kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФГОС, биология 5 класс, рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа включает разделы:пояснительная записка, цели и задачи изучения курса, место дисциплины в структуре ООП, тематический план, содержание предмета, материально-техническое обеспечение, национально-региональный компонент, темы практических и исследовательских работ. Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС. Учитывает возрастные особенности обучающихся 5 класса. Может применяться учителем биологии для работы в 5 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФГОС, биология 5 класс, рабочая программа»

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012г.

  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897

  3. Основная образовательная программа МБОУ «Кубасская основная общеобразовательная школа»

  4. Примерная программа основного общего образования по биологии для общеобразовательных учреждений

  5. Учебный план МБОУ «Кубасская основная общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 уч. г.

  6. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Г.М.Пальдяева. Сборник программ, Москва, «Дрофа», 2013 г,которая соответствует новым образовательным стандартам и входит в состав УМК

  7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год.



Изучение биологии направлено на достижение следующей цели: формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития, биологического разнообразия организмов в биосфере для развития современных естественно - научных представлений окартине мира.

Задачи:

1) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости;

2) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

3) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, изучение влияния факторов риска на здоровье человека, выбор целевых и смысловых установок действий и поступков по отношению к живой природе и здоровью окружающих;

4) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

5) освоение приёмов оказания первой помощи себе и окружающим, рациональной организации труда и отдыха;

6)формирование навыков выращивания культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Место дисциплины в структуре ООП.

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь основой для изучения естественных наук в старшей школе. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на формирование у учащихся представлений об особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.

Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.







Программа рассчитана на 35 часов, 1 часа в неделю

Обязательный минимум содержания.

Биология как наука. Методы биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Содержание тем учебного курса . Тематическое планирование.

Тема

Тема урока

Количество

часов

Лабораторные

работы, практические работы

Экскурсии

Введение

1. Биология — наука о живой природе

2. Методы исследования в биологии

3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

4. Среды обитания живых организмов.

5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Практическая работа 1

6. Обобщающий урок. Экскурсия № 1

6 часов

Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»


Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Раздел 1.Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов

Тема 1. Клеточное строение организма.
































7. Устройство увеличительных приборов

8. Строение клетки

9. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

10. Пластиды

11. Химический состав клетки: неорганические вещества

12 Химический состав клетки:органические вещества

13. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

14. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

15. Деление клетки

16. Контрольная работа "Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов"

17. Понятие «ткань»


11 часов









Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»

Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы» Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»

Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».


Раздел 2. Многообразие организмов (17 ч) + 1ч резервное время



Тема 2. "Царство Бактерии.


18. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

19.Роль бактерий в природе и жизни человека

2 часа







Тема 3. Царство Грибы"


20.Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

21. Шляпочные грибы.

2. 2Плеснеевые грибы и дрожжи

23. Грибы-паразиты

24. Обобщающий урок. Защита проекта

5 часов

П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов"

Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей»













Тема 4. "Царство Растения "






















25. Ботаника - наука о растениях

26. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

28. Лишайники

29. Мхи

30. Папоротники, хвощи, плауны

31 . Голосеменные растения

32 .Покрытосеменные растения

33. Контрольная работа "Многообразие организмов. Итоговое тестирование.

34.Происхождение растений

35.Резервное время. Экскурсия 2. "Растения нашего края"




10 часов






















Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей»

Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах)"

Л.р.№10 « Строение спороносящего хвоща»

Л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника» Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

Л.р.№13 «Строение цветкового растения»
























Содержание учебного предмета

Введение (6 часов)

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. Экскурсия

Сезонные изменения организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Раздел 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (11 часов)

Тема 1.Клеточное строение организма.Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань»

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы.

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Раздел 2.Многообразие организмов (17 часов + 1 час из резервного времени)

Тема 2.Царство Бактерии (2 часа)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Тема 3. Царство Грибы (5 часов) 

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы – паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Теме 4. Царство Растения (10 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека., охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрации

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы.

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Резервное время (1 час) – Экскурсия «Растения нашего края»

Требования к результатам освоения дисциплины

Личностными результатами изучения предмета " Биология 5 класс" являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Анализировать опыт собственных действий и образа жизни с точки зрения последствий для окружающей среды.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД :

  • Формулировать учебную проблему под руководством учителя.

  • Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.

  • Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

  • Планировать пути достижения целей.

  • Планировать ресурсы для достижения цели.

  • Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности.

  • Вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

  • Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности.

  • Называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД :

  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Составлять планы (простые и сложные).

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

  • Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

  • Участвовать в проектно- исследовательской деятельности.

  • Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

  • Давать определение понятиям.

  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

  • Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

  • Уметь структурировать тексты (выделять главную и второстепенную главную идею текста.

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

  • Выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные УУ Д :

  • Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.

  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.

  • Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

  • Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

  • организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • Уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать .

  • способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1)осознание роли жизни:

  • определять роль в природе различных групп организмов;

  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2)рассмотрение биологических процессов в развитии:

  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  • находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

  • объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3) использование биологических знаний в быту:

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4) объяснять мир с точки зрения биологии:

  • перечислять отличительные свойства живого;

  • различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

  • определять основные органы растений (части клетки);

  • объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5) понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

  • роводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6.)оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

  • использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

  • различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Национально -региональный компонент

Содержание регионального компонента позволяет приобщить учащихся к экологическим и культурным традициям региона. Оно направлено на воспитание личности, в систему ценностей которой будут входить любовь к природе родного края, готовность постоянной ее защиты и бережного отношения.

№ урока

Тема урока

Национальный компонент

1

1.

Биология - наука о живой природе


Беседа о красоте природы Республики Татарстан, просторах малой родины, села Кубассы, Байтеряково, Ст Иванаево. Эстетическое и патриотическое воспитание учащихся

2

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

Экологическое воспитание, бережное отношение ко всему живому, что нас окружает

3

4

Среды обитания живых организмов.

Экологическая обстановка в Республике Татарстан




4

5

Практическая работа. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

Накопление экологического опыта, наблюдая за растениями родного края

5

6

Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»


Формирование биологического образования на объектах родного края, понимание жизни как величайшей ценности. Определение морали нового типа «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено»


6

8

Строение клетки

Формирование экологического принципа "Все, что ты видишь вокруг начинается с клетки - ничего не разрушай"

7

18

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

Здоровьесберегающий аспект, формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности

8

19

Роль бактерий в прирроде и жизни человека

Силосование кормов на животноводческой ферме .Политехнический  аспект, провести политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни

9

21

Шляпочные грибы

Богатство лесов РТ. Патриотический  аспект— изучение сведений о природных богатствах малой родины, воспитание чувства гордости за своей Родину.

Здоровьесберегающий аспект —  формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека, негативное отношение к ядовитым грибам

10

28

Лишайники

Изучение лишайников местных видов

11

29

Мхи

Изучение мхов местных видов

12

31

Голосеменные растения


Художник Шишкин, воспевший красоту родной земли

13

32

Покрытосеменные растения

Умение видеть, понимать, чувствовать красоту природы родного края

14

35

Экскурсия. Растения нашего края.

Изучение растений местных видов

График проведения контрольных, лабораторных, практических работ

График контрольных работ



№ урока

Тема

Форма проведения

Дата план

Дата факт

1

16

Контрольная работа по теме "Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов»


Тест

22.12.


2

33

Контрольная работа. Итоговое тестирование "Многообразие организмов"

Тест


17.05.


График лабораторных работ



№ урока

Тема

Лабораторная работа

Дата план

Дата факт

1

7

Устройство увеличительных приборов

1.Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними

13.10.


2

8

Строение клетки

2. Изучение клеток растения с помощью лупы


20.10.


3

9

Приготовление препарата кожицы лука

3. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом


27.10.


4

10

Пластиды

4. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника

10.11.


5

13

Жизнедеятельность клетки

5.Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

1.12.


6

17

Понятие "Ткань"

6. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

12.01..


7

22

Плесневые грибы и дрожжи

7. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей


9.02.


8

26

Водоросли

8. Строение зеленых водорослей

15..03



9

29

Мхи

9. Строение мха (на местных видах)

19.04.


10,

11

30

Папоротники, хвощи, плауны

10.Строение спороносящего хвоща

11.Строение спороносящего папоротника

26.04.


12

31

Голосеменные растения

12. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

3.05.


13

32

Семенные растения

13. Строение цветкового растения

10.05.


График практических работ



№ урока

Тема урока

Тема практической работы

Дата план

Дата факт

1

5

Сезонные изменения в природе

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений


29.09.


2

21

Шляпочные грибы.

Строение плодовых тел шляпочных грибов


9.02.


Темы исследовательских и проектных работ

Тема курса

Темы исследовательских работ

Темы проектных работ

1

.Введение. Живая и неживая природа

( 6 ч)

1.Влияние "живой " и "мертвой" воды на рост и развитие растений.

2.Дышат ли растения?

1.Взаимное влияние растений

2.Наземно-воздушная среда, ее обитатели.

2

Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов ( 10 ч)

1.Живое и неживое под микроскопом

2.Факторы, влияющие на изменение окраски листьев растений.

3.Тургор живой клетки.

4.Почему цитоплазма движется?

1.Живая фабрика в листьях

2.Роль воды в клетках растений.

3.Значение белков в клетке

3.


Многообразие организмов

(17 ч)

1.Как растут дрожжи?

2.Исследование развития плесени

3.Лишайники - индикаторы чистоты воздуха

4.Развитие растений из почки

5.Способы распространения семян у сорных растений

6.Может ли растение вырасти без корня? 7.Секреты вегетации.

8.Влияние вредных факторов на плод

9.Выращивание и размножение тополя пирамидального

1.Растения - красители.

2.Растения - часы.

3.Растения - барометры.

4.Растения, занесенные в Красную книгу.

5.Береза - дерево жизни и здоровья

6.Вторая жизнь леса.

7.Деревья - первоцветы.

.

Материально - техническое обеспечение



Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижениирезультатов освоения основной образовательной программы. Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений. Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят:

1.Аудиоколонки

2.Видеопректор

3.Компьютер

4.Экран

5.Выход в интернет




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ФГОС, биология 5 класс, рабочая программа

Автор: Суханова Ольга Андреевна

Дата: 28.03.2016

Номер свидетельства: 311359

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Рабочая программа по биологии"
    ["seo_title"] => string(33) "rabochaia-proghramma-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "137706"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417426555"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fgos-1"
    ["file_id"] => string(6) "253983"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447687773"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программа по биологии 5-9 класс"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia_programma_po_biologii_5_9_klass_1"
    ["file_id"] => string(6) "657081"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1727802426"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа ООО по биологии (5-9 классы) по ФГОСам второго поколения"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-ooo-po-biologhii-5-9-klassy-po-fgosam-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448204397"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "рабочая программа по биологии  5-9 класс в соответствии с ФГОС"
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-9-klass-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "268910"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450714829"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства