Рабочая программа Наименование учебного предмета Биология Класс 5 д Уровень Основное общее образование Учитель Макарова Н.М. Срок реализации программы 2019-2020 учебный год Количество часов по учебному плану всего 35 часов в год; в неделю 1 час Планирование составлено на основе: Биология. Рабочие программы. 5-9 классы. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И.Н. Пономаревой (концентрическая структура). Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2017 год. Учебник: Биология. 5 класс Рекомендован Министерством просвещения Российской Федерации. Авторы: И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А.Корнилова). Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2019 год (название, автор, год издания, кем рекомендовано) Рабочую программу составила учитель биологии высшей квалификационной категории __________________ Макарова Н.М. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Универсальные учебные действия Личностные результаты Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление, умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Метапредметные - формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и др.). Предметные: определять роль в природе различных групп организмов; объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы; приводить примеры приспособления организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнение живых организмов по сравнению с предками и давать им объяснение; объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов; объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека; перечислять отличительные свойства живого; различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии, грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); определять основные органы растений (части клетки); объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); понимать смысл биологических терминов; характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов; использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности. Обучающийся получит возможность научиться Осознанно использовать знания, основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту Учащийся получит возможность научиться: осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; ориентироваться в системе познавательных ценностей — воспринимать информацию биологического содержания в научнопопулярной литературе, средствах массовой информации и интернетресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации; создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников, находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее; использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, ухода за домашними животными; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Биология – наука о живом мире (8 ч) Раздел 1. Наука о живой природе Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биологи. Свойства живого Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого. Методы изучения природы Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях. Увеличительные приборы Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Первое применение микроскопа Р.Гуком. Усовершенствование микроскопа А. Ван Левенгуком. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом. Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов». Строение клетки Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных клеток. Назначение частей клетки. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений» Химический состав клетки Химические вещества клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки. Процессы жизнедеятельности клетки Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки – процесс размножения (увеличение числа клеток). Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность. Великие естествоиспытатели Великие учёные естествоиспытатели (Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч.Дарвин, В.И.Вернадский, Н.И.Вавилов). Раздел 2 Многообразие живых организмов (10 ч) Царства живой природы Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Бактерии: строение и жизнедеятельность Бактерии — примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах. Значение бактерий в природе и для человека Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии — поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Полезные бактерии: их использование при создании пищевых продуктов, изготовлении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания человека и животных. Разработка средств борьбы с болезнетворными бактериями. Растения Флора — исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий: растения — эукариоты, бактерии — прокариоты. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Покрытосеменные и голосеменные растения. Их основное различие. Размножение цветковых и голосеменных растений семенами, остальных групп растений спорами. Роль цветковых растений в жизни человека. Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растения» Животные Фауна — совокупность всех видов животных. Особенности животных — гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, почва, суша и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды. Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных». Грибы Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза). Многообразие и значение грибов Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляпка и ножка). Плесневые грибы. Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Роль грибов в природе: участие в круговороте веществ, образование симбиозов, употреблении в пищу животными и человеком. Лишайники Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха. Значение живых организмов в природе и жизни человека Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сорные растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животные, и грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека. Раздел 3 Жизнь организмов на планете Земля (8 ч) Многообразие условий обитания на планете Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни. Экологические факторы среды Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов. Приспособления организмов к жизни в природе Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений. Природные сообщества Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые организмы — пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество — совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ. Природные зоны России Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны. Жизнь организмов на разных материках Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды. Жизнь организмов в морях и океанах Условия жизни организмов в водной среде — на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитатели мелководий — скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикреплённые организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания. Раздел 4 Человек на планете Земля (5 ч) Как появился человек на Земле Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня. Биологические особенности современного человека: большой объём головного мозга, общение с помощью речи, творческая и мыслительная деятельность. Земледелие и скотоводство. Деятельность человека в природе в наши дни. Как человек изменил природу Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих растений как причины освоения человеком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы — необходимое условие её сохранения от негативных последствий деятельности человека. Важность охраны живого мира планеты Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ. Сохраним богатство живого мира Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях. Экскурсия «Многообразие живого мира» КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № | ТЕМА УРОКА | | УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | ДАТА | | ПРЕДМЕТНЫЕ | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ | ЛИЧНОСТНЫЕ | ПЛАН | ФАКТ | | 1. Биология - наука о живом мире 8 часов | 1. | Наука о живых организмах | 1 | знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете | самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Регулятивные: уметь составлять схемы, таблицы, работая по плану сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные: уметь характеризовать свойства живых организмов, сравнивать живое и неживое, делать вывод о значении взаимодействия органов живого организма. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | мотивация обучения | | | 2. | Свойства живого | | умение отличать живые тела от тел неживой природы. Знать признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого. | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение | | | 3. | Методы изучения живых организмов | | ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования. | Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, выбирать из предложенного и искать самостоятельно средства достижения цели. Познавательные: различать и характеризовать методы изучения живой природы. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | понимание значимости научного исследования природы, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации | | | 4. | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Строение увеличительных приборов». | | формирование навыков работы с лабораторным оборудованием, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Регулятивные: умение планировать пути достижения цели выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные: изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с ним. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью учебника, уметь работать в группе. | оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ | | | 5. | Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений». | | выявлять части клетки на рисунках учебника, характеризовать их значение. Сравнивать животную и растительную клетки. Различать ткани животных и растений на рисунках учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани. | Регулятивные: умение планировать пути достижения цели выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные: сравнивать животную и растительную клетку. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью учебника, уметь работать в группе | соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | | | 6. | Химический состав клетки. | | различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма | Познавательные: анализировать представленную на рисунках учебника информацию о результатах опыта, работая в паре. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | понимание значимости научного исследования природы | | | 7. | Процессы жизнедеятельности клетки. | | характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ». Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события. Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника. | Регулятивные: смысловое чтение, уметь определять понятия, строить умозаключения, делать выводы. Познавательные: оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки. Коммуникативные: добывать недостающую информацию в других источниках. | Понимание значимости научного исследования природы | | | 8. | Обобщение изученного материала. Итоговый контроль | | Применять умения, знания навыки, полученные при изучении темы | Умение самостоятельно организовывать учебное действие, преобразовывать учебную информацию | Признание ценности своего здоровья | | | | 2. Многообразие живых организмов 11 часов | 9/1. | Царства живой природы. | | объяснять сущность термина «классификация». Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации — «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: устанавливать связь между царствами живой природы. Коммуникативные: Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися. | осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии | | | 10/2. | Бактерии: строение и жизнедеятельность. | | характеризовать особенности строения бактерий. Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника. Различать понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты» | Регулятивные: самостоятельно выделят и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности бактерий. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися. | умение организовать выполнение заданий, умение применять полученные знания в своей практической деятельности | | | 11/3. | Значение бактерий в природе и жизни человека. | | сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе. | Познавательные: сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися. | представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека, умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий | | | 12/4. | Растения. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений» | | выявлять различия между растениями разных систематических групп. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. различать и называть части цветкового растения. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Характеризовать особенности строения хвоинки. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,искать и выделять необходим информацию. Познавательные: характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. | осознание важности растений в природе и жизни человека. Эстетическое восприятие природы, соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием | | | 13/5. | Животные. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных». | | распознавать одноклеточных и многоклеточных, беспозвоночных и позвоночных животных на рисунках учебника. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Изучать живые организмы под микроскопом. Наблюдать за движением животных. Формулировать вывод о значении движения для животных. | Регулятивные: умение планировать пути достижения цели, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные: распознавать одноклеточных и многоклеточ ных, беспозвоночных и позвоночных животных, объяснять роль животных в природе и жизни человека. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество в парах. | умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие представлений о значении животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека | | | 14/6. | Грибы. | | характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Знать строение грибов. Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин», «симбиоз», «микориза» | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: устанавливать сходство грибов с растениями и животными, определять место представителей царства Грибы среди эукариот. | осознание важности грибов в природе и жизни человека, сохранение своего здоровья и здоровья окружающих | | | 15/7. | Многообразие и значение грибов. | | знать строение грибов. Отличать съедобные и ядовитые грибы. Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов для человека и природы. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися. | осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами, умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья | | | 16/8. | Лишайники. | | выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися. | осознание важности существования лишайников в природе и жизни человека, использование лишайников как показателей чистоты воздуха | | | 17/9 | Значение живых организмов в природе. | | знать значение животных и растений в природе и жизни человека. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися | понимать и осознавать важность существования всего живого в природе и жизни человека | | | 18/10 | Обобщение изученного материала. Итоговый контроль | | понимать и осознавать важность существования всего живого в природе и жизни человека | Умение самостоятельно организовывать учебное действие, преобразовывать учебную информацию | Признание ценности своего здоровья | | | | 3. Жизнь организмов на планете Земля 8 часов | 19/1 | Среды жизни планеты Земля | | характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Приводить примеры обитателей сред жизни. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: характеризовать особенности условий сред жизни. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | понимать и осознавать важность существования всего живого в природе и жизни человека | | | 20/2 | Экологические факторы среды | | различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися. | умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение | | | 21/3 | Приспособления организмов к жизни в природе | | объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений. Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника, приводить свои примеры. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, работать над проектом. Познавательные: выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с природой | | | 22/4 | Природные сообщества | | определять понятие «пищевая цепь». Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество» | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему и искать пути решения. Познавательные: объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществ, взаимодействие организмов между собой. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися. | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы, умение работать в группах | | | 23/5 | Природные зоны России | | определять понятие «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте учебника. Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством. | Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество в группах. | овладение основами проектной деятельности. Формирование навыков публичного выступления и представления результатов своей работы | | | 24/6 | Жизнь организмов на разных материках | | особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему и искать пути решения. Познавательные: оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися. | умение применять полученные знания в своей практической деятельности | | | 25/7 | Жизнь организмов в морях и океанах | | описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Оценивать значение планктона для других живых организмов. Аргументировать приспособленность животных к среде своего обитания. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему и искать пути решения. Познавательные: выделят и объяснять признаки приспособленности организмов к среде обитания. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество в группах. | умение применять полученные знания в своей практической деятельности. Овладение основами проектной деятельности. Формирование навыков публичного выступления и представления результатов своей работы | | | 26/8 | Обобщение изученного материала. Итоговый контроль | | умение применять полученные знания в своей практической деятельности. Овладение основами проектной деятельности. Формирование навыков публичного выступления и представления результатов своей работы | умение применять полученные знания в своей практической деятельности. Овладение основами проектной деятельности. Формирование навыков публичного выступления и представления результатов своей работы | осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с природой | | | | 4. Человек на планете Земля 5 часов | 27/1 | Как появился человек на Земле | | характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Выделять особенности строения тела и жизнедеятельность неандертальцев, кроманьонцев. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему и искать пути решения. Познавательные: доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися. | осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с природой | | | 28/2 | Как человек изменял природу | | приводить доказательства воздействия человека на природу. Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему и искать пути решения. Познавательные: приводить примеры воздействия человека на природу, аргументировать необходимость охраны природы. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися природы | обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земл | | | 29/3 | Важность охраны живого мира планеты | | называть животных, истреблённых человеком. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему и искать пути решения. Познавательные: объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися природы. | готовность слушать собеседника, высказывать свою точку зрения. Продолжение освоения способов решения проблем творческого и поискового характера | | | 30/4 | Сохраним богатство живого мира | | оценивать роль деятельности человека в природе. Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами. Проектировать мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.). | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему и искать пути решения. Познавательные: аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Коммуникативные: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися природы | развивать познавательный интерес к естественным наукам, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | | | 31/5 | Обобщение изученного материала. Итоговый контроль. | | систематизировать и обобщать знания по теме: «Человек на планете Земля». Использовать учебные действия для формулировки ответов. | Регулятивные: умение определять понятия, строить умозаключения, делать выводы. Познавательные: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Коммуникативные: систематизировать полученные знания, оценивать свои достижения и достижения одноклассников. | осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы | | | 32 | Экскурсия на Верхний Пруд (растения) | | наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе. | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, проводить наблюдения в природе. Познавательные: систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой и индивидуальной работы. | формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия. Овладение основами проектной деятельности. Формирование навыков публичного выступления. | | | 33 | Экскурсия на Верхний Пруд (животные) | | наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе | Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, проводить наблюдения в природе. Познавательные: систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой и индивидуальной работы. | формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия. Овладение основами проектной деятельности. Формирование навыков публичного выступления и представления результатов своей работы | | | 34 | Обобщение изученного материала | | | | | | | 35 | Повторение изученного материала | | | | | | | |