Рабочая программа по биологии 5-9классы в рамках ФГОС
Рабочая программа по биологии 5-9классы в рамках ФГОС
Рабочая програм по биологии для 5-9кл составлена на основе примерной программы по учебным предметам.Биология.5-9классы.Стандарты второлго поколения.Издательство "Просвещение",Москва,2012год, В программе отражены все необходимые характеристики.Цели,задачи,УУД-личностные,метапредметные,предметные результаты освоения учебного курса биология.место курса в учебном плане,приведен пример учебно-методического комплекта концентрического курса. Указано содержание рабочей программы,есть календарно-тематическое,приведены таблицы контроля знаний,а так же материально-техническое обеспечение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5-9классы в рамках ФГОС»
Рассмотрено
на заседании методического объединения учителей____________________________
Протокол № __от «__»______2014г.
Руководитель: _______ /_____________/
Согласовано
заместитель директора по УВР _________/Громко И.А./
«____» «__________ » 2014 г.
Утверждено:
Директор школы:
__________/Н.Н. Боярова/
«___» «_________» 2014 г
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Уроков БИОЛОГИИ______________ _14___ /_15____ учебного года
предмет
ОУ ГБОУ СОШ пос. Комсомольский
Класс: ____5______
Учитель: _Попова Л.А.
Количество часов в неделю - 1 __ ; на год - 34 __ .
Плановых контрольных уроков 2 , практических работ – 5_ .
Планирование составлено на основе рабочей программы по предмету БИОЛОГИЯ
разработанной учителем___Поповой Л.А., утвержденной 09.2014 года
Учебник (название, автор, издательство, год издания)__Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. М.:
Дрофа, 2012
Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012
Дополнительная литература
Плешаков А.А. От Земли до неба: атлас определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение,2010
Плешаков А.А. Великан на поляне.- М.: Просвещение,2010
Печатные пособия
Демонстрационные печатные таблицы
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронное сопровождение к учебнику «Введение в биологию»_
на заседании методического объединения учителей____________________________
Протокол № __от «__»______2014г.
Руководитель: _______ /_____________/
Согласовано
заместитель директора по УВР _________/Громко И.А./
«____» «__________ » 2014 г.
Утверждено:
Директор школы:
__________/Н.Н. Боярова/
«___» «_________» 2014 г
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Уроков БИОЛОГИИ______________ _14___ /_15____ учебного года
предмет
ОУ ГБОУ СОШ пос. Комсомольский
Класс: ____5______
Учитель: _Попова Л.А.
Количество часов в неделю - 1 __ ; на год - 34 __ .
Плановых контрольных уроков 2 , практических работ – 5_ .
Планирование составлено на основе рабочей программы по предмету БИОЛОГИЯ
разработанной учителем___Поповой Л.А., утвержденной 09.2014 года
Учебник (название, автор, издательство, год издания)__Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. М.:
Дрофа, 2012
Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012
Дополнительная литература
Печатные пособия
Демонстрационные печатные таблицы
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
на заседании методического объединения учителей____________________________
Протокол № __от «__»______2014г.
Руководитель: _______ /_____________/
Согласовано
заместитель директора по УВР _________/Громко И.А./
«____» «__________ » 2014 г.
Утверждено:
Директор школы:
__________/Н.Н. Боярова/
«___» «_________» 2014 г
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Уроков БИОЛОГИИ______________ _14___ /_15____ учебного года
предмет
ОУ ГБОУ СОШ пос. Комсомольский
Класс: ____5______
Учитель: _Попова Л.А.
Количество часов в неделю - 1 __ ; на год - 34 __ .
Плановых контрольных уроков 2 , практических работ – 5_ .
Планирование составлено на основе рабочей программы по предмету БИОЛОГИЯ
разработанной учителем___Поповой Л.А., утвержденной 09.2014 года
Учебник (название, автор, издательство, год издания)__Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. М.:
Дрофа, 2012
Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012
Дополнительная литература
Плешаков А.А. От Земли до неба: атлас определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение,2010
Плешаков А.А. Великан на поляне.- М.: Просвещение,2010
Печатные пособия
Демонстрационные печатные таблицы
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронное сопровождение к учебнику «Введение в биологию»_
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Комсомольский муниципального района Кинельский Самарской области
Рассмотрено
на заседании методического объединения учителей__________________
Протокол № __от «__» ______ 2014г.
Руководитель: _______ /_____________/
Согласовано
заместитель директора по УВР ________/Громко И.А./
«______» «___________ » 2014г.
Утверждено:
Директор школы:____________/Н.Н. Боярова/
«__» «__________ » 2014 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Биология»
Класс 5 - 9
2013-2014 учебный год
Биология.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5-9 классы
Рабочая программа учебного предмета биология для 5-9 классов государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы пос. Комсомольский муниципального района Кинельский Самарской области составлена на основе:
Приказа министерства образования и науки Самарской области № 323-од от 27.09.2012 «Об утверждении Перечня государственных бюджетных общеобразовательных учреждений и муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений в Самарской области, внедряющих в 2012/13 учебном году федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в пятых классах»
Основной общеобразовательной программы основного общего образования ГБОУ СОШ пос. Комсомольский на 2013-2014 уч. год.
Федерального стандарта основного общего образования.
Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы. Стандарты второго поколения. Издательство «Дрофа», Москва, 2012 год.
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-14 учебный год.
С учетом Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ№ 2.4.2821-10 от 29 декабря 2010г.
Общая характеристика учебного курса биология:
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Изучение курса «Введение в биологию» направлено на достижение следующих целей:
- формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах;
- формирование у обучающих целостной картины живой природы и осознание места человека в ней;
- формирование экологической и природоохранительной грамотности обучающихся;
- развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
1)формирование у обучающихся представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;
2)формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы;
3)формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни в разных ситуациях.
В содержании курса ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально - ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
Значение курса состоит в том, что обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой. Обучающиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.
Курс «Введение в биологию» на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Курс «Введение в биологию» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях. Содержание курса представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания и значении в природе и жизни человека.
В основе методики преподавания курса «Введение в биологию» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» обучающимися новых знаний и активное освоение различных способов познания природы. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно- образовательную среду. Обучающиеся выполняют лабораторные и практические работы, опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Для успешного освоение учебного материала необходимо проведение дидактических и ролевых игр, учебные диалоги, дискуссии, а так же экскурсии. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся. Особое значение при реализации программы курса «Введение в биологию» имеют виды деятельности обучающихся, к которым относятся:
1)выявление отличительных признаков представителей царств живой природы;
2)прогнозирование последствий изменений в среде обитания для живых организмов;
3) обоснование необходимости соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья;
4)формулирование гипотез.
Учебный курс «Введение в биологию» опережает во времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например : с математикой, физикой, географией, историей) не могут быть установлены, поэтому некоторые вопросы курса рассматриваются на уровне представлений.
6 класс
Общая характеристика учебного курса биология:
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Изучение курса «Живой организм» направлено на достижение следующих целей:
- формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах;
- формирование у обучающих целостной картины живой природы и осознание места человека в ней;
- формирование экологической и природоохранительной грамотности обучающихся;
- развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
1)формирование у обучающихся представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;
2)формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы;
3)формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни в разных ситуациях.
В содержании курса ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально - ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
Значение курса состоит в том, что обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой. Обучающиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.
Курс «Живой организм» на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Содержание курса представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания и значении в природе и жизни человека.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» обучающимися новых знаний и активное освоение различных способов познания природы. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно- образовательную среду. Обучающиеся выполняют лабораторные и практические работы, опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Для успешного освоение учебного материала необходимо проведение дидактических и ролевых игр, учебные диалоги, дискуссии, а так же экскурсии. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся. Особое значение при реализации программы имеют виды деятельности обучающихся, к которым относятся:
1)выявление отличительных признаков представителей царств живой природы;
2)прогнозирование последствий изменений в среде обитания для живых организмов;
3) обоснование необходимости соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья;
4)формулирование гипотез.
Учебный курс «Живой организм» опережает во времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например : с математикой, физикой, географией, историей) не могут быть установлены, поэтому некоторые вопросы курса рассматриваются на уровне представлений.
7 класс
Общая характеристика учебного курса биология:
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Изучение курса «Многообразие живых организмов» направлено на достижение следующих целей:
- формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах;
- формирование у обучающих целостной картины живой природы и осознание места человека в ней;
- формирование экологической и природоохранительной грамотности обучающихся;
- развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
1)формирование у обучающихся представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;
2)формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы;
3)формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни в разных ситуациях.
В содержании курса ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально - ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
Значение курса состоит в том, что обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой. Обучающиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.
Курс «Многообразие живых организмов» на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Содержание курса представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания и значении в природе и жизни человека.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» обучающимися новых знаний и активное освоение различных способов познания природы. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно- образовательную среду. Обучающиеся выполняют лабораторные и практические работы, опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Для успешного освоение учебного материала необходимо проведение дидактических и ролевых игр, учебные диалоги, дискуссии, а так же экскурсии. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся. Особое значение при реализации программы имеют виды деятельности обучающихся, к которым относятся:
1)выявление отличительных признаков представителей царств живой природы;
2)прогнозирование последствий изменений в среде обитания для живых организмов;
3) обоснование необходимости соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья;
4)формулирование гипотез.
Учебный курс «Многообразие живых организмов» опережает во времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например : с математикой, физикой, географией, историей) не могут быть установлены, поэтому некоторые вопросы курса рассматриваются на уровне представлений.
8 класс
Общая характеристика учебного курса биология:
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Изучение курса «Человек» направлено на достижение следующих целей:
- формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах;
- формирование у обучающих целостной картины живой природы и осознание места человека в ней;
- формирование экологической и природоохранительной грамотности обучающихся;
- развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
1)формирование у обучающихся представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;
2)формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы;
3)формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни в разных ситуациях.
В содержании курса ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально - ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
Значение курса состоит в том, что обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой. Обучающиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.
Курс «Человек» на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Содержание курса представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания и значении в природе и жизни человека.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» обучающимися новых знаний и активное освоение различных способов познания природы. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно- образовательную среду. Обучающиеся выполняют лабораторные и практические работы, опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Для успешного освоение учебного материала необходимо проведение дидактических и ролевых игр, учебные диалоги, дискуссии, а так же экскурсии. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся. Особое значение при реализации программы имеют виды деятельности обучающихся, к которым относятся:
1)выявление отличительных признаков представителей царств живой природы;
2)прогнозирование последствий изменений в среде обитания для живых организмов;
3) обоснование необходимости соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья;
4)формулирование гипотез.
Учебный курс «Человек» межпредметные связи (например : с математикой, физикой, географией, историей) не могут быть установлены, поэтому некоторые вопросы курса рассматриваются на уровне представлений.
9 класс
Общая характеристика учебного курса биология:
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Изучение курса «Общие закономерности» направлено на достижение следующих целей:
- формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах;
- формирование у обучающих целостной картины живой природы и осознание места человека в ней;
- формирование экологической и природоохранительной грамотности обучающихся;
- развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
1)формирование у обучающихся представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;
2)формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы;
3)формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни в разных ситуациях.
В содержании курса ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально - ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
Значение курса состоит в том, что обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой. Обучающиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.
Курс «Живой организм» на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Содержание курса представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания и значении в природе и жизни человека.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» обучающимися новых знаний и активное освоение различных способов познания природы. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно- образовательную среду. Обучающиеся выполняют лабораторные и практические работы, опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Для успешного освоение учебного материала необходимо проведение дидактических и ролевых игр, учебные диалоги, дискуссии, а так же экскурсии. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся. Особое значение при реализации программы имеют виды деятельности обучающихся, к которым относятся:
1)выявление отличительных признаков представителей царств живой природы;
2)прогнозирование последствий изменений в среде обитания для живых организмов;
3) обоснование необходимости соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья;
4)формулирование гипотез.
Учебный курс «Общие закономерности» опережает во времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например : с математикой, физикой, географией, историей) не могут быть установлены, поэтому некоторые вопросы курса рассматриваются на уровне представлений.
Место курса в учебном плане
Место предмета в федеральном базисном учебном плане: на основе основной образовательной программе ООО и учебного плана ГБОУ СОШ пос. Комсомольский на 2013-2014 учебный год, на изучение курса биологии в 5-6 классах отводиться 1 час в неделю., 7-9 классы 2 ч. Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы Сонин Н. И., Захаров В. Б.
Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. Введение в биологию. Живой организм. Многообразие живых организмов. Человек. Общие закономерности. 5-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. М.:
Дрофа, 2012
Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса биология
Личностные
изучения курса «Введение в биологию» в 5 -9 классе является формирование следующих умений:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека;
- наблюдать за живыми организмами;
- соблюдать правила поведения в природе;
- вести здоровый образ жизни.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметные
Личностные УУД
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона).
Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.
Регулятивные УУД
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике, атласе, словаре;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД
- самостоятельно готовить устное сообщение;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту;
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- учиться выполнять разные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в группах
Предметными результатами изучения курса «Введение в биологию» в 5 классе является сформированность следующих умений:
- характеризовать методы биологических исследований;
- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- оценивать правильность поведения людей в природе.
Предметные
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Ценностные ориентиры содержания курса
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные процессы ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания.
Познавательные ценности ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
-ценности биологических методов исследования живой и не живой природы;
Понимания сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биология позволяет сформировать:
- уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
- понимание необходимости здорового образа жизни;
- осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
-развитию потребности вести диалог, участвовать в дискуссии;
-развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биология в сфере эстетических ценностей , предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, эстетического отношения к объектам живой природы.
Ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Курс биология направлен на формирование нравственных ценностей – ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности , уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Содержание рабочей программы 5 класс
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
уроки
Контрольные, самостоятельные, лабораторно-практические работы, экскурсии
1
Раздел 1.Введение в предмет. Живой организм: строение и изучение
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение , рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
8
7
1
2
Раздел 2. Многообразие живых организмов
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
15
14
1
3
Раздел 3. Среда обитания живых организмов
Наземно - воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины—степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
4
3
1
4
Раздел 4. Человек на Земле
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
7
6
1
Итого
34
30
4
6 класс
Содержание рабочей программы
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
уроки
Контрольные, самостоятельные, лабораторно-практические работы, экскурсии
1
Раздел 1.Строение и свойства живых организмов.
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение , рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Деление клетки.Ткани и органы растений и животных .Взаимосвязь клето к ,тканей и органов в организмах .Живые организмы и окружающая среда.
14
14
1к.р.
2
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов.
Особенности питания растительного организма .Почвенное питание . Фотосинтез .Значение дыхания .Кровеносная система .Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов .Опорные системы животных и растений . Движение организмов .Рефлекс , инстинкт .раздражимость .Биологическое значение размножения .Половые клетки .Образование плодов и семян .Рост и развитие растений. Особенности развития. Живые организмы и окружающая среда.
16
16
1
3
Раздел 3. Организм и среда.
Влияние факторов неживой природы на живой организм. Взаимрсвязи живых организмов. Природное сообщество и экосистема. Структура природного сообщества. Связи в природном сообществе. Цепи питания.
4
3
1
Итого
34
31
3
7 класс
Содержание рабочей программы 7 класс
№
Наименование разделов
Всего часов
В том числе на:
уроки
Контрольные, самостоятельные, лабораторно-практические работы, экскурсии
1
Введение
2
2
-
2
Царство Прокариоты.
3
2
1
3
Царство Грибы.
4
3
1
4
Царство Растения.
16
14
2
5
Царство Животные
38
35
3
6
Царство Вирусы
2
2
-
7
Заключение
1
1
-
Итого
68
61
7
8 класс
№
Наименование разделов
Всего часов
В том числе на:
уроки
Контрольные, самостоятельные, лабораторно-практические работы, экскурсии
1.
Место человека в системе органического мира
2
2
-
2
Происхождение человека
2
2
-
3
Краткая история развития знаний о строении человека
7
-
-
4
Общий обзор строения и функций организма человека
4
3
1
5
Координация и регуляция
10
8
2
6
Опора и движение
8
6
2
7
Внутренняя среда организма
3
2
1
8
Транспорт веществ
4
3
1
9
Дыхание
5
5
-
10
Пищеварение
5
4
1
11
Обмен веществ и энергии
2
2
-
12
выделение
2
2
-
13
Покровы тела
3
3
-
14
Размножение и развитие
3
3
-
15
ВНД
5
5
-
16
Человек и его здоровье
4
2
2
итого
68
58
10
9 класс
№
Наименование разделов
Всего часов
В том числе на:
уроки
Контрольные, самостоятельные, лабораторно-практические работы, экскурсии
1
Введение
1
1
-
2
Структурная организация живых организмов
10
10
-
3
Размножение и индивидуальное развитие организмов
5
5
-
4
Эволюция живого мира на Земле
21
19
2
5
Основы экологии
5
4
1
6
Наследственность и изменчивость
20
18
2
резерв
5
итого
68
63
5
Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 5 классе
№ урока
Тема
Кол-во часов
Особые формы
Дата проведения
Результаты изучение
Приб.
Фак.
1
I. Введение в предмет
1.Что такое живой организм
8
1
4.09
Ученик научится:
- распознавать основные признаки живой природы;
- узнавать устройство светового микроскопа;
- узнавать основные органоиды клетки;
- распознавать основные органические и минеральные вещества входящие в состав клетки.
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетке.
Метапредметные результаты обучения:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи.
2
2.Науки о живой природе
1
11.09
3
3.Методы изучения природы
1
18.09
4
4. Увеличительные приборы
1
л/р
25.09
5
5. Живые клетки
1
л/р
2.10
6
6. Химический состав клетки
1
16.10
7
7. Вещества и явления в окружающем мире
1
23.10
8
8. Великие естествоиспытатели
1
к/р
30.10
II. Многообразие живых организмов
15 ч
Ученик научится:
- распознавать существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- узнавать основные признаки представителей царств живой природы.
Ученик получит возможность научиться:
- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
- различать изученные объекты в природе и на таблицах, объяснять роль в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения:
- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.
9
9 .Как развивалась жизнь на Земле
1
6.11
10
10. Разнообразие живого
1
13.11
11
11. Бактерии
1
27.11
12
12. Грибы
1
4.12
13
13. Водоросли
1
11.12
14
14. Мхи
1
18.12
15
15. Папоротники
1
25.12
16
16. Голосеменные растения
1
15.01
17
17. Покрытосеменные растения
1
22.01
18
18. Значение растений в природе и жизни человека
1
29.01
19
19. Простейшие
1
5.02
20
20. Беспозвоночные
1
12.02
21
21. Позвоночные
1
17.02
22
22. Значение животных в природе и жизни человека
1
26.02
23
23. Контроль знаний
1
к/р
5.03
III. Среда обитания живых организмов
4ч
Ученик научится:
- распознаватьосновные среды обитания живых организмов;
- узнавать природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивать различные среды обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения:
- находить и использовать причинно-следственные связи;
- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
24
24. Три среды обитания
1
12.03
25
25. Жизнь на разных материках
1
19.03
26
26. Природные зоны Земли
1
26.03
27
27. Жизнь в морях и океанах
1
к/р
2.04
IV. Человек на Земле
7ч
Ученик научится:
- различать предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- узнавать основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
-оказывать простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- соблюдать правила поведения в природе;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения:
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
28
28. Как человек появился на Земле
1
16.04
29
29. Как человек изменил Землю
1
23.04
30
30. Жизнь под угрозой
1
30.04
31
31. Не станет ли Земля пустыней
1
7.05
32
32. Здоровье человека и безопасность жизни
1
14.05
33
33. Контроль знаний
1
к/р
21.05
34
34. Обобщение и повторение изученного материала
1
28.05
Итого
34
Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 6 классе
№ урока
Тема
Кол-во часов
Особые формы
Дата проведения
Результаты изучение
Приб.
Фак.
1
I. Строение и свойства живых организмов.Основные свойства живых организмов.
14
1
1.09
Ученик научится:
- распознавать основные признаки живой природы;
- узнавать устройство светового микроскопа;
- узнавать основные органоиды клетки;
- распознавать основные органические и минеральные вещества входящие в состав клетки.
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетке.
Метапредметные результаты обучения:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи.
2
Химический состав клеток.
1
8.09
3
Химический состав клеток.
1
15.09
4
Строение растительной и животной клеток.
1
л/р
22.09
5
Клетка-живая система.
1
29.09
6
Деление клеток.
1
6.10
7
Ткани растений и животных.
1
л.р.
13.10
8
9.
10
11
Ткани растений и животных.
Орган. Органы цветковых растений.
Цветок. Его значение и строение.
Плоды и семена.
1
1
1
1
л/р
20.10
27.10
10.11
17.11
12
Органы и системы органов животных.
1
18.11
Ученик научится:
- распознавать существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- узнавать основные признаки представителей царств живой природы.
Ученик получит возможность научиться:
- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
- различать изученные объекты в природе и на таблицах, объяснять роль в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения:
- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.
13
Организм как единое целое.
1
24.11
14
Что мы узнали о строении живых организмов.Контроль знаний.
1
К.р.
1.12
Жизнедеятельность живых организмов.
16
15
Питание и пищеварение.
1
8.12
16
Воздушное питание растений-фотосинтез.
1
15.12
17
Дыхание.
1
22.12
18
Транспорт веществ в организме.
1
л/р
29.12
19
Выделение.
1
12.01
20
Обмен веществ и энергии.
1
19.01
21
Скелет-опора организма.
1
26.01
22
Движение.
1
2.02
23
Координация и регуляция.
1
9.02
24
Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.
1
16.02
25
Бесполое размножение.
1
2.03
26
Половое размножение растений.
1
16.03
Календарно-тематическое планирование в 7 классе.
№ урока
Тема
Кол-во часов
Особые формы работы
Примерные сроки
Требования
Приб.
Факт.
Введение.
2
Ученик научится:
- распознавать основные признаки живой природы;
- узнавать устройство светового микроскопа;
- узнавать основные органоиды клетки;
- распознавать основные органические и минеральные вещества входящие в состав клетки.
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетке.
Метапредметные результаты обучения:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи.
Ученик научится:
- распознавать существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- узнавать основные признаки представителей царств живой природы.
Ученик получит возможность научиться:
- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
- различать изученные объекты в природе и на таблицах, объяснять роль в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения:
- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.
1
Многообразие живого.
1
1.09
2
Чарльз Дарвин о происхождении видов.
1
5.09
Царство Прокариоты.
3
3
Многообразие форм бактерий.
1
8.09
4
Особенности организации и жизнедеятельности прокариот.
1
л/р
12.09
5
Роль в биоценозах и медицинское значение прокариот
1
15.09
Царство Грибы.
4
6
Происхождение и эволюция грибов.
1
19.09
7
Строение и особенности жизнедеятельности.
1
22.09
8
Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
1
26.09
9
Характеристика,особенности лишайников.Понятие о симбиозе.
1
29.09
Царство Растения.
16
10
Общая характеристика растений.
1
3.10
11
Систематика растений:низшие и высшие растения.
1
6.10
12
Водоросли как древнейшая группа растений.
1
13.10
13
Многообразие водорослей.Их првктическое значение.
1
17.10
14
Происхождение и общая характеристика высших споровых растений.
1
20.10
15
Отдел Моховидные.
1
24.10
16
Отделы Плауновидные и Хвощевидные.
1
27.10
17
Отдел Папоротникообразные.В
1
31.10
18
Высшие семенные растения.
1
7.11
19
Многообразие и практическое значение голосеменных.
1
10.11
20
Отдел Покрытосеменные растения.
1
14.11
21
Классы Однодольные и Двудольные.
1
17.11
22
Классы Однодольные и Двудольные.
1
18.11
23
Основные семейства.
1
24.11
24
Многообразие цветковых растений.
1
28.11
25
Роль цветковых растений в природе и жизни человека.