kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 6 класс по программе Пасечника В.В.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основании программы Пасечника В.В. "Биология. Многообразие покрытосеменных растений" , рассчитана на 35часов. Программа соответствует Примерной программе по биологии 5-9классы. Программа Пасечника В.В.конкретизирует содержание предметных тем, предложенных а образовательном стандарте.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс по программе Пасечника В.В. »

Технологическая карта раздела Строение и многообразие покрытосеменных растений

Время изучения: 14ч +1ч резерв


Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Оцени

вание деятельности учащихся

Коммен

тарии учителя

Да

та

Предметные

Метапредмет

ные

Личностные

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

1

Строение семян дву­дольных растений

Лабораторная работа №1

Строение семян двудольных растений


Открытие нового знания

Строение семян.



Техника безопасности в кабинете биологии.

- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

- распознавать органы покрытосеменных растений, иметь представление о строении и различии семян однодольных и двудольных растений


.

  • проводить лабораторную работу в соответствии с

инструкцией.

  • под руководством учителя оформлять отчёт, включаю­щий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;

  • осуществ

лять описание изучаемого объекта;


  • Воспитание чувства гордости за российскую биологиче­скую науку;

  • умение реализовывать теоретические познания на практике;


Определяют понятия: «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабора­торных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа

Оценочный лист



2

Строение семян одно­дольных растений

Лабораторная работа №1

Строение семян однодоль­ных растений


Открытие нового знания

Особенности строения семян однодоль­ных растений.

- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

- распознавать органы покрытосеменных растений, иметь представление о строении и различии семян однодольных и двудольных растений.

  • проводить лабораторную работу в соответствии с

инструкцией.

  • осуществ

  • лять описание изучаемого объекта;

  • под руководством учителя оформлять отчёт, включаю­щий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;


  • умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • умение слушать и слышать другое мнение;


Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памят­ку последовательности действий при проведении анализа строения семян

Оценочный лист



3

Виды корней. Типы корневых систем

Лабораторная работа №2

Виды корней. Стержневые и мочкова­тые корневые системы

Открытие нового знания

Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.

- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;


- знать виды и значение корней для растений, различают типы корневых систем


  • проводить лабораторную работу в соответствии и с инструкцией

  • под руководством учителя оформлять отчёт, включаю­щий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;


  • анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

  • умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.


Определяют понятия: «главный ко­рень», «боковыекорни», «придаточ­ные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем.

Оценочный лист



4

Зоны (участки) корня.

Лабораторная работа №3


Корневой чехлик и корневые волоски

Открытие нового знания

Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня.


- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

-иметь представление о зонах корня и связи особенностей строения и функций зон; знать понятия: корневой чехлик, корневые волоски.

  • проводить лабораторную работу в соответствии и

инструкцией.

  • под руководством учителя оформлять отчёт, включаю­щий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;




  • умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • умение слушать и слышать другое мнение;


Определяют понятия: «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деле­ния», «зона растяжения», «зона всасы­вания», «зона проведения». Анализи­руют строение корня.

Оценочный лист



5

Видоизменения корней.

Открытие нового знания


Приспособления корней к условиям

существования.

Видоизменения корней

- уметь распознавать видоизменения корней на рисунках, таблицах; объяснять причины возникновения видоизменений

в природе и зависимость глубины проникновения корней в почву


  • анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

  • определять существенные признаки объекта;


  • умение слушать и слышать другое мнение;

  • умение оперировать фактами как для доказательства, 1ак и для опровержения существующего мнения.



Определяют понятия: «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные кор­ни», «дыхательные корни». Устанав­ливают причинно-следственные связи между условиями существования и ви­доизменениями корней.

Оценочный лист



6

Побег. Почки и их строение. Рост и раз­витие побега

Лабораторная работа №4


Строение почек. Расположение почек на стебле

Открытие нового знания

Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега.

- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

 - иметь представление о строении и различии вегетативной и генеративной почек; распознавать листорасположение у растений; знать понятия:

побег, почка, узел, междоузлие, пазуха листа


  • проводить лабораторную работу в соответствии и

инструкцией.

  • осуществлять описание изучаемого объекта;




  • умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;


Определяют понятия: «побег», «поч­ка», «верхушечная почка», «пазуш­ная почка», «придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конуснарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Анализируют результаты лаборатор­ной работы и наблюдений за ростом и развитием побега

Оценочный лист



7

Внешнее строение листа


Урок открытия нового знания

Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкова­ние листьев.

- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

- распознавать отличие

простых и сложных листьев, типов жилкования и листорасположение


  • определять существенные признаки объекта;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).


  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • умение слушать и слышать другое мнение;


Определяют понятия: «листовая плас­тинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «еложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилко­вание», «дуговое жилкование». Запол­няют таблицу по результатам изучения различных листьев

. Оценочный лис



8

Клеточное строение листа. Видоизмене­ние листьев


Урок открытия нового знания

Строение кожицы листа, строение мя­коти листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев.


- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

Иметь представление о внутреннем строении листа; знают понятия: устьице, кожица листа, жилки листа (сосуды, ситовидные трубки, волокна)


  • анализировать и сравнивать изучаемые объекты;


  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • умение слушать и слышать другое мнение;


Определяют понятия: «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбча­тая ткань листа», «губчатая ткань лис­та», «мякоть листа», «проводящийпу­чок», «сосуды», «ситовидныетрубки», «волокна», «световые листья», «тене­вые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты

Оценочный лис



9

Строение стебля. Многообразие стеб­лей

Лабораторная работа №5


Внутреннее строение ветки дерева

Урок открытия нового знания

Строение стебля. Многообразие стеб­лей.


- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

- иметь представление о внутреннем строении стебля; разнообразии и функциях стебля


  • проводить лабораторную работу в соответствии с

инструкцией.

  • осуществлять описание изучаемого объекта;




  • умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;


Определяют понятия: «травянистый стебель », « деревянистый стебель », «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползу­чий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «камбий», «дре­весина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». Выполняют лабораторную работу

Оценочный лис



10

Видоизменение побе­гов

Лабораторная работа №6

Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица)


Урок открытия нового знания

Строение и функции видоизменённых

побегов.


- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

- знать видоизмененные побеги: клубень, луковица, корневище; уметь объяснять их значение, строение; сравнивать со строением стебля.

  • проводить лабораторную работу в соответствии и

инструкцией.

  • осуществлять описание изучаемого объекта;

  • определять существенные признаки объекта;




  • умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • умение отстаивать свою точку зрения;


Определяют понятия: «видоизме­нённый побег», «корневище», «клу­бень», «луковица». Выполняют лабо­раторную работу и обсуждают её ре­зультаты

Оценочный лис



11

Цветок и его стро­ение

Лабораторная работа №7

строения цветка


Урок открытия нового знания

Строение цветка. Венчик цветка. Ча­шечка цветка. Околоцветник. Стро­ение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка.


- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

- уметь распознавать части цветка, знают строение пыльцы и тычинки, их роль в размножении; знать понятия: двойной и простой околоцветник, правильные неправильные цветки, обоеполые и раздельнополые цветки; однодомные и двудомные растения, формула цветка.

  • проводить лабораторную работу в соответствии с

инструкцией.

  • определять существенные признаки объекта;




  • умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;


Определяют понятия: «пестик», «ты­чинка», «лепестки», «венчик», «чаше­листики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцвет­ник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семя­зачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты.


Оценочный лис



12

Соцветия

Лабораторная работа №7


Различные виды соцветий

Урок открытия нового знания

Виды соцветий. Значение соцветий.


- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

- знать понятия: соцветия сложные и простые; значение соцветий и их разновидности.

  • проводить лабораторную работу в соответствии с

инструкцией.

  • анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

  • классифицировать объекты;

  • умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • воспитание в учащихся любви к природе, чувства ува­жения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетиче­ских чувств от общения с растениями;


Выполняют лабораторную работу. За­полняют таблицу по результатам рабо­ты с текстом учебника и дополнитель­ной литературой


Оценочный лис



13

Плоды и их класси­фикация

Лабораторная работа №8

Многообразие сухих и сочных плодов.




Урок открытия нового знания

Строение плодов. Классификация пло­дов.

- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

- знать понятие: плод, сухой и сочный плод; умеют распознавать плоды растений и их называть


  • проводить лабораторную работу в соответствии с

инструкцией.

  • анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

  • классифицировать объекты;


  • умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • умение слушать и слышать другое мнение;


Определяют понятия: «околоплод­ник», «простые плоды», «сборные пло­ды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемян-ные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб-«стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Ана­лизируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы.

Оценочный лис



14

Распространение плодов и семян

Урок открытия нового знания

Способы распространения плодов и се­мян. Приспособления, выработавшие­ся у плодов и семян в связи с различны­ми способами распространения

- знать способы и значение распространения семян



  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).


  • воспитание в учащихся любви к природе, чувства ува­жения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетиче­ских чувств от общения с растениями;

  • умение отстаивать свою точку зрения;


Работают с текстом учебника, коллек­циями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распростране­ния плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»

Оценочный лис



15

Обобщающий урок

Проверочная работа №1

Урок построения системы знаний

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений.

-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе

  • классифицировать объекты

: — умение учащихся проводить работу над ошибками для «несения корректив в усваиваемые знания;

  • умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.


Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.

Проверочная работа №1













Технологическая карта раздела Жизнь растений

Время изучения: 10 ч.

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Оценива-

ние деятель-

ности учащихся

Коммен-

тарии учите-

ля

Дата

Предметные

Метапредмет-

ные

Личностные

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

16

Минеральное пита­ние растений

Открытие нового знания

Почвенное питание растений. Погло­щение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и орга­нические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, на­носимый окружающей среде использо­ванием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды

- знать понятия: корневое давление, плодородие почвы, органические и минеральные удобрения; уметь объяснять сущность минерального питания


  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).


  • проявление готовности к самостоятельным поступкам И действиям на благо природы;

  • умение слушать и слышать другое мнение;


Определяют понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «поч­ва», «плодородие», «удобрение». Выде­ляют существенные признаки почвен­ного питания растений. Объясняют не­обходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде исполь­зованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства

Оценочный лист



17

Фотосинтез

Открытие нового знания

Фотосинтез. Хлоропласты, хлоро­филл, их роль в фотосинтезе. Уп­равление фотосинтезом растений: усло­вия, влияющие на интенсивность фото­синтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле

- знать и уметь объяснять сущность фотосинтеза

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).


  • воспитание в учащихся любви к природе, чувства ува­жения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетиче­ских чувств от общения с растениями;

  • признание учащимися прав каждого на собственное Мнение;



Выявляют приспособлен

ность расте­ний к использова

нию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия про­текания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека

Оценочный лист



18

Дыхание растений.

Отработка умений и рефлексии

Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

- знать и уметь объяснять сущность фотосинтеза и процесса дыхания и их взаимосвязь


  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).


  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • умение слушать и слышать другое мнение;


Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаи­мосвязь процессов дыхания и фотосин­теза

Оценочный лист



19

Испарение воды рас­тениями. Листопад

Открытие нового знания

Испарение воды растениями, его значе­ние. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев

- знать значение испарения и листопада в жизни растений




  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).


  • умение слушать и слышать другое мнение;

  • умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.



Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

Оценочный лист



20

Передвижение воды и питательных веществ в растении

Лабораторная работа №9

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Открытие нового знания

Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функциястебля. Передвижение воды, минераль­ных и органических веществ в расте­нии. Запасание органических веществ в органах растений, их использование в процессах жизнедеятельности.Защита растений от повреждений.

- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

- знать и уметь объяснять процессы передвижения воды и минеральных веществ по сосудам, органических веществ- по лубу и их значение

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

  • анализировать результаты наблюдений и делать вы­воды;


  • умение реализовывать теоретические познания на практике;


Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особеннос­ти передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические экспери­менты по изучению процессов жизне­деятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказатель­ства (аргументируют) необходимости защиты растений от повреждений


Оценочный лист



21

Прорастание семян

Лабораторная работа №10

Определение всхожести семян расте­ний и их посев



Открытие нового знания

Роль семян в жизни растений. Усло­вия, необходимые для прорастания

проростков.


- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

- знать и объяснять значение семени в жизни растений и условия прорастания семян

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

  • анализировать результаты наблюдений и делать вы­воды;


  • умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

умение реализовывать теоретические познания на практике

Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян.

Обосновывают условия

для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

Оценочный лист



22

Способы размноже­ния растений

Размножение споро­вых растений

Открытие нового знания

Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размно­жение как важнейшее свойство орга­низмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Опло­дотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции ор­ганического мира -

Размножение водорослей, мхов, папо­ротников. Половое и бесполое размно­жение у споровых. Чередование по­колений

- знать виды бесполого и полового размножения, их особенности

- иметь представление об особенностях размножения споровых растений на примере водорослей, кукушкина льна, папоротников

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).


  • признание учащимися прав каждого на собственное Мнение;

  • умение отстаивать свою точку зрения;



Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размно­жения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для

потомства и эволюции органического мира Определяют понятия: «заросток», «предросток», «зооспора», «споран­гий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размно­жения, а также значение чередования поколений у споровых растений

Оценочный лист



23

Экскурсия Зимние явления в жизни растений

Урок построения системы знаний



  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).


  • признание учащимися прав каждого на собственное Мнение;

  • умение отстаивать свою точку зрения;




Отчет по экскурсии



24

Размножение семен­ных растений

Открытие нового знания

Размножение голосеменных и покры­тосеменных растений. Опыление. Спо­собы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян

- знать и объяснять преимущество семенного размножения перед споровыми; особенности размножения голосеменных и покрытосеменных.


  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).


  • воспитание в учащихся любви к природе, чувства ува­жения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетиче­ских чувств от общения с растениями;

  • понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;


Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зер­но», «зародышевый мешок», «пыль­цевход», «центральная клетка», «двой­ное оплодотворение», «опыление», «перекрёстное опыление», «самоопы­ление », «искусствен

ное опыление ». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравни­вают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодо­творения и образования плодов и се­мян

Оценочный лист



25

Бесполое

(вегетативное) раз­множение покрыто­семенных растений

Лабораторная работа №11

Вегетативное размножение комнатных растений

Проверочная работа №2


Способы вегетативного размножения.


- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

- знают способы вегетативного размножения цветковых, их особенности



  • под руководством учителя оформлять отчёт, включаю­щий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;


  • умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.


Определяют понятия: «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «под­вой ». Объясняют значение вегетативно го размножения покрытосеменных рас­тений и его использование человеком

Проверочная работа №2













Технологическая карта раздела Классификация растений

Время изучения: 6ч.

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Оценивание деятельности учащихся

Комментарии учителя

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

26

Знакомство с классификацией цветковых растений.

Открытие нового знания

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, цар­ство. Знакомство с классификацией цветковых растений

- иметь представление об основных систематических группах растений; знать признаки класса однодольных и двудольных


  • различать объём и содержание понятий;

  • различать родовое и видовое понятия;

  • определять аспект классификации;


  • воспитание в учащихся любви к природе, чувства ува­жения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетиче­ских чувств от общения с растениями;


Определяют понятия: «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царст­во». Выделяют признаки, характер­ные для двудольных и однодольных растений

Оценочный лист



27

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Ро­зоцветные

Открытие нового знания

Признаки, характерные для растений семейств Крестоцветные и Розоцвет­ные

- иметь представления об особенных признаках и многообразии растений данных семейств как представителей класса двудольных


  • различать объём и содержание понятий;

  • различать родовое и видовое понятия;


  • признание учащимися прав каждого на собственное Мнение;

  • умение слушать и слышать другое мнение;


Выделяют основные особенности расте­ний семейств Крестоцветные и Розо­цветные. Знакомятся с определитель­ными карточками

Оценочный лист



28

Семейства Паслёно­вые и Бобовые

Открытие нового знания

Признаки, характерные для растений семейств Паслёновые и Бобовые

- иметь представления об особенных признаках и многообразии растений данных семейств как представителей класса двудольных


  • различать объём и содержание понятий;

  • различать родовое и видовое понятия;


— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

-понимание необходимости ответственного, бережного Ьтношения к окружающей среде;




Выделяют основные особенности расте­ний семейств Паслёновые и Бобовые. Определяют растения по карточкам

Оценочный лист



29

Семейство Сложно­цветные

Открытие нового знания

Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные

- иметь представления об особенных признаках и многообразии растений данных семейств как представителей класса двудольных


осуществлять классификацию

  • признание учащимися прав каждого на собственное Мнение;

  • умение слушать и слышать другое мнение;

  • понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;


Выделяют основные особенности расте­ний семейства Сложноцветные. Опре­деляют растения по карточкам

Оценочный лист



30

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные

Лабораторная работа №12 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Открытие нового знания

.

Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные

- иметь представления об особенных признаках и многообразии растений данных семейств как представителей класса однодольных



  • проводить лабораторную работу в соответствии и

инструкцией.

-осуществлять классификацию


— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

  • умение реализовывать теоретические познания на практике;


Выделяют основные особенности расте­
ний семейств Злаковые и Лилейные.
Определяют растения по карточкам.

Оценочный лист



31

Важнейшие сельско­хозяйственные рас­тения

Экскурсия Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте



Проверочная работа №3

Открытие нового знания

Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделыва­ния, использование человеком

- знать происхождение, многообразие культурных растений


  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).


  • осознание значения обучения для повседневной жизни II осознанного выбора профессии;

: — умение учащихся проводить работу над ошибками для «несения корректив в усваиваемые знания;


Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной лите­ратуры и материалов Интернета об ис­тории введения в культуру и агротех­нике важнейших культурных двудоль­ных и однодольных растений, выращи­ваемых в местности проживания школьников

Проверочная работа №3





















Технологическая карта раздела Природные сообщества

Время изучения: 3ч. +1ч. Резерв

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Оценива-

ние деятель-

ности учащихся

Коммен

тарии учителя

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

32

Взаимосвязь растений с другими организмами.

Открытие нового знания

Типы растительных сообществ. Вза­имосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе

-устанавливать взаимосвязь растений с другими орга­
низмами;


  • определять отношения объекта с другими объектами;


  • проявление готовности к самостоятельным поступкам И действиям на благо природы;

— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;



Определяют понятия: «растительное сообщество», «растительность», «ярус-ность». Характеризуют различные ти­пы растительных сообществ. Устанав­ливают взаимосвязи в растительном сообществе

Оценочный лист



33

Развитие и смена растительных сооб­ществ


Открытие нового знания

. Смена растительных сообществ.

Типы растительности.


- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).


  • воспитание в учащихся любви к природе, чувства ува­жения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетиче­ских чувств от общения с растениями;

  • умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.


Определяют понятие «смена раститель­ных сообществ». Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчёт)

Отчет по итогам экскурсии



34

Влияние деятельности человека на растительные сообщества.

Экскурсия

Природное сообщество и человек

Открытие нового знания

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Исто­рия охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование

  • под руководством учителя оформлять отчёт, включаю­щий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;


— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;


  • под руководством учителя оформлять отчёт, включаю­щий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;


  • проявление готовности к самостоятельным поступкам И действиям на благо природы;

— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;



Определяют понятия: «заповедник», «заказник», «рациональное природо­пользование».

Оценочный лист



35

Обобщающий урок по курсу 6 класса

Проверочная работа№4

Урок построения системы знаний

Систематизация и обобщение понятий курса. Подведение итогов за год.

-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе


  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).


  • осознание значения обучения для повседневной жизни осознанного выбора профессии;

— умение учащихся проводить работу над ошибками для «несения корректив в усваиваемые знания;

Обсуждают отчёт по экс­курсии. Выбирают задание на лето

Проверочная работа№4



Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);


  • Примерной программы для основного общего образования по биологии -    Примерные программы по учебным предметам,( стандарты второго поколения).  БИОЛОГИЯ.   Москва, «Просвещение», 2011 г.;


  • Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. МО РФ, 2010г. Автор  В.В.Пасечник ;  


  • Закона  РФ «Об образовании»;  


  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;


  • Учебник: Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Автор В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014г.;



  • Рабочая тетрадь: Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Автор В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014г.;




Основная идея программы: Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

 

Цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

  • овладение умениям и применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитаниепозитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Сроки реализации программы - 5 лет.

Инструментарий оценивания результатов:

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены в конце каждой темы проверочные тестовые работы. Для текущего контроля   используются тесты на несколько вариантов и разного уровня сложности, индивидуальная работа по карточкам, устные ответы у доски. Программой предусмотрено проведение в 6 классе:

-проверочных работ – 4;

-лабораторных и практических работ – 12;

-экскурсий – 3.

Большая часть лабораторных и практических работ являются этапами комбинированного урока и оцениваются по усмотрению учителя.


Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа разработана на основании Программы основного общего образования (авторы Пасечник В.В., Латюшин В.В., Швецов Г.Г.)


Учебное содержание курса биологии включает:

  • Бактерии, грибы, растения. 35 ч, 1ч в неделю (5 класс);

  • Многообразие покрытосеменных растений. 35 ч, 1 ч в неделю (6 класс);

  • Животные. 70 ч, 2 ч в неделю (7 класс);

  • Человек. 70 ч, 2 ч в неделю (8 класс);

  • Введение в общую биологию. 70 ч, 2 ч в неделю (9 класс).

Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащих­ся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.

  • В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа от­личается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах иссле­дования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значе­нии бактерий, грибов и растений, о значении этих организ­мов в природе и жизни человека.

  • В 6—7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о прак­тическом значении биологических знаний как научной осно­ве охраны природы, природопользования, сельскохозяйст­венного производства, медицины и здравоохранения, био­технологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

  • В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антро­погенеза и формирования социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых су­ществ, его генетическая связь с животными предками позво­ляют учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убе­диться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определённых границах, за пределами ко­торых теряется волевой контроль и процессы идут по биоло­гическим законам, не зависящим от воли людей. Таким об­разом, выбор между здоровым образом жизни и тем, кото­рый ведёт к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях че­ловеческого тела, о факторах, благоприятствующих здо­ровью человека и нарушающих его. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и во­время обратиться к врачу, оказать при необходимости довра­чебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В кур­се уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более раци­онально организовать учебную, трудовую, спортивную де­ятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстни­ков и стать личностью.

  • В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её ор­ганизации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организ­мов. Учащиеся получают знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов  для обязательного изучения учебного предмета «Биология» образовательная область «Естествознание», из расчета 1  учебный  час  в неделю.   

 По ШУП –35 часа   -  1 час в неделю.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В качестве ценностных ориентиров биологического об­разования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные цен­ностные ориентации, формируемые в процессе изучения био­логии, проявляются в признании:

•        ценности научного знания, его практической значимо­сти, достоверности;

•        ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

•        понимании сложности и противоречивости самого про­цесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содер­жания курса химии позволяет сформировать:

•        уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

•        понимание необходимости здорового образа жизни;

•        осознание необходимости соблюдать гигиенические пра­вила и нормы;

•        сознательный выбор будущей профессиональной дея­тельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирова­ния коммуникативных ценностей, основу которых состав­ляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

•        правильному использованию биологической терминоло­гии и символики;

•        развитию потребности вести диалог, выслушивать мне­ние оппонента, участвовать в дискуссии;

•        развитию способности открыто выражать и аргументи­рованно отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с дру­гими школьными курсами, направлен на формирование нрав­ственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявле­ниях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и че­ловека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию

живой природы по законам красоты, гармонии; эстетическо­го отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориента­ции составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в кон­тексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Требования к результатам обучения

В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по биологии в 6 классе отражают достижения:

Личностные результаты обучения

  • воспитание чувства гордости за российскую биологиче­скую науку;

  • знание и соблюдение учащимися правил поведения в Природе;

  • понимание основных факторов, определяющих вза­имоотношения человека и природы;

  • умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • осознание значения обучения для повседневной жизни осознанного выбора профессии;

  • понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к само­развитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— умение учащихся проводить работу над ошибками для «несения корректив в усваиваемые знания;

  • воспитание в учащихся любви к природе, чувства ува­жения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетиче­ских чувств от общения с растениями;

  • признание учащимися прав каждого на собственное мнение;

  • проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

  • понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • умение слушать и слышать другое мнение;

  • умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.



Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • под руководством учителя оформлять отчёт, включаю­щий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

  • анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

  • осуществлять описание изучаемого объекта;

  • определять отношения объекта с другими объектами;

  • определять существенные признаки объекта;

  • классифицировать объекты;

  • проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

- различать объём и содержание понятий;

  • различать родовое и видовое понятия;

  • определять аспект классификации;

  • осуществлять классификацию.



Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

- видоизменений органов цветковых растений и их роль в жизни растений;

  • основные процессы жизнедеятельности растений;

  • особенности минерального и воздушного питания растений;

— виды размножения растений и их значение.
основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

  • характерные признаки однодольных и двудольных растений;

  • признаки основных семейств однодольных и дну дольных растений;

  • важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

  • взаимосвязь растений с другими организмами;

  • растительные сообщества и их типы;

  • закономерности развития и смены растительных со обществ;

  • о результатах влияния деятельности человека на расти­тельные сообщества и влияния природной среды на человека.


Учащиеся должны уметь:


- различать и описывать органы цветковых растений;

-объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

-изучать органы растения в ходе лабораторных работ;

  • характеризовать основные процессы жизнедеятель­ности растений;

  • объяснять значение основных процессов жизнедея­тельности растений;

  • устанавливать взаимосвязь между процессами дыха­ния и фотосинтеза;

  • показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

  • объяснять роль различных видов размножения у расте­ний;

-определять всхожесть семян растений;

  • делать морфологическую характеристику растений;

  • выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

-работать с определительными карточками;

— устанавливать взаимосвязь растений с другими орга­низмами;

— определять растительные сообщества и их типы;

— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

- проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.












Содержание программы

Биология

Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс

35 часов (1 час в неделю)

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)

Строение семян однодольных и двудольных рас­ти. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их Строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа, точное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов, ток и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле, Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Корневой чехлик и корневые волоски.

Строение почек. Расположение почек на стебле.

Внутреннее строение ветки дерева.

Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).

Строение цветка. Различные виды соцветий.

Многообразие сухих и сочных плодов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- внешнее и внутреннее строение органов цветковых
растений;

- видоизменения органов цветковых растений и их роль
в жизни растений.

Учащиеся должны уметь:

- различать и описывать органы цветковых растений;

-объяснять связь особенностей строения органов рас-
тений со средой обитания;

- изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

  • осуществлять описание изучаемого объекта;

  • определять отношения объекта с другими объектами;

  • определять существенные признаки объекта;

  • классифицировать объекты;

  • проводить лабораторную работу в соответствии и

инструкцией.

Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Ми­неральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Ды­хание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание со мян. Способы размножения растений. Размножение споро­вых растений. Размножение голосеменных растений. Поло­вое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосемен ных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепли для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные процессы жизнедеятельности растений;

  • особенности минерального и воздушного питания растений;

— виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать основные процессы жизнедеятель­ности растений;

  • объяснять значение основных процессов жизнедея­тельности растений;

  • устанавливать взаимосвязь между процессами дыха­ния и фотосинтеза;

  • показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

  • объяснять роль различных видов размножения у расте­ний;

  • определять всхожесть семян растений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать результаты наблюдений и делать вы­воды;

  • под руководством учителя оформлять отчёт, включаю­щий описание эксперимента, его результатов, выводов.

Раздел 3. Классификация растений (б ч)

Основные систематические категории: вид, род, се­мейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификаци­ей цветковых растений. Класс Двудольные растения. Мор­фологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом мест-иых условий). Класс Однодольные растения. Морфологи­ческая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каж­дой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные систематические категории: вид, род,

  • характерные признаки однодольных и двудольных р/и тений;

  • признаки основных семейств однодольных и дну дольных растений;

  • важнейшие сельскохозяйственные растения, биолп гические основы их выращивания и народнохозяйствен! и и значение.

Учащиеся должны уметь:

  • делать морфологическую характеристику растений;

  • выявлять признаки семейства по внешнему строении! растений;

  • работать с определительными карточками.

Мета предметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • различать объём и содержание понятий;

  • различать родовое и видовое понятия;

  • определять аспект классификации;

  • осуществлять классификацию.

Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Сим биоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Рам витие и смена растительных сообществ. Влияние деятель ности человека на растительные сообщества и влияние при родной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблю дения за весенними явлениями в природных сообществах.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • взаимосвязь растений с другими организмами;

  • растительные сообщества и их типы;

  • закономерности развития и смены растительных со обществ;

  • о результатах влияния деятельности человека на расти­тельные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

— устанавливать взаимосвязь растений с другими орга­
низмами;

— определять растительные сообщества и их типы;

— объяснять влияние деятельности человека на расти-
тельные сообщества и влияние природной среды на че-
ловека;

- проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • под руководством учителя оформлять отчёт, включаю­щий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).



Личностные результаты обучения

  • Воспитание чувства гордости за российскую биологиче­скую науку;

  • знание и соблюдение учащимися правил поведения в Природе;

  • понимание основных факторов, определяющих вза­имоотношения человека и природы;

  • умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • осознание значения обучения для повседневной жизни, осознанного выбора профессии;

  • понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к само­развитию и самообразованию на основе мотивации к обуче­нию и познанию;

: — умение учащихся проводить работу над ошибками для «несения корректив в усваиваемые знания;

  • воспитание в учащихся любви к природе, чувства ува­жения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетиче­ских чувств от общения с растениями;

  • признание учащимися прав каждого на собственное Мнение;

  • проявление готовности к самостоятельным поступкам И действиям на благо природы;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

  • понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • умение слушать и слышать другое мнение;

  • умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

• Резервное время — 2 ч.

























Учебно – тематический план 6 класс


Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Лабораторные работы

Экскурсии

Проверочные работы

1

Тема 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

14+1 резерв

8

-

1

2

Тема 2. Жизнь растений

10

3

1

1

3

Тема 3. Классификация растений

6

1

1

1

4

Тема 4. Природные сообщества

3+1 резерв

-

1

1


Итого

35

12

3

4





Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Основная учебная литература для учащихся:

1. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл. учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014.

2. Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. , -М.: Дрофа, 2014 г.

3.Электронное приложение к учебнику Многообразие покрытосеменных растений 6 Биология. кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы/А.С.Батуев, М.А.Гуленкова, А.Г.Еленевский и др. – М.: Дрофа, 1999.

  2. Большой справочник школьника. 5-11классы. – М.: Дрофа, 2007.

  3. Демьянков Е.Н. Биология. Мир растений: задачи. Дополнительные материалы: 6 класс. – М.: ВЛАДОС, 2007.

  4. Захарченко Г.Г. учебные задания по сельскохозяйственному труду: 5-9 классы: метод. Пособие. – М.: Владос, 2007.

  5. Козлова Т.А. Растения луга./Т.А.Козлова, В.И. Сивоглазов. – М.:Дрофа, 2007.

  6. Козлова Т.А. Растения леса./Т.А.Козлова, В.И. Сивоглазов. – М.:Дрофа, 2007.

  7. Новиков В.С. Популярный атлас - определитель. Дикорастущие растения. – М.: Дрофа, 2007.

  8. http://www.livt.net
    Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"

  9. http://www.floranimal.ru/
    Портал о растениях и животных

  10. http://www.plant.geoman.ru/
    Занимательно о ботанике. Жизнь растений

- 12 -

Основная литература для учителя:

1. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014.

2.Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл. Рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника . - М.: Дрофа, 2014.

3. Пальдяева Г.М. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кл». Сборник программ. – М.: Дрофа 2013г.

4. Калинина А.а. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. – М,: ВАКО, 2005

5.ЭОР. Биология. Лабораторный практикум.

6. ЭОР. Биология. 5-9 кл. Библиотека электронных наглядных пособий.

7. Электронное приложение к учебнику Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014.

Дополнительная литература для учителя:

1. Красная книга Омской области.

2. Кузнецов А.А. О стандарте второго поколе­ния // Биология в школе. - 2009. - №2.

3. Мухина, В. В. Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются" [Электронный ресурс] / В. В. Мухина. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=415827

4.Образовательные технологии: сборник материалов. М.: Баласс, 2008.

5.Открытая биология. Физикон. Полный мультимедийный курс биологии.

6.Петрова О.Г. Проектирование уроков биологии в информационно-коммуникативной среде //Биология в школе. - 2011. - № 6.

7.ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://standart.edu.ru/



8. http://www.lift.net
Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"

9.http://www.floranimal.ru/
Портал о растениях и животных

10. http://www.plant.geoman.ru/
Занимательно о ботанике. Жизнь растений



Материально-техническое обеспечение

Печатные пособия

  1. Биология 6 класс. Растения, грибы, лишайники 14 таблиц

  2. Портреты ученых биологов

  3. Строение, размножение и разнообразие растений

  4. Схема строения клеток живых организмов

  5. Уровни организации живой природы

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом виде)

  1. Биология. Неклеточные формы жизни. Бактерии. Электронное учебное издание Биология. Строение и жизнедеятельность организма растения. Электронное учебное издание.

  2. Биология. Строение высших и низших растений. Электронное учебное издание.

  3. Фрагментарный видеофильм о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов

  4. Фрагментарный видеофильм об охране природы в России Фрагментарный видеофильм по оказанию первой помощи

  5. Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

  1. Мультимедийный компьютер

  2. Мультимедиа проектор

  3. Экран (на штативе или навесной) Минимальные размеры 1,5 × 1,5 м

- 14 -

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Комплект микропрепаратов «Ботаника 1»

  2. Комплект микропрепаратов «Ботаника2»

  3. Микроскоп школьный

  4. Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.

  5. Комплект оборудования для комнатных растений

  6. Лупа ручная

МОДЕЛИ

  1. Размножение различных групп растений (набор)

  2. Строение клеток растений и животных

Муляжи

  1. Плодовые тела шляпочных грибов

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

  1. Коллекция « Палеонтологическая (форма сохранности ископ. раст. и живот.)

  2. Коллекция «Голосеменные растения

  3. Гербарий «Основные группы растений»

  4. Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп

  5. Набор микропрепаратов по ботанике

Живые объекты

Комнатные растения по экологическим группам

  1. Тропические влажные леса

  2. Влажные субтропики

  3. Сухие субтропики

  4. Пустыни и полупустыни

  5. Водные растения







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии 6 класс по программе Пасечника В.В.

Автор: Симакова Светлана Юрьевна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142624

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа ООО по биологии (5-9 классы) по ФГОСам второго поколения"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-ooo-po-biologhii-5-9-klassy-po-fgosam-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448204397"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Рабочая программа  по биологии для учащихся 5-х классов (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-uchashchikhsia-5-kh-klassov-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "226170"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440098473"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 9 класс УМК В.В. Пасечник"
    ["seo_title"] => string(88) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-rabochiei-proghrammie-po-biologhii-9-klass-umk-v-v-pasiechnik"
    ["file_id"] => string(6) "267086"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450288117"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Рабочая программа по биологии 8 класс УМК В.В. Пасечник "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-8-klass-umk-v-v-pasiechnik"
    ["file_id"] => string(6) "201789"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429115482"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа по биологии ФГОС"
    ["seo_title"] => string(38) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "251592"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447256972"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства