kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии для учащихся 5 класса МБОУ "Кезская СОШ №2"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской  программы по биологии В.В.Пасечника по предметной линии учебников «Линия жизни»  (М.: Просвещение»,2011)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника « Биология  5-6 классы» серии «Линия жизни» для общеобразовательных учреждений ( В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2013) 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для учащихся 5 класса МБОУ "Кезская СОШ №2" »

МБОУ «Кезская средняя общеобразовательная школа №2»



Рассмотрена на Составлена на основе рабочей

программы по биологии предметной

Протокол № _______ линии учебников «Линия жизни»

для общеобразовательных учреждений

от «____» августа 20___ г. под редакцией В.В.Пасечника




Принята на педсовете

Протокол №_______

от «_____» августа 20___ г.



«Утверждено»

Директор школы:________

( Докучаев А.В.)

Приказ №______

от «_____»________20____ г.

Рабочая программа


по биологии


5 класс


на 2015 – 16 учебный год



Составитель: Ефремова Татьяна Арефиевна, учитель биологии МБОУ «Кезская СОШ №2» первой квалификационной категории, педстаж 28 лет



п. Кез, 2015




1.Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника по предметной линии учебников «Линия жизни» (М.: Просвещение»,2011)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника « Биология 5-6 классы» серии «Линия жизни» для общеобразовательных учреждений ( В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2013)

1.1 Нормативно – правовая база:

  1. Приказ Управления образованием Администрации МО «Кезский район» «Об организации раннего введения Федерального государственного стандарта основного общего образования в МБОУ «Кезская СОШ №2» №11 от 26 марта 2013 г.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

  3. Учебный план МБОУ «Кезская средняя общеобразовательная школа №2»

  4. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014 г

5. Рабочая программа по биологии по предметной линии учебников « Линия жизни» под редакцией В.В.Пасечника (М.:Просвещение, 2011)

1. 2 Цели и задачи ООО

Цели и задачи ООО сформулированы на основе фундаментального ядра содержания общего образования.

Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.

Основные цели изучения биологии в школе:

  • формирование научного мировоззрения на основе знаний о живойприроде и присущих ей закономерностях, биологических системах;

  • овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;

  • овладение методами познания живой природы и умениямииспользовать их в практической деятельности;

  • воспитание ценностного отношения к живой природе, собственномуздоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;

  • овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правилаздорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности поотношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.

1.3 Цели и задачи реализации и содержания предмета

Цели и задачи реализации и содержания предмета сформулированы на основе рабочей программы по биологии по предметной линии учебников

« Линия жизни» под редакцией В.В.Пасечника (М.:Просвещение, 2011)

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч. Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и ненаследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

  • овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);

  • создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Задачи:

  • Способствовать учащимся овладению системой комплексных знаний о  многообразии живых организмов и принципах их классификации;

  • развивать умение ведения фенологических наблюдений, опытнической и практической работы, тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету;

  • Создать условия для освоения учащимися знанийо живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • способствовать учащимся овладевать умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • способствовать развитию познавательных интересов учащихся, интеллектуальных и творческих способностейв процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • способствовать воспитанию у учащихся позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуре поведения в природе;

  • Создать условия для формирования и дальнейшего развития следующих ключевых компетенций: трудовой ( рынок труда, профессиограмма), учебно - познавательной, организационно - деятельностной, саморазвития, коммуникативной (эмпатии, взаимодействие со сверстниками и разными людьми), ценностно-смысловой (направленность на будущее, дальнейшее образование), личностной (развитие индивидуальности), социальной (принятие решений, ответственность, решение конфликтов, толерантность), информационной.

1. 4 Значение предмета. Специфика.

Биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных законов биологии, теорий и идей обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования у них научного мировоззрения. .

По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.

Помимо этого, в курсе естествознания рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: энергия, тела и вещества, неорганические и органические вещества, молекулы, агрегатные состояния вещества, испарение, конденсация, почва и др. Опираясь на эти понятия, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен веществ и превращение энергии, фотосинтез, эволюция и т.д.).

В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.

2.Общая характеристика учебного предмета

2.1 Важнейшие понятия биологии


Важ­нейшие понятия

5 класса

Важнейшие понятия

6-го класса

Важнейшие понятия

7-го класса

Важнейшие понятия

8-го класса


Важнейшие поня­тия

9-го класса


Бакте­рии

Бакте­риологи

Бота­ника

Биоло­гия

биохи­мия

Виру­сология

Выделе­ние

Гамета(половая клетка)

Грибы

генети­ка

Деление клетки

Дыхание

Жиз­ненный цикл

Зооло­гия

Клетка

ми­кология

Обмен веществ

Орган

Орга­нелла

Охрана природы

Питание

Прока­риоты

Размно­жение(вегета­тивное,половое)

Расте­ния

Рост

Систе­матика

Ткань

Фото­синтез

Цитоло­гия

Цито­плазма


Эм­бриоло­гия

Эука­риоты

Эколо­гия

Ядро клетки


Автотроф

Бактерии

Водоросли

Высшие спо­ровые расте­ния

Гаметофит

Грибы

Зародыш

Корень

Лист

Опыление

Пестик

Плод

Побег

Почка

Пыльца

Семя

Семядоли

Систематиче­ская группа

Систематиче­ская катего­рия

Спорофит

Стебель

Тычинки

Хлорофилл

Цветок

Важнейшие систематиче­ские группы:

Голосемен­ные

Цветковые (покрытосе­менные) рас­тения


Однодольные

Двудольные



Беспозвоноч­ные

Биогенетиче­ский закон

Биологиче­ский прогресс

Гомологич­ные органы

Гетеротроф

Жабры

Жизненная форма

Животные

Зародышевые оболочки

Инстинкт

Красная книга

Обществен­ные насеко­мые

Оплодотворе­ние

Паразитизм

Позвоночник

Позвоночные

Порода

План строе­ния

Полость тела

Регенерация

Скелет (внутренний,

наружный)

Система ор­ганов

Теплокров­ность

Трахеи

Хорда

Важнейшие систематиче­ские группы:

Простейшие

Беспозвоночные:

Губки

Кишечнопо­лостные

Плоские черви

Круглые черви

Кольчатые черви

Моллюски

Членистоно­гие

Паукообраз­ные

Ракообразные

Насекомые

Хордовые

Низшие хор­довые

Рыбы

Земноводные (амфибии)

Пресмыкаю­щиеся (репти­лии)

Птицы

Млекопи­тающие (звери)



Анализатор

Вегетативная нервная сис­тема

Витамины

Внутренняя среда

Высшая нервная дея­тельность

Гигиена

Гомеостаз

Гормоны

Иммунитет

Мышление

Нейрогумо­ральная регу­ляция

Опорно-дви­гательная система

Пластический обмен

Половое со­зревание

Регуляция

Рефлекс (безусловный,условный)

Органы чувств

Рефлекторная дуга

Фермент

Центральная нервная сис­тема

Энергетиче­ский обмен


Агроценоз

Ароморфоз

АТФ

Белки

Биогеоценоз

Биомасса

Биосинтез

Биосфера

Биоценоз

Борьба за существо­вание

Видообразование

Вирус

Ген

Генетика

Генетический код

Генотип

Гибридизация

Дегенерация

Дивергенция

Доминирование

Естественный отбор

Законы Менделя

Изменчивость

Идиоадаптация

Изоляция

Искусственный от­бор

Клеточная теория

Конвергенция

Консумент

Круговорот веществ

Липиды

Мейоз

Мем­брана

Митоз

Мутация

Наследственность

Норма реакции

Нуклеиновые ки­слоты (ДНК, РНК)

Онтогенез

Охрана природы

Организм

Планктон

Продуценты

Пищевая цепь

Приспособление (адаптация

Популяция

Порода

Правило экологиче­ской пирамиды

Происхождение че­ловека (антропоге­нез)

Редуценты

Симбиоз

Селекция

Сорт

Теория эволюции

Углеводы

Уровень организа­ции

Фенотип

Фермент

Эволюция

Экосистема





2.2. Линии развития

Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

• многообразие и эволюция органического мира;

• биологическая природа и социальная сущность человека;

• уровневая организация живой природы.

Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела может изучаться в виде самостоятельного блока или включаться в содержание других разделов.


2.3. Принципы

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип раз­вития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип цело­стности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоз­зрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно- ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жиз­ненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества .

В основе программы лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает :

1. формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

2. проектирование и конструирование социальной среды;

3. активная учебно – познавательную деятельность обучающихся;

4. построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных , психологических и физиологических особенностей обучающихся.


2.4. Основной способ получения знаний

Основной формой организацииучебного процесса является классно-урочная система.

В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа уча­щихся с использованием современных информационных технологий.

Программа поддерживает разные виды деятельности учащихся, которые последовательно и многократно сменяют друг друга при освоении учениками содержания курса:

  • понятийное продвижение (совместная пробно-поисковая деятельность класса или групп учеников, направленная на открытие основных принципов функционирования, организа­ции и развития живых систем;

  • экспериментирование: планирование, постановка, проведение и анализ биологиче­ских опытов;

  • применение открытых принципов к существующему многообразию жизненных форм (проверка учениками своих гипотез с помощью информационного поиска, конкретизация общих принципов на многообразии частных случаев);

  • отработка необходимых умений, как практически-прикладного характера, напри­мер, умения работать со световым микроскопом, так и мыслительных навыков, например, уме­ния менять способ рассмотрения биологического объекта в зависимости от характера задачи, строить осмысленные гипотезы о живых объектах, исходя из понимания общих принципов и закономерностей их функционирования и развития; на выездных практиках проводятся работы на природе (экологические рейды, натуралистические практики, практикумы по систематике и пр.), в ходе которых учениками опробуются и применяются знания, умения, способы действий, освоенные во время школьных занятий;

Организация сопровождения учащихся направлена на:

  • создание оптимальных условий обучения;

  • исключение психотравмирующих факторов;

  • сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

  • развитие положительной мотивации к освоению программы;

  • развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка


В образовательном процессе могут использоваться следующие виды урочных (аудиторных) и внеурочных (внеаудиторных) занятий:

  • урок– аудиторное занятие, при котором осуществляется коллективная постановка и решение учебных задач, педагогическое взаимодействие педагогов и обучаемых с целью передачи ученикам определенной системы знаний и одновременного контроля уровня их усвоения и сформированности соответствующих навыков и умений;

  • экскурсия внеаудиторное занятие (внеурочная форма), при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта,знакомстве с реальной действительностью (завод, учреждение культуры, природа, историко-художественные памятники);

  • творческая мастерская — аудиторное занятие (внеурочная форма), которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности;

  • конференция - аудиторное занятие (внеурочная форма) какформа подведения итогов исследовательской и творческой деятельности школьников;

  • образовательное путешествие - это подростковая образовательная экспедиция, разработанная с учетом возрастных особенностей восприятия и понимания подростком окружающего мира;

  • познавательная лаборатория - аудиторное занятие (внеурочная форма), создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

  • индивидуальные занятия (мастерские, консультации) - аудиторное занятие (внеурочная форма), направленное на развитие личной образовательной траектории ученика.

  • социальные проекты - внеаудиторное занятие, направленное на развитие и поддержку детских инициатив в «культуросообразныхвидах деятельности», приобретение опыта взаимодействия со взрослыми и детьми.

  • лабораторные работы - аудиторное занятие, при котором осуществляется коллективная постановка и решение учебных задач, педагогическое взаимодействие педагогов и обучаемых с целью передачи ученикам определенной системы знаний и одновременного контроля уровня их усвоения и сформированности соответствующих навыков и умений;

2.5. Контроль (способы оценивания)

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

  • текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, само­стоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

  • аттестация по итогам обучения за триместр (тестирование, проверочные работы);

  • аттестация по итогам года;

  • формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)


3.Описание места учебного предмета курса в учебном плане

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 272ч, из них по 34ч (1ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68ч (2ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые биологические сведения. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Учебный план

Предметная область

Предмет

Количество часов по классам

Всего часов

Из них практическая часть

5

6

7

8

9


5

6

7

8

9

Естествознание

Биология

34

34

68

68

68

272

14







4 Личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении иобщественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценностиздорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10)осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способыдействий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умениеопределять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовыватьучебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта по биологии включают в себя:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической наукии проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

5.Содержание учебного предмета «Биология» 5 класс

«Живые организмы»

Биология как наука.

Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов пер¬вой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

«Введение» 5 ч.

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние человека на природу, ее охрана.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсия:

«Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»


Раздел I Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов ( лупа, световой микроскоп). Клетка, ее строение : оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку, дыхание, питание, рост, развитие, деление клетки..Понятие « ткань».

Демонстрации:

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы № 1- 6 :

1. Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы

2. Неорганические и органические вещества клетки

3. Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

4. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках элодеи , плодов томатов, рябины, шиповника

5. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

6. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

Раздел 2. Многообразие организмов (19 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторная работа № 7 - 12

7 Особенности строения мукора и дрожжей

8 Строение зеленых водорослей

9 Строение мха , спороносящего хвоща и папоротника

10 Строение хвои и шишек хвойных растений

11 Внешнее строение цветкового растения

12 Разведение и изучение амеб в лаборатории









6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


Календар.

№ уроков

Тема разделов и уроков

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты обучения

Внеурочные формы учебной деятельности

Формы контроля

Освоение предметных знаний

УУД

Введение. Биология как наука (5 ч.)

1

1.




Биология — наука о живой природе

Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества Определяют понятия

Определять понятия «биология», «экология», «биосфера»,

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей

Личностные:

1.Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

2.Признавать право каждого на собственное мнение;

Регулятивные: 1.организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;

2.действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

3.ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий;

Познавательные: 1.осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;

2. наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде

рисунка, схемы, таблицы;

3. сопоставлять информацию из разных источников;

Коммуникативные:

1. вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

2. строить монологическую речь, вести диалог;

3. проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы;


Творческая мастерская

Творческая работа

2

2.

Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии.







Стартовая работа

Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники без­опасности в кабинете биологии. Выполняют входную диагностику.

Определять понятия «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризовать основные методы исследования в биологии.



Тестовая работа

3

3.

Разнообразие живой природы.

Определяют понятия: «царство бактерии», «царство грибы», «царство растения» и «царство животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание,

Обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

Определять принадлежность биологических объектов к царствам живых организмов.

Анализировать признаки живого. Составлять план параграфа


Самостоятельная работа (составление схемы)

4






4.

Среды обитания организмов.

Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

Выявлять приспособленность организмов к среде обитания.

Анализировать связи организмов со средой обитания.

Владеть таким видом изложения текста, как повествование

Получать биологическую информацию из различных источников


Самостоятельная работа (заполнение таблицы)

5.

5.

Экскурсия

Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных


Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника Готовят отчёт по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений

Проводить непосредственное наблюдение под руководством учителя. Оформлять отчет


Экскурсия

Отчет по экскурсии

Раздел 1.Клетка как основа строения и жизнедеятельности организмов. (10 ч)

6.












6












Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа №1

« Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы»




Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп»,«тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом.




Работать с лупой и микроскопом,

Объяснять устройство микроскопа.

Анализировать объекты под микроскопом

Оформлять результаты лабораторной работы в тетради

Личностные: 1.Понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; 2.Осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия; 3.Реализовывать теоретические знания на практике.

Регулятивные: 1.Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

2.Осущесвлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;


Отчет по лабораторной работе






7.




7.






Химический состав клетки. Неорганические вещества



.

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки

Определять неорганические вещества в клетке и их роль в клетке

Познавательные: 1.Давать определение понятиям; 2.Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая критерии для логической операции; 3.Объяснять явления, выявляемые в ходе исследования; 4.Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента

Коммуникативные: 1.Осущесвлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

2.Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

3. Работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации


Самостоятельная работа (составление схемы)

8.

8.

Химический состав клетки.

Органические вещества.

Лабораторная работа №2

« Неорганические и органические вещества клетки»


Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

Определять органические вещества в клетке и их роль в жизнедеятельности клетки





Выделять существенные признаки строения клетки

Различать части и органоиды клетки на микропрепаратах

Научиться готовить микропрепараты

Познавательная лаборатория

Отчет по лабораторной работе

9.

9.

Строение клетки.

Лабораторная работа №3

«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».


Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки


Отчет по лабораторной работе

10.

10.

Особенности строения клеток. Пластиды.

Лабораторная работа №4

«Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника»

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Выделять существенные признаки строения клетки

Различать части и органоиды клетки на микропрепаратах

Научиться готовить микропрепараты


Отчет по лабораторной работе

11.

11.

Процессы жизнедеятельности в клетке

Лабораторная работа №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности клетки и объяснять их результаты.

Готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Оформлять результаты лабораторной работы в тетради



Отчет по лабораторной работе

12.

12.

Деление и рост клеток.

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки.

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки.


Самостоятельная работа (заполнение таблицы)

13.

13

Понятие «ткань». Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

Определять понятие «ткань».

Выделять признаки, характерные для различных видов тканей. Работать с текстом и иллюстрациями учебника.


Отчет по лабораторной работе

14.

14

Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов.

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Сравнивать строение клеток различных организмов

Формировать представление о единстве живого


Творческая лаборатория

Эссе

Раздел 2. Многообразие организмов (19ч)

.

15

15.

Классификация организмов.

Выделяют существенные признаки представителей разных царств природы.

Выделять существенные признаки представителей разных царств живой природы

Личностные: 1.Понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; 2.Осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия; 3.Реализовывать теоретические знания на практике.

Регулятивные: 1.Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

2.Осущесвлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Познавательные: 1.Давать определение понятиям; 2.Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая критерии для логической операции; 3.Объяснять явления, выявляемые в ходе исследования; 4.Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента

Коммуникативные: 1.Осущесвлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

2.Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

3. Работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации


Самостоятельная работа (заполнение таблицы)

16.

16

Строение и многообразие бактерий.

Выделяют существенные признаки бактерий

Выделять существенные признаки бактерий.

Характеризовать основные процессы жизнедеятельности бактерий.

Отличать бактерии от других живых организмов.

Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки


Самостоятельная работа (составление схемы)

17.

17

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Определяют понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

Проектная работа

Проект

18

18

Строение и общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Различают съедобные и ядовитые грибы, оказывают приемы первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.

Творческая мастерская

Эссе

19

19

Плесневые грибы и дрожжи Лабораторная работа №7

«Особенности строения мукора и дрожжей»

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

Объяснять роль грибов в природе и жизни человека


Отчет по лабораторной работе

20

20

Грибы-паразиты

Определяют понятие «грибы - паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека




21

21

Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека.

Проверочная работа № 1

Выполняют проверочную работу.


Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.

Объяснять роль грибов в природе и жизни человека


Тестовая работа

22

22

Характеристика царства растений

Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения », «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

Определять понятия «ботаника, низшие, высшие растения, слоевище, таллом»

Выделять особенности низших и высших растений. Называть основные группы растений.

Характеризовать практическую значимость растений

Объяснять роль растений в биосфере.

Творческая мастерская

Эссе

23

23

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания.

Лабораторная работа №8 «Строение зелёных водорослей»

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом

Выделять существенные признаки водорослей

Различать на таблицах и гербарных образцах представителей водорослей.



Отчет по лабораторной работе

24

24

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей.

Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека


Творческая мастерская

Эссе

25

25

Лишайники

Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листовые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

Выделять существенные признаки лишайников

Различать на таблицах и гербарных образцах представителей лишайников.

Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека




Самостоятельная работа (заполнение таблицы)

26

26

Мхи, папоротники, хвощи и плауны.

Лабораторная работа №9 «Строение мха, спороносящего хвоща и папоротника»


Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах.


Выделять существенные признаки высших споровых растений.

Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности мхов. Находить их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объяснять роль мхов в природе и жизни человека.


Отчет по лабораторной работе

27

27

Голосеменные растения

Лабораторная работа №10 «Строение хвои и шишек хвойных растений»







Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки голосеменных растений, описывают их.представителей







Выделять существенные признаков голосеменных растений.

Описывать представителей голосеменных по таблицам и гербарным образцам. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека.

Выполнять лабораторную работу под руководством учителя.



Отчет по лабораторной работе







Семенные растения.

Лабораторная работа №11

«Внешнее строение цветкового растения»

Определяют представителей цветковых растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

Выделять существенные признаки цветковых растений.

Описывать представителей цветковых по таблицам и гербарным образцам. Объяснять роль цветковых в природе и жизни человека.

Выполнять лабораторную работу под руководством учителя.



Отчет по лабораторной работе

29

29

Разнообразие, значение и распространение растений. Проверочная работа №2

Выполняют проверочную работу

Выделять существенные признаки растений.



Тестовая работа

30

30

Общая характеристика царства Животные.

Выделяют существенные признаки животных, сравнивают представителей разных групп животных.

Выделять существенные признаки животных

Сравнивать признаки различных групп животных, делать выводы на основе сравнения.


Творческая мастерская

Самостоятельная работа (заполнение таблицы)

31

31

Подцарство Одноклеточные.

Лабораторная работа № 12

«Разведение и изучение амеб в лаборатории»

Различают на таблицах одноклеточных животных, опасных для человека. Выполняют лабораторную работу.

Различать на таблицах одноклеточных животных, опасных для человека

Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых беспозвоночными животными


Отчет по лабораторной работе

32

32

Подцарство Многоклеточные.

Беспозвоночные и позвоночные животные.

Сравнивают представителей беспозвоночных и позвоночных животных, делают выводы на основании сравнения.

Сравнивать представителей беспозвоночных и позвоночных животных, делать выводы на основании сравнения.



Самостоятельная работа (заполнение таблицы)

33

33

Итоговая диагностика

Выполняют итоговую диагностику.

Знать многообразие животного и растительного мира и делать выводы на основании сравнений


Разноуровневая тестовая работа

34

34

Итоговый урок – проект «Удивительный мир живой природы».

Находят информацию о живой природе в научно-популярной литературе, биологических словарях. Представляют сообщения в виде презентаций. Осуществляют сотрудничество друг с другом, с учителем. Аргументированно отстаивают свою точку зрения.

Знать многообразие живых организмов и их среды обитания.

Охранять природу.

Проектная работа

Социальный проект



7.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Основная учебная литература для учащихся:

1. Биология. 5 - 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2013г.

2. Биология. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. М.: Просвещение, 2012 г.

3.Электронное приложение к учебнику Биология. 5-6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: М.: Просвещение, 2013г.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 1994. – с. 92-684;

  2. Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами / по материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 1998

  3. Большой справочник по биологии. – М.: Издательство АСТ, 2000

  4. Электронное приложение к учебнику Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /Сонин Н.И., Плешаков А.А.. – М.: Дрофа, 2012г.

  5. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001

  6. http://www.livt.net
    Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"

  7. http://www.floranimal.ru/
    Портал о растениях и животных

8.http://www.plant.geoman.ru/
Занимательно о ботанике. Жизнь растений

Основная литература для учителя:

1. Биология. 5 - 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2013г.

2. Биология. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. М.: Просвещение, 2012 г.

3.Электронное приложение к учебнику Биология. 5-6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. ( М.: М.: Просвещение, 2013г)

4. Рабочая программа по биологии по предметной линии учебников « Линия жизни» под редакцией В.В.Пасечника (М.:Просвещение, 2011г)

5.Уроки биологии 5-6 класс Пособие для учителей общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Пасечника(М.: Просвещение, 2012 г)

6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли (М.: Просвещение, 2012 г)

7.ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://standart.edu.ru/

8. http://www.lift.net Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"

9.http://www.floranimal.ru/ Портал о растениях и животных

10. http://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растений

Материально-техническое обеспечение

Печатные пособия

  1. Биология 6 класс. Растения, грибы, лишайники 14 таблиц

  2. Вещества растений. Клеточное строение 12 таб.

  3. Общее знакомство с цветковыми растениями 6 таблиц

  4. Растение - живой организм 4 таблицы

  5. Растения и окружающая среда 7 табли

  6. «Ботаника 1» (12 таблиц)

  7. Портреты ученых биологов

  8. Строение, размножение и разнообразие растений

  9. Схема строения клеток живых организмов

  10. Уровни организации живой природы

  11. Растения. Грибы. Лишайники

Учебно – практическое оборудование

  1. Комплект микропрепаратов «Ботаника »

  2. Лупа препаровальная

  3. Микроскоп школьный

  4. Набор хим.посуды и принадлежностей по биологии для дем. работ.(КДОБУ)

  5. Набор хим.посуды и принадлежн. для лаб. работ по биологии (НПБЛ)

  6. Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.

  7. Комплект оборудования для комнатных растений

  8. Лупа ручная

  9. Лупа штативная



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии для учащихся 5 класса МБОУ "Кезская СОШ №2"

Автор: Ефремова Татьяна Арефиевна

Дата: 05.07.2015

Номер свидетельства: 222261


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства