УМК (В.В.Пасечник, Биология: Многообразие покрытосеменных растений, 6 кл, М.: Дрофа, 2014)
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Календарные сроки 6а | Календарные сроки 6б | Основные виды учебной деятельности учащихся |
планируемые | фактические | планируемые | фактические |
1 | Органы цветкового растения. Микроскопическое строение растений Семя. Строение семени. Лабораторная работа №1 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений» | 15 1 | 6.09 | | 9.09 | | Определяют новые понятия: растения «однодольные», «двудольные», «зародыш», «кожура», «эндосперм», «зародышевый корешок», «стебелек», «почечка», «семядоли», «микропиле», «семяножка», «околоплодник», «зерновка». Визуально проводят изучение семян двудольных (фасоль) и однодольных (пшеница) растений, описывают их строение, находят их главные составные части, сопоставляют увиденное с иллюстрациями учебника. Делают зарисовки семян в тетрадях. Работают с текстом учебника, отвечают на вопросы учителя. |
2 | Виды корней. Корневые системы. Лабораторная работа №2«Стержневая и мочковатая корневые системы» | 1 | 13.09 | | 16.09 | | Работают с текстом учебника, анализирую предоставленные им рисунки. Знакомятся с новыми понятиями: корень «главный», «боковой», «придаточный», корневая система «стержневая», «мочковатая». Изучают типы корневых систем на гербарных образцах. Находят главные, боковые, придаточные корни, описывают их строение, делают их зарисовки в тетрадях. Исходя из строения корневых систем определяют принадлежность растений к одно- или двудольным видам. Заполняют таблицу «Строение корневых систем разных растений» |
3 | Корень. Зоны корня. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Значение корня | 1 | 20.09 | | 23.09 | | Определяют новые понятия: ткань «покровная», «образовательная», «корневой чехлик», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «корневой волосок», «зона проведения». Работают с текстом учебника, анализируют его рисунки. Визуально и при помощи микроскопа изучают проростки пшеницы, описывают их строение, расположение корневого чехлика и корне09вых волосков. Сопоставляют увиденное с текстом учебника. Делают зарисовки в тетрадях обозначая части проростка. Отвечают на вопросы учителя |
4 | Видоизменения корней | 1 | 27.09 | | 30.09 | | Работают с текстом учебника, знакомятся с новыми понятиями: «корнеплод», «корневой клубень», «корни-прицепки», «воздушные корни», «дыхательные корни». Анализируют иллюстрации учебника. Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменения корней. Основные смысловые моменты параграфа записывают в тетрадь |
5 | Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Лабораторная работа №3 «Строение почек. Расположение почек на стебле» | 1 | 4.10 | | 7.10 | | Определяют новые понятия: «побег», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», листорасположение «очередное», «супротивное», «мутовчатое», почка «верхушечная», «пазушная», «придаточная», «вегетативная», «генеративная», «зачаточный побег». Работают с текстом учебника, изучают его иллюстрации. Изучают гербарный материал побегов липы, березы, рябины. Рассматривают строение вегетативных и генеративных почек, находят их составные части, соотносят увиденное с иллюстрациями учебника, делают зарисовки в тетрадях. Рассуждают о сходствах и видимых различиях в строении вегетативной и генеративной почек, строении почки и побега |
6 | Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Лабораторная работа №4 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» | 1 | 11.10 | | 14.10 | | Работают с текстом учебника, изучают предоставленные им рисунки. Определяют новые понятия: «листовая пластинка», «листовой черешок», листья «сидячие», «черещковые», «простые», «сложные», «прилистники», «жилки», жилкование «паралельное», «дуговое», «сетчатое». Изучают образцы гербарного материала. Определяют принадлежность листьев того или иного растения к простым или сложным, характер их жилкования, листорасположения. Соотносят характер жилкования листьев с принадлежностью растения к двудольным или однодольным видам. Сопоставив и проанализировав полученную информацию заполняют таблицу «Строение и расположение листьев у разных растений» |
7 | Урок-игра | 1 | 18.10 | | 21.10 | | Работают с дидактическим материалом, заданиями различных этапов игры |
8 | Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение листа. Лабораторная работа №5 «Строение кожицы листа. Клеточное строение листа» | 1 | 25.10 | | 28.10 | | Готовят микропрепараты из кожицы листа пеларгонии, изучают готовые микропрепараты среза листа. Актуализируют свои знания по работе с микроскопом. Определяют новые понятия: «замыкающие клетки», «хлоропласты», «устьице», ткань «столбчатая», «губчатая», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна». Сопоставляют увиденное под микроскопом с иллюстрациями учебника. В тетрадях делают зарисовки строения кожицы листа, устьица листа и его среза, подписывают основные их части. Обсуждают с учителем результаты своей работы. |
9 | Стебель. Строение и значение стебля. | 1 | 8.11 | | 11.11 | | Работают с текстом учебника. Определяют новые понятия: «стебель», стебель «прямостоячий», «вьющийся», «лазающий», «ползучий», «травянистый», «деревянистый», «кожица», «пробка», «чечевички», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «древесина», «годичное кольцо», «камбий», «сердцевина», «сердцевинные лучи». Составляют таблицу в тетради |
10 | Микроскопическое строение стебля. Лабораторная работа №6 «Внутренние строение ветки дерева» | 1 | 15.11 | | 18.11 | | Рассматривают внешние строение ветки березы, липы. Изучают их строение на поперечном и продольном срезах. Определяют тип слоя пользуясь иллюстрациями учебника. Выполняют зарисовки срезов в тетрадях с обозначением каждого слоя. На спиле древесного стебля определяют возраст дерева, по характеру роста годичных колец, условия его произрастания. Обсуждают результаты своих наблюдений с учителем |
11 | Видоизмененные побеги. Лабораторная работа №7 «Строение клубня. Строение луковицы» | 1 | 22.11 | | 25.11 | | Работают с текстом учебника, его иллюстрациями. Определяют новые понятия: «корневище», «клубень», «столон», «глазок», «луковица». Изучают гербарные образцы корневища ириса, вербейника. Изучают внешние строение клубня, луковицы. Поперечный срез клубня, продольный и поперечный срез луковицы. Сопоставляя увиденное с иллюстрациями учебника, описывают их строение, делают зарисовки в тетрадях. Приводят доказательства, что клубень и луковица – видоизмененный побег |
12 | Строение и значение цветка. | 1 | 29.11 | | 2.12 | | Работают с текстом учебника, приведенными в нем иллюстрациями. Определяют новые понятия: «цветок», «пестик», «тычинка», «околоцветник», «лепестки», «венчик», «чашелистики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», околоцветник «двойной», «простой», цветок «правильный», «неправильный», «пыльник», «тычиночная нить», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», растения «однодомные», «двудомные». Визуально изучают строение цветка на примере комнатных растений. Определяют где располагаются главные части цветка. При помощи лупы осматривают их, выделяют составные элементы. Сопоставляют увиденное с иллюстрациями учебника, зарисовывают цветок. Практикуются в составлении формулы цветка |
13 | Соцветия. Опыление. Виды опыления. | 1 | 6.12 | | 9.12 | | Работают с текстом учебника, его рисунками. Анализируют новые понятия: «соцветие», «простое соцветие», «сложное соцветие», «кисть», «метелка», «простой колос», «сложный колос», «початок», «простой зонтик», «сложный зонтик», «корзинка», «головка», «завиток», «щиток». На примере комнатных растений и гербарном материале, изучают различные виды соцветий. Схематично изображают соцветия в тетрадях опираясь на рисунки учебника. В ходе активной беседы, рассуждают о биологическом значении последних. Заполняют таблицу «Соцветия» |
14 | Строение и значение плода. Многообразие плодов. | 1 | 13.12 | | 16.12 | | Под руководством учителя изучают текст параграфа, иллюстрации. Определяют новые понятия: «околоплодник», «семена», плод «простой», «сложный», «односемянной», «многосемянной», «сочный», «сухой», «соплодие», «ягода», «костянка», «многокостянка», «орех», «желудь», семянка», «зерновка», «боб», «стручок», «коробочка». Рассматривают внешние и внутренние строение сухих и сочных плодов, сравнивают их между собой. Исходя из количества семян подразделяют их одно- и многосемянные. Опираясь на иллюстрации учебника определяют названия плодов. Заполняют таблицу «Типы плодов» |
15 | Распространение плодов | 1 | 20.12 | | 23.12 | | Работают с текстом учебника, его иллюстрациями, гербарными экземплярами семян различных видов растений. Проводят анализ презентации «Приспособление плодов и семян к распространению». Устанавливают причинно-следственные связи между способом распространения семян (ветром, водой, животными, человеком) и особенностями их строения. Рассуждают о значении в природе распространения плодов и семян. Делают записи в тетрадях |
16 | Жизнедеятельность цветковых растений Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание | 1 | 12 10.01 | | 13.01 | | Работают с текстом учебника, изучают его рисунки. Анализируют новые понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «органическое удобрение», «минеральное удобрение». Выявляют роль минерального и органического питания растений. Изучают процессы поглощения питательных веществ опираясь на опыт иллюстрированный учебником. Объясняют необходимость восполнения питательных веществ в почве путем внесения удобрений. Оценивают вред наносимый окружающей среде внесением значительных доз удобрений. Делают записи в тетрадях |
17 | Воздушное питание (фотосинтез) | 1 | 17.01 | | 20.01 | | Под руководством учителя работают с текстом параграфа, анализируют опыты описанные в нем. Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Выясняют, как и какие вещества образуются в результате этого процесса. Рассуждают о роли фотосинтеза в жизни растений. Делают записи в тетрадях |
18 | Дыхание | 1 | 24.01 | | 27.01 | | Под руководством учителя работают с текстом параграфа, анализируют опыты описанные в нем. Определяют понятие «дыхание». Выясняют каким образом и где происходит течение этого процесса. Объясняют роль кислорода в дыхании. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Заполняют таблицу «Сравнение процессов дыхания и фотосинтеза» |
19 | Удаление конечных продуктов обмена веществ. | 1 | 31.01 | | 3.02 | | Под руководством учителя изучают текст параграфа, опыты подробно описанные в нем. Определяют основные этапы процесса обмена веществ в растении. Объясняют роль испарения, явление листопада. Делают записи в тетрадях |
20 | Транспорт веществ. Лабораторная работа №8 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | 1 | 7.02 | | 10.02 | | Под руководством учителя знакомятся с текстом параграфа. Изучают опыт по передвижению органических веществ в стебле, делают выводы. Ставят опыт по изучению передвижения воды и минеральных веществ в стебле на примере побега липы, березы. Устанавливают какой именно слой стебля принимает участие в передвижении этих веществ, актуализируют знания об особенностях строения клеток данного слоя. Схематично зарисовывают срезы побега в тетрадях |
21 | Движения. Рост и развитие растений. | 1 | 14.02 | | 17.02 | | Работают с текстом учебника, изучают его иллюстрации. Наблюдают за экспериментом, поставленным учителем, по изучению условий необходимых для прорастания семян, делают выводы о необходимости их соблюдения. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил поведения посевных работ. Актуализируют знания о строении проростка, его питании и росте. Делают записи в тетрадях |
22 | Размножение растений | 1 | 21.02 | | 24.02 | | Работают с текстом учебника. Определяют новые понятия «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «вегетативное размножение», «спорообразование». Рассуждают о значении размножения в жизни растений. Характеризуют особенности полового и бесполого размножения, сравнивают их между собой, делают выводы и записи в тетрадях |
23 24 | Размножение споровых Половое размножение растений | 1 1 | 28.02 7.03 | | 3.03 10.03 | | Работают с текстом учебника, его иллюстрациями, видеоматериалом о способах размножения споровых. Анализируют понятия: «зооспора», «предросток», «заросток». Изучают способы размножения представителей споровых растений: водорослей, мхов, папоротников. Рассуждают о роли условий среды для протекания бесполого и полового размножения споровых, выясняют роль чередования поколений в их развитии. Делают записи в тетрадях Работают с текстом учебника, его иллюстрациями. Определяют такие понятия как: «пыльцевой мешок», «пыльцевая трубка». Раскрывают преимущества семенного размножения перед споровым. Анализируют процесс полового размножения голосеменных растений на примере сосны. Делают записи в тетрадях |
25 | Оплодотворение у цветковых растений. | 1 | 14.03 | | 17.03 | | Работают с текстом учебника, приведенными в нем рисунками. Определяют новые понятия: «самоопыление», опыление «перекрестное», «искусственное», «пыльцевход», «двойное оплодотворение». Сравнивают различные способы опыления, выясняют их роль. Определяют, как приспособились растения к тому или иному виду опыления. Изучают процесс оплодотворения. Раскрывают значение оплодотворения и образования плодов. Делают записи в тетрадях |
26 | Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними | 1 | 21.03 | | 24.03 | | Работают с текстом учебника. На примере видеоматериала, презентации «Размножение прививкой, культурой ткани», иллюстраций учебника, знакомятся со способами вегетативного размножения покрытосеменных растений. Анализируют новые понятия: «черенок», черенки «стеблевые», «корневые», «листовые», «корневые отпрыски», «отводки», «усы», «прививка», «дичок», «привой», «подвой», «культура ткани». Обобщив свои знания, заполняют таблицу «Способы вегетативного размножения покрытосеменных растений» |
27 | Космическая роль зеленых растений | 1 | 4.04 | | 7.04 | | Рассуждают о роли растений в биосфере |
28 | Многообразие растений Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. | 6 1 | 11.04 | | 14.04 | | Работают с текстом учебника, его иллюстрациями, наглядным дидактическим материалом. Определяют новые понятия: «вид», «сорт», «род», «семейство», «порядок», «класс», «отдел». Актуализируют свои знания об особенностях строения одно- и двудольных растений. Делают записи в тетрадях |
29 | Класс Двудольные. СемействаКрестоцветные (Капустные) и Розоцветные | | 18.04 | | 21.04 | | Работают с текстом учебника, анализируют предоставленные им иллюстрации, презентацию: «Семейство Крестоцветные и Розоцветные». Выделяют особенности характерные для представителей семейства Крестоцветные и Розоцветные. Практикуются в составлении формулы цветка на примере гербарных образцов. Делают записи в тетрадях |
30 | Класс Двудольные. Семейства Пасленовые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые) | 1 | 25.04 | | 28.04 | | Работают с текстом учебника, изучают его иллюстрациями, презентацию: «Семейства Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные». Выделяют основные особенности характерные для представителей данных семейств. Практикуются в составлении формул цветка на примере гербарных образцов. Осуществляют записи в тетрадях |
31 | Класс Однодольные. | 1 | 2.05 | | 5.05 | | Работают с текстом учебника, изучают его иллюстрации, презентацию: «Семейства Лилейные и Злаки». Выделяют главные особенности семейства Лилейные и Злаки. Проводят анализ новых понятий: «соломина», «колосковые чешуи», «цветковые чешуи». Продолжают упражняться в составлении формул цветка на примере гербарных образцов. Основные смысловые моменты параграфа записывают в тетрадь |
32 | Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. | 1 | 16.05 | | 12.05 | | Учащиеся заранее готовят доклады на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов интернета об истории введения и агротехнике важнейших культурных растений зоны умеренного климата |
33 | Годовая контрольная работа | 1 | 23.05 | | 19.05 | | Выполняют задания контрольно-измерительного материала |
34 | Экосистемы Естественная экосистема (биогеоценоз) Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | 1 1 | 30.05 | | 26.05 | | Определяют новые понятия: «фитоценоз», «растительность», «ярусность», «смена сообществ». Работают с текстом учебника, анализируют его иллюстрации, рассказ учителя, осуществляют записи в тетрадях. Учащиеся рассуждают о взаимосвязи жизненных форм растений и формировании ярусности леса, о принципах смены одного растительного сообщества другим. Учащиеся готовят доклады об особо охраняемых территориях РФ, знакомятся с заповедными зонами РТ. Определяют новые понятия: «заповедник», «заказник», «ботанический сад», «рациональное природопользование». Рассуждают о ущербе, нанесенном растительным сообществам в результате хозяйственной деятельности человека, о роли природоохранных зон в сохранении растительного мира |