биосфера и человек
- влияние экологических факторов на человека: человек как часть живого вещества биосферы; влияние абиотических факторов (кислорода, воды, света, климата) и биотических факторов на человека как часть живой природы; влияние хозяйственной деятельности на человека; человек как фактор, значительно влияющий на биосферу.
- влияние человека на биосферу: история отношений человека и биосферы; причины усиления влияния человека на природу в последние столетия; глобальные экологические проблемы; загрязнение атмосферы и увеличение концентрации углекислого газа; загрязнение и разрушение почв; радиоактивное загрязнение биосферы; прямое и косвенное влияние человека на флору и фауну; природоохранительная деятельность человека; экологическое образование; ноосфера.
Тематическое планирование
№
Наименование глав
Количество часов
1
Общий обзор организма человека. Общий обзор.
5
2
Опорно – двигательная система.
9
3
Кровь. Кровообращение.
7
4
Дыхательная система.
7
5
Пищеварительная система.
6
6
Обмен веществ и энергии.
4
7
Мочевыделительная система.
2
8
Кожа.
3
9
Эндокринная и нервная системы.
6
10
Органы чувств. Анализаторы.
6
11
Поведение и психика.
7
12
Индивидуальное развитие организма.
4
13
Биосфера и человек
2
ИТОГО часов
68
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование тем, уроков
Кол-во часов
Дата
Примечание
план
факт
1 четверть
Глава 1. Введение. Организм человека. Общий обзор (5 ч)
1
Вводный инструктаж по технике безопасности. Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.
1
2
Структура тела человека. Место человека в живой природе. Входная контрольная работа
1
3
Клетка. Л.р. №1 "Действие фермента каталазы на пероксид водорода.
1
4
Ткани. Л.р. №2."Клетки и ткани под микроскопом"
1
5
Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция. Пр.р. №1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможение»
1
Глава 2. Опорно – двигательная система (9 ч)
6
Скелет. Строение, состав и соединение костей. Л.р.№3"Строение костной ткани. Состав костей"
1
7
Скелет головы и туловища
1
8
Скелет конечностей. П.р. №2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья»
1
9
Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.
1
10
Мышцы. Пр.р. №3 «Изучение расположения мышц»
1
11
Работа мышц.
1
12
Нарушение осанки и плоскостопие. Пр.р. №4 "Проверяем правильность осанки", "Выявление плоскостопия", "Оценка гибкости позвоночника"
1
13
Развитие опорно-двигательной системы.
1
14
Обобщение и систематизация знаний по теме «Организм человека. Опорно – двигательная система».
1
Глава 3. Кровь. Кровообращение (7 ч)
15
Внутренняя среда. Значение и состав крови. Л.р. №5 "Сравнение крови человека с кровью лягушки"
1
16
Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови
1
17
Строение и работа сердца. Круги кровообращения.
1
2 четверть
18
Движение лимфы. Пр.р.№5 «Кислородное голодание»
1
19
Движение крови по сосудам. Пр.р. №6 "Пульс и движение крови", "Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки"
1
20
Регуляция работы органов кровеносной системы. Пр.р. №7 «Доказательства вреда табакокурения»
1
21
Заболевания КС. Первая помощь при кровотечениях. Пр.р. №8 «Функциональная СС проба»
1
Глава 4. Дыхательная система (7 ч)
22
Значение дыхательной системы. Органы дыхания.
1
23
Строение лёгких. Газообмен в легких и тканях. Л.р.№6 "Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха"
1
24
Дыхательные движения. Л.р. №7 «Дыхательные движения»