рабочая программа по биологии 6 класс линия Пасечника
Рабочая программа по биологии 6 класс линия Пасечника
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 6 классе отводится 35 часов из федерального компонента и может быть выделено 35 часов из школьного компонента.
В 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, многообразии растительных сообществ, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Распределение времени на изучение отдельных тем курса указано ориентировочно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по биологии 6 класс линия Пасечника »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 6 классе отводится 35 часов из федерального компонента и может быть выделено 35 часов из школьного компонента.
В 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, многообразии растительных сообществ, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Распределение времени на изучение отдельных тем курса указано ориентировочно.
Название темы
Количество часов
Введение
Тема. Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных
Тема. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана
Всего
1
1
Раздел 1. Клеточное строение организмов
Тема 1.1. Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп)
Тема 1.2. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды
Тема 1.3. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань»
Всего
1
2
1
4
Раздел 2. Царства Бактерии и Грибы
Тема 2.1. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе
Тема 2.2. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека
Тема 2.3. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека
Всего
1
2
1
4
Раздел 3. Царство Растения
Тема 3.1. Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений
Тема 3.2. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей
Тема 3.3. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана
Тема 3.4. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана
Тема 3.5. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека
Всего
1
1
1
1
1
5
Раздел 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений
Тема 4.1. Строение семян однодольных и двудольных растений
Тема 4.2. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней
Тема 5.1. Минеральное и воздушное питание растений
Тема 5.2. Испарение воды
Тема 5.3. Рост растений
Тема 5.4. Размножение растений
Всего
3
1
1
2
7
Раздел в. Природные сообщества
Тема 6.1. Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений
Тема 6.2. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человекана растительные сообщества и влияние природной среды на человека
Всего
Итого
2
1
3
33+2
(резерв)
1 резервный час задействован для контрольная работа по теме " Строение и многообразие покрытосеменных растений "
1 резервный час задействован для итоговой контрольной работы за курс 6 класса
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(35 часов, 1 час в неделю)
Введение (2 часа)
Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
1.Клеточное строение организмов (4 часа)
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).
Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.
■ Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
2.Царства Бактерии и Грибы
(4 часа)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
4.Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.
■ Лабораторные работы
Изучение строения цветка.
Ознакомление с различными видами соцветий.
Ознакомление с сухими и сочными плодами.
5. Жизнь растений (7 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.
Демонстрация опытов получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.
6. Природные сообщества (3 часа)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
• Лабораторная работа
Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
Резерв времени — 2 часа.
календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Содержание
Практикум
Домашнее задание
Срок
Введение (2 часа)
1
Тема. Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных
Биологические дисцеплины
Что такое живая природа.
Стр. 9, 10
2
Тема. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана
Антропологический фактор Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана
Стр 11-12
Клеточное строение организмов (4 часа)
3
Тема 1.1. Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп)
Части микроскопа, лупы штативной, лупы ручной
Стр.
14-16
4-5
Тема 1.2. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды
Тема 1.3. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань»
поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань»
Стр. 21- 24 вопросы после параграфа
Раздел 2. Царства Бактерии и Грибы (4 часов)
7
Тема 2.1. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе
Стр 30-33 ответы на вопросы
8-9
Тема 2.2. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека
Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека
Стр
38-48 вопросы после параграфа
10
Тема 2.3. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека
Строение лишайников, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека
Стр
67-70 ответы на вопросы
Раздел 2 Царство растения (5 часов)
11
Тема 3.1. Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений
Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений
Стр 54-58
12
Тема 3.2. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей
Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей
Стр 58-67 ответы на вопросы
13
Тема 3.3. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана
хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана
Стр 71-80 ответы на вопросы
14
Тема 3.4. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана
строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана
Стр. 80-86 вопросы
15
Тема 3.5. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека
строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека
Стр. 87-90 ответы на вопросы.
Раздел 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 часов)
16
Тема 4.1. Строение семян однодольных и двудольных растений
Однодольные, двудольные растения, строение семян, условия обитания
Стр 91-94 вопросы
17
Тема 4.2. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней
Корневая система ее типы, виды корней, корнеплоды, клубни.
Пестик, тычинка, пыльца, размножение половое и бесполое.
Стр. 134-141
22
Тема 4.7. Соцветия
Виды соцветий: кисть метелка, корзинка,початок, простой и сложный зонтик.
Стр. 134-141
23
Тема 4.8. Плоды и их классификация
Распространение плодов и семян, классификация и названия плодов
Стр. 142-150
24
Контрольная работа по теме "Строение и многообразие покрытосеменных растений "
Раздел 5 жизнь растений (7 часов)
25,
Тема 5.1. Минеральное питание растений
Питание растений корни, листья , фотосинтез, дыхание растений.
Стр. 157-165
26
Фотосинтез
Запасающие вещества, крахмал, глюкоза.
27
воздушное питание растений
Питание растений корни, листья , фотосинтез, дыхание растений.
28
Тема 5.2. Испарение воды
Листопад, передвижение воды и питательных веществ в растении
Стр. 170-176
29, 30
Тема 5.3. Рост растений
Прорастание семян, растительный организм как единое целое
Стр. 180-189
31
Тема 5.4. Размножение растений
Размножение споровых растений, голосеменных, покрытосеменных вегетативное и половое.
Раздел в. Природные сообщества (3 часа)
32, 33
Тема 6.1. Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений
Характеристика основных экологических групп растений
34
Итоговая контрольная работа
35
Анализ контрольной работы. Тема 6.2. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человекана растительные сообщества и влияние природной среды на человека
Влияние деятельности человекана растительные сообщества и влияние природной среды на человека
Утверждаю Согласованно Рассмотрено
Директор БОУ г Омска"СОШ №87" Зам. дир. по УВР Метод совет. Протокол №_______