Рабочая программа по биологии 6 класс по программе Пасечника В.В.
Рабочая программа по биологии 6 класс по программе Пасечника В.В.
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основании программы Пасечника В.В. "Биология. Многообразие покрытосеменных растений" , рассчитана на 35часов. Программа соответствует Примерной программе по биологии 5-9классы. Программа Пасечника В.В.конкретизирует содержание предметных тем, предложенных а образовательном стандарте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс по программе Пасечника В.В. »
Технологическая карта раздела Строение и многообразие покрытосеменных растений
Время изучения: 14ч +1ч резерв
№
Тема урока
Тип урока
Планируемые результаты
Характеристика деятельности учащихся
Оцени
вание деятельности учащихся
Коммен
тарии учителя
Да
та
Предметные
Метапредмет
ные
Личностные
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
1
Строение семян двудольных растений
Лабораторная работа №1
Строение семян двудольных растений
Открытие нового знания
Строение семян.
Техника безопасности в кабинете биологии.
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- распознавать органы покрытосеменных растений, иметь представление о строении и различии семян однодольных и двудольных растений
.
проводить лабораторную работу в соответствии с
инструкцией.
под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;
осуществ
лять описание изучаемого объекта;
Воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
Определяют понятия: «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа
Оценочный лист
2
Строение семян однодольных растений
Лабораторная работа №1
Строение семян однодольных растений
Открытие нового знания
Особенности строения семян однодольных растений.
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- распознавать органы покрытосеменных растений, иметь представление о строении и различии семян однодольных и двудольных растений.
проводить лабораторную работу в соответствии с
инструкцией.
осуществ
лять описание изучаемого объекта;
под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
умение слушать и слышать другое мнение;
Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян
Оценочный лист
3
Виды корней. Типы корневых систем
Лабораторная работа №2
Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы
Открытие нового знания
Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- знать виды и значение корней для растений, различают типы корневых систем
проводить лабораторную работу в соответствии и с инструкцией
под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;
анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Определяют понятия: «главный корень», «боковыекорни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем.
Оценочный лист
4
Зоны (участки) корня.
Лабораторная работа №3
Корневой чехлик и корневые волоски
Открытие нового знания
Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня.
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
-иметь представление о зонах корня и связи особенностей строения и функций зон; знать понятия: корневой чехлик, корневые волоски.
проводить лабораторную работу в соответствии и
инструкцией.
под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
- уметь распознавать видоизменения корней на рисунках, таблицах; объяснять причины возникновения видоизменений
в природе и зависимость глубины проникновения корней в почву
анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
определять существенные признаки объекта;
умение слушать и слышать другое мнение;
умение оперировать фактами как для доказательства, 1ак и для опровержения существующего мнения.
Определяют понятия: «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней.
Оценочный лист
6
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега
Лабораторная работа №4
Строение почек. Расположение почек на стебле
Открытие нового знания
Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега.
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- иметь представление о строении и различии вегетативной и генеративной почек; распознавать листорасположение у растений; знать понятия:
побег, почка, узел, междоузлие, пазуха листа
проводить лабораторную работу в соответствии и
инструкцией.
осуществлять описание изучаемого объекта;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Определяют понятия: «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», «придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конуснарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега
Оценочный лист
7
Внешнее строение листа
Урок открытия нового знания
Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- распознавать отличие
простых и сложных листьев, типов жилкования и листорасположение
определять существенные признаки объекта;
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
умение отстаивать свою точку зрения;
умение слушать и слышать другое мнение;
Определяют понятия: «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «еложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев
. Оценочный лис
8
Клеточное строение листа. Видоизменение листьев
Урок открытия нового знания
Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев.
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
Иметь представление о внутреннем строении листа; знают понятия: устьице, кожица листа, жилки листа (сосуды, ситовидные трубки, волокна)
анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение слушать и слышать другое мнение;
Определяют понятия: «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящийпучок», «сосуды», «ситовидныетрубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты
Оценочный лис
9
Строение стебля. Многообразие стеблей
Лабораторная работа №5
Внутреннее строение ветки дерева
Урок открытия нового знания
Строение стебля. Многообразие стеблей.
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- иметь представление о внутреннем строении стебля; разнообразии и функциях стебля
проводить лабораторную работу в соответствии с
инструкцией.
осуществлять описание изучаемого объекта;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- знать видоизмененные побеги: клубень, луковица, корневище; уметь объяснять их значение, строение; сравнивать со строением стебля.
проводить лабораторную работу в соответствии и
инструкцией.
осуществлять описание изучаемого объекта;
определять существенные признаки объекта;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
умение отстаивать свою точку зрения;
Определяют понятия: «видоизменённый побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты
Оценочный лис
11
Цветок и его строение
Лабораторная работа №7
строения цветка
Урок открытия нового знания
Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка.
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- уметь распознавать части цветка, знают строение пыльцы и тычинки, их роль в размножении; знать понятия: двойной и простой околоцветник, правильные неправильные цветки, обоеполые и раздельнополые цветки; однодомные и двудомные растения, формула цветка.
проводить лабораторную работу в соответствии с
инструкцией.
определять существенные признаки объекта;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- знать понятия: соцветия сложные и простые; значение соцветий и их разновидности.
проводить лабораторную работу в соответствии с
инструкцией.
анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
классифицировать объекты;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;
Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой
Оценочный лис
13
Плоды и их классификация
Лабораторная работа №8
Многообразие сухих и сочных плодов.
Урок открытия нового знания
Строение плодов. Классификация плодов.
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- знать понятие: плод, сухой и сочный плод; умеют распознавать плоды растений и их называть
проводить лабораторную работу в соответствии с
инструкцией.
анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
классифицировать объекты;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
умение слушать и слышать другое мнение;
Определяют понятия: «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемян-ные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб-«стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы.
Оценочный лис
14
Распространение плодов и семян
Урок открытия нового знания
Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения
- знать способы и значение распространения семян
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;
умение отстаивать свою точку зрения;
Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»
Оценочный лис
15
Обобщающий урок
Проверочная работа №1
Урок построения системы знаний
Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений.
-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
классифицировать объекты
: — умение учащихся проводить работу над ошибками для «несения корректив в усваиваемые знания;
умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.
Проверочная работа №1
Технологическая карта раздела Жизнь растений
Время изучения: 10 ч.
№
Тема урока
Тип урока
Планируемые результаты
Характеристика деятельности учащихся
Оценива-
ние деятель-
ности учащихся
Коммен-
тарии учите-
ля
Дата
Предметные
Метапредмет-
ные
Личностные
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
16
Минеральное питание растений
Открытие нового знания
Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды
- знать понятия: корневое давление, плодородие почвы, органические и минеральные удобрения; уметь объяснять сущность минерального питания
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
проявление готовности к самостоятельным поступкам И действиям на благо природы;
умение слушать и слышать другое мнение;
Определяют понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства
Оценочный лист
17
Фотосинтез
Открытие нового знания
Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле
- знать и уметь объяснять сущность фотосинтеза
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;
признание учащимися прав каждого на собственное Мнение;
Выявляют приспособлен
ность растений к использова
нию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека
Оценочный лист
18
Дыхание растений.
Отработка умений и рефлексии
Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза
- знать и уметь объяснять сущность фотосинтеза и процесса дыхания и их взаимосвязь
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
умение отстаивать свою точку зрения;
умение слушать и слышать другое мнение;
Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза
Оценочный лист
19
Испарение воды растениями. Листопад
Открытие нового знания
Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев
- знать значение испарения и листопада в жизни растений
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
умение слушать и слышать другое мнение;
умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений
Оценочный лист
20
Передвижение воды и питательных веществ в растении
Лабораторная работа №9
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Открытие нового знания
Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функциястебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Запасание органических веществ в органах растений, их использование в процессах жизнедеятельности.Защита растений от повреждений.
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- знать и уметь объяснять процессы передвижения воды и минеральных веществ по сосудам, органических веществ- по лубу и их значение
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты растений от повреждений
Оценочный лист
21
Прорастание семян
Лабораторная работа №10
Определение всхожести семян растений и их посев
Открытие нового знания
Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания
проростков.
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- знать и объяснять значение семени в жизни растений и условия прорастания семян
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
умение реализовывать теоретические познания на практике
Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян.
Обосновывают условия
для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ
Оценочный лист
22
Способы размножения растений
Размножение споровых растений
Открытие нового знания
Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира -
Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений
- знать виды бесполого и полового размножения, их особенности
- иметь представление об особенностях размножения споровых растений на примере водорослей, кукушкина льна, папоротников
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
признание учащимися прав каждого на собственное Мнение;
умение отстаивать свою точку зрения;
Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для
потомства и эволюции органического мира Определяют понятия: «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений
Оценочный лист
23
Экскурсия Зимние явления в жизни растений
Урок построения системы знаний
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
признание учащимися прав каждого на собственное Мнение;
умение отстаивать свою точку зрения;
Отчет по экскурсии
24
Размножение семенных растений
Открытие нового знания
Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян
- знать и объяснять преимущество семенного размножения перед споровыми; особенности размножения голосеменных и покрытосеменных.
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;
понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
ное опыление ». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян
Оценочный лист
25
Бесполое
(вегетативное) размножение покрытосеменных растений
Лабораторная работа №11
Вегетативное размножение комнатных растений
Проверочная работа №2
Способы вегетативного размножения.
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- знают способы вегетативного размножения цветковых, их особенности
под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Определяют понятия: «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой ». Объясняют значение вегетативно го размножения покрытосеменных растений и его использование человеком
Проверочная работа №2
Технологическая карта раздела Классификация растений
Время изучения: 6ч.
№
Тема урока
Тип урока
Планируемые результаты
Характеристика деятельности учащихся
Оценивание деятельности учащихся
Комментарии учителя
Дата
Предметные
Метапредметные
Личностные
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
26
Знакомство с классификацией цветковых растений.
Открытие нового знания
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений
- иметь представление об основных систематических группах растений; знать признаки класса однодольных и двудольных
различать объём и содержание понятий;
различать родовое и видовое понятия;
определять аспект классификации;
воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;
Определяют понятия: «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений
Оценочный лист
27
Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные
Открытие нового знания
Признаки, характерные для растений семейств Крестоцветные и Розоцветные
- иметь представления об особенных признаках и многообразии растений данных семейств как представителей класса двудольных
различать объём и содержание понятий;
различать родовое и видовое понятия;
признание учащимися прав каждого на собственное Мнение;
умение слушать и слышать другое мнение;
Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками
Оценочный лист
28
Семейства Паслёновые и Бобовые
Открытие нового знания
Признаки, характерные для растений семейств Паслёновые и Бобовые
- иметь представления об особенных признаках и многообразии растений данных семейств как представителей класса двудольных
различать объём и содержание понятий;
различать родовое и видовое понятия;
— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
-понимание необходимости ответственного, бережного Ьтношения к окружающей среде;
Выделяют основные особенности растений семейств Паслёновые и Бобовые. Определяют растения по карточкам
Оценочный лист
29
Семейство Сложноцветные
Открытие нового знания
Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные
- иметь представления об особенных признаках и многообразии растений данных семейств как представителей класса двудольных
осуществлять классификацию
признание учащимися прав каждого на собственное Мнение;
умение слушать и слышать другое мнение;
понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам
Оценочный лист
30
Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные
Лабораторная работа №12 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Открытие нового знания
.
Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные
- иметь представления об особенных признаках и многообразии растений данных семейств как представителей класса однодольных
проводить лабораторную работу в соответствии и
инструкцией.
-осуществлять классификацию
— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
Выделяют основные особенности расте ний семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам.
Оценочный лист
31
Важнейшие сельскохозяйственные растения
Экскурсия Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте
Проверочная работа №3
Открытие нового знания
Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком
- знать происхождение, многообразие культурных растений
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
осознание значения обучения для повседневной жизни II осознанного выбора профессии;
: — умение учащихся проводить работу над ошибками для «несения корректив в усваиваемые знания;
Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников
Проверочная работа №3
Технологическая карта раздела Природные сообщества
Время изучения: 3ч. +1ч. Резерв
№
Тема урока
Тип урока
Планируемые результаты
Характеристика деятельности учащихся
Оценива-
ние деятель-
ности учащихся
Коммен
тарии учителя
Дата
Предметные
Метапредметные
Личностные
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
32
Взаимосвязь растений с другими организмами.
Открытие нового знания
Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе
-устанавливать взаимосвязь растений с другими орга низмами;
определять отношения объекта с другими объектами;
проявление готовности к самостоятельным поступкам И действиям на благо природы;
— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
Определяют понятия: «растительное сообщество», «растительность», «ярус-ность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе
Оценочный лист
33
Развитие и смена растительных сообществ
Открытие нового знания
.Смена растительных сообществ.
Типы растительности.
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;
умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Определяют понятие «смена растительных сообществ». Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчёт)
Отчет по итогам экскурсии
34
Влияние деятельности человека на растительные сообщества.
Экскурсия
Природное сообщество и человек
Открытие нового знания
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование
под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;
проявление готовности к самостоятельным поступкам И действиям на благо природы;
— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
Систематизация и обобщение понятий курса. Подведение итогов за год.
-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
осознание значения обучения для повседневной жизни осознанного выбора профессии;
— умение учащихся проводить работу над ошибками для «несения корректив в усваиваемые знания;
Обсуждают отчёт по экскурсии. Выбирают задание на лето
Проверочная работа№4
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
Примерной программы для основного общего образования по биологии - Примерные программы по учебным предметам,( стандарты второго поколения). БИОЛОГИЯ. Москва, «Просвещение», 2011 г.;
Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. МО РФ, 2010г. Автор В.В.Пасечник ;
Закона РФ «Об образовании»;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Учебник: Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Автор В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014г.;
Рабочая тетрадь: Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Автор В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014г.;
Основная идея программы: Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
овладение умениям и применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
воспитаниепозитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Сроки реализации программы - 5 лет.
Инструментарий оценивания результатов:
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены в конце каждой темы проверочные тестовые работы. Для текущего контроля используются тесты на несколько вариантов и разного уровня сложности, индивидуальная работа по карточкам, устные ответы у доски. Программой предусмотрено проведение в 6 классе:
-проверочных работ – 4;
-лабораторных и практических работ – 12;
-экскурсий – 3.
Большая часть лабораторных и практических работ являются этапами комбинированного урока и оцениваются по усмотрению учителя.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа разработана на основании Программы основного общего образования (авторы Пасечник В.В., Латюшин В.В., Швецов Г.Г.)
Учебное содержание курсабиологиивключает:
Бактерии, грибы, растения. 35 ч, 1ч в неделю (5 класс);
Многообразие покрытосеменных растений. 35 ч, 1 ч в неделю (6 класс);
Животные. 70 ч, 2 ч в неделю (7 класс);
Человек. 70 ч, 2 ч в неделю (8 класс);
Введение в общую биологию. 70 ч, 2 ч в неделю (9 класс).
Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9класс.
В 5классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
В 6—7классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
В 8классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формирования социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определённых границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведёт к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и нарушающих его. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
В 9классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получают знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Биология» образовательная область «Естествознание», из расчета 1 учебный час в неделю.
По ШУП –35 часа - 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
• понимание необходимости здорового образа жизни;
• осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию биологической терминологии и символики;
• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
• развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию
живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Требования к результатам обучения
В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по биологии в 6 классе отражают достижения:
Личностные результаты обучения
воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;
знание и соблюдение учащимися правил поведения в Природе;
понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
осознание значения обучения для повседневной жизни осознанного выбора профессии;
понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— умение учащихся проводить работу над ошибками для «несения корректив в усваиваемые знания;
воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;
признание учащимися прав каждого на собственное мнение;
проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
умение отстаивать свою точку зрения;
— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
умение слушать и слышать другое мнение;
умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
осуществлять описание изучаемого объекта;
определять отношения объекта с другими объектами;
определять существенные признаки объекта;
классифицировать объекты;
проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
- различать объём и содержание понятий;
различать родовое и видовое понятия;
определять аспект классификации;
осуществлять классификацию.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
- видоизменений органов цветковых растений и их роль в жизни растений;
основные процессы жизнедеятельности растений;
особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение. основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
характерные признаки однодольных и двудольных растений;
признаки основных семейств однодольных и дну дольных растений;
важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
взаимосвязь растений с другими организмами;
растительные сообщества и их типы;
закономерности развития и смены растительных со обществ;
о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
- различать и описывать органы цветковых растений;
-объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
-изучать органы растения в ходе лабораторных работ;
характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
объяснять роль различных видов размножения у растений;
-определять всхожесть семян растений;
делать морфологическую характеристику растений;
выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
-работать с определительными карточками;
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
- проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Содержание программы
Биология
Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс
35 часов (1 час в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)
Строение семян однодольных и двудольных расти. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их Строение.Рост и развитие побега. Внешнее строение листа, точное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов, ток и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле, Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
- внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
- видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
- различать и описывать органы цветковых растений;
-объяснять связь особенностей строения органов рас- тений со средой обитания;
- изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
осуществлять описание изучаемого объекта;
определять отношения объекта с другими объектами;
определять существенные признаки объекта;
классифицировать объекты;
проводить лабораторную работу в соответствии и
инструкцией.
Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание со мян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосемен ных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепли для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
основные процессы жизнедеятельности растений;
особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение. Учащиеся должны уметь:
характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
объяснять роль различных видов размножения у растений;
определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Раздел 3. Классификация растений (б ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом мест-иых условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
основные систематические категории: вид, род,
характерные признаки однодольных и двудольных р/и тений;
признаки основных семейств однодольных и дну дольных растений;
важнейшие сельскохозяйственные растения, биолп гические основы их выращивания и народнохозяйствен! и и значение.
Учащиеся должны уметь:
делать морфологическую характеристику растений;
выявлять признаки семейства по внешнему строении! растений;
работать с определительными карточками.
Мета предметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
различать объём и содержание понятий;
различать родовое и видовое понятия;
определять аспект классификации;
осуществлять классификацию.
Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Сим биоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Рам витие и смена растительных сообществ. Влияние деятель ности человека на растительные сообщества и влияние при родной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблю дения за весенними явлениями в природных сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
взаимосвязь растений с другими организмами;
растительные сообщества и их типы;
закономерности развития и смены растительных со обществ;
о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими орга низмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на расти- тельные сообщества и влияние природной среды на че- ловека;
- проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;
знание и соблюдение учащимися правил поведения в Природе;
понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
осознание значения обучения для повседневной жизни, осознанного выбора профессии;
понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
: — умение учащихся проводить работу над ошибками для «несения корректив в усваиваемые знания;
воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;
признание учащимися прав каждого на собственное Мнение;
проявление готовности к самостоятельным поступкам И действиям на благо природы;
умение отстаивать свою точку зрения;
— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
умение слушать и слышать другое мнение;
умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
• Резервное время — 2 ч.
Учебно – тематический план 6 класс
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
Лабораторные работы
Экскурсии
Проверочные работы
1
Тема 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений
14+1 резерв
8
-
1
2
Тема 2. Жизнь растений
10
3
1
1
3
Тема 3. Классификация растений
6
1
1
1
4
Тема 4. Природные сообщества
3+1 резерв
-
1
1
Итого
35
12
3
4
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Основная учебная литература для учащихся:
1. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл. учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014.
2. Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. , -М.: Дрофа, 2014 г.
3.Электронное приложение к учебнику Многообразие покрытосеменных растений 6 Биология. кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014.
Дополнительная литература для учащихся:
Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы/А.С.Батуев, М.А.Гуленкова, А.Г.Еленевский и др. – М.: Дрофа, 1999.
Большой справочник школьника. 5-11классы. – М.: Дрофа, 2007.
Демьянков Е.Н. Биология. Мир растений: задачи. Дополнительные материалы: 6 класс. – М.: ВЛАДОС, 2007.
Захарченко Г.Г. учебные задания по сельскохозяйственному труду: 5-9 классы: метод. Пособие. – М.: Владос, 2007.
Козлова Т.А. Растения луга./Т.А.Козлова, В.И. Сивоглазов. – М.:Дрофа, 2007.
Козлова Т.А. Растения леса./Т.А.Козлова, В.И. Сивоглазов. – М.:Дрофа, 2007.
http://www.livt.net Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"
http://www.floranimal.ru/ Портал о растениях и животных
http://www.plant.geoman.ru/ Занимательно о ботанике. Жизнь растений
- 12 -
Основная литература для учителя:
1. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014.
2.Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл. Рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника . - М.: Дрофа, 2014.
3. Пальдяева Г.М. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кл». Сборник программ. – М.: Дрофа 2013г.
4. Калинина А.а. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. – М,: ВАКО, 2005
5.ЭОР. Биология. Лабораторный практикум.
6. ЭОР. Биология. 5-9 кл. Библиотека электронных наглядных пособий.
7. Электронное приложение к учебнику Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014.
Дополнительная литература для учителя:
1. Красная книга Омской области.
2. Кузнецов А.А. О стандарте второго поколения // Биология в школе. - 2009. - №2.
3. Мухина, В. В. Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются" [Электронный ресурс] / В. В. Мухина. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=415827
4.Образовательные технологии: сборник материалов. М.: Баласс, 2008.
5.Открытая биология. Физикон. Полный мультимедийный курс биологии.
6.Петрова О.Г. Проектирование уроков биологии в информационно-коммуникативной среде //Биология в школе. - 2011. - № 6.
7.ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/
8. http://www.lift.net Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"
9.http://www.floranimal.ru/ Портал о растениях и животных
10. http://www.plant.geoman.ru/ Занимательно о ботанике. Жизнь растений
Материально-техническое обеспечение
Печатные пособия
Биология 6 класс. Растения, грибы, лишайники 14 таблиц
Портреты ученых биологов
Строение, размножение и разнообразие растений
Схема строения клеток живых организмов
Уровни организации живой природы
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом виде)
Биология. Неклеточные формы жизни. Бактерии. Электронное учебное издание Биология. Строение и жизнедеятельность организма растения. Электронное учебное издание.
Биология. Строение высших и низших растений. Электронное учебное издание.
Фрагментарный видеофильм о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов
Фрагментарный видеофильм об охране природы в России Фрагментарный видеофильм по оказанию первой помощи
Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)
Мультимедийный компьютер
Мультимедиа проектор
Экран (на штативе или навесной) Минимальные размеры 1,5 × 1,5 м
- 14 -
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Комплект микропрепаратов «Ботаника 1»
Комплект микропрепаратов «Ботаника2»
Микроскоп школьный
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.
Комплект оборудования для комнатных растений
Лупа ручная
МОДЕЛИ
Размножение различных групп растений (набор)
Строение клеток растений и животных
Муляжи
Плодовые тела шляпочных грибов
НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Коллекция « Палеонтологическая (форма сохранности ископ. раст. и живот.)
Коллекция «Голосеменные растения
Гербарий «Основные группы растений»
Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп