Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
Рабочая учебная программа по биологии 5 класс
Рабочая учебная программа по биологии в 5 классе составлена на основе следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями.
3. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.06.2005 №373 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Саха (Якутия), реализующих программы общего образования».
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрения Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 08.04.2015 №1/15)
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями и дополнениями.
6. Распоряжение главы муниципального района «Амгинский улус (район)» от 24.09.2007 г. № 474/а «О введении базисного учебного плана Республики Саха (Якутия) 2005г. в общеобразовательных учреждениях
7.. Учебник для общеобразовательных учреждений Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. Биология. Концентрический курс «Сфера жизни» Введение в биологию5 кл.:учебник /Н.И. Сонин. -5 изд., стереотип. -М.: «Дрофа», 2016. – 158 [2],.
Цели и задачи обучения биологии:
Социализация обучаемых, как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы.
Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений.
Рабочий план по предмету биология разработан в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ (ред. От 25.112013г) "Об Образовании в РФ, с ФГОС основного общего образования, с программой Концентрический курс УМК "Сфера жизни", "Дрофа".
По учебному плану и годовому календарному графику МБОУ_______ на изучение предмета Биология в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 учебных недель. По рабочей программе фактически отводится 33 часа, совпадает с праздничными днями 9 мая.
Итого по плану 33 часа в год.
--
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» в 5 классе
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;
формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбрать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т.д.);
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
определять роль в природе различных групп организмов;
объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
объяснять приспособленность организмов на разных стадиях жизненных циклов;
объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
перечислять свойства живого организма;
различать (по таблице) основные группы живых организмов: доядерные (бактерии) и ядерные (растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные) и животных;
объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
понимать смысл биологических терминов;
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание учебного предмета
Класс
Раздел
Кол-во часов
Тема
5 класс
Живой организм
8
Что такое живой организм, Наука о живой природе, Методы изучения живой природы. Л.Р. № 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований», Живые клетки. Л.Р. № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука», Химический состав клетки. Л.Р. № 4 «Определение состава семян пшеницы», Вещества и явления в окружающем мире, Великие естествоиспытатели
Многообразие живых организмов
14
Как развивалась жизнь на Земле, Разнообразие живого, Бактерии, Грибы, Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные растения, Покрытосеменные (цветковые) растения, Значение животных в природе и жизни человека, Простейшие, Беспозвоночные животные, Позвоночные животные, Значение животных в природе и жизни человека.
Среда обитания живых организмов
5
Три среды обитания, Жизнь на разных материках, П.Р.№ 1 «Определение наиболее распространенных растений и животных», Природные зоны Земли, Жизнь в морях и океанах
Человек на Земле
4
Как человек появился на Земле, Как человек изменил Землю, Жизнь под угрозой, Не станет ли Земля пустыней?Здоровье человека и безопасность жизни. П.Р. № 2 «Измерение своего роста и массы тела».
Обобщение
1
Итого
33
Календарно-тематический план по биологии
5 класс
№
Наименование уроков
Кол-во часов
Дата
Фактическая дата
Домашнее задание
Примечание
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение
1
Инструктаж по ТБ в кабинете биологии. Что такое живой организм.
1
7.09
2
Наука о живой природе.
1
14.09
3
Методы изучения живой природы. Инструктаж по ТБ Л.Р. №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»