kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа предметного кружка "Удивительные опыты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предметного кружка предназначена для учителей биологии, работающих по ФГОС второго поколения.Рассичтана на 34 часа в год.Возраст учащихся- 11-12 лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа предметного кружка "Удивительные опыты"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 60





ПРОГРАММА



предметного кружка по биологии

«Удивительные опыты» для учащихся 6 классов












Автор:

учитель биологии и химии

МАОУ СОШ № 60

Е.А.Линова





2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В начале XXI века современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера уже не обойтись. Современная школа ставит задачу формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современных ключевых компетенций, которые и определяют новое содержание образования. Школа должна содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению базовых социальных способностей и умений, приобщению учащихся к творческой и исследовательской деятельности.

Биологический кружок организуется для учащихся 6 классов, которые на уроках природоведения в начальной школе познакомились с миром живых организмов.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она охватывает большой круг естественно - научных исследований с применением цифровой лаборатории «Архимед».

Цифровая лаборатория – новое поколение естественнонаучных лабораторий. Нами используется оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ. Автоматизация сбора и обработки данных от датчиков, анализ и обработка осуществляется с помощью компьютера Nova5000, экономит время учащихся, позволяет сосредоточить внимание на сути исследования. Важная особенность лаборатории - получение данных, недоступных в традиционных учебных экспериментах. Компьютер Nova и датчики: температуры, влажности и освещенности, регистрируют данные, которые в полевых условиях позволяют повести комплексный анализ погоды данной местности. Информация сохраняется в виде графиков, таблиц и ее удобно в дальнейшем использовать при проведении анализа исследования и составления отчета.

Сегодня очень важно вооружить учащегося не столько знаниями, сколько способами овладения ими. При проведении предлагаемых работ формируются универсальные умения и навыки, которые позволяют ученику применять свои знания в нестандартных ситуациях.

Новизна и актуальность программы заключается в том, что у учащихся формируется понятие научного способа при проведении исследовательской деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий, сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Курс рассчитанн на 34 часа. Включает теоретические и практические занятия.

На курс отводится по 1 часу в неделю.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.


Цель:

Создать условия для формирования представлений о научном подходе к исследованию физических, химических и биологических явлений с использованием новых информационно – коммуникационных технологий.


Задачи программы:


  1. Повысить мотивацию учащихся к исследовательской деятельности;

  2. Сформировать у учащихся навыки проведения исследования, которые обеспечивают формирование способностей к самостоятельному усвоению новых знаний;

  3. Реализовать индивидуальную образовательную траекторию учащегося при проведении исследовательской работы;

  4. Сформировать у учащихся готовность самостоятельно, творчески осваивать и апробировать новые способы деятельности в любой области культуры.


Условия реализации программы


  1. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 11-12лет.

  2. Продолжительность образовательного процесса - 1 год.

  3. Количество часов - 1 учебных час в неделю


Формы организации деятельности учащихся на занятиях


  1. Групповая

  2. Индивидуальная

При организации исследовательской деятельности применяются следующие приёмы:

  1. Организационные: оформление тетрадей, рисунков, таблиц, практических работ, распределение обязанностей в группе, алгоритмизация (последовательность) работы;

  2. Коммуникативные: работа в паре и группе;

  3. Информационные: поиск и отбор информации;

  4. Интеллектуальные: описание, анализ, сравнение, обобщение, формулирование выводов, составление алгоритма работы, установление причинно-следственных связей, классифицирование, выделение опорных слов, составление таблиц, схем. рисунков, решение задач;

  5. Рефлексивные: самооценка, самоанализ, самоконтроль, взаимный контроль, оценивание работы других.




Формы и методы, используемые в работе по программе


Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с цифровой лабораторией «Архимед»)


Используемое оборудование:

Цифровая лаборатория «Архимед»

В состав цифровой лаборатории входят:

  1. Специализированный портативный компьютер Nova5000, который предназначен для учебно-исследовательской деятельности. Nova5000 объединяет стандартный интерфейс платформы Windows CE 5.0, регистратор и инструментарий для математических вычислений.

  2. Специальное программное обеспечение. Программа MultiLab CE от фирмы Fourier System. Программа MultiLab CE является интерфейсом, посредством которого NOVA5000 обрабатывает экспериментальные данные, получаемые от встроенного регистратора данных. Комплекс MultiLab предназначен для сбора, просмотра и анализа экспериментальных данных. Порты датчиков NOVA5000 позволяют подключать одновременно до восьми датчиков

  3. Датчики цифровой лаборатории Nova5000.

  4. Дополнительно лаборатория Архимед оснащается цифровым микроскопом – это существенно расширяет ее возможности.

  5. Руководство пользователя портативного компьютера Nova5000.

  6. Программное обеспечение для сбора, анализа и обработки данных на КПК и ПК.













План организации учебной деятельности

Этап

Особенность

Деятельность ученика

Деятельность учителя

1 этап

Подготовителный

Учащиеся изучают литературу, занимаются сбором предварительных данных об объекте изучения, подбирают методики и необходимое оборудование, заводят дневники. На этом этапе проводится обучение работе с датчиками цифровой лаборатории ''Архимед’’ и электронным микроскопом.

+

+

2 этап

Экспериментальный

В процессе исследований учащиеся проводят системные наблюдения, сбор информации, делают описание объекта деятельности, апробируют новые технологии, методики, создают собственное исследование. Материалы сохраняются и обрабатываются на компьютере Nova, с использованием электронного микроскопа.

+

+

3 этап

Камеральный

Обрабатываются образцы полученных материалов. Работа с фото и видео- информацией, с презентациями, цифровым микроскопом проводится на компьютере.

+

+

4 этап

Аналитический

Проводится работа по выявлению причинно- следственных связей, закономерностей,
проблем, составляются рекомендации, предложения.

+

+

5 этап

Отчетный

Составляется отчет об исследовательской работе, используя компьютерные технологии (Microsoft PowerPoint, программы цифровых лабораторий, обработка фото и видео материалов).
На основе полученных материалов готовятся доклады на конференции, оформляются творческие работы на конкурсы.

+

+

6 этап

Информационный

Этот этап предусматривает ознакомление с полученными результатами других
учащихся и учителей на уроках и конференциях.

+

-

7 этап

Практический

- участие с докладами на научно- практических конференциях
- пропаганда полученных знаний.

+

-



Ожидаемый результат:

Ожидаемыми результатами обучения являются: повышение эффективности учебного процесса, формирование элементов экологической культуры, формируется ИКТ-грамотность, формирование исследовательских умений и осуществление развития творческой личности ученика.


Основные принципы программы


1.Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

2.Принцип гуманизации. Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

3.Принцип опоры.Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

4.Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ­ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

5.Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш­ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.


В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  1. методику работы с биологическими объектами;

  2. понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  3. основные источники информации;

  4. правила оформления списка использованной литературы;

  5. способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

  6. основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

  7. источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

  1. выделять объект исследования;

  2. разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

  3. выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  4. работать в группе;

  5. пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;

  6. вести наблюдения окружающего мира;

  7. планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

  8. работать в группе.

  9. работать с цифровой лабораторией



Содержание программы.

Вводное занятие (1 ч).

Цели и задачи, план работы кружка.

Тема 1.Методы изучения живых организмов. (8 ч).

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство светового микроскопа, правила работы с ним. Правила работы с электронным микроскопом. Овладение методикой работы с микроскопом.

Знакомство со справочной литературой, энциклопедиями, журналами, газетами.

Практические работы:

1.Устройство светового микроскопа и электронного. Правила работы с микроскопами.

2.Приготовление препарата кожицы лука и изучение его под микроскопом.

3.Изучение объектов живой природы с помощью микроскопа (светового и цифрового).

Тема 2. Цифровая лаборатория «Архимед» (10 ч).

Правила работы с цифровой лабораторией «Архимед» и ТБ. Датчики цифровой лаборатории.

Практические работы:

1. Работа с датчиками температуры.

2. Работа с датчиком влажности.

3. Работа с датчиком освещенности.

4. Работа с датчиком рН-метр

5. Работа с датчиком кислорода.

6. Работа с датчиком углекислого газа.

7. Работа с датчиком рН-метр.

Тема 3.Исследовательская работа (13 ч).

Этапы исследовательской деятельности. Поиск информации. Эксперимент. Оформление результатов исследовательской работы.

Практические работы:

1.Исследование строение пламени свечи.

2 Измерение влажности воздуха в помещении.

3.Изучение процесса дыхания у растений.

4.Условия прорастания семян.

5.Измерение освещенности в помещениях школы.

6.Измерение кислотности различных напитков.

7.Влияние проветривания на микроклимат в классе.

8.Определение концентрации кислорода в цветущей воде.

Экскурсия

В микрорайон школы, на водоемы города (река, пруд, родники)

Подведение итогов работы кружка (2 ч).

Представление результатов работы. Анализ работы.



Учебно-тематический план.


Наименование темы

Количество

часов

Сроки проведения

Теория

Практика

план

факт

Вводное занятие (1ч).

Цели и задачи, план работы кружка.

1

-



Тема 1.Методы изучения живых организмов ( 8 ч).


5

3



Тема 2. Цифровая лаборатория «Архимед» (10 ч).

3

7



Тема 3.Исследовательская работа (13 ч).


5

8



Подведение итогов работы кружка (2 ч).

1

1



Всего: 34 ч

15

19





Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности.


  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

  • получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.



10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа предметного кружка "Удивительные опыты"

Автор: Линова Елена Александровна

Дата: 15.12.2016

Номер свидетельства: 370109

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(14) "Статья: "
    ["seo_title"] => string(9) "stat-ia-1"
    ["file_id"] => string(6) "151985"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420795024"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "органи "
    ["seo_title"] => string(7) "orghani"
    ["file_id"] => string(6) "152248"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420817775"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Планирование воспитательной работы "
    ["seo_title"] => string(36) "planirovaniie-vospitatiel-noi-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "105095"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402817482"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ "
    ["seo_title"] => string(67) "liego-tiekhnologiia-v-sistiemie-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "234705"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443513879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства