Просмотр содержимого документа
«Программа консультации по биологии 10 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сангарская средняя общеобразовательная школа№ 1»
Рассмотрено:
На заседании МО
Протокол №_______________
от «__15_»_сентября__2016г.
.
Утверждаю:
Директор школы
____________________
«_15_»__сентября__2016
Рабочая программа
консультаций по биологии
«Систематизация знаний
по биологии
в рамках подготовки учащихся
11 класса к ЕГЭ»
срок реализации - 1 год
часов в неделю – 1 час
всего часов в год - 35 часов
Составила:
учитель биологии
Полятинская М.С.
Пояснительная записка
Данная программа консультаций по биологии предназначена для учащихся 10-11 классов рассчитана на 35 часов, продолжительность курса - 1 год. Содержание программы составлено на основе УМК по биологии, учебника Общая биология 10 – 11 класс, авторы: Захарова В.Б., Мамонтова С.Г., Сивоглазова В.И .М, издательство « Просвещение», 2012 год
Современная система школьного образования ставит задачу приобретение интегрированных умений и навыков, которые позволят учащимся лучше понимать и усваивать изучаемый материал, формирует более высокие способности применять полученные знания на практике.
Факультативный курс позволяет повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала школьниками, дает возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризировать биологические знания. Систематизация знаний и решение задач занимает в образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по предмету и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний.
Целью факультативного курса является развитие общих интеллектуальных умений, а именно, логического мышления, умений анализировать, конкретизировать, обобщать, систематизировать, применять приемы сравнения, развитие творческого мышления. При решении задач осуществляется осознание учащимися своей собственной деятельности, обеспечение самостоятельности и активности учащихся, достижение прочности знаний и умений применять полученные знания в нестандартных, творческих заданиях. Также у детей воспитывается трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. В процессе систематизации реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение учащихся.
В материалах КИМов ЕГЭ и Единого тестирования по биологии решение задач является одними из основополагающих и встречаются в тестах разного уровня сложности. Поэтому, главным в содержании курса является его практическая направленность, связь теоретических и практических знаний, умений и навыков. Она включает в себя элементы:
наблюдение
измерение
экспериментирование
математический анализ полученных данных
работа с информационными источниками, в том числе и Интернет
В ходе занятий ученики совершенствуют и отрабатывают:
коммуникативные умения – сотрудничество при работе в группах, культура ведения дискуссии;
презентация результатов;
самонаблюдение;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни
Другая особенность курса – его интегрированность и междисциплинарность.
Особое место в курсе занимает материал, который посвящен решению расчетных задач по генетике человека.
В современном обществе количество наследственных заболеваний увеличилось и составляет более 4000 наименований. Профилактика, причины и последствия возникновения заболеваний человека это одни из вопросов, которые рассматриваются в данном курсе.
Данный курс позволяет школьнику составить свою индивидуальную траекторию подготовки к будущей профессии.
Цель курса: Обобщить и систематизировать знания учащихся в области биологии.
Задачи:
Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
Интеллектуальных и практических умений
Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни.
Способствовать развитию творческих способностей учащихся, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения рефлексии и самооценки.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и окружающему миру.
Методы:
лекционный метод передачи знаний;
практический метод: решение расчетных и экспериментальных задач по генетике
методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных генетических проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
Продолжительность: занятия 40 мин.
Проведение занятий: один раз в неделю.
Основная форма проведения занятий – урок, который можно проводить на базе кабинета биологии в школе. На каждом уроке нужно формулировать цель для учащихся, это цель должна быть им понятна и интересна. Активизация познавательной активности учащихся достигается за счет работы в творческих проблемных группах, выполнение сообщений и других творческих работ. Подведение итогов желательно проводить в виде рефлексивного обсуждения, в которой делается акцент на связь теоретических знаний с практическими. У учащихся должна быть специальная тетрадь для этого урока. В начале и в конце курса проводится входная и выходная диагностика для мониторинга эффективности и актуальности занятий. Курс предполагает работу по совершенствованию понятийного аппарата по генетике.
Практическая часть. Упражнения, задания, ролевые игры, решение тестовых заданий разного уровня сложности.
Рефлексивная часть. Планы на будущее.
Образовательные результаты изучения данного элективного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм:
текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, тестирование), посещаемость, активность работы на занятиях;
итоговый контроль в форме выполнения итогового контрольного теста по решению задач по генетике.
Учебно-методическое обеспечение курса
Программа курса
Методическое пособие: Беляев Д.К. Практикум по биологии в школе». М.:Дрофа 2007.
Методические разработки практикумов по решению задач
Комплекты тестов.
Наглядно-демонстрационный материал.
Учебно-тематический план консультаций по биологии в 11 классе
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов (всего)
контроль
Текущие
тесты
Контрольно- измерительный материал (КИМы)
итого
1
Тема 1. Клетка как биологическая система
3
3
1
4
2
Тема 2. Организм как биологическая система
10
7
2
9
3
Тема 3. Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность
8
5
2
7
4
Т е м а 4. Человек и его здоровье.
4
4
1
5
5
Тема 5. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира.
7
4
2
6
В нижней части таблицы часы суммируются
Итого:
35
2
Содержание
Тема 1. Клетка как биологическая система
Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Развитие знаний о клетке.
Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов — основа единства органического мира, доказательства родства живой природы Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
Химическая организация клетки.
Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки.
Неорганические вещества клетки
Органические вещества клетки:
Углеводы, липиды.
Белки, их строение и функции
Нуклеиновые кислоты.
Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь.
Стадии энергетического обмена.
Фотосинтез, его значение,Световые и темповые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь.
Энергетический и пластический обмен,
Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.
Гены, генетический код и его свойства
Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции.
Раздел 5 Надорганизменные системы. Эволюция органического мира. 7 часов
29.
Вид, его структура, критерии. Микроэволюция.
1
4.04
30.
Макроэволюция.
1
11.04
31.
Возникновение жизни на Земле.
1
18.04
32
Антропогенез
1
25.04
33, 34
Экосистемы.
2
16.05
23.05
35
Итоговое тестирование
1
30.05
Требования к уровню подготовки учеников
Знать /понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, биогенетический закон Геккеля и Мюллера; учение об уровнях организации жизни; закон гомологических рядов Вавилова; сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида, экосистем; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
решать: элементарные задачи по генетике, экологии; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды ;
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение
Литература :
Анастасова Л.П. Самостоятельная работа учащихся по общей биологии. Пособие для учителя. М.:Просвещение. 1989.
Анастасова Л.А. Способы решенгия задач по биохимии и молекулярной биологии. «Биология в школе» №8 2002.
Беркинблит М.Б. Почти 200 задач по генетике и биохимии . М.:Мирос.1992
Галеева Н.Л. Развивающие и диагностические задания в курсе общей биологии. М.:Просвещение. 2002.
Инге – Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М.:Высшая школа. 2004.