курса Основы общей биологии 9 класс II ступень.
Программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и программы курса «Основы общей биологии» для 9 класса авторского коллектива И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Л. В.Симоновой (Природоведение. Биология. Экология. Программы: 5 – 11 классы. - М.: Вентана – Граф, 2010), рабочих программ по биологии по программе И.Н. Пономарёвой. Автор – составитель И.П. Чередниченко. – М.; Планета, 2011
С. Сибирячиха 2014.
*федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Программа авторского коллектива И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Л.В. Симоновой «Природоведение. Биология. Экология»;5 -11 классы; П77 программы.- М.: Вентана-Граф, 2010.
«Рабочие программы по биологии» по программе И.Н. Пономарёвой// Авт.- сост.: И.П. Чередниченко. – М.; Планета, 2011.
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы
закрепить умение достигать поставленной цели.
коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
Авторская программа составлена на 70 учебных часов. Продолжительность учебного года в 9 классе составляет 33 недели. 66 часов. Поэтому общее количество часов сокращено до 66. Сокращены темы № 1 на 2 часа, темы 5 и 9 сокращены на 1 час.
Неделя | № п/п | Тема урока | Цель урока | Оснащение | Кол – во часов на тему | Требования к уровню подготовки по разделу. | Критерии оценки знаний учащихся | Формы и методы обучения | Домашнее задание. |
| | Введение в основы общей биологии. 2 часа. |
1 | 1 | Биология – наука о живом мире. | Сформировать знания о биологии как комплексной, фундаментальной науке, показать роль биологических знаний в современном обществе. | Таблицы с изображением разных форм жизни. | 1 | Объяснять значение биологических знаний для современного человека, давать характеристику уровням организации живой природы | | Беседа, лекция учителя, Объяснительно -иллюстративный, частично-поисковый; | П. 1 |
1 | 2 | Общие свойства живых организмов. Многообразие форм живых организмов. | Сформировать знания о многообразии форм живых организмов, структурных уровнях организации жизни. | Таблицы с изображением различных форм жизни. | 1 | | Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный, проблемно-поисковый –заполнение таблицы, контроля – фронтальный опрос, выборочная проверка письменной работы | П. 2, 3, с. 11 – 12. |
| | 2. Основы учения о клетке 10 часов. | |
2 | 3 | Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток. | Формировать понятие о науке цитологии, познакомить с историей изучения клетки и клеточной теорией, показать многообразие клеток. | Таблицы с изображением прокариотической клетки. Разнообразных эукариотичес ких клеток, электронная презентация | 1 | Знать: основные положения клеточной теории, химическую организацию клетки: роль воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ . Строение и функции основных органоидов клетки, особенности клеток про – и эукариот, сущность пластического и Энергетического обмена веществ, сущность биосинтеза белка, фотосинтез и его значение. Уметь пользоваться цитологической терминологией , характеризовать основные положения клеточной теории, объяснять роль химических веществ в жизни клетки, пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты, рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом.
| | Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы, презентация, контроля – фронтальный опрос | П.4, вопрос 2, с.16 |
2 | 4 | Химический состав клетки. | Сформировать знания о химическом составе клетки, показать разнообразие и свойства неорганических и органических веществ, познакомить с их функцией. | Таблицы с изображением растительной и животной клеток. | 1 | | Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы, контроля – фронтальный опрос, тестирование по д/з. | |
3 | 5 | Белки и нуклеиновые кислоты. | Продолжить формирование знаний о химическом составе клетки. | Таблицы, демонстрирующие строение органических веществ | 1 | | Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы, контроля – фронтальный опрос. | |
3 | 6 | Строение клетки. Л.р.№1 «Изучение клеток растений и животных». | Сформировать знания о строении клетки, научить объяснять различия клеток эукариот и прокариот. | Таблицы с изображением эукариотической и прокариотической клеток. | 1 | | Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы, контроля – фронтальный опрос, проблемно-поисковый и практический – лабораторная работа | |
4 | 7 | Органоиды клетки и их функции. | Продолжить формировать знания о строении клетки, сформировать умение распознавать и описывать по таблицам составные части и органоиды клетки. | Таблицы с изображением растительной и животной клетки. | 1 | | Словесный - беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы, контроля – фронтальный опрос, проблемно-поисковый и практический –самостоятельная работа | |
4 | 8 | Обмен веществ – основа существования клетки. | Сформировать знания об обмене веществ и превращении энергии как основе существования клетки, показать роль обмена веществ в жизни клетки. | Таблица с изображением эукариотической клетки, электронная презентация. | 1 | | Словесный - беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы, контроля –тестирование по д/з проблемно-поисковый и практический –самостоятельная работа, работа со словарём. | |
5 | 9 | Биосинтез белков в живой клетке. | Формировать знания о сущности процесса биосинтеза белков в живой клетке. | Таблицы с изображением этапов биосинтеза белков в живой природе. | 1 | | | Словесный - беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы, контроля –проверка домашнего задания | |
5 | 10 | Биосинтез углеводов – фотосинтез. | Сформировать знания о сущности процесса синтеза углеводов – фотосинтезе. | Таблицы с изображением растительной клетки, световой и темновой фаз фотосинтеза. | 1 | | | Словесный - беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы, контроля –проверка домашнего задания, проблемно-поисковый – сравнение фаз фотосинтеза | |
6 | 11 | Обеспечение клеток энергией. | Сформировать знания о сущности процессов биологического окисления, научить сравнивать процессы биосинтеза белков, фотосинтеза и дыхания. | Таблицы с изображением животной и растительной клетки. | 1 | | | Словесный - беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы, контроля –тестирование по д/з, проблемно-поисковый – сравнение процессов биосинтеза белков, фотосинтеза и дыхания. | |
6 | 12 | Зачёт «Основы учения о клетке». | Обобщить знания о многообразии форм жизни , основных свойствах живого, о клетке как биологической системе. | Таблицы, тестовые задания, задания на карточках.. | 1 | | | контроля –тестирование по теме, контрольные задания | |
| | Размножение и индивидуальное развитие организмов. (Онтогенез) 5 часов. | |
7 | 13 | Типы размножения организмов. | Сформировать знания о сущности и формах размножения организмов; показать биологическое значение бесполого и полового размножения, роль оплодотворения и зиготы. | Таблицы с изображением способов размножения, электронная презентация. | 1 | Знать: формы размножения организмов: бесполое и половое, способы деления клеток. Фазы митоза, видовое постоянство числа хромосом, диплодный и гаплодный набор хромосом, биологическое значение митоза и мейоза, оплодотворение. Развитие оплодотворённой яйцеклетки: бластула, гаструла, постэмбриональное развитие: прямое и непрямое. | | Словесный – лекция, беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы, презентация. контроля – оценка умений работать с учебником. | |
7 | 14 | Деление клетки. Митоз. Л.р. №2 Изучение Микропрепаратов с делящимися клетками. | Сформировать знания о сущности процесса деления клетки – митозе, показать биологическое значение митоза. | Электронная презентация. | 1 | | | Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – презентация. контроля – фронтальный опрос, проблемно-поисковый и практический – лабораторная работа | |
8 | 15 | Образование половых клеток. Мейоз. | Сформировать знания о сущности процесса мейоза, показать биологическое значение мейоза. | Электронная презентация, таблицы. | 1 | | | Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – презентация, таблицы, Контроля – тестирование, фронтальный опрос, проблемно-поисковый -ответы на вопросы. | |
8 | 16 | Индивидуальное развитие организмов. Онтогенез. | Сформировать знания о сущности онтогенеза и его этапах, | Таблицы с изображением процесса метаморфоза у членистоногих, амфибий, таблицы, отражающие сходство зародышей позвоночных животных. | 1 | | | Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – презентация, таблицы, Контроля –фронтальный опрос, проблемно-поисковый Выявление черт сходства и различия. | |
9 | 17 | Итоговый урок «Размножение и индивидуальное развитие организмов». | Обобщение, систематизация и контроль знаний по изученной теме. | Тестовые задания, карточки – задания. | 1 | | | Контроля – тестирование по теме, контрольные задания. | |
| | Основы учения о наследственности и изменчивости. 11 часов | | |
9 | 18 | Наука генетика. История развития генетики. | Познакомить с историей развития генетики. | Портреты Г. Менделя, , Н. И. Вавилова, таблица «Эукариотическая клетка» | 1 | Знать: генетическую символику и терминологию. Законы Менделя, схемы скрещивания, хромосомное определение пола, особенности изучения наследственности человека, модификационную и мутационную изменчивость, их причины, значение генетики для медицины и здравоохранения. Уметь: характеризовать методы и законы наследственности, решать задачи на моно-и дигибридное скрещивание, строить вариационный ряд и вариационную кривую | | Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –таблицы, | |
10 | 19 | Основные понятия генетики. | сформировать представление об основных генетических понятиях, наследственности, генах, генотипе, фенотипе, изменчивости, сформировать знания о сущности процесса наследственности и изменчивости. | Портреты Г. Менделя, , Н. И. Вавилова, таблица «Эукариотическая клетка» | 1 | | Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –таблицы, | |
10 | 20 | Генетические опыты Г. Менделя. | Сформировать знания о закономерностях наследования признаков, познакомить с законом единообразия гибридов первого поколения, законом расщепления. | Таблица, изображающая закономерности моногибридного расщепления. | 1 | | Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –таблицы, контроля – тестирование, фронтальный опрос, проблемно-поисковый – применение законов. | |
11 | 21 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. П.р. № 1. Решение генетических задач. | Сформировать знания о дигибридном скрещивании, третьем законе Г. Менделя. | Таблица «Дигибридное скрещивание» | 1 | | | Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –таблицы, контроля – тестирование, фронтальный опрос, проблемно-поисковый и практический – решение задач. | |
11 | 22 | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. | Сформировать знания о сущности сцепленного наследования и о причинах нарушения сцепления генов. | Таблица, изображающая сцепленное наследование признаков, карты хромосом человека. | 1 | | | Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –таблицы, контроля –фронтальный опрос, решение задач проблемно-поисковый и практический – извлечение информации из таблиц и карт. | |
12 | 23 | Взаимоотношение аллельных и неаллельных генов. | Сформировать представления о генотипе как о целостной системе. | Электронная презентация. | 1 | | | Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –презентация, контроля –фронтальный опрос, письменная проверка знаний, проблемно-поисковый – решение задач. | |
12 | 24 | Наследование признаков сцепленных с полом. | Сформировать знания о сущности механизма определения пола, о наследовании признаков, сцепленных с полом. | Таблицы, изображающие механизм наследования пола, кариотипы разных организмов. | 1 | | | Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –таблицы, контроля –фронтальный опрос, тестовая проверка знаний, проблемно-поисковый – решение задач. | |
13 | 25 | Наследственная изменчивость. Л. Р. № 3 Изучение изменчивости у организмов. | Формирование знаний о сущности изменчивости; сформировать умение характеризовать роль изменчивости организмов в живой природе. | Электронная презентация | 1 | | | Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –презентация, контроля –фронтальный опрос, тестовая проверка знаний, проблемно-поисковый и практический– решение задач, лабораторная работа | |
13 | 26 | Другие типы изменчивости. | Продолжить формировать знания об изменчивости организмов, сформировать умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания. | Таблицы и электронная презентация. | 1 | | | Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –презентация, контроля –фронтальный опрос, тестовая проверка знаний, проблемно-поисковый и практический– решение задач, | Подготовить сообщения, презентациио наследственных болезнях человека. |
14 | 27 | Наследственные болезни человека. | Сформировать умение объяснять причины проявления наследственных заболеваний, роль генетики в медицине и здравоохранении. | Таблицы, изображающие кариотип человека. Подготовленные учащимися презентации. сообщения | 1 | | | Словесный - учебная лекция, комментарии к презентациям, беседа, практический, проблемный. | |
14 | 28 | Обобщающий урок « Подведём итоги» | Повторение, обобщение и систематизация знаний по изученной теме. | | 1 | | | Контроля – тестирование по теме, контрольные задания. | |
| | | | | | | | | |
| | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. 4 часа. | | |
15 | 29 | Генетические основы селекции организмов. | Познакомить учащихся с наукой селекцией и её задачами и методами, показать тесную связь генетики и селекции | Таблицы, изображающие полиплодные формы, ценные породы животных, сорта культурных растений. | 1 | Знать: генетические основы селекции, особенности селекции растений, животных и микроорганизмов Уметь: пользоваться научной терминологией, называть центры многообразия и происхождения культурных растений. | | Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы, натуральные объекты, контроля –фронтальный опрос, , | Подготовить сообщение, презентацию о Н. И. Вавилове, достижениях селекционегов. |
15 | 30 | Особенности селекции растений. Центры многообразия и происхождения культурных растений. | Познакомить с особенностями и достижениями селекции растений, раскрыть значение учения Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | Таблицы, изображающие центры происхождения культурных растений. | 1 | | наглядно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковай, метод контроля. Сообщения учащихся, обсуждение, комментарии. | |
16 | 31 | Особенности селекции животных. | Познакомить с особенностями методов и достижениями селекции животных. | Таблицы, изображающие ценные породы животных. | 1 | | Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы, контроля –фронтальный опрос, тестирование | |
16 | 32 | Основные направления селекции микроорганизмов. | Познакомить с основными направлениями селекции микроорганизмов. | | 1 | | | Словесный - учебная лекция, беседа, контроля –фронтальный опрос, | |
| | Происхождение жизни и развитие органического мира. 5 часов. | | | |
17 | 33 | Современная теория возникновения жизни на Земле . | Познакомить учащихся с современным пониманием вопроса о происхождении жизни. | Таблицы с изображением прокариотической и эукариотической клетки. | 1 | Знать: развитие взглядов на возникновение жизни. Основные этапы возникновения жизни, основные эры развития жизни на Земле, важнейшие события. Уметь: давать определение понятия жизни, характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни. | | Словесный - учебная лекция, беседа, контроля –фронтальный опрос, тестирование. наглядно-иллюстрационный – таблицы, рисунки учебника. | Подготовить сообщения, презентации |
17 | 34 | Современные гипотезы возникновения жизни на Земле. | Познакомить учащихся с основными гипотезами о возникновении жизни, показать как менялись взгляды на возникновение жизни по мере накопления знаний. | | | | Словесный - учебная лекция, беседа, контроля –фронтальный опрос, наглядно-иллюстрационный – таблицы, рисунки учебника, частично-поисковый. | |
18 | 35 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | Рассмотреть формирование сложного механизма фотосинтеза, появление на Земле мощного планетарного процесса – биологического круговорота веществ. | Таблица, изображающая растительную клетку. | | | Словесный - учебная лекция, беседа, наглядно-иллюстрационный, частично-поисковый, метод контроля, тестирование | Сообщения, презентации |
18 | 36 | Этапы развития жизни на Земле. | Познакомить учащихся с делением истории Земли на эры, дать представление об особенностях флоры, фауны разных эр. | Таблицы, изображающие органический мир разных эр и периодов. Электронные презентации. | | | | Семинар | Повторить материал 6, 7 класса, подготовить примеры. |
19 | 37 | Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. | Установить приспособленности к наземному образу жизни у растений и животных. | Учебники ботаники, зоологии, открытки, рисунки комнатные растения. | | | | Словесный – беседа, сообщения учащихся. Частично-поисковай, практический – выявление приспособительных форм растений и животных, контроль. | Подготовить сообщения о Ч. Дарвине и Ж.-Б. Ламарке. |
| | Учение об эволюции. 12 часов. | | |
19 | 38 | Идея развития органического мира в биологии. | Познакомить учащихся с историей формирования и развития эволюционных идей. | Портреты Ч. Дарвина, Ж.-Б. Ламарка. | | Знать: эволюционную теорию Ч. Дарвина, движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические, вид. Его критерии, популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Формирование приспособлений в процессе эволюции, видообразование6 географическое и экологическое, главные направления эволюции. Её основные закономерности. Уметь: пользоваться научной терминологией, характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида, иллюстрировать примерами главные направления эволюции, выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных. | | Словесный – учебная лекция, беседа, сообщения учащихся. | |
20 | 39 | Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. | Раскрыть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина, | | | | Словесный – учебная лекция, контроля - тестирование | |
20 | 40 | Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор. | познакомить с движущими силами эволюции | Электронная презентация. | | | Словесный – учебная лекция, контроля - тестирование | |
21 | 41 | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания. | Познакомить с результатами эволюции, показать относительный характер приспособленности | Электронная презентация «Приспособленность организмов к условиям среды. | | | Словесный – учебная лекция, беседа, контроля – фронтальный опрос, | |
21 | 42 | Современные представления об эволюции органического мира. | Познакомить с современным эволюционным учением, сформировать понятие о популяции как элементарной единице эволюции. | Электронная презентация «Движущие силы эволюции» | | | Словесный – учебная лекция | |
22 | 43 | Вид, его структура и особенности. | Сформировать понятие «вид», познакомить со структурой вида, его критерии. | Схема «Критерии вида» | | | Словесный - учебная лекция, беседа, контроля –фронтальный опрос, тестирование. наглядно-иллюстрационный – таблицы, рисунки учебника. | |
22 | 44 | Процесс образования видов – видообразование. | Сформировать знания о сущности процесса микроэволюции, познакомить с основными формами видообразования. | Таблицы и схемы, демонстрирующие географическое и экологическое видообразование, гербарии. | | | Словесный - учебная лекция, беседа, контроля –фронтальный опрос, тестирование. наглядно-иллюстрационный – таблицы, рисунки учебника, схемы. | |
23 | 45 | Макроэволюция – результат микроэволюций. | Формировать понятие №макроэволюция» | Таблицы, демонстрирующие примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе. | | | | Словесный - учебная лекция, контроля. | |
23 | 46 | Основные направления эволюции. | Формировать знания о главных направлениях эволюционного процесса, познакомить с путями достижения биологического прогресса. | Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции. | | | | Словесный - учебная лекция, беседа, контроля –фронтальный опрос, тестирование. наглядно-иллюстрационный –схемы, | |
24 | 47 | «Основные закономерности эволюции. Л. Р. № 4 Приспособленность организмов к среде обитания» | Познакомить учащихся с основными закономерностями эволюции. | Таблицы, рисунки слайды, демонстрирующие прогрессивное усложнение форм , приспособленность видов к среде обитания. | | | | Словесный - учебная лекция, беседа, контроля –фронтальный опрос, наглядно-иллюстрационный –схемы, таблицы, слайды, Частично-поисковай, практический – лабораторная работа. | Приготовить сообщения, презентаци. |
24 | 48 | Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. | Формировать умение объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Необходимость защиты окружающей среды. | Красная книга России, электронная презентация «Редкие и исчезающие виды растений и животных» | | | | Словесный - беседа, контроля –фронтальный опрос, наглядно-иллюстрационный – презентация, сообщения. Частично-поисковай, | |
25 | 49 | Контрольный урок по теме «Учение об эволюции» | Контроль знаний по изученной теме. | Контрольные задания. | | | | Контроля – тестирование по теме, контрольные задания. | |
| | Происхождение человека. (Антропогенез). 6 часов. | | |
25 | 50 | Место и особенности человека в системе органического мира. | Дать представление о месте и особенностях органического мира, познакомить с доказательствами эволюционного происхождения человека. | Таблицы скелета человека и человекообразных обезьян, сходство стадий эмбрионального развития позвоночных. | | Знать: место и особенности человека в системе органического мира, факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных, движущие силы антропогенеза.: биологические и социальные, этапы антропогенеза, краткую характеристику рас. Уметь: характеризовать биологические и социальные факторы антропогенеза. Давать характеристику древнейшим, древним и первым современным людям, определять по рисункам расы человека. | | Словесный – учебная лекция, беседа, | |
26 | 51 | Доказательства эволюционного происхождения человека. | Формирование понятия «антропогенез», привести доказательства эволюционного происхождения человечества. | Электронная презентация. | | | Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый – эвристическая беседа, контроля – фронтальный опрос, тестирование, наглядно-демонстрационный. | |
26 | 52 | Этапы эволюции вида Человек разумный. | Формирование знаний об этапах эволюции человека. | Таблица «Этапы эволюции человека» | | | Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый – эвристическая беседа, контроля – фронтальный опрос, тестирование, наглядно-демонстрационный. | |
27 | 53 | Биосоциальная сущность вида Человек разумный. | Продолжить формирование знаний об антропогенезе, показать биосоциальную сущность человека. | Таблица «Этапы эволюции человека» | | | Словесный – учебная лекция, беседа, проблемный – исследование социальности человека.. | Сообщения о Миклухо-Маклае, характеристика рас |
27 | 54 | Человеческие расы. Их родство и происхождение. | Формировать знания о расогенезе, научить обосновывать единство и полноценность человеческих рас. | Таблица «Человеческие расы» | | | | частично-поисковый – эвристическая беседа, учебная лекция, | Сооб-я, презентации. |
28 | 55 | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | Формировать умение объяснять место и роль человека в природе, взаимодействие человека и среды. | Таблица «Биосфера», презентация «Охрана природы» | | | | Словесный –беседа, частично-поисковый – эвристическая беседа, наглядно-демонстрационный, контроля –тестирование. | |
| | Основы экологии. 11 часов. | | |
28 | 56 | Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. | Познакомить с наукой экологией, сформировать знания о средах жизни на Земле и экологических факторах. | Электронная презентация «Среды жизни» | | Знать: предмет и задачи экологии, основные экологические факторы, структуру и функции биогеоценозов, основные пищевые цепи, что такое биосфера, границы биосферы, биомассу поверхности суши и Мирового океана, функции живого вещества, роль человека в биосфере. Уметь: пользоваться научной терминологией, характеризовать экологические факторы, приводить примеры биогеоценозов, составлять цепи питания. Определять границы биосферы, характеризовать функции живого вещества. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на биосферу. | | Словесный –беседа, частично-поисковый – эвристическая беседа, наглядно-демонстрационный, контроля –фронтальный опрос, письменная самостоятельная работа. | |
29 | 57 | Закономерности действия факторов среды на организмы | Познакомить с закономерностями действия факторов среды на организмы, сформировать умение применять знания экологических законов для объяснения последствий деятельности человека. | . | | | Словесный – учебная лекция, беседа. | |
29 | 58 | Приспособленность организмов к факторам среды. | Формировать умение объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, | Таблицы «Разнообразие жизненных форм растений и животных» | | | Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый эвристическая беседа, контроль – фронтальный опрос. | |
30 | 59 | Биотические связи в природе. | Сформировать знания о формах взаимодействия между организмами. | Слайды «Формы взаимоотношений между организмами» | | | Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый –составление цепей питания, наглядно-демонстрационный, | |
30 | 60 | Популяция как форма существования видов в природе. | Сформировать знания о популяциях как форме существования вида в природе, познакомить с экологическими характеристиками популяций | Таблица «Популяционная структура вида» | | | | Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый –выводы по таблице, наглядно-демонстрационный, | |
31 | 61 | Функционирование популяции и динамика её численности в природе. | Продолжить знакомство с экологическими характеристиками популяции, формировать умение решать экологические задачи.. | Таблицы «Популяционная структура вида» | | | | Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый –работа со словарём, контроль – фронтальный опрос. | |
31 | 62 | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. | Сформировать понятие о биоценозе как закономерном сожительстве видов в природе, формировать умение решать экологические задачи. | Таблицы «Природные сообщнства» | | | | Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый –работа со словарём, контроль – фронтальный опрос, тестирование. | |
32 | 63 | Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере. | Сформировать знания о сущности процессов круговорота веществ, превращения энергии в экосистеме, познакомить с компонентами биогеоценоза. | Схема «Структура биогеоценоза» | | | | Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый –работа со словарём, выводы по таблице контроль – фронтальный опрос. | |
32 | 64 | Развитие и смена биогеоценозов | Сформировать представления о развитии и смене биогеоценозов, познакомить с понятием сукцессии и её видами. | Таблицы «Развитие биогеоценоза», «Смена биогеоценоза» | | | | Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый –работа со словарём, выводы по таблице контроль – фронтальный опрос, тестирование | |
33 | 65 | Основные законы устойчивости живой природы. Рациональное использование природы и её охрана. Л. Р. № 5 «Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места" | Познакомить с основными законами устойчивости природы, необходимостью охраны природы. Оценить гигиеническое качество рабочего места. | Таблица и схема «круговорот веществ в природе» Листы белой бумаги, скотч. | | | | Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый – лабораторная работа,контроль – фронтальный опрос, тестирование | |
33 | 66 | Экскурсия. | Наблюдение биогеоценоза берега реки. | | | | | частично-поисковый. | |