УМК (В.В. Пасечник, Биология. 5 – 6 классы, М.: Просвещение, 2019г.)
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Планируемые сроки | Фактические сроки |
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ |
| Биология – наука о живых организмах | 4 | | | |
1 | Биология как наука | 1 | 5а 1.09 5б 2.09 5в 1.09 5г 4.09 5д 2.09 5е 5.09 5ж 1.09 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Работают с текстом учебника, определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология», делают записи в тетрадях. В ходе активной беседы оценивают роль биологической науки в современной жизни |
2 | Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. | 1 | 5а 8.09 5б 9.09 5в 8.09 5г 11.09 5д 9.09 5е 12.09 5ж 8.09 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Работают с текстом учебника, определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «научный факт», «измерение», делают записи в тетрадях. Изучают приборы и инструменты биологической лаборатории |
3 | Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами | 1 | 5а 15.09 5б 16.09 5в 15.09 5г 18.09 5д 16.09 5е 19.09 5ж 15.09 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. |
4 | Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий | 1 | 5а 22.09 5б 23.09 5в 22.09 5г 25.09 5д 23.09 5е 26.09 5ж 22.09 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Анализируют признаки живого: обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, делают записи в тетрадях. |
| Многообразие живых организмов | 1 | | | |
5 | Основные царства живой природы | 1 | 5а 29.09 5б 30.09 5в 29.09 5г 2.10 5д 30.09 5е 3.10 5ж 29.09 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Работают с текстом учебника, знакомятся с новыми понятиями: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царства Растения», «царство Животные». Основные смысловые моменты записывают в тетрадь |
| Среды жизни | 1 | | | |
6 | Среда обитания. Факторы среды обитания | 1 | 5а 6.10 5б 7.10 5в 6.10 5г 9.10 5д 7.10 5е 10.10 5ж 6.10 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Работают с текстом учебника, анализируют новые понятия: «водная», «наземно-воздушная» среда обитания, почва, организм как среда обитания. Составляют схему о средах обитания организмов, дискутируя какая из них наиболее богаче по видовому составу. Определяют понятия: «экологический фактор», «абиотический», «биотический», «антропогенный» факторы, проводят их сравнение и анализ. Делают записи в тетрадях. |
| Клеточное строение организмов | 9 | | | |
7 | Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. | 1 | 5а 13.10 5б 14.10 5в 13.10 5г 16.10 5д 14.10 5е 17.10 5ж 13.10 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Изучают устройство лупы и микроскопа, правила работы с ними. Делают записи в тетрадях. |
8 | Растительная клетка | 1 | 5а 20.10 5б 21.10 5в 20.10 5г 23.10 5д 21.10 5е 24.10 5ж 20.10 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Анализируют новые понятия: «оболочка», «пора», «целлюлоза», «мембрана», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоль», «клеточный сок». Составляют таблицу в тетради, отвечают на вопросы учителя |
9 | Лабораторная работа №1 «Изучение кожицы чешуи лука» | 1 | 5а 27.10 5б 28.10 5в 27.10 5г 30.10 5д 28.10 5е 31.10 5ж 27.10 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают за частями и органойдами клетки под микроскопом, описывают и схематично изображают их в тетрадях. |
10 | Лабораторная работа №2 «Изучение пластид в клетках листа элодеи и мякоти плодов рябины» | 1 | 5а 10.11 5б 11.11 5в 10.11 5г 13.11 5д 11.11 5е 14.11 5ж 10.11 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Готовят микропрепараты. Наблюдают за расположением, формой, окраской пластид в клетках, схематически изображают их в тетрадях. Проводят анализ новых понятий: «пластиды», «хлоропласты», «пигмент», «хлорофилл». |
11 | Строение и жизнедеятельность клетки | 1 | 5а 17.11 5б 18.11 5в 17.11 5г 20.11 5д 18.11 5е 21.11 5ж 17.11 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Работают с текстом учебника, анализируют новые понятия: «неорганические вещества», «органические вещества», «белки», «жиры», «углеводы», «нуклеиновые кислоты», «хромосома». Выясняют роль органических и неорганических веществ, роли хромосом в клетке, процессов деления в ней, исходя из анализа схем, таблиц и видеоматериалов о делении клетки. Проводят записи в тетрадях |
12 | Бактериальная клетка | 1 | 5а 24.11 5б 25.11 5в 24.11 5г 27.11 5д 25.11 5е 28.11 5ж 24.11 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности бактериальной клетки. Определяют понятие «клубеньковые(азотофиксирующие) бактерии» «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». |
13 | Грибная клетка | 1 | 5а 1.12 5б 2.12 5в 1.12 5г 4.12 5д 2.12 5е 5.12 5ж 1.12 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Выделяют существенные признаки строения грибной клетки. Основные смысловые моменты записывают в тетрадь |
14 | Ткани организмов | 1 | 5а 8.12 5б 9.12 5в 8.12 5г 11.12 5д 9.12 5е 12.12 5ж 8.12 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Закрепляют навыки работы с микроскопом и микропрепаратами. Определяют понятие «ткань». Знакомятся с различными видами тканей: образовательными, основными, проводящими, механическими, покровными, выделяют их отличительные признаки. В тетрадях заполняют таблицу «Ткани растительного организма» |
15 | Урок – игра | 1 | 5а 15.12 5б 16.12 5в 15.12 5г 18.12 5д 16.12 5е 19.12 5ж 15.12 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Работают с учебником, тетрадью, дидактическими материалами. Демонстрируют умения готовить микропрепараты и работать с микроскопом |
| Царство Бактерии | 3 | | | |
16 | Бактерии, их строение и жизнедеятельность. | 1 | 5а 22.12 5б 23.12 5в 22.12 5г 25.12 5д 23.12 5е 26.12 5ж 22.12 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Работают с текстом учебника, презентацией: «Бактерии, их строение и жизнедеятельность», микропрепаратами сенной палочки. Определяют новые понятия: «бактерии», «цианобактерии», «сапротрофы», «паразиты», «спора», проводят записи в тетрадях |
17 | Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. | 1 | 5а 12.01 5б 13.01 5в 12.01 5г 15.01 5д 13.01 5е 16.01 5ж 12.01 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Работают с текстом учебника, презентацией: «Роль бактерий в природе и жизни человека». Изучают гербарные листы люпина, определяют понятия: «азотфиксирующие бактерии», «симбиоз», «молочнокислые бактерии», «эпидемия». Записывают основные смысловые моменты в тетрадь, объясняют роль бактерий для природы и для человека |
18 | Урок - игра | 1 | 5а 19.01 5б 20.01 5в 19.01 5г 22.01 5д 20.01 5е 23.01 5ж 19.01 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Работа с учебником, тетрадью, дидактическим материалом |
| Царство Грибы | 5 | | | |
19 | Отличительные особенности грибов. Роль грибов в природе, жизни человека | 1 | 5а 26.01 5б 27.01 5в 26.01 5г 29.01 5д 27.01 5е 30.01 5ж 26.01 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Работают с текстом учебника, анализируют его рисунки. В ходе активной беседы рассуждают о роли грибов в природе и жизни человека. Определяют новые понятия: «мицелий», «хитин», основные смысловые моменты записывают в тетрадь |
20 | Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лабораторная работа №3 «Строение шляпочных грибов» | 1 | 5а 2.02 5б 3.02 5в 2.02 5г 5.02 5д 3.02 5е 6.02 5ж 2.02 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | На муляжах, натуральных объектах изучают строение шляпочных грибов. Выполняют рисунки в тетрадях, условно обозначая части грибов, объясняют их разделение на трубчатые и пластинчатые. Проводят анализ новых понятий: «плодовое тело», «трубчатые грибы», «пластинчатые грибы», «микориза» |
21 | Многообразие грибов Лабораторная работа № 4 «Строение плесневого гриба мукора и дрожжей» | 1 | 5а 9.02 5б 10.02 5в 9.02 5г 12.02 5д 10.02 5е 13.02 5ж 9.02 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Готовят микропрепараты. В тетрадях выполняют зарисовки плесневого гриба и дрожжей обозначая основные их части. Анализируют новые понятия: «плесневые грибы», «мукор», «пеницилл», «дрожжи», «спорангии» |
22 | Грибы – паразиты | 1 | 5а 16.02 5б 17.02 5в 16.02 5г 19.02 5д 17.02 5е 20.02 5ж 16.02 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Работают с текстом учебника, презентацией «Грибы-паразиты животных и растений». Изучают демонстрационный материал (натуральные объекты трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека |
23 | Лишайники, их роль в природе и жизни человека | 1 | 5а 2.03 5б 24.02 5в 2.03 5г 26.02 5д 24.02 5е 27.02 5ж 2.03 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Работают с учебником, тетрадью, дидактическим материалом. Выявляют характерные черты строения лишайника, выявляют особенности симбиоза между грибом и водорослью |
| Царство Растений | 1 | | | |
24 | Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Жизненные формы растений. Условия обитания растений. Среды обитания растений. | 1 | 5а 9.03 5б 3.03 5в 9.03 5г 5.03 5д 3.03 5е 6.03 5ж 9.03 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Работают с текстом учебника, определяют новые понятия: «ботаника», «высшие растения», «низшие растения», «таллом», производят записи в тетрадях. Сравнивают представителей высших и низших растений. Выявляют взаимосвязь между строением растений и их местообитанием. Рассуждают о роли растений в природе и жизни человека. |
| Многообразие растений | 10 | | | |
25 | Классификация растений. Водоросли – низшие растения. | 1 | 5а 16.03 5б 10.03 5в 16.03 5г 12.03 5д 10.03 5е 13.03 5ж 16.03 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Готовят микропрепараты водорослей, изучают их внешние и внутренние строение, схематично изображают их в тетрадях. Анализируют понятия: «хроматофор», «ризоиды», знакомятся с представителями низших (хламидомонада, хлорелла) и высших (улотрикс, ульва, ламинария, порфира и т.д) водорослей исходя из иллюстраций учебника и натуральных объектов |
26 | Многообразие водорослей | 1 | 5а 6.04 5б 17.03 5в 6.04 5г 19.03 5д 17.03 5е 20.03 5ж 6.04 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Подготовка пары учеников к сценке «Лишайники». Беседа с аудиторией о лишайниках как о особой группе симбиотических организмов, анализ их строения, жизнедеятельности и значении. Работа с гербарными листами. Ученики раскрывают понятия: лишайники «кустистые», «листовые», «накипные», производят записи в тетрадях |
27 | Высшие споровые растения (мхи). Отличительные особенности и многообразие | 1 | 5а 13.04 5б 7.04 5в 13.04 5г 2.04 5д 7.04 5е 3.04 5ж 13.04 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Учащиеся выявляют особенности строения мхов как представителей высших споровых растений, знакомятся с разнообразными видами в иллюстрациях учебника и на гербарных образцах. Выделяют существенные признаки, выполняют зарисовки растений в тетрадях. Знакомятся с новыми понятиями: «сперматозойды», «яйцеклетка». Активно рассуждают о роли мхов в природе и жизни человека |
28 | Высшие споровые растения (плауны, хвощи, папоротники). Отличительные особенности и многообразие | 1 | 5а 20.04 5б 14.04 5в 20.04 5г 9.04 5д 14.04 5е 10.04 5ж 20.04 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | С помощью гербарных образцов изучают внешние строение хвоща и папоротника, выделяют их существенные признаки, сравнивают между собой. Выполняют зарисовки побегов хвоща и папоротника в тетрадях, обозначая их основные части. Определяют новые понятия: «ваии», «корневище», «спорангии». В ходе активной беседы рассуждают о роли хвощей, плаунов и папоротников в природе и жизни человека |
29 | Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. | 1 | 5а 27.04 5б 21.04 5в 27.04 5г 16.04 5д 21.04 5е 17.04 5ж 27.04 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Работают с текстом учебника, записывают основные смысловые моменты темы. Анализируют новые понятия: «семена», «высшие семенные растения», «мужская шишка», «женская шишка», «шишкоягода». В ходе презентации «Представители голосеменных» учащиеся знакомятся с разнообразием мира последних. Готовят сообщения о лекарственных свойствах голосеменных и обсуждают его в классе |
30 | Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений» | 1 | 5а 4.05 5б 28.04 5в 4.05 5г 23.04 5д 28.04 5е 24.04 5ж 4.04 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Определяют виды голосеменных растений исходя из особенностей строения и расположения хвои, шишек. Выделяют их существенные признаки, заполняют таблицу. Изучают строение семени голосеменных растений, схематично изображают его в тетрадях. |
31 | Отдел Покрытосеменные (Цветковые). Отличительные особенности | 1 | 5а 11.05 5б 5.05 5в 11.05 5г 30.04 5д 5.05 5е 8.05 5ж 11.05 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Работают с текстом учебника, определяют новые понятия: «цветок», «плод», «деревья», «кустарники», «травы», «однолетние», «двулетние», «многолетние» растения. Изучают внешнее строение покрытосеменных растений, рассуждают о роли последних в природе и жизни человека, делают записи в тетрадях |
32 | Годовая контрольная работа | 1 | 5а 18.05 5б 12.05 5в 18.05 5г 7.05 5д 12.05 5е 15.05 5ж 18.05 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Выполняют задания контрольно-измерительного материала |
33 | Развитие растительного мира | 1 | 5а 25.05 5б 19.05 5в 25.05 5г 14.05 5д 19.05 5е 22.05 5ж 25.05 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Работают с текстом учебника, проводят анализ его иллюстраций. Определяют понятия: «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира |
34 | Урок - игра | 1 | 5а 31.05 5б 26.05 5в 31.05 5г 21.05 5д 26.05 5е 29.05 5ж 31.05 | 5а 5б 5в 5г 5д 5е 5ж | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на его основе. Оценивают роль растений в природа и жизни человека. Занимаются поиском интересных фактов о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках. |