kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по природоведению 5 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для преподавания курса «Природоведения» в 5 классах.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. 

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися. 

                                                                               

Структура документа. Примерная программа включает раздела:

  1. пояснительную записку;
  2. требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
  3. содержание тем учебного курса;
  4. учебно-тематический план; 
  5. программно-тематическое  планирование;
  6. перечень учебно-методическое обеспечения;
  7. список литературы (основной и дополнительной).

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по природоведению 5 класс. »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №22» г.о Саранск РМ



СОГЛАСОВАНО

руководитель школьного методического объединения

протокол №___от «__»_____________2013г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР


______________О.Н. Купчик


«___»____________2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор

МОУ «СОШ №22»

_______________Г.Н. Кучеров


«_____»_____________2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД


по

Природоведению




для

(предмет)

5 «А» и «Б»




класса


учитель

(класс)

Киреева Наталья Юрьевна




квалификационная категория:

(ФИО педагога)

I


Составлена в соответствии с программой:



Программа Т.С. Сухова, В.И. Строганов, Природоведение, 5 класс, – М.: Вентана -Граф, 2010 г.


Учебник:

Т.С. Сухова, В.И. Строганов, Природоведение, 5 класс, – М.: Вентана -Граф, 2009.



кол-во часов в неделю: 2 часа кол-во часов в год: 68 часов







Пояснительная записка


Рабочая программа предназначена для преподавания курса «Природоведения» в 5 классах.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. А также:


  • Закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

  • Закона об образовании в Республике Мордовия от 8 августа 2013 г. № 53-З;

  • Приказа Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

  • Приказа Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Школьного учебного плана МОУ «СОШ №22» на 2013-2014 учебный год;

  • Положения МОУ «СОШ №22» о структуре и разработке рабочих программ.

  • На основе программы под ред. Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007.

  • Письма Мои Н РФ от 18.04.08г. ; АФ-150\06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми –инвалидами.»





Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.

В 5Б классе обучается ребенок с ОВЗ. С целью реализации права на образование детей с ОВЗ с учетом их возможностей здоровья и психофизических особенностей, обучение и коррекция развития таких детей, обучающихся в обычном классе ОУ общего типа, осуществляется по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ. При работе с этим ребенком необходим индивидуальный подход при обучении. Во время объяснения нового материала необходимо учитывать низкую сформированность смысловых операций. Инструкцию по выполнению определенных заданий объяснять подробно несколько раз и просить объяснить её своими словами. Давать больше времени на подготовку. Формировать позитивную стимуляцию образовательного процесса. Не включать в подсчет качества знаний при анализе итогов.


Структура документа. Примерная программа включает раздела:

  1. пояснительную записку;

  2. требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

  3. содержание тем учебного курса;

  4. учебно-тематический план;

  5. программно-тематическое планирование;

  6. перечень учебно-методическое обеспечения;

  7. список литературы (основной и дополнительной).




Общая характеристика предмета


Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.






Цели и задачи:

• освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

• овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

• развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

• воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

• применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.



Место предмета в базисном плане:

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.


Планируемый уровень подготовки:


В результате изучения природоведения ученик должен:


  • знать/ понимать


  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы; строение живой клетки (главные части);

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей); среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов); изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений); важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать); основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

  • -уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека; описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; находить значение указанных терминов в справочной литературе; кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты); пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами; определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде; составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;



Механизмы формирования ключевых компетенций:


Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение:

  • определять цели и порядок работы;

  • самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться;

  • устанавливать связи между отдельными объектами;

  • применять освоенные способы в новых ситуациях;

  • осуществлять самоконтроль.

Коммуникативная компетенция включает в себя умение:

  • сотрудничать;

  • оказывать помощь другим;

  • участвовать в работе команды;

  • обмениваться информацией.

Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению:

  • анализировать свои достижения и ошибки;

  • обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников;

  • осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях;

  • критически оценивать результаты своей деятельности


В результате учащиеся:

  • Овладевают ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.);

  • формируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека;

  • могут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий.

  • овладевают культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.

Способы и формы формирования УУД, типовые задачи


Личностные УУД

  • участие в проектах;

  • подведение итогов урока;

  • творческие задания;

  • зрительное, моторное, вербальное восприятие;

  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма, событий в книге;

  • самооценка события, происшествия;

Регулятивные УУД

  • участие в проектах;

  • диспут;

  • задания на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию (преднамеренные ошибки», «ищу ошибки»)

  • поиск информации в предложенных источниках;

  • взаимоконтроль и взаимооценка;

  • задания, нацеленные на оценку, прикидку и прогнозирование результата;

  • задания, обучающие пошаговому и итоговому контролю за результатами, планированию решения задачи и прогнозированию результата,

  • задания, содержащие элементы исследовательской деятельности.


Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы:

  • урок,

  • собеседование,

  • консультация,

  • практическая работа,

  • программное обучение,

  • зачетный урок.

Групповые формы:

  • групповая работа на уроке,

  • групповой практикум,

  • групповые творческие задания.

Индивидуальные формы:

  • работа с литературой или электронными источниками информации,

  • письменные упражнения,

  • выполнение индивидуальных заданий,

  • работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения:

  • словесные - рассказ,

  • беседа;

  • наглядные - иллюстрации,

  • демонстрации как обычные, так и компьютерные;

  • практические — выполнение практических работ,

  • самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной),

  • самостоятельные письменные упражнения,

  • самостоятельная работа за компьютером.

Технологии обучения:

  • дифференцированное,

  • модульное, проблемное,

  • развивающее,

  • разноуровневое и технология критического обучения;

  • классно-урочная технология обучения,

  • групповая технология обучения,

  • игровая технология (дидактическая игра)


Виды и формы контроля:

Формы контроля знаний:

  • срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы;

  • фронтальный и индивидуальный опрос;

  • отчеты по практическим и лабораторным работам;

  • творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).


Контроль уровня обученности.


Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.


Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Отметка 1 («единица»): ответ не дан.



Оценивание тестовых заданий:

«5»- правильно выполнено 100-83% заданий; «3» - 66 – 50%;

«4» - 82-67%; «2» - менее 50%.













Содержание тем учебного курса


1. Введение. Что тебя окружает.

Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений при постановке опытов. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.

Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.

Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы. Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.

Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами.

Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.


2. Многообразие явлений природы.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые сложные вещества, смеси.

Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины о сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни разных условиях среды обитания.


3. Химические явления в живой и неживой природе.

Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т. п.). Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).

Опыты, демонстрирующие горение веществ.


4. Физические явления в живой и неживой природе.

Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т. п.).Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.

Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости и т. п.).


5. Биологические явления.

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии (использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений и т. п.).

Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.


6. Особенности живого организма.

Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев (электронных коллекций) и др.); Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.).

Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.)- Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.

Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т. п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).


7. Движение в сферах планеты и в космосе.

Изменение облика Земли и живых организмов. Движение литосферы. Движение атмосферы. Движение гидросферы. Круговорот воды в природе. Взаимосвязь сфер Земли. Горные породы, образовавшиеся с участием живых организмов.


8. Освоение человеком природы.

Роль современной науки в жизни человечества. Человек — часть природы. Влияние человека на биосферу.



























Учебно-тематическое планирование.


п/п

Наименования раздела, темы.

Всего часов

из них

(количество часов)


Теоретических

Практические, лабораторные, экскурсии

Контрольные работы, самостоятельные работы


I четверть


Введение. Что тебя окружает

6

4

2



1.

Живая и неживая природа. Вводный инструктаж по ТБ.


1





2.

Загадки природы.


1


Эк №1 «Живая неживая природа»



3.

Единство живой и неживой природы.


1





4

Изменяется ли окружающий нас мир?

1


П/р. №1 Красота и гармония в природе».



5

Могут ли в живых организмах происходить физические изменения?

1





6

Могут ли в живых организмах происходить химические изменения?

1





Многообразие природных явлений

2

2




7



Всё течёт, всё изменяется

1





8

Чем различаются химические и физические явления?

1





Химические явления в живой и неживой природе

5

4


1


9

Как узнать, что химическая реакция произошла?


1





10

Можно ли повлиять на химическую реакцию?

1





11

Какие условия необходимы для реакции горения?

1





12

Вещества, образуемые растениями.

1





13

Подведем итоги

1



С/р

« Многообразие природных явлений»


Физические явления в живой и неживой природе

7

4

2

1


14

Что необходимо знать, изучая физические явления?

1





15

Магнитные и электрические явления.

1


Л/р №1 «Знакомство с магнитными и эл. явлениями»



16

Механическое движение в живой и неживой природе.

1





Итого в четверти

16

12

П/р 1; Л/р 1; Э 1

С/р1


II четверть


17

Световые явления в живой и неживой природе.

1





18

Свет в жизни живых организмов.

1





19

Звуковые явления в живой и неживой природе.

1


П/р №2, «Звуки общения животных»



20

Подведем итоги

1



К/р№1» Физические и химические явления в живой и неживой природе»


Биологические явления

3

1

2



21

Как идёт жизнь на Земле.



1





22

Прибор, открывающий «невидимое».

1


Л/р №2 «Изучение устройства микроскопа»




23

Живое и неживое под микроскопом.

1


Л/р№3 «Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени»



Особенности живого организма

27

13

10

4


24

Как размножаются живые организмы?

1





25

Как размножаются животные?

1





26

Как размножаются растения?

1





27

Строение семени.

1


Л/р№4 «Изучение строения семени»



28

Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

1





29

Как переселяются растения?

1


Э №3 «Распространение плодов и семян».

П/р №3«Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы».



30

Подведем итоги

1



С/р Размножение живых организмов.



Итого в четверти

14

5

П/р2; Л/р3; Э1

С/р 1; К/р1


III четверть

31

Почему всем хватает места на Земле?

1





32

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?

1


Э №4 «Живые организмы зимой».




33

Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников?

1


П/р №4«Уход за комнатными растениями».



34

Подведем итоги

1



С/р «Организм и среда»


35

Как питаются разные животные?

1





36

Как питается растение?

1


Л/р №5 Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа.



37

Только ли лист кормит растение?

1


Л/р№6 Рассматривание корней растений (по выбору).



38

Как питаются паразиты?

1





39

Подведем итоги

1



С/р Особенности питания организмов.


40

Нужны ли минеральные соли животным и человеку?

1






41

Можно ли жить без воды?

1





42

Можно ли жить не питаясь?

1


П/р№5 Подкармливание птиц зимой.




43

Как можно добыть энергию для жизни?

1





44

Зачем живые организмы запасают питательные вещества?

1





45

Подведем итоги

1



С/р Значение питания для живых организмов.



46

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом

1


Л/р№7 Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.




47

Разнообразие клеток многоклеточных организмов.

1


Л/р№8 Рассматривание под микроскопом разных клеток многоклеточных организмов.




48

Можно ли жить и не дышать?

1





49

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?

1


Э №5 «Живые организмы весной»



50

Подведем итоги

1



К/р№2 Что мы узнали о жизни на Земле?



Движение в сферах планеты и в космосе

9

5

3

1


51

Изменение облика Земли и живых организмов.

1





Итого в четверти

21

10

П/р4; Л/р4; Э2

С/р 3; К/р1


IV четверть


52

Движение литосферы.

1





53

Движение атмосферы

1





54

Движение гидросферы.

1


П/р №6 Определение по карте основных океанических движений (течений).




55

Круговорот воды в природе.

1





56

Взаимосвязь сфер Земли.

1


П/р№7 «Составление схем пищевых цепейпередачи энергии и веществ»



57

Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.

1


Л/р№9 Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов»



58

Подведем итоги

1



С/р Движение в сферах планеты.




59

Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики.

1





Освоение человеком природы

6

4

1

1


60

Обобщение и систематизация знаний по курсу Природоведение

1





61

Итоговый мониторинг

1



К/р №3 Тематический контроль знаний за курс изучения природоведения


62

Анализ итогового мониторинга

1





63

Роль современной науки в жизни человечества. Человек – часть природы.

Редкие и исчезающие виды растений и животных.

Редкие и исчезающие виды растений и животных Мордовии.

Красная книга. Красная книга Мордовии.


1


П/р№8 Наблюдение за расходованием воды, электроэнергии в школе. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.

П/р №9 Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке.



64

Влияние человека на биосферу.

1


.




65

Задание на лето

1





67-68

Резервное время






Итого в четверти

14

7

П/р3; Л/р1,

С/Р1; К/р1


Итого в год

66

40

21

9



2 часа – резервного времени











































Основная литература:



  • Т.С. Сухова, В.И. Строганов. Природоведение. 5 класс (учебник). М.:Вентана-Граф, 2008 ;

  • Т.С. Сухова, В.И. Строганов. Природоведение. 5 класс (рабочая тетрадь).М.:Вентана-Граф, 2008;

  • Т.С. Сухова, В.И. Строганов. Природоведение. 5 класс (рабочая тетрадь для учителя). М.: Вентана-Граф, 2008

  • Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику Т.С. Суховой, В.И. Строганова. Природоведение. 5 класс, М.: изд-во «Экзамен», 2005.



Дополнительная литература:

  1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

  3. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.

  4. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

  5. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению. М., Педагогика, 1978.

  6. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

  7. Планета – наш дом. Учебник –хрестоматия по основам экологии. М., Лайда, 19995.

  8. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). Составитель Н.А.Касаткина. Волгоград, Учитель, 2004.

  9. Хрестоматия по природоведению. Составитель В.П. Горощенко. М., Просвещение, 1979





Методическая литература:

  1. Авдеева С.Б. и др. Природоведение. 5класс. Поурочное планирование. Тематические контрольные и практические работы. М., Школа-Пресс, 2001.

  2. Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М: Дрофа, 2003.

  3. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Методическое пособие для учителя. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

  4. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические карты. - М.: Дрофа, 2005.

  5. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.

  6. Ермаков Д.С. и др. Учимся решать экологические проблемы. М., Школьная пресса, 2002.

  7. Иванова Т.В., Калинова С.Г., Сонин Н.И.. Природоведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.

  8. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е., Нравственно-экологическое воспитание школьников М., 5 за знания, 2007.

  9. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.

  10. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005.

  11. Природа неживая и живая.5 класс. Поурочные планы по учебнику В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой,/авт.сост.Г.В.Чередникова – Волгоград. Учитель, 2005.

  12. Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2005.

  13. Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс. Дидактические карточки-задания. - М.: Дрофа, 2005.

  14. Сонин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В. Природоведение. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.


Электронное сопровождение

    1. Библиотека электронных наглядных пособий «Природоведение 5 класс», Дрофа, Физикон, 2004.

    2. Электронное учебное издание «Природоведение 5 класс», «Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина» , Дрофа, Физикон, 2005.

    3. Природоведение 5 класс . «1С» фирма

    4. Лекарственные растения. ЗАО «Новый диск», 2004



Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ:

www.bio.1september.ru – газета «Химия» -приложение к «1 сентября»

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»



www.yandex.ru учительский портал

http://www.uchportal.ru/

http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php

http://минобрнауки.рф

www/edu.ru

obrazovanie-dok.pdf

http://fgos.edurm.ru

www.prosvpress.ru

standartedu.ru

www.prosv.ru

dinastifdn.ru/grants/teacher




Алгоритм подготовки реферата

  1. Подобрать литературу по изучаемой теме, познакомиться с ее содержанием.

  2. Пользуясь закладками, отметить наиболее существенные места или сделать выписки.

  3. Составить план реферата.

  4. Написать введение.

  5. Используя составленный план, написать реферат, в заключении которого обязательно выразить свое отношение к излагаемой теме и ее содержанию

  6. Написать выводы.

  7. Прочитать текст и отредактировать его.

  8. Правильно оформить реферат:

    • На титульном листе указать тему реферата, сведения об исполнителе, руководителе, место написания, год;

    • На второй странице напечатать оглавление реферата;

    • Текст печатать шрифтом 12 или 14, через 1,5 интервал;

    • Оставлять поля, не сокращать текст;

    • Пронумеровать страницы;

    • В конце реферата привести список литературы, указать автора книги, ее название, издательство, год выпуска, количество страниц.




























Примерные темы для рефератов и сообщений:


  1. В глубины Таинственного мира – водной толщи пруда.

  2. Цветущие травы на лугу.

  3. Цветущие травы в поле.

  4. Цветущие травы на берегу озера.

  5. Редкие животные Мордовии

  6. Редкие растения Мордовии

  7. Из чего состоят вещества.

  8. Что такое атмосфера и как она устроена?

  9. Почему самолеты летают?

  10. История воздухоплавания.

  11. Как человек использует энергию Солнца и ветра?

  12. Как человек использует энергию движущейся воды.

  13. Кто как передвигается?

  14. Как питаются организмы.

  15. Забота о потомстве у животных

  16. Почва - особое тело Земли.

  17. Чем полезны и вредны бактерии.

  18. Лекарственные растения Мордовии

  19. ЗОЖ – как мы это понимаем.

  20. Красная книга Мордовии.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по природоведению 5 класс.

Автор: Киреева Наталья Юрьевна

Дата: 12.01.2015

Номер свидетельства: 153866

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Природоведение    5 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-programma-prirodoviedieniie-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "224869"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439228559"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Рабочая программа 6 класс по биологии"
    ["seo_title"] => string(36) "rabochaiaproghramma6klasspobiologhii"
    ["file_id"] => string(6) "310833"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459100107"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Рабочая программа 6 класс по биологии"
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaiaproghramma6klasspobiologhii1"
    ["file_id"] => string(6) "310834"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459100114"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа по курсу "Введение в естественно-научные предметы. Природа. Живая и неживая". 5 класс "
    ["seo_title"] => string(116) "rabochaia-proghramma-po-kursu-vviedieniie-v-iestiestvienno-nauchnyie-priedmiety-priroda-zhivaia-i-niezhivaia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "188598"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426697717"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Рабочая программа по природоведению в 5 классе  ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК В.В.Пасечника  базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(127) "rabochaia-proghramma-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-v-v-pasiechnika-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111948"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408095256"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства