kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Эколог и Я"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В содержание экологического воспитания школьников входит становление осознанного отношения к природе. Знание является начальным компонентом экологической культуры, а отношение – итоговым продуктом. В школе дети должны получить базовые знания о связях в природе, способствующие формированию экологической культуры. Основная цель создания программы – развитие личности, неравнодушной к экологическим проблемам родного края и практически решающей посильные задачи охраны окружающей среды. Программа рассчитана на учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы, но может быть использована и для 9-11 классов. К программе прилагается планирование, оно рассчитано на 3 года по 34 часа в год. Структура и содержание данной программы определены с учетом базовых знаний учащихся в области экологии и смежных научных дисциплин: биологии, географии, химии и т.д. и построена в соответствии с необходимой логикой развития экологических представлений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Эколог и Я" »

­­­­­­­­­Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Хворостянка



Рассмотрено

на метод.объединении Согласовано “Утверждаю”

Протокол № от Зам. директора по УВР Директор ГБОУ СОШ

_____________ _______________ с. Хворостянка

Т.П. Соловьева И.А. Воробьева _________________

О.А. Савенкова







Рабочая программа

«Эколог и Я»





Автор:

Трифонова Татьяна Яковлевна,

учитель биологии





2014 г.

Пояснительная записка

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

В содержание экологического воспитания школьников входит становление осознанного отношения к природе. Знание является начальным компонентом экологической культуры, а отношение – итоговым продуктом. В школе дети должны получить базовые знания о связях в природе, способствующие формированию экологической культуры. Основная цель создания программы – развитие личности, неравнодушной к экологическим проблемам родного края и практически решающей посильные задачи охраны окружающей среды.

Программа рассчитана на учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы, но может быть использована и для 9-11 классов. К программе прилагается планирование, оно рассчитано на 3 года по 34 часа в год. Структура и содержание данной программы определены с учетом базовых знаний учащихся в области экологии и смежных научных дисциплин: биологии, географии, химии и т.д. и построена в соответствии с необходимой логикой развития экологических представлений.

Учитывая возрастные особенности школьников, программа предусматривает разнообразные виды деятельности: познавательная, трудовая, исследовательская и творческая, используются при этом игровые приемы, чтобы поддержать интерес к экологии. Особую значимость имеют методы, стимулирующие самостоятельную деятельность детей.

Раздел «Практическая природоохранная деятельность» делится на 3 блока: осенний, зимний и весенний. При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний, их доступность для учащихся, уровень подготовленности уч-ся. Данная программа может использоваться и для организации факультатива по экологии.

В ходе исследований предполагается рассмотрение сущности экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие нашей местности и определяющих устойчивое сосуществование и развитие местных природных систем и населения, обеспечивающих оптимальный уровень жизни и экологической безопасности. Исследовательскую и проектную деятельность учащихся предлагается организовывать на местном, адаптированном материале с учетом конкретных экологических проблем и реально существующей угрозы утраты традиций бережного отношения к природе. Работа по программе позволит развить различные компетентности учащихся, в соответствии с новейшими требованиями времени, и при этом сохранить позитивный природоохранный опыт наших предков, что необходимо для последующей успешной адаптации в современном обществе. Программа предполагает также практическую природоохранную деятельность, пропаганду экологических идей среди населения, элементы профориентации, что должно способствовать в дальнейшем лучшей социализации обучающихся.

Цель программы: создание дополнительной воспитательной и образовательной среды для повышения уровня экологической культуры и грамотности учащихся через практическую, исследовательскую и проектную деятельность с учетом требований современной реальности, а также местного опыта традиционного ненарушающего природопользования.

Задачи: 1. Организация внеучебной деятельности детей и подростков.

2. Воспитание бережного отношения к природе, ответственности, трудолюбия, самостоятельности, самоорганизованности, любви к родному краю.

3. Развитие познавательного интереса учащихся к изучению природы малой родины, традиций ее сохранения.

4. Формирование представлений о профессиях, связанных с изучением и охраной окружающей среды.

5. Создание дополнительной базы для образовательного процесса, организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Основные направления программы

  1. Ознакомление с теоретическими основами экологии как науки, методами, основными закономерностями.

  2. Организация работы по изучению местных экосистем, мониторингу их состояния, степени антропогенной нагрузки и последствий воздействия, выявлению локальных экологических проблем.

  3. Работа на экотропах.

  4. Практическая природоохранная деятельность.

  5. Организация исследовательских работ.

  6. Социальное проектирование экологической направленности.

  7. Пропаганда природоохранных идей. Разработка и проведение открытых мероприятий, организация выступлений агитбригад по данной тематике.

  8. Сбор материала о местных традициях бережного отношения к природе с целью их сохранения.

  9. Экологический практикум.



Техника безопасности

К занятиям в объединении допускаются дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Перед практическими занятиями, походами, экскурсиями, трудовым десантом проводится соответствующий инструктаж по технике безопасности.



Календарно-тематический план



Тема занятия

Кол-во часов

1

Экологическая Азбука - 12часов

Экология как наука. Экологические факторы. Среда обитания.


3

2

Природные сообщества. Экосистемы.

3

3

Семинар: «Человек и природа». Экологические проблемы. Охрана природы.

2


4

Основные экологические законы и правила.

4

5

Практическая природоохранная деятельность – 6 часов Трудовые десанты по уборке мусора на территории школы, территории села, у водоемов.

Посадка деревьев и кустарников.

Заготовка корма для зимующих птиц. Сбор семян репейника, ягод рябины и т.п.

6

6

Экология населенного пункта – 9 часов

Локальные экологические проблемы Хворостянского района. Проблемы утилизации ТБО.

3

7

Экосистемы в селе Хворостянка. Животные и растения, обитающие рядом с человеком. Птицы культурных ландшафтов. Вредители. Сорняки.

3

8

Зимующие птицы.

3

9

Экология жилища – 3 часа

Дом – опасный и безопасный.

Игра: «Мой дом – моя крепость»

3

10

Экологические исследования - 15часов

Виды и формы экологических исследований. Работа с источниками информации. Структура исследовательской работы.


2

11

Правила оформления учебно-исследовательской работы. Правила и формы защиты работы. Требования к выступлению.

1

12

Методики экологических исследований. Биоиндикация.

1

13

Исследования (практическая часть). Анализ воды. Изучение чистоты воздуха по загрязненности снежного покрова (определение цветности, прозрачности, наличия механических примесей в талой воде как доказательства атмосферного загрязнения). Анализ почвы, ее характеристика.

5

14

Изучение видового состава растений и животных нашей местности. Методы измерения обилия организмов (метод пробных площадок, подсчет индексов плотности для растений, визуальный учет птиц, учет беспозвоночных). Комплексная характеристика экосистемы, агроэкосистемы. Изучение видового разнообразия сообществ. Составление формулы древостоя (определение названия близлежащих растительных сообществ, определение доминант, эдификаторов, господствующих и сопутствующих видов). Составление фенологического спектра растения. Фенологические наблюдения. Феносигналы. Выявление и изучение охраняемых видов растений и животных. Лекарственные растения. Особенности местного этноботанического и этнозоологического знания.


6

15

Практическая природоохранная деятельность -3 часа

Зимний блок Помощь зимующим птицам.

3

16

Экологические проекты - 15часов

Структура и содержание экологического проекта. Виды проектов. Стадии работы над проектом. Основная тема проекта, варианты проблем, распределение задач по группам. Методы исследования. Поиск информации. Творческие решения.

1

17

Требования к оформлению и реализации проекта. Формы защиты проектов.


1

18

Проектная деятельность. Темы проектов: «Локальные экологические проблемы» «Озеленение территории», «Как решить проблему мусора?», «Школьная оранжерея», «Проект оформления цветника», «Будь красивым село родное!», «Поможем зимующим птицам!», «Первоцветы. Знать, чтобы беречь»


10

19

Работа над экологическими проектами. Оформление проектов. Подготовка выступлений.

2

20

Презентация и защита проектов.

1

21

Традиции ненарушающего природопользования. Этноэкологические исследования -15 часов

Этноэкология. Традиционное знание о природе, его носители. Особенности местных традиций взаимоотношения человека с миром природы. Элементы этнофенологии. Почитание природных объектов. Почитаемые водные объекты нашей местности. Традиции ненарушающего природопользования.




2

22

Традиции водопользования, лесопользования, землепользования.

1

23

Особенности традиционного знания о животных и растениях, использование сведений по этноботанике и этнозоологии для сохранения природы. Охота.

2

24

Практические работы. Сбор местного материала о традициях бережного отношения к животным и растениям. Бережное отношение к водным объектам – элемент местной традиционной культуры. Поиск информации об этноэкологической регламентации использования природных ресурсов.


10

25

Практическая природоохранная деятельность -3 часа

Весенний блок. Трудовые десанты по уборке мусора на территории школы, территории села, у водоемов. Озеленение территории школы.


3

26

Экологический практикум – 3 часа

Практическая работа. Мониторинг состояния местных экосистем на предмет загрязнения бытовым мусором.



1

27

Практическая работа. Изучение биологического разнообразия, изменения видового состава растений и животных луга (сосновых посадок, рощи) вблизи полевой дороги.

1

28

Практическая работа. Степень антропогенного воздействия на экосистемы родника Девятая пятница, последствия.

1

29

Работа на экологических тропах - 9 часов

Правила сбора и оформления информации (отчетов по экскурсиям).

Экскурсия по экологической тропе №1(1 год обучения)




3

30

Экскурсия по экологической тропе №2 (2 год обучения)


3

31

Поход по экологической тропе №3.(3 год обучения)


3

32

Пропаганда природоохранных идей- 9 часов

Агитбригада: «В защиту природы»

3

33

Акция «Чистый родник»

3

34

Акция «Чистая река»

3


Итого: 108 часов






Содержание программы

Введение Организация работы по программе, ознакомление с целью и задачами, планом работы. Инструктаж по технике безопасности. Распределение обязанностей.

Раздел 1. Экологическая Азбука (12 часов)

Экология как наука. Основные понятия. Экологические факторы. Среда обитания. Природные сообщества. Экосистемы. Воздействие человека на окружающую среду. Экологические проблемы. Охрана природы. Охраняемые виды растений и животных. Охраняемые территории и объекты природы. Основные закономерности экологии.

Семинар «Природа и мы»

Раздел 2. Практическая природоохранная деятельность (6 часов)

Осенний блок. Трудовые десанты по уборке мусора на территории школы, территории села, у водоемов. Посадка деревьев и кустарников. Заготовка корма для зимующих птиц. Сбор семян репейника, ягод рябины и т.п.

Зимний блок Помощь зимующим птицам.

Весенний блок. Трудовые десанты по уборке мусора на территории школы, территории села, у водоемов. Озеленение территории школы.

Раздел 3. Экология населенного пункта (9 часов)

Локальные экологические проблемы Хворостянского района. Проблемы утилизации ТБО. Экосистемы в селе Хворостянка. Животные и растения, обитающие рядом с человеком. Птицы культурных ландшафтов. Вредители. Сорняки. Зимующие птицы.

Раздел 4. Экология жилища (3 часа)

Дом – опасный и безопасный. Факторы. Влияющие на экологичность жилища. Комнатные растения.

Игра: «Мой дом – моя крепость»

Раздел 5. Экологические исследования (15часов)

Виды и формы экологических исследований. Работа с источниками информации. Структура исследовательской работы. Правила оформления учебно-исследовательской работы. Правила и формы защиты работы. Требования к выступлению. Методики экологических исследований. Биоиндикация. Темы для исследований: Анализ воды. Определение степени загрязненности воды в природном водоеме (методом биотестирования, органолептическим методом). Изучение чистоты воздуха по загрязненности снежного покрова (определение цветности, прозрачности, наличия механических примесей в талой воде как доказательства атмосферного загрязнения). Анализ почвы, ее характеристика. Изучение видового состава растений и животных нашей местности. Методы измерения обилия организмов (метод пробных площадок, подсчет индексов плотности для растений, визуальный учет птиц, учет беспозвоночных). Комплексная характеристика экосистемы, агроэкосистемы. Изучение видового разнообразия сообществ. Составление формулы древостоя (определение названия близлежащих растительных сообществ, определение доминант, эдификаторов, господствующих и сопутствующих видов). Составление фенологического спектра растения. Фенологические наблюдения. Феносигналы. Выявление и изучение охраняемых видов растений и животных. Лекарственные растения. Особенности местного этноботанического и этнозоологического знания.

Раздел 6. Экологические проекты (15часов)

Структура и содержание экологического проекта. Виды проектов. Стадии работы над проектом. Основная тема проекта, варианты проблем, распределение задач по группам. Методы исследования. Поиск информации. Творческие решения. Требования к оформлению и реализации проекта. Формы защиты проектов.

Темы проектов: «Локальные экологические проблемы» «Озеленение территории», «Как решить проблему мусора?», «Школьная оранжерея», «Проект оформления цветника», «Будь красивым село родное!», «Поможем зимующим птицам!», «Первоцветы. Знать, чтобы беречь»

Раздел 7. Традиции ненарушающего природопользования.

Этноэкологические исследования (15часов)

Этноэкология. Традиционное знание о природе, его носители. Особенности местных традиций взаимоотношения человека с миром природы. Элементы этнофенологии. Традиционное водопользование. Традиционное лесопользование. Традиционное землепользование. Особенности традиционного знания о животных и растениях, использование сведений по этноботанике и этнозоологии для сохранения природы. Почитание природных объектов. Почитаемые водные объекты нашей местности. Традиции ненарушающего природопользования.

Практические работы. Сбор местного материала о традициях бережного отношения к животным и растениям. Бережное отношение к водным объектам – элемент местной традиционной культуры. Поиск информации об этноэкологической регламентации использования природных ресурсов.

Раздел 8. Экологический практикум (3часа)

Практические работы. Мониторинг состояния местных экосистем на предмет загрязнения бытовым мусором. Изучение биологического разнообразия, изменения видового состава растений и животных луга( сосновых посадок, рощи) вблизи полевой дороги. Степень антропогенного воздействия на экосистемы вблизи родника Девятая пятница, последствия.

Раздел 9. Работа на экологических тропах (9 часов)

Экскурсии по экологическим тропам №1, №2,

Поход по экологической тропе №3.

Правила сбора и оформления информации (отчетов по экскурсиям).

Раздел 10. Пропаганда природоохранных идей (9 часов)

Формы пропаганды природоохранных идей: экологические плакаты, листовки, выступления агитбригад. Защита природоохранных проектов. Презентация экологических плакатов, газет. Участие в районных акциях.

Агитбригада: «В защиту природы»,

Акция «Чистый родник»

Акция «Чистая река»

















Литература

1. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.

2. Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания.

3. Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – Самара, 1990.

4. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя / -Н.

И. Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. – М.: Просвещение,

1983. – 303с

5. Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. М., 1998г.- Концепция и стратегия развития системы экологического образования школьников.

6. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение 1984г.

7. Экология и развитие личности/ Сборник документов с конференции/. -1Ступино 2003г.

8. Алексеев В.А., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум

школьника - издательство «Учебная литература», 2008 г.

2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Рабочая программа "Эколог и Я"

Автор: Трифонова Татьяна Яковлевна

Дата: 24.01.2015

Номер свидетельства: 160643

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология""
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostiekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "298661"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456386099"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа по экологии животных (элективный курс) 7 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia-proghramma-po-ekologhii-zhivotnykh-eliektivnyi-kurs-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "226307"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440176657"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа 5 класс О.А. Кожина"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-5-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436378074"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программ по внеурочной деятельности кружок "Юный эколог" "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramm-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhok-iunyi-ekologh"
    ["file_id"] => string(6) "235024"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443577876"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства