kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  позволяет учителям биологии  получить представление о целях, содержании, способах обучения, воспитания и развития учащихся по предмету биологии в 6 классе.

Программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе рабочей программы под редакцией  И.Н.Пономарёвой. Биология 5-9 классы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС »

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Балаково Саратовской области



«РАССМОТРЕНО»


Руководитель ШМО

___________


Протокол № от .

«СОГЛАСОВАНО»


Зам. директора по УВР

МАОУ СОШ № 28 г. Балаково

________

«____»___________2015г

«УТВЕРЖДЕНО»


Директор МАОУ

СОШ № 28 г. Балаково

__________

«____»___________2015г







Рабочая программа педагога


УМК под редакцией И.Н. Пономаревой


Кодацкой Светланы Викторовны


учителя биологии МАОУ СОШ № 28 г. Балаково


по биологии в 6 –х классах






2015-2016 уч. год



Рабочая программа по биологии 6 класс.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе нормативных документов:

Закон РФ « Об образовании», Фундаментальное ядро содержания общего образования, примерной программы по биологии, основной образовательной программы МАОУ СОШ № 28 г. Балаково.

Рабочая программа реализуется на основе УМК Пономарёвой И.Н.

  • Учебник И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Биология. 6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.

  • Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)

Используются методические пособия: И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова Биология 6 кл. Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г

Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.

Планирование составлено на основе авторской программы И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова (Биология 5-9 классы: программа - М.: Вентана - Граф, 2012г)

Курс нацелен на создание у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе, формирование основных ключевых компетенций.

Цели программы:

  • обеспечить ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека, формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

  • овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:

1.Личностными результатами изучения предмета « Биология» являются следующие умения:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде.

2.Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

Регулятивные: УУД:

  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

Личностные УУД:

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать , аргументировать и отстаивать своё мнение

Познавательные УУД:

  • умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках


3.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах , процессах, явлениях;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • формирование основ экологической грамотности : способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

Описание места учебного предмета « Биология» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на изучение предмет а «Биология» в 6 классе отводится 1 час в неделю (35 часов)

Содержание курса биологии

Раздел 1 Живые организмы

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные общества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Основное место отводится изучению следующим темам:

Тема 1. Наука о растениях - ботаника (4 ч)

Тема 2. Органы растений (8 ч)

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч)

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 ч)

Тема 5. Природные сообщества (5 ч)

Содержание тем учебного курса

Тема 1. Наука о растениях - ботаника (4 ч)

Царства живой природы. Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. История использования и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях - ботаника. Представление о жизненных формах растений, примеры. Связь жизненных форм растений со средой их обитания. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав. Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка - живая система. Особенности растительной клетки. Понятие о ткани растений. Виды тканей: основная, покровная, проводящая, механическая. Причины появление тканей. Растение как целостный живой организм, состоящий из клеток и тканей.

Тема 2. Органы растений (8 ч)

Семя как орган размножения растений. Строение семени: кожура, зародыш, эндосперм, семядоли. Строение зародыша растения. Двудольные и однодольные растения. Прорастание семян. Проросток, особенности его строения. Значение семян в природе и жизни человека. Значение воды и воздуха для прорастания семян. Запасные питательные вещества семени. Температурные условия прорастания семени. Роль света. Сроки посева семян. Типы корневых систем растений.

Строение корня - зоны корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней Значение корней в природе. Побег как сложная система. Строение побега. Строение почек. Вегетативная, цветочная (генеративная) почки. Развитие и рост побегов из почек. Прищипка и пасынкование. Спящие почки. Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа: кожица, мякоть, жилки. Типы жилкования листьев.Строение и функции устьиц. Значение листа для растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения. Видоизменения листьев. Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение: древесина, сердцевина, камбий, кора,

луб, корка. Функции стебля. Видоизменения стебля у надземных и подземных побегов (корневище, клубень, луковица). Цветок как видоизменённый укороченный побег, развивающийся из генеративной почки. Строение цветка. Роль цветка в жизни растения. Значение пестика и тычинок в цветке. Соцветия, их разнообразие. Цветение и опыление растений. Опыление как условие оплодотворения. Типы опыления (перекрёстное и самоопыление). Переносчики пыльцы. Ветроопыление. Строение плода. Разнообразие плодов. Цветковые (покрытосеменные) растения. Распространение плодов и семян. Значение плодов в природе и в жизни человека.

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч)

Вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания. Извлечение растением из почвы растворённых в воде минеральных солей. Функция корневых волосков. Перемещение воды и минеральных веществ по растению. Значение минерального (почвенного) питания. Типы удобрений и их роль в жизни растения. Экологические группы растений по отношению к воде. Условия образования органических веществ в растении. Зелёные растения -автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ. Значение фотосинтеза в природе. Роль дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни. Размножение как необходимое свойство жизни. Типы размножения: бесполое и половое. Бесполое размножение — вегетативное и размножение спорами. Главная особенность полового размножения. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Двойное оплодотворение. Достижения отечественного учёного С.Г. Навашина. Особенности вегетативного размножения, его роль в природе. Использование вегетативного размножения человеком: прививки, культура растений. Характерные черты процессов роста и развития растений. Этапы индивидуального развития растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания. Периодичность протекания жизненных процессов. Суточные и се-

зонные ритмы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на жизнедеятельность растений.

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 ч)

Происхождение названий отдельных растений. Классификация растений. Вид как единица классификации. Название вида. Группы царства Растения. Роль систематики в изучении растений

Общая характеристика. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование водорослей человеком. Моховидные, характерные черты строения. Классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты. Размножение (бесполое и половое) и развитие Моховидных. Моховидные как споровые

растения. Значение мхов в природе. Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения в цикле развития. Общая характеристика

отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и жизни человека. Общая характеристика голосеменных. Расселение голосеменных по поверхности Земли. Образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. Голосеменные на территории России. Их значение в природе и жизни человека. Особенности строения, размножения и развития. Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений. Более высокий уровень развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными, лучшая приспособленность к различным условиям окружающей среды. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Характеристика классов Двудольные и Однодольные растения, их роль в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов. Общая характеристика. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные. Отличительные признаки семейств. Значение в природе и в жизни человека. Сельскохозяйственные культуры. Общая характеристика. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Отличительные признаки. Значение в природе, жизни человека. Исключительная роль злаковых растений.

Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. Охрана редких и исчезающих видов. История происхождения культурных растений. Значение искусственного отбора и селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Расселение растений. Сорные растения, их значение. Дары Старого и Нового Света. История и центры их появления. Значение растений в жизни человека.

Тема 5. Природные сообщества (5 ч)

Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества. Совокупность живого населения природного сообщества (биоценоз). Условия среды обитания (биотоп). Роль растений в природных сообществах. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Экосистемная организация живой природы. Ярусное строения природного сообщества — надземное и подземное. Условия обитания растений в биогеоценозе. Многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ. Понятие о смене природных сообществ. Причины смены: внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ.


Основные методы, которые планируется использовать:

1. Словесные методы:

Рассказ. Объяснение. Беседа. Дискуссия. Лекция.

2.Работа с учебником и книгой

Конспектирование. Составление плана текста. Цитирование.

3.Наглядные методы:

Метод иллюстраций. Метод демонстраций

4.Практические методы

Упражнения. Эксперимент.

Лабораторные работы -6

Предусмотрены уроки с использованием ИКТ , проектов-4 и т.д.


Лабораторные работы

  1. Строение семени фасоли

  2. Строение корня проростка

  3. Строение вегетативных и генеративных почек

  4. Внешнее строение корневища, клубня, луковицы

  5. Черенкование комнатных растений

  6. Изучение внешнего строения моховидных

Практические работы

  1. Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

  2. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

  3. Изучение строения папоротника (хвоща).

  4. Изучение строения голосеменных растений.

  5. Изучение строения покрытосеменных растений.

  6. Вегетативное размножение комнатных растений.

Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы»

Система оценки:

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1.Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4. Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2.Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

2. Или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. Не более двух грубых ошибок.

2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Должен научиться:

-характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

-применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

-использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

-ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Получить возможность научиться:

-соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

-использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; -выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

-выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

-осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

-находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;

-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Перечень учебно – методического обеспечения

  1. Рабочая программа ФГОС под редакцией Пономаревой И. Н. Биология, 5-9. М. «Вентана-Граф», 2012

  2. 3. Примерные программы основного общего образования. Биология. 5-9. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010.

  3. Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова (Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)

Учебник:

  1. И.Н. Пономарева, О.А. Корниловой, Биология. 6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

  2. Рабочая тетрадь к учебнику И.Н. Пономаревой и др. Биология, 2012

Методическая литература к урокам:

  1. И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова Биология 6 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г

  2. И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005;

  3. А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. - М.: Дрофа, 2006. -96с.;

  4. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;

  5. Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, жи­вотные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с.: 6 ил. - (Дидактические мате­риалы);

  6. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биоло­гия. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с.;

Литература для учащихся:

  1. Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304с. 6 ил.;

  2. Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР): Кн. 1. - М.: Агропромиздат, 1989.

  3. Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М.: Агропромиздат, 1991. - 336с.;

  4. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. - Мн.: Валев, 1995. -528с.: ил.;

  5. Биология. Энциклопедия для детей. - М.:Аванта+, 1994. - с. 92-684;

  6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.: Просвещение, 1994. - 218с.;

  7. Гарибова Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. - М., 1997. - 350с.;

  8. Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. - М.: Колос, 1992. - 350с.;

  9. Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. -М.: 1996. - 556с.;

  10. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002. - 320с.: ил.;

  11. Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г. В. Устименко. - М.: Мысль, 1994.-381с.: ил.;

  12. Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. 2-изд. - М.: Просвещение, 1991. - 240с.: ил. Т.И.Серебрякова и др. Биология: Растения, бактерии, грибы и лишайники: Учебн. Для 6-7 кл.  общеобразоват. Учреждений. М., Просвещение, 2002 г.

  13. Журнал. Биология в школе. Министерство образования Российской Федерации, Издательский дом «Школа-Пресс 1». 1999 – 2004 год.

  14. Уроки ботаники. Кузнецова В.И. – М. Просвещение, 1985 год.

  15. В.И. Кузнецова. Уроки биологии растения, бактерии, грибы, лишайники. 6-7 класс – М. Просвещение. 1991 год.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

  2. http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

  3. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


Источники


  1. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/10/16/tematicheskoe-planirovanie-kursa-biologii-5-klassa Камунина Н. Н.


-Календарно - тематическое планирование биология 6 класс (1 ч. в неделю, всего 35 ч.)

Тема урока

Дата

Элементы содержания


Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Дом. задание

Кор.








Тема 1. Наука о растениях — ботаника (4 ч)

1

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений




Царства живой природы. Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. История

использования и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника.


Называть царства живой природы.

Приводить примеры различных представителей царства Растения. Давать определение науке ботанике.

Описывать историю развития науки о растениях. Характеризовать внешнее строение растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Объяснять отличие вегетативных органов от генеративных. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком.

§1


2

Многообразие жизненных форм растений












Представление о жизненных формах растений, примеры. Связь жизненных форм растений со средой

их обитания. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав.

Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм.

Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания.

§2


3

Клеточное строение растений.

Свойства растительной клетки




Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка — живая система. Особенности растительной клетки.

Приводить примеры одноклеточных и много-

клеточных растений. Называть органоиды клеток растений. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки. Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки. Находить отличительные признаки растительной клетки.

§3


4.

Ткани растений


Контрольная работа №1 «Наука о растениях — ботаника»




Понятие о ткани растений. Виды тканей: основная, покровная, проводящая, механическая. Причины появление тканей. Растение как целостный живой организм, состоящий из клеток и тканей.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Наука о растениях — ботаника»

Давать определение ткани.

Распознавать различные ткани растений.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Объяснять значение покровных тканей в жизни растения. Характеризовать особенности строения и функции основной ткани.

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания.

§4


Тема 2. Органы растений (8 ч)

5

Семя, его строение и значение

Лабораторная работа №1 «Строение семени фасоли»




Семя как орган размножения растений. Строение семени: кожура, зародыш, эндосперм, семядоли. Строение зародыша растения. Двудольные и однодольные растения.

Прорастание семян. Проросток, особенности его строения. Значение семян в природе и жизни человека.

Объяснять роль семян в природе.

Характеризовать функции частей семени.

Описывать строение зародыша растения.

Устанавливать сходство проростка с зародышем семени. Описывать стадии прорастания семян. Называть отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения

о роли семян в жизни человека.

Проводить наблюдения, фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

§5


6.

Условия прорастания семян





Значение воды и воздуха для прорастания семян. Запасные питательные вещества семени. Температурные условия прорастания семени.

Роль света. Сроки посева семян.

Описывать роль воды в прорастании семян.

Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян. Приводить примеры зависимости прорастания семян от температурных условий. Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур.

§6


7.

Корень, его строение и значение

Лабораторная работа№2 «Строение корня проростка»




Типы корневых систем растений.

Строение корня — зоны корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней Значение корней в природе.

Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Называть части корня.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня Объяснять особенности роста корня. Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста. Характеризовать значение видоизменённых корней для растений. Проводить наблюдения и фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете.

§7


8.

Побег, его строение и развитие. Побег- как сложная система.

Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек»»-






Побег как сложная система. Строение побега. Строение почек. Вегетативная, цветочная (генеративная)

почки. Развитие и рост побегов из почек. Прищипка и пасынкование. Спящие почки.

Называть части побега.

Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Характеризовать почку как зачаток нового

побега. Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек. Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве. Наблюдать и исследовать строение побега на примере домашнего растения. Сравнивать побеги разных растений и находить их различия. Изучать строение почек на натуральных объектах, делать выводы.

§8


9.

Лист, его строение и значение.






Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа: кожица, мякоть, жилки. Типы жилкования листьев.

Строение и функции устьиц. Значение листа для растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения. Видоизменения листьев.

Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках. Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа,

его части. Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа. Характеризовать видоизменения листьев у растений. Изучать и описывать строение подземных побегов

Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

§9


10.

Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы




Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение: древесина, сердцевина, камбий, кора,

луб, корка. Функции стебля. Видоизменения стебля у надземных и подземных побегов (корневище, клубень, луковица).

Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей.

Называть внутренние части стебля растений и их функции.

Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

§10


11.

Цветок, его строение и значение




Цветок как видоизменённый укороченный побег, развивающийся из генеративной почки. Строение цветка. Роль цветка в жизни растения. Значение пестика и тычинок в цветке. Соцветия, их разнообразие. Цветение и опыление растений. Опыление как условие оплодотворения. Типы опыления (перекрёстное и самоопыление). Переносчики

пыльцы. Ветроопыление.

Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Называть функции частей цветка. Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах.

Характеризовать значение соцветий. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений.

Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления.

§11


12.

Плод. Разнообразие и значение

плодов Контрольная работа №2 «Органы растений»




Строение плода. Разнообразие плодов. Цветковые (покрытосеменные)

растения. Распространение плодов и семян. Значение плодов в природе и в жизни человека.

Объяснять процесс образования плода.

Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Описывать способы распространения плодов

и семян на основе наблюдений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о роли плодов и семян в природе и жизни человека.

§12


Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч)

13.

Минеральное питание растений и значение воды




Вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания. Извлечение растением из почвы растворённых в воде минеральных солей. Функция корневых волосков.

Перемещение воды и минеральных веществ по растению. Значение минерального (почвенного) питания. Типы удобрений и их роль в жизни растения. Экологические группы

растений по отношению к воде.

Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания.

Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений. Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений.

Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды .Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о приспособленности к воде растений разных экологических групп.

§13


14.

Воздушное питание растений—фотосинтез




Условия образования органических веществ в растении. Зелёные растения — автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ. Значение фотосинтеза в природе.

Характеризовать условия, необходимые для

воздушного питания растений. Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе. Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании. Обосновывать космическую роль зелёных растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете.

§14


15.

Дыхание и обмен веществ у растений




Роль дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни.

Определять сущность процесса дыхания у растений. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. Давать определения понятия «обмен веществ». Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни

§15


16.

Размножение и оплодотворение у

растений











Размножение как необходимое свойство жизни. Типы размножения: бесполое и половое. Бесполое размножение— вегетативное и размножение спорами. Главная особенность полового размножения. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Двойное оплодотворение. Достижения отечественного учёного С.Г. Навашина

Характеризовать значение размножения живых организмов.

Называть и описывать способы бесполого

размножения, приводить примеры.

Обосновывать биологическую сущность бес-

полого размножения. Объяснять биологическую сущность полового размножения. Называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений. Доказывать обоснованность определения «двойное оплодотворение» применительно к цветковым растениям.

Сравнивать бесполое и половое размножение

растений, находить их различия

§16


17.

Вегетативное размножение растений и его использование человеком.


Лабораторная работа №5 «Черенкование комнатных растений»




Особенности вегетативного размножения, его роль в природе. Использование вегетативного размножения человеком: прививки, культура растений

Называть характерные черты вегетативного

размножения растений. Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения

растений. Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях.

Формировать умения проведения черенкования в ходе выполнения лабораторной работы. Наблюдать за развитием корней у черенка

и фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

§17

18.

Рост и развитие растений

















Характерные черты процессов роста и развития растений. Этапы индивидуального развития растений.

Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания. Периодичность протекания жизненных процессов. Суточные и се-

зонные ритмы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на жизнедеятельность растений.


Называть основные черты, характеризующие

рост растения. Объяснять процессы развития растения, роль зародыша.

Сравнивать процессы роста и развития.

Характеризовать этапы индивидуального раз-

вития растения. Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды.





§18














19.

Контрольная работа №3«Основные процессы жизнедеятельности растений»





Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Обобщать и систематизировать знания по теме 3, делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы.

Выполнять задания для самоконтроля.

Высказывать своё мнение по проблемным

вопросам. Обсуждать выполнение создаваемых проектов.

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Стр. 101, тест

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 ч)

20.

Систематика растений, её значение для ботаники




Происхождение названий отдельных растений. Классификация растений. Вид как единица классификации. Название вида. Группы царства Растения. Роль систематики в изучении растений.

Приводить примеры названий различных

растений. Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики — вид. Осваивать приёмы работы с определителем

растений. Объяснять значение систематики растений для ботаники.

Использовать информационные ресурсы для

подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии.

§19








21.

Водоросли, их многообразие в природе




Общая характеристика. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы: Зелёные,

Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование водорослей человеком

Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Характеризовать главные черты, лежащие

в основе систематики водорослей. Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах. Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки. Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и для человека

§20


22.

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строения моховидных»




Моховидные, характерные черты строения. Классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты. Размножение (бесполое и половое) и развитие Моховидных. Моховидные как споровые

растения. Значение мхов в природе

Сравнивать представителей различных групп

растений отдела, делать выводы.

Называть существенные признаки мхов.

Распознавать представителей моховидных на

рисунках, гербарных материалах, живых объектах.

Характеризовать признаки принадлежности

моховидных к высшим споровым растениям.

Объяснять процессы размножения и развития моховидных, их особенности.

Устанавливать взаимосвязь строения мхов

и их воздействия на среду обитания.

Изучать и сравнивать внешнее строение зелёного мха (кукушкина льна) и белого мха

§21






















23.

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика




Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения в цикле развития. Общая характеристика

отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и жизни человека.

Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения в цикле развития. Общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и жизни человека.

§22

24.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение




Общая характеристика голосеменных. Расселение голосеменных по поверхности Земли. Образование

семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Особенности строения и развития

представителей класса Хвойные. Голосеменные на территории России. Их значение в природе и жизни человека.

Выявлять общие черты строения и развития

семенных растений.

Осваивать приёмы работы с определителем

растений. Сравнивать строение споры и семени, находить преимущества.

Объяснять процессы размножения и развития голосеменных. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о значении хвойных лесов России.

§23

25.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение




Особенности строения, размножения и развития. Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений. Более

высокий уровень развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными, лучшая приспособленность

к различным условиям окружающей среды. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Характеристика классов Двудольные и Однодольные растения, их роль в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов.

Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных. Сравнивать и находить признаки сходства и отличия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных. Применять приёмы работы с определителем растений. Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды.

Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений. Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об охраняемых видах покрытосеменных растений.

§24



26.

Семейства класса Двудольные




Общая характеристика. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные. Отличительные признаки семейств. Значение в природе

и в жизни человека. Сельскохозяйственные культуры.

Выделять основные признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейств, класса. Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах.

Применять приёмы работы с определителем

растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и в жизни человека.

§25


27.

Семейства класса Однодольные




Общая характеристика. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Отличительные признаки. Значение в природе, жизни человека. Исключительная роль злаковых растений.






Выделять признаки класса Однодольные.

Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства.

Описывать характерные черты семейств

класса Однодольные. Применять приёмы работы с определителем растений.

Приводить примеры охраняемых видов.

Использовать информационные ресурсы для

подготовки презентации проекта о практическом использовании растений семейства Однодольные, о значении злаков для живых организмов.

§26


28.

Историческое развитие растительного мира

Понятие об эволюции живого мира




Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные

черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. Охрана редких и исчезающих видов.

Объяснять сущность понятия об эволюции

живого мира. Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле.

Выделять этапы развития растительного мира. Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни.

Использовать информационные ресурсы для

подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений.

§27











29.

Разнообразие и происхождение

культурных растений


Дары Старого и Нового Света











История происхождения культурных растений. Значение искусственного отбора и селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Расселение растений. Сорные растения, их значение.

Дары Старого и Нового Света. История и центры их появления. Значение растений в жизни человека.











Называть основные признаки отличия культурных растений от дикорастущих.

Объяснять способы расселения растений по

земному шару. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений. Приводить примеры культурных растений своего региона.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова

Характеризовать роль сорных растений в природе и жизни человека.

Объяснять причины вхождения картофеля

в ряд ведущих сельскохозяйственных культур России. Называть причины широкого использования человеком злаковых растений — пшеницы,

ржи и ячменя. Характеризовать значение растений в жизни человека.

§28, 29


30.

Контрольная работа №4 «Многообразие и развитие растительного мира»




Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира»

Отвечать на итоговые вопросы темы.

Выполнять задания для самоконтроля.

Высказывать своё мнение по проблемным вопросам. Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

Стр. 155, тест




Тема 5. Природные сообщества (5 ч)

31.

Понятие о природном сообществе— биогеоценозе и экосистеме




Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества. Совокупность живого населения природного сообщества (биоценоз). Условия среды обитания (биотоп). Роль растений в природных сообществах.

Объяснять сущность понятия «природное сообщество».

Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества.

Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. Выявлять преобладающие типы природных

сообществ родного края. Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества.

Использовать информационные ресурсы для

подготовки сообщения о природных сообществах России.

§30


32.

Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы»



Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Экосистемная организация живой природы

Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы растений, отмечать весенние явления в природе. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

Соблюдать правила поведения в природе.

Отчет


33.

Совместная жизнь организмов в природном сообществе





Ярусное строения природного сообщества — надземное и подземное. Условия обитания растений в биогеоценозе. Многообразие форм живых организмов как следствие

ярусного строения природных сообществ.

Характеризовать условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества. Называть черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса. Работать в паре: приводить примеры взаимодействия живых организмов при совместном обитании в природном сообществе.

Объяснять целесообразность ярусности в жизни живых организмов. Называть причины появления разнообразия

живых организмов в ходе эволюции.

§31


34.

Смена природных сообществ и её

причины




Понятие о смене природных сообществ. Причины смены: внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ.

Приводить примеры смены природных сообществ, вызванных внешними и внутренними причинами.

Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов.

Аргументировать необходимость бережного

отношения к природным сообществам.

§32


35.

Итоговое тестирование








Итоговый контроль

Контроль и систематизация знаний по материалам курса биологии6 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Обсуждение заданий на лето

Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 6 класса.

Использовать учебные действия для формулировки ответов. Называть представителей и характеризовать

отличительные признаки царства Растения.



Задания на лето





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Автор: Кодацкая Светлана Викторовна

Дата: 21.01.2015

Номер свидетельства: 158814

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа 5 класс О.А. Кожина"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-5-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436378074"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "ФГОС, биология 5 класс, рабочая программа"
    ["seo_title"] => string(44) "fgos-biologhiia-5-klass-rabochaia-proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "311359"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459184985"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС."
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia_proghramma_po_biologhii_5_klass_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "354375"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478029221"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства