Рабочая программа по биологии 8 класс автор Колесов Д.В.
Рабочая программа по биологии 8 класс автор Колесов Д.В.
Рабочая программа по биологии 8 класс автор Колесов Д.В. Программа содержит пояснительную записку ,изменения ,внесенные в программу, календарно-тематическое планирование,цели и задачи курса, учебно-методический комплект,требования к уровню подготовки учащихся, содержание предмета иучебно-тематическое планирование
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс автор Колесов Д.В. »
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР_________________
Ф.И.О./____________________/
«____»_____________20 __г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ с.Усть-Курдюм»
___________________ Чапова О.П.
« ____»_____________20___г.
Приказ № ____ от «___» _________ 20___ г.
Рабочая программа педагога
по биологии, 8 класса
Учителя биологии 1 категории
МОУ «СОШ с.Усть-Курдюм»
Горбуновой Валентины Владимировны
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол №___ от «____»___________20 ___г.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с
- Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта,
-Примерной программой основного общего образования по биологии,
-Программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2011, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, ориентирована на использование учебника Колесова Д.В., Маш Р. Д., Беляева И.Н. Биология. Человек 8 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2011
Изменения.
С целью более полного изучения материала и из-за большого объема изучаемого материала увеличено количество часов на изучение тем: «Покровы тела» (5 часов),»Дыхание», «Опорно-двигательная система» за счет сокращения часов на изучение тем «Строение организма», «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика» , так как этот материал частично изучается в предыдущих разделах.
Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по биологии в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю,68 часов
Цели и задачи:
1. Освоение знаний о человека как о биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека.
2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного рганизма, биологические эксперименты.
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессах проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
4. Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе.
5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек и ВИЧ-инфекции.
задачи данного раздела являются следующие:
1) Познакомить учащихся с анатомией, морфологией, гигиеной – науками о человеке, этапами их развития.
2) Познакомить с особенностями строения внутренних систем организма человека.
3) Раскрыть роль человека в природе.
4) Продолжить формировать представление о единстве живой природы
Учебно-методический комплект :
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2006г.
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. «Биология. Человек. 8 класс», М.: Дрофа, 2007г.
Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 – 9 классы (авторская линия В.В.Пасечника) – СПб.: Паритет, 2006г.
Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;
Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003. - 96с: ил.;
Рохлов B.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.;
Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения биологии в 8 классе учащиеся, Знать/понимать:
специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью
особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;
строение и функции основных тканей и систем органов;
функциональные системы организма;
значение гомеостаза внутренней среды организма;
об обмене веществ, его значении и видах;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;
строение и функции анализаторов;
механизмы ВНД;
функциональное значение высших отделов головного мозга человека;
особенности индивидуального развития человека;
правила личной гигиены;
причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний;
о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.
особенности биологических процессов (питание, дыхание, кровообращение, выделение, движение, обмен веществ и превращение энергии, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности, возбуждение, торможение), протекающих в организме человека;
Уметь: распознавать органы и их топографию;
оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;
измерять кровяное давление и частоту пульса;
давать обоснование правилам личной и общественной гигиены;
работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, символами и т.п.)
Применять знания и умения:
соблюдать меры профилактики и предупреждения развития травматизма, стрессов, пищевых отравлений, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правила поведения, обеспечивающие безопасность в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных
Содержание тем учебной программы
(68 часов, 2 часа в неделю)
Науки, изучающие организм человека(2 час)
Анатомия, физиология, психология и гигиена. Становление и методы исследования.
Раздел 1
Происхождение человека (3 часа)
Систематическое положение человека Основные этапы эволюции человека. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
Строение организма человека(4 часов).
Общий обзор организма
Клеточное строение организма. Ткани
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга
Опорно-двигательная система (8 часов)
Значение опорно-двигательной системы
Скелет человека.Скелет поясов свободных Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
Лабораторные работы №2 «Микроскопическое строение кости.»
Лабораторные работы №3 « Мышцы человеческого тела» (выполняется либо в классе, либо дома).
Лабораторные работы №4 « Утомление при статической и динамической работе.»
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус_фактор. Пересадка органов и тканей.
Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.
Лабораторные работы №6 «Функции клапанов»
Лабораторные работы №7 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.»
Лабораторные работы №8 «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок сосудов»
Лабораторные работы №9 «Функциональная проба на нагрузку»
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Дыхание (5 час)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.
Лабораторные работы №10 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».
Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Пищеварительная система (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация торса человека.
Лабораторная работа №11 «Действие ферментов слюны на крахмал.»
Самонаблюдение: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Обмен веществ и энергии (4 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро_ и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Лабораторные работы №12 «Определение изменение веса тела за день в зависимости от пищевого рациона и энергозатрат»
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».
Самонаблюдение: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.Выделительная система
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
Нервная система человека (4 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический под отделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека.
Лабораторные работы №13»Пальценосовая проба»
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
Анализаторы (5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторная работа № 14 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные работы № 15 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.»
Лабораторные работы №16 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.»
Эндокринная система (2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.
Индивидуальное развитие организма (6 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость.
Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Функциональные возможности дыхательной. системы. Болезни и травмы органов дыхания .Л.р№10 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»
1ч
Жизненная ёмкость,оста
точный воздуз, обхват груди ,флюораграфия, тубе
ркулёз, палочка Коха, рак лёгких, электротравма
, клиническая смерть, би
ологическая смерть, иску
ственное дыхание, масса
Табл. «Органы дыхания»
презентация
П.29
5(30)
Обобщающий урок
1ч
тест
П.26-29
Пищеварение(6ч)
1(31)
Питание и пищеварение
1ч
Пластический обмен,энер
гетический, пищеварение
пит. в – ва ,пищевые прод
укты, аминокислоты ,гли
церин и жирные к-ты
Табл. «Пищеварительная
Система»,презентация
П.30
2(32)
Пищеварение в ротовой полости
1ч
Глюкоза, простые в-ва
перистальтика, ротовая
полость,рецепторы вкуса
слюнные железы,зубная
эмаль,дентин, виды зубов
Табл. «Пищеварительная
Система»,презентация
П.31
3(33)
Пищеварение в желудке и двенадца типёрстной кишке. Л.р №11 «Действие слюны на крахмал»
1ч
Пищевод, желудок, пепси
н, двенадцатипёрстная
печёночная вена, п-ж же
леза,трипсин, желчь
Табл. «Пищеварительная
система»,презентация
П.32
4(34)
Ф-и тонкого и толстого кишечника .Всасывание. Барьерная роль печени
1ч
Всасывание, ворсинка
воротная вена,печень
печеночнаявена, заменим
ые и незам АК,желчь, мочевина, глюкоза, глико
ген, аппендикс, перетонит
Табл. «Пищеварительная
система»,презентация
П.33
5(36)
Регуляция пищеварения
1ч
Фистула, безусловные и
условные рефлексы,мни
мое кормление,гумораль
ное сокоотделение
Табл. «Опыты Павлова»
П.34
6(36)
Гигиена органов пищеварения .Предупреждение жел.-киш.
заболеваний
1ч
Ботулизм,анаэробы, саль
монелёз, холера, холерный вибрион,карантин
дизентерия, дезинфекция
Табл. «Пищеварительная
система»,презентация
тест
П.35
Обмен веществ и
Энергии (4ч)
1ч
1(37)
Обмен в-в и энергии-основное свойство всех живых существ