kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии  для 9 класса разработана к учебнику  Биология. 9 класс, Драгомилов А. Г. Под ред. Драгомилов А. Г., Маш Р.Д.  М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2019.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 9 класса разработана на основе:

  1. Закона об образовании Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012г;

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  3. Приказа Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» от 15 декабря 2015 г. №1577;

  4. Авторская программа «Биологии 5–11 класс» авторов: И.Н. Пономарёвой, В. С. Кучменко, О.А. Корниловой, А. Г. Драгомилова. Т. С. Сухова, Л. В. Симонова, Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2017.

  5. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях;

  6. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;

  7. Письмо от 22.04.19 № 2478 -04-О «О примерном учебном плане 1-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2019-2020 учебный год».



Программа соответствует учебнику Биология. 9 класс, Драгомилов А. Г. Под ред. Драгомилов А. Г., Маш Р.Д. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2019.


Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена с учетом 2 часа в неделю, 68 часов в год.



Планируемые результаты освоения учебного предмета

    1. Личностные результаты

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 9 классе являются следующие качества:

- знание основных принципов и правил отноше­ния к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; ин­теллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

- воспитание чувства гордости за российскую био­логическую науку;

- понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; готов­ность к самостоятельным поступкам и действи­ям на благо природы;

- признание ценности жизни во всех ее проявле­ниях и необходимости ответственного, бережно­го отношения к окружающей среде; соблюдение правил поведения в природе;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, готовность и способность прини­мать ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

- признание права каждого на собственное мне­ние; эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

- критичное отношение к своим поступкам, осо­знание ответственности за их последствия.


    1. Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения предмета «Биология» в 9 классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД). В результате обучения ученик научится:

Познавательные УУД формирование и развитие навыков и умений:

- владеть основами исследовательской и проект­ной деятельности - видеть проблему, ставить во­просы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, про­водить эксперименты, делать выводы и заклю­чения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

- находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литера­туре, словарях и справочниках), оценивать ее достоверность;

- составлять сообщения на основе обобщения ма­териала учебника и дополнительной литературы;

- строить логические рассуждения и умозаклю­чения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнение;

Регулятивные УУД — формирование и развитие навыков и умений:

- организовывать свою учебную и познавательную деятельность - определять цели работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последова­тельность действий и прогнозировать результаты работы);

- самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач и выбирать средства дости­жения цели;

- работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- выбирать целевые и смысловые установки в сво­их действиях и поступках по отношению к жи­вой природе, здоровью своему и окружающих;

- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

- владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД — формирование и раз­витие навыков и умений:

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, срав­нивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

- слушать и слышать другое мнение, вести дискус­сию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

- строить продуктивное взаимодействие со сверст­никами и взрослыми;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем.


1.3. Предметные результаты:

в познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделять существенные признаки биологиче­ских объектов (отличительные признаки живых организмов и организма человека) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, пита­ние, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жиз­недеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

  • приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболе­ваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекцион­ных и простудных заболеваний;

  • объяснять роль биологии в практической дея­тельности людей; места и роли человека в при­роде; роли различных организмов в жизни че­ловека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наслед­ственности и изменчивости, проявления наслед­ственных заболеваний у человека, видообразо­вания и приспособленности;

  • устанавливать причинно-следственные связи между гибкостью тела человека и строением его позвоночника, между строением анализатора и выполняемой им функцией;

  • сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения; выявлять

взаимосвязи между особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями;

  • проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

  • находить в учебной и научно-популярной ли­тературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, об инфекционных за­болеваниях, оформлять ее в виде сообщений, рефератов, докладов;

  • классифицировать типы и виды памяти, железы в организме человека;

  • устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регу­ляции;

  • определять и различать части и органоиды клет­ки и системы органов организма человека на ри­сунках и схемах;

  • сравнивать биологические объекты и процессы и делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявлять изменчивость организмов; приспособ­ления организмов к среде обитания; типы взаи­модействия разных видов в экосистеме; взаимо­связи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • владеть методами биологической науки — на­блюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспе­риментов и объяснение их результатов;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;

  • приводить доказательства взаимосвязи челове­ка и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, не­обходимости защиты среды обитания человека;

- анализировать и оценивать последствия деятель­ности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;

в сфере трудовой деятельности:

- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

в сфере физической деятельности:

- демонстрировать приемы оказания первой по­мощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- проводить наблюдения за состоянием собствен­ного организма;

- владеть приемами рациональной организации труда и отдыха;

в эстетической сфере:

- оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.








Содержание учебного предмета «Биология»


Глава 1. Общий обзор организма человека

- науки об организме человека: анатомия, физио­логия, гигиена; методы наук о человеке; сани­тарно-эпидемиологические институты нашей страны;

- структура тела, место человека в живой природе: искусственная (социальная) и природная сре­да; биосоциальная природа человека; части тела человека; пропорции тела человека; сходство человека с другими животными; общие черты в строении организма млекопитающих, прима­тов и человекообразных обезьян; специфические особенности человека как биологического вида;

- клетка: строение, химический состав и жизне­деятельность: части клетки; органоиды в живот­ной клетке; процессы, происходящие в клетке (обмен веществ, рост, развитие, размножение); возбудимость;

- ткани: эпителиальные, соединительные, мы­шечные ткани; нервная ткань;

- общая характеристика систем органов организма человека, регуляция работы внутренних органов: си­стема покровных органов; опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, иммунная, дыха­тельная, нервная, эндокринная, мочевыделительная, половая системы органов; уровни организа­ции организма; нервная и гуморальная регуляция внутренних органов; рефлекторная дуга.

JI.р. № 1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода», Л.р. № 2 «Клетки и ткани под микроско­пом». Пр.р. «Изучение мигательного рефлекса и его торможение».

Глава 2. Опорно – двигательная система

- скелет; строение, состав и типы соединения ко­стей: общая характеристика и значение скелета; три типа костей; строение костей; состав костей; типы соединения костей;

скелет головы и туловища: отделы черепа; кости, образующие череп; отделы позвоночника; строе­ние позвонка и грудной клетки;

- скелет конечностей: строение скелета поясов ко­нечностей, верхней и нижней конечностей;

- первая помощь при повреждениях опорно-двига­тельной системы: виды травм, затрагивающих скелет (растяжения, вывихи, открытые и закры­тые переломы); необходимые приемы первой помощи при травмах;

- строение, основные типы и группы мышц: гладкая и скелетная мускулатура; строение скелетной мышцы; основные группы скелетных мышц;

- работа мышц: мышцы-антагонисты и мышцы- синергисты; динамическая и статическая работа мышц; мышечное утомление;

- нарушение осанки и плоскостопие: осанка; причи­ны и последствия неправильной осанки; преду­преждение искривления позвоночника, плоско­стопия;

- развитие опорно-двигательной системы: раз­витие опорно-двигательной системы в ходе взросления; значение двигательной активности и мышечных нагрузок; физическая подготовка; статические и динамические физические упраж­нения.

Л.р. № 3 «Строение костной ткани», Л.р. № 4 «Со­став костей».

П.р.: «Исследование строения плечевого пояса и предплечья», «Изучение расположения мышц голо­вы», «Проверка правильности осанки», «Выявление плоскостопия», «Оценка гибкости позвоночника».

Глава 3. Кровь. Кровообращение. - значение крови и ее состав: жид­кости, образующие внутреннюю среду организ­ма человека (кровь, лимфа, тканевая жидкость); функции крови в организме; состав плазмы кро­ви; форменные элементы крови (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты);

- иммунитет: иммунная система; важнейшие открытия в сфере изучения иммунитета: виды иммунитета; прививки и сыворотки;

- тканевая совместимость и переливание крови: причины несовместимости тканей; группы кро­ви; резус-фактор; правила переливания крови;

- сердце и круги кровообращения: органы кровообращения; строение сердца; виды кровеносных со­судов; большой и малый круги кровообращения;

- движение лимфы: лимфатические сосуды; лим­фатические узлы; роль лимфы в организме;

- движение крови по сосудам: давление крови в со­судах; верхнее и нижнее артериальное давление; заболевания сердечно-сосудистой системы, свя­занные с давлением крови; скорость кровотока; пульс; перераспределение крови в работающих органах;

- регуляция работы органов кровеносной системы: отделы нервной системы, управляющие работой сердца; гуморальная регуляция сердца; автома­тизм сердца;

- предупреждение заболеваний кровеносной системы: физические нагрузки и здоровье сердечно-сосудистой системы; влияние табака и алкоголя на состояние сердечно-сосудистой системы;

- первая помощь при кровотечениях: значение кро­вотечения; виды кровотечений (капиллярное, венозное, артериальное).

Л. р. № 5 «Сравнение крови человека с кровью ля­гушки».

Пр. р.: «Изучение явления кислородного голодания», «Определение ЧСС, скорости кровотока», «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включающимся в работу», «Доказатель­ство вреда табакокурения», «Функциональная сердечно-сосудистая проба».


Глава 4. Дыхательная система

- значение дыхательной системы; органы дыхания: связь дыхательной и кровеносной систем; строе­ние дыхательных путей; органы дыхания и их функции;

- строение легких; газообмен в легких и тканях: строение легких; процесс поступления кисло

рода в кровь и транспорт кислорода от легких по телу; роль эритроцитов и гемоглобина в пе­реносе кислорода;

- дыхательные движения: механизм вдоха и вы­доха; органы, участвующие в дыхательных дви­жениях; влияние курения на функции альвеол легких;

- регуляция дыхания: контроль дыхания централь­ной нервной системой; бессознательная и созна­тельная регуляция; рефлексы кашля и чихания; дыхательный центр; гуморальная регуляция ды­хания;

- заболевания дыхательной системы: болезни ор­ганов дыхания, передающиеся через воздух (грипп, туберкулез легких); рак легких; значе­ние флюорографии; жизненная емкость легких; значение закаливания, физических упражнений для тренировки органов дыхания и гигиены по­мещений для здоровья человека;

- первая помощь при поражении органов дыхания: первая помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при утоплении, уду­шении, заваливании землей, электротравмах; ис­кусственное дыхание; непрямой массаж сердца.

Л.р. №6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воз­духа»,

Л.р. №7 «Дыхательные движения».

Пр. р.: «Измерение обхвата грудной клетки», «Опре­деление запыленности воздуха».


Глава 5. Пищеварительная система - значение пищи: значение и состав пищи; питательные вещества; вода, минеральные вещества и витамины в пище; правильная подготовка пищи к употреблению (части растений, накап­ливающие вредные вещества; санитарная обра­ботка пищевых продуктов);

- строение пищеварительной системы: значение пищеварения; органы пищеварительной систе­мы; пищеварительные железы;

- зубы: строение зубного ряда человека; смена зубов: строение зуба; значение зубов; уход за зубами;

- пищеварение в ротовой полости и в желудке: механическая и химическая обработка пищи в рото­вой полости; пищеварение в желудке; строение стенок желудка;

- пищеварение в кишечнике: химическая обработка пиши в тонком кишечнике и всасывание пита­тельных веществ; печень и ее функции; толстая кишка, аппендикс и их функции;

- регуляция пищеварения: рефлексы органов пищеварительной системы; работы И.П. Павлова в области изучения рефлексов; гуморальная ре­гуляция пищеварения; правильное питание;

- заболевания органов пищеварения: инфекцион­ные заболевания желудочно-кишечного тракта и глистные заболевания: способы заражения и симптомы; пищевые отравления: симптомы и первая помощь.

Л.р. № 8 «Действие ферментов слюны на крах­мал», Л.р. № 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки».

Пр.р. «Определение местоположения слюнных желез».


Глава 6. Обмен веществ и энергии

- обменные процессы в организме: стадии обмена веществ; пластический и энергетический обмен;

- нормы питания: расход энергии в организме; факторы, влияющие на основной и общий об­мен организма; нормы питания; калорийность пиши;

- витамины: роль витаминов в организме; гипер- и гиповитаминоз, авитаминоз; важнейшие ви­тамины, их значение для организма; источники витаминов; правильная подготовка пищевых продуктов к употреблению в пищу.

Пр.р. «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной за­держкой дыхания до и после нагрузки».


Глава 7. Мочевыделительная система

- строение и функции почек: строение мочевыделительной системы; функции почек; строение нефрона; механизм фильтрации мочи в нефроне; этапы формирования мочи в почках;

- заболевания органов мочевыделения; питьевой режим: причины заболеваний почек; значение воды и минеральных солей для организма; ги­гиена питья; обезвоживание; водное отравле­ние; гигиенические требования к питьевой воде; очистка воды.


Глава 8. Кожа

- значение кожи и ее строение: функции кожных покровов; строение кожи;

- нарушения кожных покровов и повреждения кожи: причины нарушения здоровья кожных покро­вов; первая помощь при ожогах, обморожениях; инфекции кожи (грибковые заболевания, чесот­ка);

- гигиена кожных покровов: участие кожи в тер­морегуляции; закаливание; первая помощь при тепловом и солнечном ударах.


Глава 9. Эндокринная и нервная системы

- железы внешней, внутренней и смешанной секре­ции: отличия и сходства желез внешней, вну­тренней и смешанной секреции, их функции; эндокринная система;

- роль гормонов в организме: роль гормонов в росте и развитии организма; влияние нарушений рабо­ты гипофиза, щитовидной железы на процессы

роста и развития; роль поджелудочной железы в организме; сахарный диабет; роль надпочеч­ников в организме; адреналин и норадреналин.

- значение, строение и функция нервной системы: общая характеристика роли нервной системы; части и отделы нервной системы; центральная и периферическая нервная система; соматиче­ский и вегетативный отделы; прямые и обратные связи;

- автономный отдел нервной системы: парасимпа­тический и симпатический подотделы автоном­ного отдела нервной системы;

- нейрогуморальная регуляция: связь желез внутрен­ней секреции с нервной системой; согласован­ное действие гуморальной и нервной регуляции на организм; скорость реагирования нервной и гуморальной систем;

- спинной мозг: строение спинного мозга; рефлек­торная функция спинного мозга (соматические и вегетативные рефлексы); проводящая функция спинного мозга;

- головной мозг: серое и белое вещество головного мозга; строение и функции отделов головного мозга; расположение и функции зон коры боль­ших полушарий.

Пр.р.: «Изучение действия прямых и обратных связей», «Штриховое раздражение кожи», «Изучение функций отделов головного мозга».


Глава 10. Органы чувств. Анализаторы

- принцип работы органов чувств и анализаторов: пять чувств человека; расположение, функции анализаторов и особенности их работы; разви­тость органов чувств и тренировка; иллюзии;

- орган зрения и зрительный анализатор: значение зрения; строение глаза; слезные железы; оболоч­ки глаза;

- заболевания и повреждения глаз: близорукость и дальнозоркость; первая помощь при повре­ждении глаз;

- органы слуха, равновесия и их анализаторы: зна­чение слуха; части уха; строение и функции на­ружного, среднего и внутреннего уха; шум как фактор, вредно влияющий на слух; заболевания уха; строение и расположение органа равновесия;

- органы осязания, обоняния и вкуса: значение, расположение и устройство органов осязания, обоняния и вкуса; вредные пахучие вещества; особенности работы органа вкуса.

Пр.р. «Исследование реакции зрачка на освещенность», «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна», «Оценка состояния вестибулярного аппарата», «Исследование тактильных рецепторов».


Глава 11. Поведение и психика

- врожденные формы поведения: положительные и отрицательные (побудительные и тормозные) инстинкты и рефлексы; явление запечатления (импринтинга);

- приобретенные формы поведения: условные ре­флексы и торможение рефлекса: подкрепление рефлекса; динамический стереотип;

- закономерности работы головного мозга: цен­тральное торможение: безусловное (врожден­ное) и условное (приобретенное) торможение; явление доминанты; закон взаимной индукции;

- биологические ритмы; сон и его значение: сон как составляющая суточных биоритмов; медленный и быстрый сон; природа сновидений; значение сна для человека; гигиена сна;

- особенности высшей нервной деятельности чело­века; познавательные процессы: наука о высшей нервной деятельности; появление и развитие речи в эволюции человека и индивидуальном развитии; внутренняя и внешняя речь; вос­приятие и впечатление; виды и процессы па­мяти; особенности запоминания; воображение и мышление;

- воля и эмоции; внимание; регуляция поведения: волевые качества личности и волевые действия; побудительная и тормозная функции воли; внушаемость и негативизм; эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоцио­нальные отношения (чувства); астенические и стенические эмоции; непроизвольное и про­извольное внимание; рассеянность внимания;

- режим дня; работоспособность: стадии работо­способности (врабатывание, устойчивая рабо­тоспособность, истощение); значение и состав правильного режима дня, активного отдыха.

Пр.р. «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма», «Изучение внимания».




Глава 12. Индивидуальное развитие организма.

- половая система человека: факторы, определяю­щие пол; строение женской и мужской половой системы; созревание половых клеток и сопут­ствующие процессы в организме; гигиена вне­шних половых органов. Причины наследствен­ных заболеваний:

- заболевания наследственные, врожденные, пере­дающиеся половым путем: врожденные заболева­ния: заболевания, передаваемые половым путем; СПИД;

- внутриутробное развитие организма; развитие после рождения: созревание зародыша; законо­мерности роста и развития ребенка; ростовые скачки; календарный и биологический возраст;

- вред наркогенных веществ: примеры наркогенных веществ; причины обращения молодых людей к наркогенным веществам; процесс привыка­ния к курению; последствия курения; влияние алкоголя на организм; опасность наркотической зависимости; реакция абстиненции;

- психологические особенности личности: типы темперамента; характер личности и факторы, влияющие на него; экстраверты и интроверты; интересы и склонности, способности; выбор будущей профессиональной деятельности.


Глава 13. Биосфера и человек

- влияние экологических факторов на человека: человек как часть живого вещества биосферы; влияние абиотических факторов (кислорода, воды, света, климата) и биотических факторов на человека как часть живой природы; влияние хозяйственной деятельности на человека; человек как фактор, значительно влияющий на биосферу.

- влияние человека на биосферу: история отношений человека и биосферы; причины усиления влияния человека на природу в последние столетия; глобальные экологические проблемы; загрязнение атмосферы и увеличение концентрации углекислого газа; загрязнение и разрушение почв; радиоактивное загрязнение биосферы; прямое и косвенное влияние человека на флору и фауну; природоохранительная деятельность человека; экологическое образование; ноосфера.









Тематическое планирование



Наименование глав


Количество часов

1

Общий обзор организма человека. Общий обзор.

5

2

Опорно – двигательная система.

9

3

Кровь. Кровообращение.

7

4

Дыхательная система.

7

5

Пищеварительная система.

6

6

Обмен веществ и энергии.

4

7

Мочевыделительная система.

2

8

Кожа.

3

9

Эндокринная и нервная системы.

6

10

Органы чувств. Анализаторы.

6

11

Поведение и психика.

7

12

Индивидуальное развитие организма.

4

13

Биосфера и человек

2


ИТОГО часов

68

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование тем, уроков

Кол-во часов

Дата

Примечание

план

факт

1 четверть


Глава 1. Введение. Организм человека. Общий обзор (5 ч)


1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.

1




2

Структура тела человека. Место человека в живой природе. Входная контрольная работа

1




3

Клетка. Л.р. №1 "Действие фермента каталазы на пероксид водорода.

1




4

Ткани. Л.р. №2."Клетки и ткани под микроскопом"

1




5

Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция. Пр.р. №1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможение»

1




Глава 2. Опорно – двигательная система (9 ч)

6

Скелет. Строение, состав и соединение костей. Л.р.№3"Строение костной ткани. Состав костей"

1




7

Скелет головы и туловища

1




8

Скелет конечностей. П.р. №2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья»

1




9

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

1




10

Мышцы. Пр.р. №3 «Изучение расположения мышц»

1




11

Работа мышц.

1




12

Нарушение осанки и плоскостопие. Пр.р. №4 "Проверяем правильность осанки", "Выявление плоскостопия", "Оценка гибкости позвоночника"

1




13

Развитие опорно-двигательной системы.

1




14

Обобщение и систематизация знаний по теме «Организм человека. Опорно – двигательная система».

1





Глава 3. Кровь. Кровообращение (7 ч)

15

Внутренняя среда. Значение и состав крови. Л.р. №5 "Сравнение крови человека с кровью лягушки"

1




16

Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови

1




17

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

1




2 четверть

18

Движение лимфы. Пр.р.№5 «Кислородное голодание»

1




19

Движение крови по сосудам. Пр.р. №6 "Пульс и движение крови", "Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки"

1




20

Регуляция работы органов кровеносной системы. Пр.р. №7 «Доказательства вреда табакокурения»

1




21

Заболевания КС. Первая помощь при кровотечениях. Пр.р. №8 «Функциональная СС проба»

1




Глава 4. Дыхательная система (7 ч)

22

Значение дыхательной системы. Органы дыхания.

1




23

Строение лёгких. Газообмен в легких и тканях. Л.р.№6 "Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха"

1




24

Дыхательные движения. Л.р. №7 «Дыхательные движения»

1




25

Регуляция дыхания. Пр.р. №9 «Измерение обхвата грудной клетки»

1




26

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Пр.р. №10 «Определение запыленности воздуха»

1




27

Первая помощь при поражении органов дыхания.

1




28

Обобщение и систематизация знаний по теме «Кровь. Кровообращение. Дыхательная система».

1




Глава 5. Пищеварительная система (6 ч)

29

Значение пищи и ее состав. Строение пищеварительной системы. Пр. р. №11 «Местоположение слюнных желёз»

1




30

Зубы. Контрольная работа за 1 полугодие.

1




31

Пищеварение в ротовой полости и желудке. Л.р. 8 "Действие ферментов слюны на крахмал", Л.р.№9 "Действие ферментов желудочного сока на белки".

1




3 четверть

32

Пищеварение в кишечнике.

1




33

Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав.

1




34

Заболевание органов пищеварения.

1




Глава 6. Обмен веществ и энергии (4 ч)

35

Обменные процессы в организме.

1




36

Нормы питания. Пр.р. №12 "Определение тренированности организма по функциональной пробе с задержкой дыхания до и после нагрузки"

1




37

Витамины.

1




38

Обобщение и систематизация знаний по теме «Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии».

1




Глава 7. Мочевыделительная система (2 ч)

39

Строение и функции почек.

1




40

Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим.

1




Глава 8. Кожа (3 ч)

41

Значение кожи и её строение.

1




42

Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов.

1




43

Роль кожи в терморегуляции. Оказание ПМП при тепловом и солнечном ударе

1




Глава 9. Эндокринная и нервная системы (6 ч)

44

Железы и роль гормонов в организме.

1




45

Значение, строение и функция Н.С. Пр.р. №13 "Изучение действия прямых и обратных связей"

1




46

Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. Пр.р №14 «Штриховое раздражение кожи»

1




47

Спинной мозг.

1




48

Головной мозг. Пр.р. №15 «Изучение функций отделов головного мозга»

1




49

Обобщение и систематизация знаний по теме «Мочевыделительная система. Кожа. Эндокринная и нервная системы».

1




Глава 10. Органы чувств. Анализаторы (6 ч)

50

Принцип работы органов чувств и анализаторов.

1




51

Орган зрения и зрительный анализатор. Пр.р. №16 "Исследование реакции зрачка на освещённость"

1




52

Заболевание и повреждение органов зрения

1




4 четверть

53

Органы слуха, равновесия и их анализаторы. Пр. р. №17 «Оценка состояния вестибулярного аппарата»

1




54

Органы осязания, обоняния и вкуса. Пр.р. №18 «Исследование тактильных рецепторов»

1




55

Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы чувств. Анализаторы».

1




Глава 11. Поведение и психика (7 ч)

56

Врожденные формы поведения

1




57

Приобретённые формы поведения. Пр.р. №19 «Перестройка динамического стереотипа».

1




58

Закономерности работы головного мозга.

1




59

Биологические ритмы. Сон и его значение

1




60

Особенности высшей нервной деятельности человека.

1




61

Воля и эмоции. Внимание. Пр.р. №20 "Изучение внимания"

1




62

Работоспособность. Режим дня.

1




Глава 11. Индивидуальное развитие организма (4 ч)

63

Половая система человека. Заболевания наследственные, врожденные, передающиеся половым путем.

1




64

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

1




65

Вред наркогенных веществ.

1




66

Обобщение и систематизация знаний по теме «Поведение и психика. Индивидуальное развитие организма». Итоговая контрольная работа

1




Глава 12. Биосфера и человек (2 ч)

67

Влияние человека на биосферу.

1




68

Глобальное антропогенное влияние.

1







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа

Автор: Гамзова Надежда Николаевна

Дата: 12.01.2020

Номер свидетельства: 535307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Рабочая программа по русскому языку в 5 классе с УУД "
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-s-uud"
    ["file_id"] => string(6) "244478"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445948532"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка "Рабочая программа по обучению грамоте""
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaiarazrabotkarabochaiaproghrammapoobuchieniiughramotie"
    ["file_id"] => string(6) "309141"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458746142"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая программа по литературному чтению  УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "143159"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418467482"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ   ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ  ПРОГРАММЕ "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-sostavlieniiu-rabochiei-programmy-k-dopolnitiel-noi-obshchieobrazovatiel-noi-obshchierazvivaiushchiei-programmie"
    ["file_id"] => string(6) "238779"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444653524"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Рабочая программа по физической культуре для 10-11 классов "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-10-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "189675"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427008325"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства