kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 9 класс к УМК Пономарёвой

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Для составления программы использованы:

*федеральный   компонент   Государственного   образовательного   стандарта   общего   образования,   утвержденным приказом    Минобразования   России   от   05.03    2004    г.    №1089    «Об    утверждении    федерального   компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Программа авторского коллектива И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Л.В. Симоновой «Природоведение. Биология. Экология»;5 -11 классы; П77 программы.- М.: Вентана-Граф, 2010.

«Рабочие программы по биологии» по программе И.Н. Пономарёвой// Авт.- сост.: И.П. Чередниченко. – М.; Планета, 2011.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс к УМК Пономарёвой »

МБОУ «Сибирячихинская СОШ»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________Середа А. И..


Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы

_____________ Слуева Е.Я.


«____»____________2014 г.


«Утверждено»

Директор МОУ СОШ

_____________Прибыткова З.А.


Приказ № ___ от «__»_____2014г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


курса Основы общей биологии 9 класс II ступень.



Программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и программы курса «Основы общей биологии» для 9 класса авторского коллектива И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Л. В.Симоновой (Природоведение. Биология. Экология. Программы: 5 – 11 классы. - М.: Вентана – Граф, 2010), рабочих программ по биологии по программе И.Н. Пономарёвой. Автор – составитель И.П. Чередниченко. – М.; Планета, 2011




Составитель:

Татьяна Милитеевна

Арыкина учитель географии

I квалификационная категория.





С. Сибирячиха 2014.





Пояснительная записка.

Для составления программы использованы:

*федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Программа авторского коллектива И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Л.В. Симоновой «Природоведение. Биология. Экология»;5 -11 классы; П77 программы.- М.: Вентана-Граф, 2010.

«Рабочие программы по биологии» по программе И.Н. Пономарёвой// Авт.- сост.: И.П. Чередниченко. – М.; Планета, 2011.

Изучение общей биологии в 9 классе направлено на достижение следующих  целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основ безопасности собственной жизни. Культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Задачи раздела «Общая биология» ( 9 класс )

Обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования

  2. добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний

  3. продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме   через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы  через лабораторные работы

Развития: создать условия для развития у школьников  интеллектуальной,

 эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

особое внимание обратить на развитие у девятиклассников

  моторной памяти, критического мышления,

   продолжить развивать у учеников уверенность в себе, 

   закрепить умение  достигать поставленной цели.

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-

успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и

коммуникативной  компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)   

Изменения, внесённые в авторскую программу и их обоснование.

Авторская программа составлена на 70 учебных часов. Продолжительность учебного года в 9 классе составляет 33 недели. 66 часов. Поэтому общее количество часов сокращено до 66. Сокращены темы № 1 на 2 часа, темы 5 и 9 сокращены на 1 час.

Учебно-методический комплект по биологии 9 класса.

  1. Учебник И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии» 9 класс, М,. «Вентана - Граф», 2011 года.

  2. Рабочая тетрадь И.Н. Пономарева, «Основы общей биологии», М., изд.дом «Вентана – Граф», 2008

Рабочая программа рассчитана на 66 часов ( 2 часа в неделю).

Лабораторных работ-5, Практических работ – 1. Контрольных уроков – 4. Экскурсий – 1.

В процессе изучения курса используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.


Требования к уровню подготовки обучающихся  на ступени основного общего образования

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов Алтайского края;

  • знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

  • знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;

  • знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;

  • знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических для Алтайского края методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;

  • знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;

  • знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;

  • представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;

  • умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме. 

 

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; 

  • умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных; 

  • умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме; 

  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; 

  • умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); 

  • умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить  информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства; 

  • умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека; 

  • умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья; 

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; 

  • участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона. 

 

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • понимание ответственности за качество приобретенных знаний; 

  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей; 

  • умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; 

  • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; 

  • ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении. 















Содержание тем учебного курса.





№ п/п

Наименование тем

Всего часов


Лабораторные и практические работы.


контрольные уроки


Введение в основы общей биологии.

2



1

Основы учения о клетке.

9

1 Л

1

2

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

5

1 Л

1

3

Основы учения о наследственности и изменчивости.

9

2П. 1 Л.

1

4

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

4



5

Происхождение жизни и развитие органического мира.

5



6

Учение об эволюции.

12

1 л. 1 П.

1

7

Происхождение человека (антропогенез).

6


1

8

Основы экологии.

12

2 П, 1 Л.


9


Итоговая контрольная работа.



1


1



Неделя

п/п

Тема урока

Цель

урока

Оснащение

Кол – во

часов

на тему

Требования

к уровню

подготовки

по разделу.

Критерии

оценки

знаний

учащихся

Формы и

методы

обучения

Домашнее

задание.



  1. Введение в основы общей биологии. 2 часа.

1

1

Биология – наука о живом мире.

Сформировать знания о биологии как комплексной, фундаментальной науке, показать роль биологических знаний в современном обществе.

Таблицы с изображением разных форм жизни.

1

Объяснять значение биологических знаний для современного человека, давать характеристику уровням организации живой природы


Беседа, лекция учителя, Объяснительно -иллюстративный, частично-поисковый;

П. 1

1

2

Общие свойства живых организмов.

Многообразие форм живых организмов.

Сформировать знания о многообразии форм живых организмов, структурных уровнях организации жизни.

Таблицы с изображением различных форм жизни.

1


Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный, проблемно-поисковый –заполнение таблицы, контроля – фронтальный опрос, выборочная проверка письменной работы

П. 2, 3, с. 11 – 12.



2. Основы учения о клетке 10 часов.


2


3

Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток.

Формировать понятие о науке цитологии, познакомить с историей изучения клетки и клеточной теорией, показать многообразие клеток.

Таблицы с изображением прокариотической клетки. Разнообразных эукариотичес

ких клеток, электронная презентация

1

Знать: основные положения клеточной теории, химическую организацию клетки: роль воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ . Строение и функции основных органоидов клетки, особенности клеток про – и эукариот, сущность пластического и Энергетического обмена веществ, сущность биосинтеза белка, фотосинтез и его значение.

Уметь пользоваться цитологической терминологией , характеризовать основные положения клеточной теории, объяснять роль химических веществ в жизни клетки, пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты, рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом.





Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы, презентация,

контроля – фронтальный опрос

П.4, вопрос 2, с.16

2

4

Химический состав клетки.

Сформировать знания о химическом составе клетки, показать разнообразие и свойства неорганических и органических веществ, познакомить с их функцией.

Таблицы с изображением растительной и животной клеток.

1


Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы,

контроля – фронтальный опрос, тестирование по д/з.


3

5

Белки и нуклеиновые кислоты.

Продолжить формирование знаний о химическом составе клетки.

Таблицы, демонстрирующие строение органических веществ

1


Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы,

контроля – фронтальный опрос.


3

6

Строение клетки.

Л.р.№1 «Изучение

клеток растений и

животных».

Сформировать знания о строении клетки, научить объяснять различия клеток эукариот и прокариот.

Таблицы с изображением эукариотической и прокариотической клеток.

1


Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы,

контроля – фронтальный опрос, проблемно-поисковый и практический – лабораторная работа


4

7

Органоиды клетки и их функции.

Продолжить формировать знания о строении клетки, сформировать умение распознавать и описывать по таблицам составные части и органоиды клетки.

Таблицы с изображением растительной и животной клетки.

1


Словесный - беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы,

контроля – фронтальный опрос, проблемно-поисковый и практический –самостоятельная работа


4

8

Обмен веществ – основа существования клетки.

Сформировать знания об обмене веществ и превращении энергии как основе существования клетки, показать роль обмена веществ в жизни клетки.

Таблица с изображением эукариотической клетки, электронная презентация.

1


Словесный - беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы,

контроля –тестирование по д/з проблемно-поисковый и практический –самостоятельная работа, работа со словарём.


5

9

Биосинтез белков в живой клетке.

Формировать знания о сущности процесса биосинтеза белков в живой клетке.

Таблицы с изображением этапов биосинтеза белков в живой природе.

1



Словесный - беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы,

контроля –проверка домашнего задания


5

10

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

Сформировать знания о сущности процесса синтеза углеводов – фотосинтезе.

Таблицы с изображением растительной клетки, световой и темновой фаз фотосинтеза.

1



Словесный - беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы,

контроля –проверка домашнего задания, проблемно-поисковый – сравнение фаз фотосинтеза


6

11

Обеспечение клеток энергией.

Сформировать знания о сущности процессов биологического окисления, научить сравнивать процессы биосинтеза белков, фотосинтеза и дыхания.

Таблицы с изображением животной и растительной клетки.

1



Словесный - беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы,

контроля –тестирование по д/з, проблемно-поисковый – сравнение процессов биосинтеза белков, фотосинтеза и дыхания.


6

12

Зачёт «Основы учения о клетке».

Обобщить знания о многообразии форм жизни , основных свойствах живого, о клетке как биологической системе.

Таблицы, тестовые задания, задания на карточках..

1



контроля –тестирование по теме, контрольные задания




Размножение и индивидуальное развитие организмов. (Онтогенез) 5 часов.


7

13

Типы размножения организмов.

Сформировать знания о сущности и формах размножения организмов; показать биологическое значение бесполого и полового размножения, роль оплодотворения и зиготы.

Таблицы с изображением способов размножения, электронная презентация.

1

Знать: формы размножения организмов: бесполое и половое, способы деления клеток. Фазы митоза, видовое постоянство числа хромосом, диплодный и гаплодный набор хромосом, биологическое значение митоза и мейоза, оплодотворение. Развитие оплодотворённой яйцеклетки: бластула, гаструла, постэмбриональное развитие: прямое и непрямое.


Словесный – лекция, беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы, презентация.

контроля – оценка умений работать с учебником.


7

14

Деление клетки. Митоз. Л.р. №2 Изучение

Микропрепаратов

с делящимися

клетками.


Сформировать знания о сущности процесса деления клетки – митозе, показать биологическое значение митоза.

Электронная презентация.

1



Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – презентация.

контроля – фронтальный опрос, проблемно-поисковый и практический – лабораторная работа


8

15

Образование половых клеток. Мейоз.

Сформировать знания о сущности процесса мейоза, показать биологическое значение мейоза.

Электронная презентация, таблицы.

1



Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – презентация, таблицы,

Контроля – тестирование, фронтальный опрос, проблемно-поисковый -ответы на вопросы.


8

16

Индивидуальное развитие организмов. Онтогенез.

Сформировать знания о сущности онтогенеза и его этапах,

Таблицы с изображением процесса метаморфоза у членистоногих, амфибий, таблицы, отражающие сходство зародышей позвоночных животных.

1



Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – презентация, таблицы,

Контроля –фронтальный опрос, проблемно-поисковый

Выявление черт сходства и различия.


9

17

Итоговый урок «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

Обобщение, систематизация и контроль знаний по изученной теме.

Тестовые задания, карточки – задания.

1



Контроля – тестирование по теме, контрольные задания.





Основы учения о наследственности и изменчивости. 11 часов



9

18

Наука генетика. История развития генетики.



Познакомить с историей развития генетики.

Портреты Г. Менделя, , Н. И. Вавилова, таблица «Эукариотическая клетка»

1

Знать: генетическую символику и терминологию. Законы Менделя, схемы скрещивания, хромосомное определение пола, особенности изучения наследственности человека, модификационную и мутационную изменчивость, их причины, значение генетики для медицины и здравоохранения.

Уметь: характеризовать методы и законы наследственности, решать задачи на моно-и дигибридное скрещивание, строить вариационный ряд и вариационную кривую


Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –таблицы,



10

19

Основные понятия генетики.

сформировать представление об основных генетических понятиях, наследственности, генах, генотипе, фенотипе, изменчивости, сформировать знания о сущности процесса наследственности и изменчивости.

Портреты Г. Менделя, , Н. И. Вавилова, таблица «Эукариотическая клетка»

1


Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –таблицы,



10

20

Генетические опыты Г. Менделя.

Сформировать знания о закономерностях наследования признаков, познакомить с законом единообразия гибридов первого поколения, законом расщепления.

Таблица, изображающая закономерности моногибридного расщепления.

1


Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –таблицы, контроля – тестирование, фронтальный опрос,

проблемно-поисковый – применение законов.



11

21

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

П.р. № 1. Решение генетических задач.


Сформировать знания о дигибридном скрещивании, третьем законе Г. Менделя.

Таблица «Дигибридное скрещивание»

1



Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –таблицы, контроля – тестирование, фронтальный опрос, проблемно-поисковый и практический – решение задач.



11

22

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.


Сформировать знания о сущности сцепленного наследования и о причинах нарушения сцепления генов.

Таблица, изображающая сцепленное наследование признаков, карты хромосом человека.

1



Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –таблицы, контроля –фронтальный опрос, решение задач проблемно-поисковый и практический – извлечение информации из таблиц и карт.



12

23

Взаимоотношение аллельных и неаллельных генов.

Сформировать представления о генотипе как о целостной системе.

Электронная презентация.

1



Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –презентация, контроля –фронтальный опрос, письменная проверка знаний, проблемно-поисковый – решение задач.


12

24

Наследование признаков сцепленных с полом.

Сформировать знания о сущности механизма определения пола, о наследовании признаков, сцепленных с полом.

Таблицы, изображающие механизм наследования пола, кариотипы разных организмов.

1



Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –таблицы, контроля –фронтальный опрос, тестовая проверка знаний, проблемно-поисковый – решение задач.


13

25

Наследственная изменчивость.

Л. Р. № 3 Изучение изменчивости у организмов.

Формирование знаний о сущности изменчивости; сформировать умение характеризовать роль изменчивости организмов в живой природе.

Электронная презентация

1



Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –презентация, контроля –фронтальный опрос, тестовая проверка знаний, проблемно-поисковый и практический– решение задач, лабораторная работа


13

26

Другие типы изменчивости.

Продолжить формировать знания об изменчивости организмов, сформировать умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания.

Таблицы и электронная презентация.

1



Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –презентация, контроля –фронтальный опрос, тестовая проверка знаний, проблемно-поисковый и практический– решение задач,

Подготовить сообщения, презентациио наследственных болезнях человека.

14

27

Наследственные болезни человека.

Сформировать умение объяснять причины проявления наследственных заболеваний, роль генетики в медицине и здравоохранении.

Таблицы, изображающие кариотип человека. Подготовленные учащимися презентации. сообщения

1



Словесный - учебная лекция, комментарии к презентациям, беседа, практический, проблемный.


14

28

Обобщающий урок « Подведём итоги»

Повторение, обобщение и систематизация знаний по изученной теме.


1



Контроля – тестирование по теме, контрольные задания.















Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. 4 часа.



15

29

Генетические основы селекции организмов.

Познакомить учащихся с наукой селекцией и её задачами и методами, показать тесную связь генетики и селекции

Таблицы, изображающие полиплодные формы, ценные породы животных, сорта культурных растений.

1

Знать: генетические основы селекции, особенности селекции растений, животных и микроорганизмов

Уметь: пользоваться научной терминологией, называть центры многообразия и происхождения культурных растений.


Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы, натуральные объекты, контроля –фронтальный опрос, ,

Подготовить сообщение, презентацию о Н. И. Вавилове, достижениях селекционегов.

15

30

Особенности селекции растений.

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Познакомить с особенностями и достижениями селекции растений, раскрыть значение учения Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Таблицы, изображающие центры происхождения культурных растений.

1


наглядно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковай, метод контроля.

Сообщения учащихся, обсуждение, комментарии.


16

31

Особенности селекции животных.

Познакомить с особенностями методов и достижениями селекции животных.

Таблицы, изображающие ценные породы животных.

1


Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы, контроля –фронтальный опрос, тестирование


16

32

Основные направления селекции микроорганизмов.

Познакомить с основными направлениями селекции микроорганизмов.


1



Словесный - учебная лекция, беседа, контроля –фронтальный опрос,




Происхождение жизни и развитие органического мира. 5 часов.




17

33

Современная теория возникновения жизни на Земле .

Познакомить учащихся с современным пониманием вопроса о происхождении жизни.

Таблицы с изображением прокариотической и эукариотической клетки.

1

Знать: развитие взглядов на возникновение жизни. Основные этапы возникновения жизни, основные эры развития жизни на Земле, важнейшие события.

Уметь: давать определение понятия жизни, характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни.


Словесный - учебная лекция, беседа, контроля –фронтальный опрос, тестирование. наглядно-иллюстрационный – таблицы, рисунки учебника.

Подготовить сообщения, презентации

17

34

Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Познакомить учащихся с основными гипотезами о возникновении жизни, показать как менялись взгляды на возникновение жизни по мере накопления знаний.




Словесный - учебная лекция, беседа, контроля –фронтальный опрос, наглядно-иллюстрационный – таблицы, рисунки учебника, частично-поисковый.


18

35

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

Рассмотреть формирование сложного механизма фотосинтеза, появление на Земле мощного планетарного процесса – биологического круговорота веществ.

Таблица, изображающая растительную клетку.



Словесный - учебная лекция, беседа, наглядно-иллюстрационный, частично-поисковый, метод контроля, тестирование

Сообщения, презентации

18

36

Этапы развития жизни на Земле.

Познакомить учащихся с делением истории Земли на эры, дать представление об особенностях флоры, фауны разных эр.

Таблицы, изображающие органический мир разных эр и периодов. Электронные презентации.





Семинар

Повторить материал 6, 7 класса, подготовить примеры.

19

37

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.

Установить приспособленности к наземному образу жизни у растений и животных.

Учебники ботаники, зоологии, открытки, рисунки комнатные растения.




Словесный – беседа, сообщения учащихся. Частично-поисковай, практический – выявление приспособительных форм растений и животных, контроль.

Подготовить сообщения о Ч. Дарвине и Ж.-Б. Ламарке.



Учение об эволюции. 12 часов.



19

38

Идея развития органического мира в биологии.


Познакомить учащихся с историей формирования и развития эволюционных идей.

Портреты Ч. Дарвина, Ж.-Б. Ламарка.


Знать: эволюционную теорию Ч. Дарвина,

движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор,

доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические, вид. Его критерии, популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Формирование приспособлений в процессе эволюции, видообразование6 географическое и экологическое, главные направления эволюции. Её основные закономерности.

Уметь: пользоваться научной терминологией, характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида, иллюстрировать примерами главные направления эволюции, выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных.



Словесный – учебная лекция, беседа, сообщения учащихся.


20

39

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

Раскрыть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина,




Словесный – учебная лекция, контроля - тестирование


20

40

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор.

познакомить с движущими силами эволюции

Электронная презентация.



Словесный – учебная лекция, контроля - тестирование


21

41

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.

Познакомить с результатами эволюции, показать относительный характер приспособленности

Электронная презентация «Приспособленность организмов к условиям среды.



Словесный – учебная лекция, беседа, контроля – фронтальный опрос,


21

42

Современные представления об эволюции органического мира.

Познакомить с современным эволюционным учением, сформировать понятие о популяции как элементарной единице эволюции.

Электронная презентация «Движущие силы эволюции»



Словесный – учебная лекция


22

43

Вид, его структура и особенности.

Сформировать понятие «вид», познакомить со структурой вида, его критерии.

Схема «Критерии вида»



Словесный - учебная лекция, беседа, контроля –фронтальный опрос, тестирование. наглядно-иллюстрационный – таблицы, рисунки учебника.


22

44

Процесс образования видов – видообразование.

Сформировать знания о сущности процесса микроэволюции, познакомить с основными формами видообразования.

Таблицы и схемы, демонстрирующие географическое и экологическое видообразование, гербарии.




Словесный - учебная лекция, беседа, контроля –фронтальный опрос, тестирование. наглядно-иллюстрационный – таблицы, рисунки учебника, схемы.


23

45

Макроэволюция – результат микроэволюций.

Формировать понятие №макроэволюция»

Таблицы, демонстрирующие примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе.




Словесный - учебная лекция, контроля.


23

46

Основные направления эволюции.

Формировать знания о главных направлениях эволюционного процесса, познакомить с путями достижения биологического прогресса.

Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции.




Словесный - учебная лекция, беседа, контроля –фронтальный опрос, тестирование. наглядно-иллюстрационный –схемы,


24

47

«Основные закономерности эволюции.

Л. Р. № 4 Приспособленность организмов к среде обитания»

Познакомить учащихся с основными закономерностями эволюции.

Таблицы, рисунки слайды, демонстрирующие прогрессивное усложнение форм , приспособленность видов к среде обитания.




Словесный - учебная лекция, беседа, контроля –фронтальный опрос, наглядно-иллюстрационный –схемы, таблицы, слайды, Частично-поисковай, практический – лабораторная работа.

Приготовить сообщения, презентаци.

24

48

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.

Формировать умение объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Необходимость защиты окружающей среды.

Красная книга России, электронная презентация «Редкие и исчезающие виды растений и животных»




Словесный - беседа, контроля –фронтальный опрос, наглядно-иллюстрационный – презентация, сообщения. Частично-поисковай,


25

49

Контрольный урок по теме «Учение об эволюции»

Контроль знаний по изученной теме.

Контрольные задания.




Контроля – тестирование по теме, контрольные задания.





Происхождение человека. (Антропогенез). 6 часов.



25

50

Место и особенности человека в системе органического мира.

Дать представление о месте и особенностях органического мира, познакомить с доказательствами эволюционного происхождения человека.

Таблицы скелета человека и человекообразных обезьян, сходство стадий эмбрионального развития позвоночных.


Знать: место и особенности человека в системе органического мира, факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных, движущие силы антропогенеза.: биологические и социальные, этапы антропогенеза, краткую характеристику рас.

Уметь: характеризовать биологические и социальные факторы антропогенеза. Давать характеристику древнейшим, древним и первым современным людям, определять по рисункам расы человека.


Словесный – учебная лекция, беседа,


26

51

Доказательства эволюционного происхождения человека.

Формирование понятия «антропогенез», привести доказательства эволюционного происхождения человечества.

Электронная презентация.



Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый – эвристическая беседа, контроля – фронтальный опрос, тестирование, наглядно-демонстрационный.


26

52

Этапы эволюции вида Человек разумный.

Формирование знаний об этапах эволюции человека.

Таблица «Этапы эволюции человека»



Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый – эвристическая беседа, контроля – фронтальный опрос, тестирование, наглядно-демонстрационный.


27

53

Биосоциальная сущность вида Человек разумный.

Продолжить формирование знаний об антропогенезе, показать биосоциальную сущность человека.

Таблица «Этапы эволюции человека»



Словесный – учебная лекция, беседа, проблемный – исследование социальности человека..

Сообщения о Миклухо-Маклае, характеристика рас

27

54

Человеческие расы. Их родство и происхождение.

Формировать знания о расогенезе, научить обосновывать единство и полноценность человеческих рас.

Таблица «Человеческие расы»




частично-поисковый – эвристическая беседа, учебная лекция,

Сооб-я, презентации.

28

55

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Формировать умение объяснять место и роль человека в природе, взаимодействие человека и среды.

Таблица «Биосфера», презентация «Охрана природы»




Словесный –беседа, частично-поисковый – эвристическая беседа, наглядно-демонстрационный, контроля –тестирование.




Основы экологии. 11 часов.



28

56

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.

Познакомить с наукой экологией, сформировать знания о средах жизни на Земле и экологических факторах.

Электронная презентация «Среды жизни»


Знать: предмет и задачи экологии, основные экологические факторы, структуру и функции биогеоценозов, основные пищевые цепи, что такое биосфера, границы биосферы, биомассу поверхности суши и Мирового океана, функции живого вещества, роль человека в биосфере.

Уметь: пользоваться научной терминологией, характеризовать экологические факторы, приводить примеры биогеоценозов, составлять цепи питания. Определять границы биосферы, характеризовать функции живого вещества. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на биосферу.


Словесный –беседа, частично-поисковый – эвристическая беседа, наглядно-демонстрационный, контроля –фронтальный опрос, письменная самостоятельная работа.


29

57

Закономерности действия факторов среды на организмы

Познакомить с закономерностями действия факторов среды на организмы, сформировать умение применять знания экологических законов для объяснения последствий деятельности человека.

.



Словесный – учебная лекция, беседа.


29

58

Приспособленность организмов к факторам среды.

Формировать умение объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды,

Таблицы «Разнообразие жизненных форм растений и животных»



Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый эвристическая беседа, контроль – фронтальный опрос.


30

59

Биотические связи в природе.

Сформировать знания о формах взаимодействия между организмами.

Слайды «Формы взаимоотношений между организмами»



Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый –составление цепей питания, наглядно-демонстрационный,


30

60

Популяция как форма существования видов в природе.

Сформировать знания о популяциях как форме существования вида в природе, познакомить с экологическими характеристиками популяций

Таблица «Популяционная структура вида»




Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый –выводы по таблице, наглядно-демонстрационный,


31

61

Функционирование популяции и динамика её численности в природе.

Продолжить знакомство с экологическими характеристиками популяции, формировать умение решать экологические задачи..

Таблицы «Популяционная структура вида»




Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый –работа со словарём, контроль – фронтальный опрос.


31

62

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.

Сформировать понятие о биоценозе как закономерном сожительстве видов в природе, формировать умение решать экологические задачи.

Таблицы «Природные сообщнства»




Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый –работа со словарём, контроль – фронтальный опрос, тестирование.


32

63

Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере.

Сформировать знания о сущности процессов круговорота веществ, превращения энергии в экосистеме, познакомить с компонентами биогеоценоза.

Схема «Структура биогеоценоза»




Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый –работа со словарём, выводы по таблице контроль – фронтальный опрос.


32

64

Развитие и смена биогеоценозов

Сформировать представления о развитии и смене биогеоценозов, познакомить с понятием сукцессии и её видами.

Таблицы «Развитие биогеоценоза», «Смена биогеоценоза»




Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый –работа со словарём, выводы по таблице контроль – фронтальный опрос, тестирование


33

65

Основные законы устойчивости живой природы. Рациональное использование природы и её охрана. Л. Р. № 5 «Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места"

Познакомить с основными законами устойчивости природы, необходимостью охраны природы.

Оценить гигиеническое качество рабочего места.

Таблица и схема «круговорот веществ в природе»

Листы белой бумаги, скотч.




Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый – лабораторная работа,контроль – фронтальный опрос, тестирование


33

66

Экскурсия.

Наблюдение биогеоценоза берега реки.





частично-поисковый.






15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии 9 класс к УМК Пономарёвой

Автор: Арыкина Татьяна Милитеевна

Дата: 12.01.2015

Номер свидетельства: 153938

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по биологии 7 класс. ФГОС ( 35 ч.) "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-7-klass-fgos-35-ch"
    ["file_id"] => string(6) "226303"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440175959"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "рабочая программа по биологии для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "229557"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441796740"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа по экологии животных (элективный курс) 7 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia-proghramma-po-ekologhii-zhivotnykh-eliektivnyi-kurs-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "226307"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440176657"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства