Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС.»
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа с. Прокудино .
«Рассмотрено»
На заседании ШПС.
_____/ Сергеева М.В./.
Ф.И.О.
Протокол № ____ от
« »__________ 2016 г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР
МОУ-СОШ с.Прокудино
________/Курочкина Л.Г./
Ф.И.О.
«___»____________2016 г.
«Утверждено»
Руководитель МОУ-СОШ с. Прокудино
__________/Зонова С.П./
Ф.И.О.
Приказ № от
« »__________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Новиковой Олеси Владимировны
Ф.И.О..
по биологии , _5_ класс
Предмет, класс и т.п.
б/к.
2016 - 2017 учебный год.
II. Содержание учебного предмета.
На основании примерных программ Министерства Образования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 5-х классах реализуется базовый уровень.
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цели и задачи:
социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей:
признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Тема 1. Биология – наука о живом мире (8 ч)
Наука о живой природе
Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология
Свойства живого
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.
Методы изучения природы
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.
Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях
Увеличительные приборы
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Лабораторная работа № 1.«Изучение устройства увеличительных приборов»
Строение клетки. Ткани
Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции
Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений»
Химический состав клетки
Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки
Процессы жизнедеятельности клетки
Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы
Великие естествоиспытатели
Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология – наука о живом мире»
Тема 2. Многообразие живых организмов (14 ч)
Царства живой природы
Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы – неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации
Бактерии: строение и жизнедеятельность
Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.
Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах
Значение бактерий в природеи для человека
Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями
Растения
Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.
Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека
Лабораторная работа № 3.«Знакомство с внешним строением побегов растения»
Животные
Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды
Лабораторная работа № 4. «Наблюдение за передвижением животных»
Грибы
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза)
Многообразие и значение грибов
Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека
Лишайники
Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха
Значение живых организмов в природе и жизни человека
Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека
Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля . (6 ч)
Среды жизни планеты Земля
Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни
Экологические факторы среды
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов
Приспособления организмов к жизни в природе
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений
Природные сообщества
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ
Природные зоны России
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны
Жизнь организмов на разных материках
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды
Жизнь организмов в морях и океанах
Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания
Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»
Тема 4. Человек на планете Земля (7 ч)
Как появился человек на Земле
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни
Как человек изменял природу
Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы
Важность охраны живого мира планеты
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ
Сохраним богатство живого мира
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса
Экскурсия. «Весенние явления в природе» или«Многообразие живого мира» (по выбору учителя).
Обсуждение заданий на лето
III. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: 5-йкласс
– определять роль в природе различных групп организмов;
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
–объяснять строении и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
–проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
IV. Календарно – тематическое планирование.
№ п/п.
Тема урока
ИКТ
Проектная деятельность
Планируемые предметные результаты
Вид контроля
Дата
План
Факт
Тема 1. Биология – наука о живом мире. (8 ч.)
1
(1)
Введение. Живой организм.
Доклад на тему «Что такое биология?»
Научиться выделять
признаки живых
организмов, черты
сходства и отличия
растений и животных;
приобретать навыки
чтения биологического
текста
Тест
2
(2)
Наука о живой природе.
Научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых, объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, роль биологических знаний.
Опрос класса
3
(3)
Методы изучения природы.
Л.Р.№ 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»
(демонстрационная)
научатся определять основные методы биологических исследований; объяснять понятия: опыт, наблюдение, гипотеза; характеризовать методы биологических исследований; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; пользоваться различными способами измерения длины, температуры, времени.
Работа по карточкам
4
(4)
Увеличительные приборы.. Л/ р. 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»
познакомятся с устройством светового микроскопа; научатся называть основные органоиды клетки; соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами
Индивидуальная работа
5
(5)
Живые клетки.
Л.Р. № 3
«Строение клеток кожицы чешуи лука»
Узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные части);
Фронтальная беседа
6
(6)
Химический состав клетки.
Урок викторина.
Научатся называть основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке.
Фронтальная беседа
7
(7)
Вещества и явления в окружающем мире.
Научатся наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях, называть признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы, используя соответствующие признаки, приводить примеры простых и сложных веществ; называть элементарное определение молекулы, атома.
Работа по карточкам.
8
(8)
Великие естествоиспытатели.
Урок игра.
Научатся называть ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Опрос класса
Тема 2. Многообразие живых организмов (14 ч.)
9
(1)
Как развивалась жизнь на Земле
Доклад на тему «Развитие жизни на Земле».
Научатся выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых, биологических объектов; основные признаки представителей Царств живой природы; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; называть этапы формирования жизни на Земле, гипотезы возникновения Земли.
Тест
10 (2)
Разнообразие живого.
Урок беседа.
Научатся называть основные признаки представителей Царств живой природы, признаки живых организмов, среды обитания различных живых существ; определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств.
Индивидуальная работа
11 (3)
Бактерии.
Проектная работа «Бактерии и их свойства»
Научатся различать изученные объекты в природе. Научиться выделять
основные характеристики царства Бак-
терии; представлять
значение бактерий
в природе, а также их положительную
и отрицательную роль в жизни человека.
Тест
12 (4)
Грибы.
Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.
Тест
13 (5)
Водоросли.
Доклад на тему «Водоросли»
Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.
Тест
14 (6)
Мхи.
Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.
Работа по карточкам
15 (7)
Папоротники.
Урок -путешествие.
Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.
Работа по карточкам
16 (8)
Голосеменные растения.
Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.
Опрос класса
17 (9)
Покрытосеменные (цветковые) растения.
Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.
Опрос класса
18 (10)
Значение растений в природе и в жизни человека.
Сообщение на тему «Значение растений в жизни человека».
Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.
Индивидуальная работа
19 (11)
Простейшие.
Научатся объяснять роль представителей Царства простейшие в живой природе в жизни человека.
Опрос класса
20 (12)
Беспозвоночные животные.
Научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.
Комбинированный опрос
21 (13)
Позвоночные животные.
Научатся выделять представителей позвоночных животных и узнавать их на рисунках, приводить примеры видов - представителей разных классов
Работа по карточкам
22 (14)
Значение животных в природе и в жизни человека.
Урок – собеседование.
Представлять значение животных в природе и в жизни человека.
Тест
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля. ( 6 часов)
23 (1)
Три среды обитания живых организмов.
Доклад на тему «Три среды жизни».
Научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания.
Тест
24 (2)
Приспособленность организмов к разным средам обитания.
Научатся определять основные среды обитания живых организмов; называть природные зоны нашей планеты, их обитателей; сравнивать условия обитания в различных природных зонах.
Фронтальный опрос
25 (3)
Жизнь на разных материках: Евразия, Северная Америка, Африка.
Научатся называть среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли, черты приспособленности живых организмов к определённым условиям.
Опрос класса
26 (4)
Жизнь на разных материках: Южная Америка, Австралия, Антарктида.
П.Р.№1 Определение наиболее распространенных растений и животных.
Урок контроля.
Научатся видеть различия растительного и животного мира разных материков, научатся работать с атласом-определителем.
Работа по карточкам.
27 (5)
Природные зоны Земли.
Познакомиться с понятием природная
зона; научиться перечислять природные
зоны с севера на юг и наоборот, понимать
от чего зависит распределение природных зон;
Работа по карточкам
28 (6)
Жизнь в морях и океанах.
Научится распознавать природные сообщества морей и океанов, а также некоторые организмы, входящие в данные сообщества, сравнивать условия существования живых организмов в разных сообществах.
Опрос класса
Тема 4. Человек на Земле (7 ч.)
29 (1)
Как человек появился на Земле.
Научатся называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни;
Фронтальная беседа
30 (2)
Как человек изменил Землю.
Урок рассуждение.
Научатся называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
Индивидуальная работа
31 (3)
Жизнь под угрозой.
Урок конференция.
Сообщение на тему «Наша жизнь под угрозой. Почему?»
Научатся объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных.
Фронтальная беседа.
32 (4)
Не станет ли Земля пустыней?
Урок рассуждение.
Сообщение на тему « Не станет ли Земля пустыней?»
Научатся рассуждать о причинах опустынивания и на основе этого прогнозировать, какие районы могут быть подвержены этому явлению, научиться решать элементарные экологические задачи.
Круглый стол.
33 (5)
Здоровье человека и безопасность жизни.
Л.Р.5 «Измерение своего роста и массы тела» (комплексное применение знаний, умений, навыков)
Научатся соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, демонстрировать простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей.
Фронтальная беседа.
34 (6)
Растительный и животный мир нашего региона.
Урок рефлексии.
Научатся узнавать некоторых представителей растительного и животного мира своего региона.